[лат. Quinidius; франц. Quenin, Quénin, Quinis, Quinide] (VI в.), св. (пам. зап. 15 февр.), еп. г. Вазион (Везон; ныне Везон-ла-Ромен, Франция). Сохранились немногочисленные достоверные сведения об участии К. в Соборах. На Соборе 554 г. в г. Арелат (ныне Арль), где присутствовали епископы Арелатской пров., он представлял Феодосия, еп. г. Вазион. В этот период К. был в сане архидиакона. В заседаниях Собора 573 г. в г. Паризии (ныне Париж) он участвовал уже как епископ Вазионский. Преемником К. стал Артемий, который впервые назван среди участников Собора в Матисконе (ныне Макон), состоявшегося в 581 или 583 г. Т. о., К. занял кафедру между 554 и 573 гг., скончался до 583 г. Самое раннее свидетельство почитания К.- указание на празднование его памяти в мартирологе, составленном Лионским диак. Флором († ок. 860): «В Галлии, в городе Вазионе, погребение св. епископа Квинидия. Его смерть драгоценна перед очами Господа, свидетельство чему - множество чудес» (Quentin. 1908. P. 348). Эта запись без изменений включена в Мартирологи Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.).
Житие К. (BHL, N 6996) не датировано. Исследователи указывают на скудость содержащихся в нем сведений о жизни святого, обилие общих мест (напр., в описаниях добродетелей К.), библейских параллелей и лит. отступлений назидательного характера и считают его поздним сочинением (напр.: MartRom. Comment. P. 65). Житие открывается пространным риторическим прологом о тщете языческой премудрости и о пользе, к-рую христианам приносит знакомство с подвигами святых. К. был уроженцем Вазиона. Его мать во время беременности участвовала в праздновании памяти мч. Генеcия в Арелате, где ей было видение: явившийся ангел предсказал, что ее сын станет епископом и великим подвижником. Когда мальчик вырос и прошел обучение, родители отдали его клирикам, впоследствии он стал диаконом при еп. Феодосии. Его твердая вера и подвиги стали известны не только в Галлии, но и за ее пределами. С согласия других епископов, духовенства и народа еп. Феодосий назначил К. своим преемником. Его кандидатуру одобрил Арелатский епископ-митрополит (в это время кафедру занимал Сабауд (до 552-586)) и утвердил кор. Хильдеберт I (511-558). После кончины Феодосия К. был возведен на Вазионскую кафедру. В Житии повествуется о его конфликте с патрицием Муммолом, военачальником франк. короля Бургундии Гунтрамна (561-592). Вступив в Вазион, Муммол, отличавшийся свирепым нравом и неукротимой гордыней, при встрече с К. оскорбил его. Бог наказал военачальника тяжелой болезнью. Готовясь к смерти, Муммол велел отнести себя к епископу, который, убедившись в раскаянии патриция, исцелил его. Муммол в благодарность за исцеление преподнес ему щедрые дары, но К. велел раздать их бедным. Один из приближенных патриция присвоил часть даров и был наказан смертью. Далее в общих выражениях говорится о чудесах, совершенных К. как при жизни, так и после смерти, и о погребении святого.
Ж. Болланд указывал на другую версию предания о К., изложенную в оффиции святому (оффиций отредактирован и напечатан в 1639 по указанию Жозефа Мари де Сюареса, еп. Везона) и в «Галльском мартирологе» А. дю Соссе. Согласно этой версии, К. был современником св. Сиффреда, еп. г. Карпенторат (ныне Карпантра) (1-я пол. VI в.), и свт. Евтропия, еп. г. Аравсион (ныне Оранж) (2-я пол. V в.). Он стал монахом в Леринском монастыре (на о-ве Сент-Онора, архипелаг Лерен), где подвизался под рук. Сиффреда, впосл. был возведен на Вазионскую кафедру (см.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 829).
Упоминания о почитании К. как покровителя Везонской кафедры относятся к нач. XI-XII в. (Boyer. 1731. Vol. 1. P. 79-80, 92-95; Vol. 2. P. 22-23). Л. А. Буайе указал, что почитание святого было утверждено папой Римским Иннокентием III (1198-1216) по просьбе Везонского еп. Рамбо де ла Флотта (Ibid. Vol. 1. P. 60, 116; Granget. 1862. P. 392, 440). В 1250 г. еп. Фарауд (Фаро) освятил во имя К. алтарь в кафедральном соборе (Boyer. 1731. Vol. 1. P. 120; Bayle. 1858. P. 51-52). В XIII в. из-за конфликта между епископом и графом Тулузы жители Везона переселились в более безопасное место, где впосл. был построен новый кафедральный собор во имя К. (1464-1470, перестроен в XVI в., освящен в 1601).
Мощи К. хранились в бенедиктинском приорате св. Петра в Мориаке. В лит-ре обычно указывается, что святыня была перенесена из Везона в VIII в. из-за нападений арабов на Прованс (Boyer. 1731. Vol. 1. P. 59-60; Bayle. 1858. P. 26), но это лишь предположение, сделанное авторами XVII в. (см., напр.: Chabau. 1892. P. 21-22, 24). По др. версии, мощи перенес в Мориак некий ученик свт. Гонората, еп. Арелатского (Abrégé de l'histoire du royal monastère et doyenné de Saint-Pierre-de-Mauriac // L'Auvergne historique, littéraire et artistique: Varia 1897-1902. Riom, 1903. P. 43). Святыня была утрачена во время Французской революции (1789-1799).
По просьбе еп. Ж. М. де Сюареса (1633-1666) глава К., хранившаяся в аббатстве Орийак, была передана в Везон. В 1639 г. часть мощей перенесли в сел. Кан-ла-Сурс (деп. Вар), где существовали капелла и братство во имя св. К. (Boyer. 1731. Vol. 2. P. 266; Bayle. 1858. P. 27). Во время раскопок (1950) под главным алтарем собора Богоматери Назаретской в Везон-ла-Ромен была обнаружена каменная гробница, в которой ранее предположительно находились мощи святого. Гробница и бюст-реликварий с частью мощей К. хранятся в соборе.
Поминовение К. 15 февр. внесено в Римский Мартиролог кард. Цезарем Баронием. В наст. время К. почитается в числе св. покровителей диоцеза Авиньон (еп-ство Везон упразднено буллой папы Пия VII «Qui Christi domini» от 29 нояб. 1801). В Везон-ла-Ромен сохранилась романская капелла св. К. (XII в.) с 3-угольной апсидой, расположенная на месте некрополя V-VI вв.