[груз. ყველაწმინდა - Всех святых] (Кахтубанский), муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), кафедра епископа. Расположен в лесном массиве Кахтубанского ущелья в 2 км от г. Гурджаани (историческая пров. Кахети, Вост. Грузия). На основании художественно-стилистического анализа дата постройки кафоликона К. определяется VIII-IX вв. (Цицишвили. 1955. С. 48-49; Чубинашвили. 1959. Т. 1. С. 273; 1995. С. 65; Беридзе. 1974. С. 42; Джанберидзе, Цицишвили. 1996. С. 107).
По сведениям историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони, со времени правления царицы всей Грузии Тамары (1184-1213) храмом владели моурави пров. Энисели, устроившие здесь родовую усыпальницу (Вахушти Багратиони. 1941. С. 341). Точное время основания монастыря не установлено, в древности это была жен. обитель. Место особо почиталось женщинами: по преданию, стены церкви источали молоко, и матери, к-рые не могли кормить, приносили детей к храму и питали их.
В XVII в. этот регион вместе с К. принадлежал кн. Джано Андроникашвили, погибшему в 1640 г. во время кампании царя Кахети Теймураза I (1606-1616; 1634-1648) против дидойцев. Земли Андроникашвили в благодарность за преданность царь подарил кн. Нодару Джорджадзе, брату католикоса-патриарха Вост. Грузии Захарии I (Джорджадзе) (1623-1632). При кн. Нодаре кафоликон К. был отреставрирован: основные изменения коснулись центральной декоративной арки вост. фасада, барабана зап. главы, карниза и перекрытий. Считается, что в это же время храм был расписан. В церкви сохранились 3 могилы, в одной похоронен кн. Ростом Джорджадзе († 1832) - очевидно, Джорджадзе владели К. до XIX в. (Карбелашвили. 1897. С. 6-7; Аннотированный словарь личных имен. 1993. С. 212).
Сохранилось историческое предание, связанное с Квелацминдской иконой Божией Матери и персид. шахом Аббасом I. Осенью 1615 г. в Кахети стало известно, что Аббас I в очередной раз намеревается напасть на Вост. Грузию. Настоятель К. мон. Иоанн и братия решили не покидать мон-рь, а святыни и церковную утварь укрыть в потайной комнате под храмом. Во сне мон. Иоанну предстала Пресв. Богородица и повелела отнести список с ее Иверской иконы, хранящийся в К., в ц. во имя вмч. Георгия в Цамебули (в 1-2 км от К.), сделать в церковном столбе нишу и спрятать святыню там. Братия исполнили повеление Божией Матери. Шах Аббас I опустошил восточногруз. земли, все монахи были замучены. 200 лет в К. не было насельников.
В 1820-1822 гг. братия К. под рук. игум. Гавриила пыталась найти икону, но безрезультатно. Однажды во сне настоятелю К. явилась Пресв. Богородица и объяснила, где искать святыню. На следующий день игум. Гавриил, настоятель Веджинского монастыря в честь Вознесения Господня Иуст (Иостосис) (Андроникашвили) († 1823), священник из Гурджаани Авраам Демуров в сопровождении большого числа верующих с крестным ходом отправились в Цамебули и обрели в церкви икону. В К. была устроена школа для священников. Особое попечение о К. имел выпускник школы свящ. Иасон Китошвили († 1882), при его финансовой помощи в 30-х гг. XIX в. кафоликон К. был перекрыт дубовыми досками. В 1845 г. братия К. была переведена в мон-рь Хирса, икону Божией Матери перенесли в гурджаанскую ц. во имя вмч. Георгия. Два раза в год, в день Успения Пресв. Богородицы и в понедельник на Светлой седмице, икону носили в К. и служили литургию (Карбелашвили. 1897. С. 7-10).
В 1938 г. в К. велись реставрационные работы. При расчистке зап. части храма была выявлена лестница, ведущая на 2-й ярус. В результате реставрации изменились первоначальный вид юж. и вост. фасадов, а также нек-рые архитектурные детали (напр., обрамление левого верхнего окна вост. фасада). В неск. шагах от юж. фасада была обнаружена тайная комната с полуциркульным сводом (Чубинашвили. 1959. Т. 1. С. 273, 283).
В 1994 г. по благословению католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в церкви было возобновлено богослужение, здесь подвизались монахи. Был восстановлен монастырский дом, построены кельи, трапезная и другие здания. В 1998-2001 гг. при содействии архиеп. Сагареджойско-Гурджаанского Андрея (Гвазавы) в церкви были проведены ремонтные работы (освящен алтарь, установлен иконостас, перекрыта крыша и др.), построена ограда. В 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Сагареджойско-Ниноцминдскую и Гурджаанско-Велисцихскую. К. стал резиденцией еп. Гурджаанско-Велисцихского Евфимия (Лежавы) и возрожден как муж. мон-рь. В 2005 г. в К. подвизались 15 монахов и послушников, в нач. 2011 г.- 8 монахов. Настоятель К.- правящий архиерей Гурджаанско-Велисцихской епархии.
Кафоликон К. является памятником т. н. переходного периода (сер. VII в.- 2-я пол. X в.). Это - единственная в Грузии 2-главая церковь. Храм (24,5×10 м) представляет собой 3-нефную базилику с 3 парами столбов. В центральном нефе с запада и востока посредством тромпов воздвигнуты 2 главы на низких 8-гранных в плане барабанах. Боковые нефы перекрыты полуциркульным сводом. Интерьер церкви на уровне 2-го этажа с 3 сторон опоясан галереей, с запада открытой, с севера и юга отделенной от основного пространства храма стенами. Церковь имеет 2 входа: в центре и зап. части юж. фасада. С запада пристроен всход на открытую часть галереи.
Храм выстроен из булыжного камня (внешние стены, апсида, боковые нефы и обходная галерея), известкового туфа (углы стен и обрамление проемов) и плинфы (центральный неф, свод и главы).
Полукруглая в плане апсида не выявлена снаружи, по сторонам к ней примыкают пастофории - жертвенник (в плане квадрат) и диаконник (в плане прямоугольник). В юж. стене жертвенника был проход (перекрыт 8-гранным сомкнутым сводом) в алтарь. В XIX в. в апсиде алтаря сохранялись древние росписи (Карбелашвили. 1897. С. 7-10). Диаконник перекрыт полуциркульным сводом. Сев. и юж. части галереи с вост. стороны заканчиваются небольшими помещениями с полукруглыми в плане апсидами. В апсиде, жертвеннике и диаконнике, в 2 вост. завершениях галереи, а также на зап. фасаде устроено по маленькому окну. На юж. и сев. фасадах храма по 4 окна, в юж. стене галереи - 3, в северной - 2. По 2 окна (с севера и юга) имеют барабаны. Окно (пробито позже) расположено также справа от центральной двери юж. фасада.
В декоративном отношении наиболее выделяются вост. и юж. фасады. Зодчий учел архитектурные особенности внутреннего устройства церкви. Центральная плоскость вост. фасада оформлена нишей в виде сдвоенной арки, ее средняя пилястра опирается на навершие окна; над аркой на фронтоне помещен рельефный крест на подножии. Плоскости боковых нефов 2-частные, что подчеркивается 2 расположенными друг над другом нишами в виде арок. Расширяющиеся книзу окна имеют подковообразные арки. Окна пастофориев оформлены навершиями, на которые опираются кресты. По мнению Г. Чубинашвили, вост. фасад был значительно переделан в XVII в. и первоначально центральная плоскость фасада была обрамлена полуциркульной аркой, внутри к-рой над окном располагался большой рельефный крест на подножии (Чубинашвили. 1959. Т. 1. С. 276-277).
Двухчастность юж. фасада подчеркнута высоко расположенным рядом окон (4). Центральная дверь обрамлена аркой, внутри к-рой в тимпане помещен крест. С обеих сторон от входа сохранились фрагменты стен, выложенных булыжником: по предположению Чубинашвили, это остатки портика (Там же. С. 278). Все окна помещались в нишах в виде высоких арок, начинающихся от основания церкви.
Сев. фасад, выходящий к склону горы, был оформлен наиболее просто. Вост. окно первоначально имело такие же формы и размер, как окна юж. фасада, др. окна маленькие. К сев. фасаду была сделана прямоугольная пристройка. Историк и филолог Л. Меликсет-Бек, побывавший здесь в 1914 г., писал, что это «склеп, очевидно, для монашествующих» (Там же. С. 312).
С зап. стороны в храм можно попасть через широкую прямоугольную дверь, поднявшись по всходу на открытую галерею. Портал декорирован тимпаном из плинфы. Кладка вокруг окна относится к позднему времени. Помещение под открытой галереей служит нартексом, к-рый внутри соединяется с зап. частью церкви. Снаружи в него ведет зап. дверь юж. фасада. Храм перекрыт черепичной крышей в XVII в. Сохранилось неск. древних черепиц, украшенных крестами разной формы (Там же. С. 278-279).
известны в основном благодаря публикациям в периодических изданиях XIX в. Так, в одном из номеров газ. «Иверия» (1889) были описаны святыни К., наиболее почитавшиеся в то время, среди них - чудотворная живописная Квелацминдская икона Божией Матери (ок. 94×22 см), к-рая, согласно сделанной на ней надписи, была заказана или поновлена неким Нодаром. Она была обрамлена позолоченным окладом. В К. хранилась пергаменная рукопись с образами евангелистов, принадлежавшая Кайхосро, сыну моурави Энисели. В ней содержались молитва, написанная неким Зосиме Кочобадзе по приказу «дочери царя царей Кетеван», и Четвероевангелие. В колофонах указано имя переписчика - Георгий. Одной из реликвий была серебряная часть печи, к-рую, согласно надписи, Мариам, сестра царя Имерети св. Соломона II, пожертвовала К.