(Феодосийской и Керченской епархии УПЦ), находится в с. Войкове (ранее Катерлез, Катерлес, Кетерлес), к северо-западу от г. Керчь. Первоначально мужской, с 1900 г. женский.
По преданию, К. м. основан на горе Катерлез, на месте явления в кон. XVIII в. вмч. Георгия Победоносца. Местный пастух ежедневно утром и вечером поднимался на гору вмч. Георгия для молитвы. Утром, 23 апр., он увидел на скале воина на белом коне. Спустя год, 23 апр., видение повторилось. На 3-й год пастух пришел на гору вместе с 3 набожными старцами из Катерлеза и они вновь увидели прекрасного юношу, стоявшего на камне рядом с конем. Когда люди подошли совсем близко, видение исчезло, но на камне, где стоял юноша, остались его следы и отпечатки конских копыт. Вскоре над этим камнем построили небольшую прямоугольную каменную башенку, к ней стали приходить богомольцы. В 1788 (?) г. чуть выше башни была обнаружена икона вмч. Георгия Победоносца, которую торжественно перенесли в керченскую ц. св. Иоанна Предтечи. Но дважды икона невидимо возвращалась на место своего явления, и только после того, как был отслужен молебен с коленопреклонением и дан обет выстроить храм на месте чудесного явления, святыня осталась в Иоанно-Предтеченской ц. Ежегодно 22 апр. в К. м. совершалось торжественное всенощное бдение, а 23 апр. после Божественной литургии икону крестным ходом с городским духовенством приносили из Керчи в Катерлез для совершения молебна с водосвятием. В праздничных торжествах принимали также участие «татары... в своих оригинальных национальных костюмах».
Почитание катерлезского образа вмч. Георгия в сер. XIX в. было возобновлено благодаря деятельности архиеп. Херсонского и Таврического свт. Иннокентия (Борисова), занимавшегося восстановлением древних христ. святынь Крыма. В 1852 г. свт. Иннокентий, узнав о местночтимой иконе, посетил место явления великомученика и предложил построить часовню, а со временем и основать монастырь. В 1853 г. попечительством почетных граждан Керчи Николая Джанбекова и Федора Сазонова (Созонова?) возвели небольшую часовню, но во время Крымской войны (1853-1856) англо-франко-тур. союзники устроили в ней конюшню, а затем разрушили. По инициативе архиеп. Иннокентия на средства купца В. Я. Гущина и др. горожан вместо часовни 8 сент. 1856 г. был заложен собор во имя вмч. Георгия Победоносца. 23 апр. 1857 г. казначей Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца монастыря иером. Михаил (Слоницкий; Ɨ 1877) в сослужении керченского духовенства освятил каменный с деревянным куполом Георгиевский храм будущей обители. В 1862 г. на вклады по духовному завещанию купца А. С. Маринаки к церкви пристроили каменную колокольню (к кон. XIX в. на ней имелось 8 колоколов общим весом более 104 пудов). После окончания Крымской войны (1853-1856) в память освобождения города керчане в 1-е воскресенье после 10 июня совершали крестный ход от городского собора к катерлезскому храму, а затем и к обители.
По ходатайству свт. Иннокентия (но уже после его кончины) указом Синода от 12 янв. 1859 г. при Георгиевском приходе была учреждена заштатная киновия (без пособия от казны) - общежительная пустынь, приписная к Балаклавскому монастырю. Первоначально небольшую братию составляли 3 чел.- балаклавский казначей иером. Михаил (Слоницкий) и старцы Григорий (Григорьев) и Антоний (Петренко). Насельникам помогал сосланный в К. м. солдат Флор из Керченского полубатальона карантинной стражи. По отчетам 1877 г., в К. м. проживало 10 чел. братии и 48 «на испытании», в 1894 г.- настоятель игум. Филофей (Сташевский; с 1897 возглавлял кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь), а также 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 монаха и 16 послушников. Монашествующие происходили из разных сословий. Напр., мон. Фотий (в миру И. П. Силич), из отставных солдат, участник Крымской войны, был пострижен в монашество в 1879 г.
Свт. Иннокентий (Борисов) пожертвовал на развитие пустыни 5 банковских билетов по 1000 р., более 20 чел. пожертвовали от 100 до 500 р. Проценты от банковского капитала, составившего в итоге сумму в 6205 р., шли на содержание обители. Киновия владела и землями: 10,5 дес. пожертвовала городская дума и столько же - керченский помещик, губ. секретарь К. А. Хамарито. Основу монастырских доходов составляли пожертвования, т. к. К. м. не имел производств, приносящих прибыль, а половина земельных угодий пустыни считалась непригодной для обработки.
В 1869 г. настоятель К. м. архим. Михаил (Слоницкий) возглавил Бахчисарайский Успенский скит (впосл. переведен в Балаклавский Георгиевский мон-рь, где и скончался). Настоятелем К. м. стал духовник Таврического архиерейского дома иером. Петр (Глебов; Ɨ 29 нояб. 1888). В этот период были возведены мн. монастырские постройки, выписаны из Москвы парчовые облачения для соборного служения, приобретена икона Воскресения Христова «хорошего письма». В 1888 г. К. м. возглавил постриженик Киево-Печерской лавры, бывш. законоучитель Лаврского пещерного 2-классного уч-ща иером. Филофей (Сташевский). При нем слева от соборного Георгиевского храма возвели и 22 окт. 1898 г. освятили теплую ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, построили помещения для хозяйственных нужд. К нач. XX в. в К. м. также располагались 2 двухэтажных и одноэтажный корпуса (возведены в 1859-1869, в т. ч. на средства керченского купца, почетного гражданина И. Е. Салатича), каменная гостиница с хозяйственными постройками (сооружена в 1871 попечением керченской почетной гражданки А. Аверкиевой), просфорная, баня, мастерские, кузница. Территорию пустыни обнесли каменной оградой. К нач. 10-х гг. XX в. на землях К. м. находилось не менее 2 часовен, в т. ч. во имя вмч. Георгия Победоносца в вост. части монастырских владений.
На кладбище при К. м. хоронили насельников и нек-рых мирян, напр., здесь погребен ген.-майор Д. А. Маняти (1818-1879), участник Крымской войны, награжденный орденом св. Георгия 4-й степени (18 дек. 1857). Помимо уставных богослужений в К. м. по воскресеньям читались акафисты Спасителю и вмч. Георгию Победоносцу, по пятницам - акафист Страстям Христовым, по субботам - акафист Божией Матери.
В К. м. хранились святыни: частицы мощей ап. Андрея Первозванного, св. Анфима, свт. Павла патриарха, св. бессребреника Космы, вмч. Пантелеимона, мучеников Христофора, Хрисанфа, мц. Фотинии. При К. м. была открыта небольшая б-ка, для которой наряду с религ. литературой выписывались светские издания: «Сельский вестник», «Деловой корреспондент», «Оренбургский край и Енисей» и др.
К 1900 г. К. м. управлял игум. Сергий. К сожалению, среди монашеской братии отсутствовали мир и согласие, часто возникали распри. В кон. ХIХ в. Таврическая духовная консистория неоднократно занималась проблемами, связанными с невыполнением насельниками монастырского устава. Было принято решение преобразовать мужской монастырь в женский. Керченских иноков расселили по мужским обителям Крыма. По представлению архиеп. Таврического Николая (Зиорова) определением Синода от 20 марта 1900 г. Катерлезская пустынь была обращена в жен. общежительный монастырь, настоятельницей стала насельница Страстной иконы Божией Матери московского монастыря мон. Леонида с возведением в сан игумении. Ее сменила игум. Ксения, переведенная из Топловского во имя прп. Параскевы женского монастыря. В обители проживало ок. 40 насельниц, в 1912 г.- 91 (8 монахинь, 3 послушницы, 80 сестер находились на испытании). В 1912 г. доход обители составил наличными 7975 р. 81 к. и казначейскими билетами - 118 р. 46 к.
Но и после обращения обители из мужской в женскую благочестие и дисциплина утвердились здесь не сразу. Красноречивым документом, свидетельствующим о нерадении новых насельниц, является резолюция от 14 авг. 1909 г. в ответ на просьбу К. м. выдать сборную книжку. В резолюции сказано: «Прежде, чем производить сборы на содержание обители, нужно самой обители остепениться, одуматься, исправиться. Нужно взяться за работу: рукоделие, обработку земли, за садовничество и огородничество. Обитель до сего времени умела лишь собирать. Для каковой цели выслала из монастыря целый полк послушниц. Оттого-то послушницы не знакомы совершенно с духовной жизнью, дерзки, грубы и злоязычны» (цит. по.: Тур. 1998. С. 144-145).
В нач. XX в. в Керчи было устроено монастырское подворье с ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1911) с 2 корпусами. По воспоминаниям местных жителей, значительную сумму для подворья пожертвовал Г. М. Шульженко, родной дядя певицы К. И. Шульженко. В годы первой мировой войны с разрешения епархиального начальства за счет К. м. при керченском подворье было устроено 4-е отд-ние Керченского временного городского лазарета для раненых и больных воинов рус. армии. За ранеными ухаживали сестры милосердия рясофорные послушницы Мавра Крячкова и Миропия Гливина, послушница Мария Кривоногова. В 1915 г. Комитетом Ее Императорского Высочества вел. кнг. Татианы Николаевны при подворье была открыта школа для девочек-беженок.
После 1917 г. К. м. закрыли первым из крымских обителей. 20 февр. 1921 г. Керченский уездный революционный комитет решил ликвидировать К. м., имущество обители передать устроенной там же детской трудовой колонии (детский дом). Насельницы, пожелавшие сохранить монашеский постриг, по рекомендации руководства ревкома могли переселиться в Космодамиановский жен. мон-рь. Сестры, решившие заниматься трудом «без отправления религиозного культа», могли проживать на территории обители. Это стало возможно благодаря вмешательству Админоргуправления НКВД Крыма, направившего в Керчь уведомление, в к-ром подтверждалось право сестер, отказавшихся от пострига, не покидать территорию обители. К кон. февр. в корпусах К. м. проживали бывш. монахини Мария Ключникова, Марина Карихина, Марфа Лебединская, Елена Чернышёва и др., давшие подписку начальнику Керченской окружной милиции в том, что они отказались от монастырского послушания. В 1922 г. из Георгиевского храма неск. раз производилось изъятие церковных ценностей. Напр., 23 апр. того же года, в престольный праздник вмч. Георгия Победоносца, власти изъяли серебряные богослужебные предметы общим весом 42 фунта 87 золотников 42 доли.
Георгиевский храм некоторое время действовал как приходский, но 20 июня 1923 г. в К. м. прибыла комиссия из Керченского Окружного исполнительного комитета, к-рая составила опись движимого и недвижимого имущества и на основании инструкции НКВД Крыма приняла решение о закрытии церкви как действующей на территории детского заведения. В опись было включено 113 наименований предметов, 30 из них были изготовлены из серебра. В авг. 1923 г. 438 жителей с. Катерлез обратилось в КрымЦИК с ходатайством о передаче храма им в пользование. Жители поселка мотивировали свою просьбу тем, что в 50-х гг. ХIХ в. эта церковь была построена за счет средств верующих и в дальнейшем содержалась прихожанами. Даже после ликвидации монастыря церковь ремонтировалась за счет верующих, проживавших в с. Катерлез. В заявлении жители указывали, что ближайший храм находится в 5 км от села, не имеющего хороших дорог, которые в осенне-зимний период «раскисали», и это препятствовало посещению церкви. Однако к прошению было подшито сопроводительное письмо, подписанное заместителем наркома внутренних дел Крыма О. Дивеевым и замначальника Админоргуправления НКВД М. Ф. Седых. В нем говорилось о нецелесообразности открытия церкви, расположенной на территории детского дома, и предлагалось утвердить решение ликвидационной комиссии. КрымЦИК отказал верующим в открытии храма, что вызвало недовольство населения поселка. В февр. 1924 г. были национализированы все финансовые бумаги обители на сумму 24 100 р. Для того чтобы закрыть вопрос о пустующей церкви, Президиум Керченского райисполкома в мае 1924 г. принял решение о ликвидации детского дома и церкви, не согласовав это с Центральным адм. управлением Крыма, ведавшим вопросами ликвидации монастырей и храмов. На заседании исполкома было принято постановление «Об использовании строительных материалов с построек бывшего Катерлезского монастыря», в котором говорилось о том, что здания К. м. передавались местхозу города для использования разобранных материалов при постройке школ и др. учреждений. Церковь и все здания мон-ря были разобраны на стройматериалы. По преданию, ночью от руин обители исходил зеленоватый свет, а представители властей насмехались над верующими: «Ну что, загулял ваш Георгий?»
В нач. 20-х гг. XX в. нек-рые сестры К. м. переселились на керченское монастырское подворье. В 1922 г. из Введенской церкви подворья было изъято более 14 фунтов серебряных предметов. В февр. 1923 г. постановлением Президиума Керченского райисполкома Введенский храм был закрыт, а здания подворья конфискованы для использования «более рациональным способом». В 20-30-х гг. XX в. в храме подворья был оборудован кинотеатр «Колхозник». В 1942 г., во время немецко-фашистской оккупации Керчи, Введенская церковь подворья стала соборным храмом г. Керчи, здесь возобновились богослужения. В 1946 г. храм был восстановлен (на Пасху 1957 на богослужении молилось ок. 5 тыс. верующих), но в 1958 (1960?) г. вновь закрыт и летом 1960 г. разрушен. В одном из помещений монастырского подворья нек-рое время функционировал Дом колхозника.
14 окт. 1991 г. на месте монастырской Георгиевской ц. был установлен 7-метровый крест. Ежегодно 23 апр. (6 мая), в день памяти вмч. Георгия, из Керчи в с. Войково совершается торжественный крестный ход. С 1997 г. здесь возрождается жен. обитель, сестрам переданы 2 здания у подножия горы, устроены домовая церковь, келии. 7 янв. 2000 г. в К. м. была отслужена первая после начала восстановления монастыря литургия, в июле того же года состоялся постриг 1-й мон. Акилины (Ляшко), назначенной игуменией. К нач. 2013 г. на месте разрушенного мон-ря началось возведение храма вмч. Георгия Победоносца.