(Кадис) [евр. греч. Καδης, Καδες, Κεδες], древний город в Галилее, упоминается в ВЗ. Царь К. упомянут среди хананейских правителей, разбитых войском Иисуса Навина (Нав 12. 22); впосл. стал городом левитов и городом убежища (Нав 20. 7; 21. 32; 1 Пар 6. 72) на границе Израиля и Финикии. В 733/2 г. до Р. Х. был захвачен ассир. царем Тиглатпаласаром III, жители города и окрестностей депортированы (4 Цар 15. 29). По всей видимости, к V в. до Р. Х. отстроенный заново К. стал центром персидской провинции в В. Галилее. В папирусах Зенона (259 г. до Р. Х.) К. описан как процветающее поселение, где путешественник мог пополнить запасы продуктов (P. Zen. 59. 004). Между 145 и 143 гг. до Р. Х. в результате сражения между Ионафаном Маккавеем и селевкидским царем Деметрием II К. был полностью разрушен (1 Макк 11. 63-74). Иосиф Флавий писал о К. как о деревне в Тирской обл., на границе с Галилеей (Ios. Flav. De bell. II 18. 1). Евсевий Кесарийский сообщал, что К. расположен в 20 рим. милях от Тира (Euseb. Onomast. 116. 10). К. упоминается также араб. географом и путешественником аль-Мукаддаси (X в.).
Исследователи идентифицируют библейский К. с совр. Тель-Кедеш в В. Галилее, в 10 км к северо-западу от Хацора (см. Асор), на расстоянии 19 км к северу от Цфата, на совр. границе между Израилем и Ливаном. Холм доминирует над плодородной долиной.
В XIX в. К. описан европ. исследователями В. Гереном, Ч. Уилсоном, К. Р. Кондером и Г. Г. Китченером. Древние периоды истории К. мало изучены. В 1953 г. Й. Ахарони провел археологические разведки и пробные раскопки в сев.-зап. части телля, выявившие массивный слой периода ранней бронзы, остатки крепостных сооружений среднего бронзового века, слои железного века I-II, эллинистического и раннеараб. периодов заселения. Раскопки древнейшей части города не производились.
Не найден и древний некрополь К., однако исследователи предполагают, что он находился к северу от телля. При проведении строительных работ здесь была обнаружена пещера, по всей видимости использовавшаяся для погребальных ритуалов в эпоху средней бронзы. Пещера (4,8×6,72 м, высота 1,75 м) имеет форму неровного овала. В южной ее части высечена квадратная колонна с подобием резной капители (0,67×0,67 м), неск. смещенная по отношению к центру. На полу пещеры обнаружено более 100 целых керамических сосудов и неск. медных предметов. Основную часть керамических находок составляют масляные светильники на высокой ножке и кухонные горшки; на посуде заметны следы копоти. По предположению исследователей, керамические находки свидетельствуют о погребальных тризнах, проводившихся в пещере.
С 1997 г. регулярные раскопки в нижнем городе ведутся совместной экспедицией Мичиганского и Миннесотского ун-тов. Археологи А. Берлин и Ш. Герберт обнаружили адм. здание больших размеров (56×40 м) с просторным внутренним двором. В вост. части комплекса археологи раскопали жилые помещения и бани. Зап. и сев. части использовались для адм. и церемониальных нужд. Комплекс был построен в персид. период (VI в. до Р. Х.), а позднее использовался птолемейскими и селевкидскими правителями Палестины (III-II вв. до Р. Х.). По всей видимости, при Селевкидах в здании помещался гос. архив. Документы не сохранились, однако при раскопках обнаружено огромное собрание глиняных булл (ок. 2400). Большая часть - оттиски личных печатей обычных граждан. Такие буллы, как правило, не надписаны и украшены изображениями мифологических персонажей, божеств, портретами селевкидских правителей. Встречаются и официальные - с тирской символикой (якорь и дельфин) и с греческими и финикийскими надписями. Так, обнаружена булла с изображением богини Танит и финикийской надписью: «Тот, кто [царит] над землей». Возможно, это печать правителя К., назначенного селевкидами; еще одна булла с изображением пшеничного колоса и виноградной грозди (вероятно, символами города) подписана: КYΔΙΣΣ. Найдена также редкая золотая памятная монета птолемейской чеканки с изображением Арсинои, супруги Птолемея II,- самая тяжелая из обнаруженных на раскопках в Израиле (27 г.).
Исследователи предполагают, что в VI в. до Р. Х. К. мог стать столицей персид. провинции Галилея. До сих пор об администрации этой части страны ничего не было известно. Персид. провинциями были Иудея, Самария и Идумея. Впосл. эти земли вместе со всей В. Галилеей перешли под власть Тира, возможно, в знак благодарности за помощь в войнах против Греции. Последние буллы из архива датируются 148 (или 147) г. до Р. Х. Видимо, комплекс пришел в запустение после победы Маккавеев. При пожаре, однако, пострадали только архивные помещения здания. Архив был погребен под слоем разрушенных стен из сырца, превратившихся в обожженную глину. По версии исследователей, архив могли сжечь жители Тира, восставшие против селевкидской администрации. На это косвенно указывают тирские монеты, со 141 г. называющие город «святым и неприкосновенным». В посл. трети II в. до Р. Х. комплекс вновь заселялся, однако никаких следов адм. деятельности уже нет. В нач. I в. К. был окончательно заброшен. Следов рим. жилого слоя на памятнике не обнаружено, хотя по соседству расположен важный культовый центр.
В византийский период на холме была построена погребальная часовня. Возможно, на протяжении всего греко-римского периода здесь располагался некрополь: рядом обнаружен небольшой мавзолей и еще неск. рим. захоронений.
Сохранившиеся руины монументального римского храма высотой ок. 8 м известны с кон. XIX в. Раскопки проводились А. Овадией, М. Фишером и И. Роллем (Тель-Авивский ун-т) в 1981-1984 гг. Был открыт просторный теменос (55×80 м) с храмом посередине, со стенами и воротами, расположенными на одной оси со святилищем. Храм прямоугольный (17,6×20 м), с 6-колонным портиком и целлой, ориентирован на запад. Вост. фасад постройки с главным центральным и 2 боковыми входами достигал 12-метровой высоты, был выложен крупными тесаными камнями, без раствора (сухая кладка). Частично сохранились мощеные полы. К зап. стене святилища напротив главного входа изнутри была пристроена апсидальная ниша, в к-рой, по всей видимости, помещалась статуя божества.
Сохранилось множество фрагментов антаблатуры, характерных для позднеримского стиля вост. империи кон. II в. Среди декоративных элементов - треножник, кифар, маски, звезды и полумесяц. По бокам от сев. и юж. входов на внутренней стене здания обнаружены массивные каменные кратеры, от которых вглубь здания уходят узкие каналы для возлияний. Над одним из кратеров помещен рельеф с изображением одетого в тогу человека, опирающегося на копье и держащего в руках сосуд для возлияний.
Две обнаруженные по соседству греческие надписи (117 и 214 гг. по Р. Х.) позволяют утверждать, что храм был посвящен Баал-Шамину («Владыке небес»), одному из главных божеств сиро-финикийского пантеона в римский период, отождествляемого с Зевсом. По предположению Дж. Магнесс, здесь же находился оракул Аполлона. По всей видимости, храм разрушен землетрясением 363 г.