[Квентин; лат. Quintinus; франц. Quentin] (кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. зап. 31 окт.), пострадал близ г. Августа Виромандуев (ныне Сен-Кантен, Франция). Первые сведения о почитании К. относятся к кон. VI в. Св. Григорий Турский упоминал о гробнице мученика, находившейся в г. Виромандуи (Вироманд; ныне Верман, в 11 км от Сен-Кантена). Тело К., к-рое после его мученической кончины покоилось на дне реки, обнаружила некая монахиня (religiosa), долгое время страдавшая слепотой. Когда останки мученика подняли из воды, монахиня прозрела. Более подробно Григорий Турский описывает др. чудо. У священника украли коня, но вора поймали и отвели к судье. После пытки преступник сознался в краже и был приговорен к повешению. Однако священник устыдился, что по его обвинению будет казнен человек, и попросил о помиловании, но судья был непреклонен. Во время казни священник припал к гробнице К., со слезами умоляя его спасти осужденного. На преступнике распались цепи, и он упал с виселицы. Узнав об этом, испуганный судья распорядился отпустить вора (Greg. Turon. Glor. martyr. 72 // MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 86-87). В Иеронимовом Мартирологе под 31 окт. указана память мученической кончины К. в Августе Виромандуев. Эта запись есть в большинстве рукописей мартиролога, но в Эхтернахскую рукопись (Paris. lat. 10837. F. 2-33; 1-я пол. VIII в.) она была вставлена позднее (MartHieron. P. 137; MartHieron. Comment. P. 579-580). Поминовение К. могло быть внесено в мартиролог при составлении т. н. галльской редакции (кон. VI в.- Aigrain R. L'hagiographie: Ses sources, ses méthodes, son histoire. Brux., 2000r. P. 38-39), однако Л. Дюшен полагал, что запись является более поздней вставкой (Duchesne. Fastes. T. 3. P. 141-142).
Мученичество К. сохранилось в неск. редакциях. Ранняя редакция представлена рядом версий с незначительными различиями (Passio et inventio prior (BHL, N 6999-7009), а также восходящими к ним метрическими версиями (BHL, N 7010-7012); см.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 726-727). Текст ранней редакции издан болландистом Б. Боссю по рукописи Paris. lat. 5299 (IX в.) (ActaSS. Oct. T. 13. P. 781-787). Мученичество открывается сообщением о гонении на христиан, к-рое началось при имп. Максимиане (подразумевается соправитель имп. Диоклетиана Максимиан Геркулий, цезарь с 285 и август Запада в 286-305). Христиане К. (сын сенатора Зенона) и Луциан отправились из Рима в Галлию проповедовать. Достигнув г. Амбианы (ныне Амьен), они расстались: Луциан отправился в Белловак (ныне Бове), а К. остался в Амбианах. Проповедники вели аскетический образ жизни, «ежечасно молясь Богу, словно монахи», совершали чудеса, исцеляли больных. Вскоре имп. Максимиан послал в Галлию префекта Рикциовара, жестокого гонителя христиан. Прибыв в расположенный у впадения р. Аре в Рейн г. Базилика (вероятно, имеется в виду Базилея (ныне Базель)), Рикциовар повелел утопить мн. христиан. В Амбианах он узнал о деятельности К. и приказал арестовать проповедника. Когда К. вели в тюрьму, он громко молился и пел псалмы. На следующий день Рикциовар стал его допрашивать, уговаривая отречься от Христа, но мученик оставался непреклонным и убеждал префекта в ложности языческих верований. Когда К. по указанию префекта стали бить палками, мученик помолился Богу и явившиеся ангелы стали избивать и жечь огнем палачей. Решив, что К.- колдун, Рикциовар приказал заточить его в самую темную камеру без окон, где христиане не могли посещать мученика. На следующую ночь ангел велел К. выйти из тюрьмы и проповедовать Христа, не обращая внимания на противодействие врагов Божиих. Покинув тюрьму, мученик пришел в центр города и стал проповедовать, и 600 чел. из слушавших его обратились ко Христу. Стражники, обнаружив исчезновение К., бросились на поиски и нашли мученика посреди внимавшей ему толпы. Сообщив об этом префекту, воины заявили, что совершенные К. чудеса убедили их в истинности христ. веры и они отвергли поклонение языческим богам. Разгневанный Рикциовар поклялся убить К. и искоренить «лживую и суеверную секту». Он обещал К. вернуть конфискованное имущество, сулил щедрые дары и милость императора. Мученик не стал слушать гонителя и был подвергнут жестоким пыткам: его подняли на дыбу, лили на спину кипящее масло, смолу и жир, жгли бока огнем. Однако К. не чувствовал боли. Ему набили рот известью, уксусом и горчицей, но К. продолжал молиться и прославлять Бога. Тогда Рикциовар, поклявшись языческими богами, обещал отправить его в Рим на суд к императору, но мученик ответил, что ему суждено умереть в этой провинции.
Наложив на К. оковы, Рикциовар приказал доставить его в Рим. По дороге мученик беспрестанно пел псалмы. В г. Августа Виромандуев гонитель вновь предложил К. принести жертву Юпитеру и Аполлону, обещав оказывать ему покровительство и добиться назначения наместником провинции (ut te principem et iudicem constituat in loco isto), но мученик отказался. Тогда Рикциовар велел изготовить 2 длинных железных кола (tarincas) и 10 гвоздей, пронзить К. кольями и вогнать ему под ногти гвозди. В то время как воины терзали мученика, некий Гонорат посоветовал гонителю вынести ему смертный приговор. К. привели на место казни, и мученик попросил дать ему время для короткой молитвы. После того как К. отрубили голову, из его шеи выпорхнула белоснежная голубка и поднялась к небесам, а свыше раздался голос: «Квинтин, Мой служитель, приди и прими венец, который Я приготовил тебе, и Мои ангелы примут тебя и отведут в небесный Иерусалим». Рикциовар велел тайно утопить тело К. в реке, привязав свинцовый груз и засыпав землей, чтобы христиане не смогли найти останки мученика. В Мученичестве сообщается, что К. пострадал 31 окт., его тело оставалось на дне реки примерно 55 лет.
Во 2-й части Мученичества повествуется об обретении мощей К. Жившая в Риме знатная и богатая матрона Евсевия 9 лет страдала слепотой. Однажды в ночном видении ей явился ангел и повелел поднять со дна р. Соммы тело К., покоившееся близ г. Августа Виромандуев, там, где у берега реки проходит большая дорога из Амбиан в г. Лавдун (ныне Лан). Ангел обещал, что Евсевии будет возвращено зрение, как только она поднимет останки мученика и выставит их для поклонения. После того как видение повторилось неск. раз, Евсевия в сопровождении свиты отправилась в Галлию. По пути она встретила старика по имени Гераклиан, к-рый сказал, что слышал о подвиге К., но не знает, где находится его тело. Тогда матрона попросила показать ей место, где дорога идет вдоль берега реки. Там она сошла с колесницы и вознесла молитву, прося Бога указать место, где покоился мученик. Речные воды заволновались, и тело К. вместе с отсеченной головой поднялось на поверхность. Оно не подверглось разложению, но было «светлое, подобно снегу, и благоухало, словно розы и лилии, словно ароматы цветущего поля, которое благословил Господь Бог, и словно драгоценный алебастр». Обернув мощи К. пеленами, Евсевия пожелала перенести их в г. Виромандуи. Когда они проезжали Августу Виромандуев, процессия чудесным образом остановилась, и стало ясно, что мощи должны остаться в этом городе. Евсевия предала тело мученика погребению, а на могиле построила небольшой ораторий (cellulam). После этого с глаз у нее спала пленка, и она прозрела. Взяв с собой орудия мучений, найденные вместе с телом К., матрона вернулась в Рим. В Мученичестве сообщается, что обретение мощей К. состоялось 24 июня.
По мнению большинства исследователей, Мученичество К. было составлено достаточно поздно. В тексте присутствуют риторические диалоги и агиографические топосы, в частности, подчеркивается, что К., несмотря на страшные мучения, не чувствовал боли, все время молился и пел псалмы. Исследователи, начиная с Л. С. Ленена де Тиймона, обычно датировали Мученичество 1-й пол. VII в. (Leclercq. 1948. Col. 2024), по др. версии, текст мог быть составлен в VII - нач. VIII в. (см.: Meijns. 2012. P. 119-121). По мнению Дюшена, в VI в., возможно, была составлена первоначальная редакция Мученичества К., к-рая впосл. подверглась существенной переработке.
О Рикциоваре упоминается в ряде повествований о мучениках, погибших в пров. Вторая Белгика. Он представлен префектом или президом имп. Максимиана, жестоким преследователем христиан (PLRE. Vol. 1. P. 766). Скорее всего Рикциовар является вымышленным персонажем (Duchesne. Fastes. T. 3. P. 143), хотя К. Жюллиан полагал, что он мог быть и реальным лицом - военным префектом, к-рого Максимиан направил в Сев. Галлию перед началом военных действий против узурпатора Каравзия (286-293). В основу повествований о христ. мучениках, казненных Рикциоваром, могли быть положены воспоминания о столкновениях рим. войска и сторонников Каравзия (Jullian. 1923). Высказывалось предположение о связи Рикциовара и герм. племени ретобариев (Raetobarii), размещенных, согласно «Notitia Dignitatum» (ок. 400), в качестве вспомогательных отрядов между Ремами (ныне Реймс) и Амбианами (Kaiser. 1973. S. 141-143). Дюшен обратил внимание на сходство Мученичества К. с др. агиографическими сказаниями, в которых говорится о Рикциоваре. Изложенное в Мученичестве Фусциана, Викторика и Гентиана (BHL, N 3224-3227) предание о 12 проповедниках, пришедших в Галлию из Рима и впосл. принявших мученическую смерть (среди этих проповедников был К.), вторично по отношению к агиографическому сказанию о свт. Иринее, еп. Лионском, и его учениках и к преданию о 7 епископах, прибывших в Галлию в сер. III в. (Greg. Turon. Hist. Franc. I 30). Т. о., Мученичество К. скорее всего было составлено не ранее VII в.
В VII в. почитание К. получило распространение в Сев. Галлии. По-видимому, это произошло после 2-го обретения мощей К. св. Элигием, еп. Новиомагским (Нуайонским) (641-660). Об этом событии говорится в Житии св. Элигия, к-рое было составлено его другом Авдуином, еп. Ротомагским (Руанским) († 684), но подверглось значительной переработке в эпоху Каролингов. Возможно, повествование об обретении мощей К. восходит к сочинению Авдуина, но оно могло быть отредактировано и дополнено в IX в., когда К. был уже широко известным и почитаемым святым. Согласно Житию, ко времени возведения Элигия на епископскую кафедру могилы местных святых находились в небрежении. В первую очередь епископ решил прославить мощи К. (ранее их пытался обрести придворный певчий Маврин, наказанный за дерзость смертельной болезнью). К тому времени над могилой К. находилась церковь (basilica), но точное местонахождение мощей не было известно. Невзирая на предупреждения тех, кто указывали на судьбу Маврина, св. Элигий после 3-дневного поста приступил к раскопкам и обнаружил останки мученика в той части храма, где их никто не искал. Из открытой могилы распространились благоухание и чудесный свет. Элигий перестроил храм и посвятил его К.; за алтарем установил гробницу с мощами мученика, окованную золотом и серебром. Перечисление частиц мощей, к-рые Элигий отделил для себя, может указывать на переработку эпизода каролингскими агиографами (Vita Eligii episcopi Noviomagensis. I 32; II 6 // MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 688, 697-699).
По данным археологических раскопок, в IV-V вв. на месте существующей базилики К. находился некрополь, не позднее VII в. здесь был построен храм (Pichon. 2002; Sapin. 2009). В сер. VII в. память К. с вигилией праздновалась в мон-ре Нивелла (ныне Нивель, Бельгия; Additamentum Nivialense de Fuilano // MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 450). Согласно Житию св. Гаугериха, еп. Камаракского (составлено во 2-й пол. VII в.), в г. Камарак (ныне Камбре) находилась базилика во имя К. (Vita Gaugerici episcopi Camaracensis. 16 // Ibid. T. 3. P. 658). По свидетельству Флодоарда Реймсского, в сер. VII в. храм во имя святых К. и Гаугериха был в г. Ремы (Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. II 6 // MGH. SS. T. 36. P. 147). Св. Трудон освятил во имя К. и Ремигия Реймсского храм в основанном им монастыре Сархиний (ныне Синт-Трёйден, Бельгия), об этом сообщается в Житии Трудона, составленном в кон. VIII в. (Vita Trudonis. 16, 21 // MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 288, 292). Об освящении храма во имя К. говорится в Житии св. Баболена (XI в.), в котором описаны события сер. VII в. (Duchesne A. Historiae Francorum scriptores coaetanei. P., 1636. Vol. 1. P. 659).
Память К. под 31 окт. значится в календаре св. Виллиброрда (нач. VIII в.) (The Calendar of St. Willibrord from MS. Paris. Lat. 10837 / Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 12, 42). Согласно А. Кантену, поминовение К. было внесено в Мартиролог Беды Достопочтенного († 735) (Quentin. 1908. P. 89), затем в Мартиролог Флора Лионского и в более поздние «исторические» мартирологи эпохи Каролингов. К нач. IX в. при храме над гробницей К. действовал бенедиктинский мон-рь. Между 813 и 823 гг. по указанию аббата Фульрада была воздвигнута новая церковь (Annales S. Quintini Veromandensis // MGH. SS. T. 16. P. 507), освящение которой состоялось при аббате Гуго († 844), внебрачном сыне имп. Карла Великого. Согласно описанию чудес К., в 835 г. мощи К. были внесены в новый храм в присутствии епископов Ахарда Нуайонского, Симеона Ланского и Бадурада Падерборнского, а также 2 хорепископов. В гомилии на упокоение мощей святых К., Викторика и Кассиана упоминается, что церемония состоялась в 825 г. под рук. еп. Дрогона Мецского, но эти сведения, вероятно, ошибочны (ActaSS. Oct. T. 13. P. 742-745). В 840 г. по инициативе аббата Гуго в мон-рь К. были перенесены мощи св. Кассиана, еп. Отёнского (Annales S. Quintini Veromandensis // MGH. SS. T. 16. P. 507). Обитель неоднократно посещал кор. зап. франков Карл Лысый (840-877, император с 875). Предположительно в сер. IX в. был составлен сборник рассказов о чудесах К. (ActaSS. Oct. T. 13. P. 777-778, 801-812).
В 80-х гг. IX в. аббатство Сен-Кантен подвергалось нападениям норманнов, по этой причине мощи святых К. и Кассиана были временно укрыты в Лане. В кон. IX в. в аббатстве построили крепостные стены, тогда же Отгар, еп. Амьенский, подарил мон-рю мощи мч. Викторика. В нач. X в. мощи К., Кассиана и Викторика поместили в крипте монастырской церкви. В этот период должность светского аббата занимал Герберт II, граф Вермандуа (902-943). Не позднее сер. X в. аббатство было преобразовано в капитул каноников. Вероятно, с этим связано основание в 963 г. бенедиктинского мон-ря К. (Сен-Кантен-ан-л'Иль), по преданию расположенного на месте, где матрона Евсевия обрела мощи К. На территории мон-ря были 2 св. колодца, в к-рых некогда покоились глава и тело мученика. В кон. X в. были собраны описания чудес, совершившихся в мон-ре (Ibid. P. 778, 812-815).
К сер. XI в. капитул храма К. стал одним из крупнейших во Франции (к 1200 - 72 каноника), в XI-XII вв. вокруг коллегиальной церкви появился укрепленный город с неск. приходскими церквами. Приток паломников способствовал росту богатства и влияния капитула, особое развитие получила агиографическая традиция К. (Villette. 1999). В XI-XII вв. было составлено «аутентичное Житие св. Квинтина» (authenticum Vitae sancti Quintini) - сборник агиографических сочинений о мученике, куда вошли дополненная версия Мученичества К. (изд.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 794-801), гомилия на день памяти К., повествования о 1-м и 2-м обретении мощей, проповедь на перенесение мощей, сборник описаний чудес и другие сочинения (ркп.: St.-Quentin. Bibl. municip. 1; см.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 728-730). Одним из важных дополнений в «аутентичном Житии» было повествование о К. и его сподвижниках - «12 апостолах Пикардии», принявших мученическую кончину в разных городах Сев. Франции. В XIII в. изображения 12 святых вместе с фигурами 12 апостолов Христа были помещены на витражах в хоре церкви К.
В кон. XII в. на месте старой церкви началось строительство готического храма. В 1228 г. состоялась церемония перенесения мощей К., Викторика и Кассиана из крипты в верхний храм. Мощи поместили в драгоценные раки, а головы и руки святых - в особые реликварии. Освящение храма состоялось 2 сент. 1257 г. под рук. Реймсского архиеп. Тома де Бомеца в присутствии французского кор. Людовика IX Святого и его сыновей. Пышные церемонии перенесения мощей святых, внимание со стороны королевских особ (в 1297 паломничество в Сен-Кантен совершил франц. кор. Филипп IV Красивый) способствовали укреплению почитания К. В XIII в. сформировался круг праздников в честь К., которые отмечались в Сен-Кантене. Кроме памяти мученичества К. 31 окт. поминовение святого совершалось 23 июня (1-е обретение мощей К. Евсевией), 3 янв. (2-е обретение мощей св. Элигием), 25 окт. (перенесение мощей при аббате Гуго в 835), 12 янв. (упокоение мощей К., Викторика и Кассиана в крипте), 2 мая (поднятие мощей из крипты в 1228) и 2 сент. (перенесение мощей при освящении нового готического храма и поклонение Людовика Святого). В кон. XV в. Жан Молине (1435-1507) составил пространную стихотворную мистерию на сюжеты Мученичества К., 1-го и 2-го обретения мощей мученика (изд.: Le mystère de saint Quentin. 1908). Главной святыней коллегиальной церкви были раки с мощами К., Викторика и Кассиана, установленные за главным алтарем храма. Во время процессий выносили драгоценные реликварии, в к-рых хранились главы и руки святых.
В 1557 г., во время Итальянских войн (1551-1559), г. Сен-Кантен был захвачен испан. войсками и разорен. Мн. святыни, хранившиеся в коллегиальной церкви, были утрачены, глава К. вывезена в Камбре. Лишь в 1569 г. по настоянию французского кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи святыню вернули в Сен-Кантен, в память об этом событии установлено местное празднование 14 сент. Возрождение почитания К. относится к XVII в. В 1635 г. паломничество к мощам мученика совершил кор. Людовик XIII. В 1642 г. в Сен-Кантен была возвращена нетленная рука К., считавшаяся утраченной (ActaSS. Oct. T. 13. P. 763-764; согласно проведенному в 2008 исследованию, рука принадлежала человеку, жившему на рубеже XV и XVI вв.).
В годы Французской революции (1789-1799) капитул храма К. был упразднен. В 1793 г. драгоценную утварь, в т. ч. реликварии с мощами святых, конфисковали, в закрытой церкви устроили храм Разума. Части мощей К. и других святых были спрятаны и возвращены в храм после возобновления богослужений (1803), в 1807 г. мощи освидетельствовал Жан Клод Леблан де Больё, еп. Суасона (Corblet. 1873. P. 383; об освидетельствованиях мощей К. в XIX в. подробнее см.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 755-763). Возрождение почитания К. способствовало развитию паломничества в Сен-Кантен; в 1876 г. бывш. коллегиальная церковь получила статус малой базилики. В следующем году реликварии с главами святых К., Кассиана и Викторика были установлены за главным алтарем храма. Среди святынь базилики был саркофаг К., выдолбленный из мраморной колонны (Corblet. 1873. P. 400-401; ActaSS. Oct. T. 13. P. 766-768).
Почитание К. получило широкое распространение в Сев. Франции и в Бельгии (о посвященных мученику храмах см.: Corblet. 1873. P. 388-390; ActaSS. Oct. T. 13. P. 773-777). День памяти К. (31 окт.) внесен в Римский Мартиролог, местное поминовение мученика совершается в еп-стве Суасон, Лан и Сен-Кантен, а также в еп-стве Аррас.