Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КВЕНШТЕДТ
32, С. 255-257 опубликовано: 19 февраля 2018г.


КВЕНШТЕДТ

[нем. Quenstedt] Иоганн Андреас (13.08.1617, Кведлинбург, Саксония - 22.05.1688, Виттенберг, там же), протестант. теолог, классик лютеран. ортодоксии. К. был сыном Р. Квенштедта, одного из наиболее влиятельных граждан Кведлинбурга, каноника ц. Девы Марии в Хальберштадте, и Доротеи, сестры лютеран. богослова И. Герхарда. С 1637 г. он обучался в ун-те Хельмштедта, где его преподавателями были теологи Г. Каликст (1586-1656) и К. Хорнеюс (1590-1649). Каликст писал о преодолении всех «малозначительных» разногласий между лютеранами и кальвинистами и даже между протестантами и католиками на основе «согласия первых пяти веков» (consensus quinquesaecularis), т. е. безусловного принятия всеми христианами только догматики ранней христ. Церкви при свободном отношении ко всем более поздним догмам. Его взгляды на протяжении десятилетий обсуждались лютеранами в рамках т. н. спора о синкретизме; большинство отвергало подход Каликста. 3 янв. 1643 г. К. получил степень магистра философии и начал читать лекции по географии в ун-те Хельмштедта. С 18 окт. 1646 г. К. преподавал в Виттенбергском у-те на фак-те искусств и продолжал изучать богословие. В отличие от синкретической направленности Хельмштедтского ун-та Виттенбергский ун-т придерживался ортодоксального лютеранства. В 1648 г. между ун-тами завязалась дискуссия о принципах толкования Свящ. Писания. К. участвовал в ней на стороне Виттенбергского ун-та, но сохранял уважительное отношение к своим хельмштедтским учителям. 12 нояб. 1650 г. Виттенбергский ун-т присвоил ему степень доктора теологии. В этом ун-те было неск. профессоров теологии, к-рые нумеровались в порядке значимости; в 1660 г. К. стал «четвертым профессором» и достиг 1-го места (professor primarius) лишь в 1687 г. К. преподавал в ун-те помимо теологии также логику и метафизику; 4 раза он избирался на должность ректора ун-та. Был пробстом Замковой ц. в Виттенберге, знаменитой в истории Реформации, в ней он был похоронен. С 1684 г. К. был асессором Виттенбергской консистории. В 1656 г. его 3-й женой стала А. З. Шарф, дочь 1-го профессора теологии; в браке у них родились 12 детей. В документах содержатся упоминания о частых болезнях К., из-за которых он жил постоянно в Виттенберге, тогда как в его время университетские преподаватели часто выезжали с лекциями в др. ун-ты.

И. А. Квенштедт. Гравюра. Кон. XVII в. Мастер М. Феннитцер (Городская б-ка Трира)
И. А. Квенштедт. Гравюра. Кон. XVII в. Мастер М. Феннитцер (Городская б-ка Трира)

И. А. Квенштедт. Гравюра. Кон. XVII в. Мастер М. Феннитцер (Городская б-ка Трира)
В 1685 г. в Виттенберге был впервые издан основной труд К.- «Дидактико-полемическое богословие, или Система богословия» (Theologia didactico-polemica sive systema theologicum). Несмотря на то что книга была большой по объему и весьма дорогой, на протяжении 30 лет она пользовалась огромным спросом. Основу ее составили лекции, к-рые К. читал, опираясь на учебник И. Ф. Кёнига «Богословие в непринужденных беседах» (Theologia positiva acroamatica). Использовав всю значимую богословскую литературу за предыдущие 100 лет, К. логично классифицировал материал, так что читателю было легко найти интересующие его разделы.

Книга состоит из 4 частей. В 1-й рассматриваются: природа теологии и ее источники; Свящ. Писание и его авторитет; природа догматов; учение о Боге, Его сущности и Его деяниях (прежде всего о творении); представление об общении с Богом и вечной жизни как о цели теологии, о вечной смерти - как о противоположности этой цели. 2-я часть посвящена изложению учения о человеке с т. зр. теологии, т. е. как об образе и подобии Божием; о грехе; о свободе воли. В 3-й части К. анализирует значение источников спасения: благую волю Бога и предопределение, искупление, возрождение, обращение, оправдание, покаяние, исповедание веры и вины, мистический союз верующих с Богом, жизнь во Христе в противоположность жизни ветхого Адама. Темами 4-й части являются средства спасения: Слово Божие, таинства ВЗ и НЗ, заветы (договоры) Бога с человеком как таковые, оправдывающая вера, добрые дела, страдание, молитва, священнослужение, светская власть, брак, Церковь. В каждой главе, на к-рые делятся части, есть т. н. дидактический раздел, в котором в тезисной форме формулируется статья вероучения и рассматриваются ее основные элементы: этимология входящих в нее богословских понятий, их причинно-следственные связи, необходимые определения, характеристики, сопутствующие обстоятельства. За дидактическим следует т. н. полемический раздел, но, как правило, по тону даже более сдержанный, чем дидактический, поскольку К. всегда стремился детально рассмотреть в т. ч. и неверные мнения, с тем чтобы отвергнуть их не голословно, а аргументированно. Этот раздел делится на вопросы; в каждом из них содержится тезис, его объяснение, перечисление возможных противоположных тезисов, доказательство тезиса, опровержение возражений, ссылки на авторов, придерживавшихся иных взглядов. К. цитировал творения отцов ранней Церкви, католич. схоластов, М. Лютера и др. классиков лютеранства, Книгу согласия, трактаты современников-лютеран, а также католич. и кальвинист. авторов.

«Система богословия» - довольно сухой и схоластический текст, и это обусловлено тем, что автор хотел как можно точнее представить читателю христ. вероисповедание, поскольку К. был уверен, что познание Бога предназначено для службы Богу. К. проводил различие между простотой изложения и простотой содержания, считая, что первая необходима, а вторая вредна для понимания текста. Он был убежден, что можно писать ясно о загадочных вещах, смиренно о возвышенных, просто о трудных и открыто о вещах скрытых. К. отмечал, что, хотя Воплощение есть великая тайна (ср.: 1 Тим 3. 16), мн. относящиеся к нему места Свящ. Писания яснее солнца. По утверждению К., в том, что касается божественных таин, люди должны различать между «что» и «как». Если 1-е в Писании высказано ясно, то 2-е, если оно не высказано, вообще не является знанием, необходимым для спасения. По словам К., «вера основана не на доказательствах от разума, но на свидетельствах от Бога» (Theologia didactico-polemica. Pt. 1. Cap. 4. Sect. 2. Quaest. 12). При этом К. был уверен, что мн. противоречия веры преодолимы разумом. Напр., Бог всемогущ, и вместе с тем нек-рых вещей Бог не может: лгать, умереть и вообще в ч.-л. измениться. Кажущееся противоречие К. объяснял так: «Способность делать такие вещи говорит не о могуществе, а о бессилии» (Theologia didactico-polemica. Pt. 1. Cap. 8. Sect. 1. Thesis 36). Будучи типичным представителем катафатического богословия, К. писал о Боге, используя аналогии с тварным миром, и насчитывал у Бога не менее 31 атрибута, однако оговаривал, что никакая из аналогий не является полной и наряду со сходством всегда есть и отличие.

К. следовал общепринятому к тому времени в лютеран. ортодоксии делению догматики на фундаментальные статьи о вере и спасении, второстепенные фундаментальные статьи и нефундаментальные статьи. Первые статьи каждый христианин должен знать и принимать, т. к. они составляют «основание веры», без которого веры нет или вера не является христианской; о 2-х статьях христианин имеет право не знать, однако он не должен думать о них вразрез с церковным учением: напр., о первородном грехе, о предопределении, о роли добрых дел в процессе спасения; к 3-м статьям относятся такие части догматики, к-рые логически не связаны с фундаментальными, так что даже христианин, понимающий неправильно, может спастись и не должен рассматриваться как еретик: таковы, напр., догматы о бессмертии Адама до грехопадения, об антихристе, о признаках истинной Церкви. Содержание каждой из этих рубрик представители лютеран. ортодоксии «наполняли» по-разному. К. в этом вопросе был склонен к максимализму и включал в число «первостепенных фундаментальных статей» даже статью о перихоресисе - взаимопроникновении человеческой и божественной природ во Христе.

Рассматривая, каким образом христианин усваивает «основание веры», К. учил, что в этом процессе присутствуют 3 стороны: субстанциальная, т. е. Сам Христос, как Тот, в Кого верят; органическая, т. е. проповедуемое Слово Божие, поскольку оно, обладая убедительностью, внушает неверующему веру и тем самым «организует» его разум, а потому, по К., есть «начало и средство» веры; догматическая, т. е. Евангелие как текст, из к-рого христианин узнает содержание веры во всех необходимых деталях, как то начало, из которого познается теология. Т. о., основание веры едино, но в душу человека вера проникает как минимум 3 путями (Theologia didactico-polemica. Pt. 1. Cap. 5. Sect. 1. Thesis 2).

С изучением К. библейских текстов связаны его сочинения «Похороны у древних, или Трактат о погребальных обрядах древних греков, римлян, евреев и христиан» (Sepultura veterum sire Tractatus de antiquis ritibus Sepulchralibus Graecorum, Romanorum, Judeaorum et Christianorum. Wittembergae, 1648), «Вопросы теологии в связи с их отношением к Писанию как к исходному пункту» (Exercitationes theologicae in genere sacra Scriptura. Wittembergae, 1677) и «Библейские древности» (Antiquitates biblicae et ecclesiasticae. Wittembergae, 16883). Одной из наиболее удачных работ на тему пастырского богословия в лютеранстве является «Пасторская этика» К. (Ethica pastoralis et instructio cathedralis. Wittembergae, 1678). В § 67 этой работы К. рекомендует по отношению к еретикам применять скорее мягкость (lenitas), нежели суровость (severitas), особенно когда речь идет о вовлеченных в ересь «по простоте». Однако и ересиархи, по предположению К., в большинстве своем искали истину, но заблуждались по слабости ума, связанной с человеческой греховностью.

Поскольку в работах К. исследован широкий круг вопросов богословия, К. называли «архивариусом», «протоколистом» (Schriftführer) и даже «бухгалтером» лютеран. ортодоксии. В XIX-XX вв. в среде консервативных лютеран США интерес к К. возродил Ф. Пипер (1852-1931), цитировавший его в своих переводах на нем. и англ. языках. Швейцар. теолог К. Барт, критиковавший К. как кальвинист и приверженец апофатического богословия, тем не менее активно цитировал его тексты и высоко ценил как союзника в борьбе против либеральной теологии.

Соч.: Theologia didactico-polemica, sive, Systema theologicum in duas sectiones didacticam, et polemicam, divisum. Wittembergae, 1685. Lipsiae, 1715 5 (англ. пер. фрагментов: The Nature and Character of Theology: An Introd. to the Thought of J. A. Quenstedt from Theologia didactico-polemica sive Systema theologicum / Ed. and transl. L. Poellot. St. Louis, 1986).
Лит.: Koch M. Der ordo salutis in der alt-lutherischen Dogmatik. B., 1899; Leube H. Die Reformideen in der deutschen lutherischen Kirche zur Zeit der Orthodoxie. Lpz., 1924; Baur J. Die Vernunft zwischen Ontologie und Evangelium: Eine Untersuch. zur Theologie J. A. Quenstedts. Gütersloh, 1962; Preus R. D. The Theology of Post-Reformation Lutheranism. St. Louis, 1970. Vol. 1: A Study of Theological Prolegomena.
С. А. Исаев
Ключевые слова:
Богословы протестантские Квенштедт Иоганн Андреас (1617-1688), протестантский теолог, классик лютеранской ортодоксии
См.также:
АЙСФЕЛЬДТ Отто (1887–1973), нем. протестант. теолог, ориенталист, текстолог
АЛАНД Курт (1915–1994), протестант. богослов, историк Церкви, текстолог
АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
АРНОЛЬД Готфрид (1666-1714), немецкий протестантский теолог, пастор, мистик, поэт, историк Церкви