(† 9.12.1589, Свято-Троицкий Печенгский мон-рь), прмч. (пам. 9 дек., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 28 дек.- в Соборе Кольских святых), Печенгский, Кольский, ученик прп. Трифона Печенгского, игум. Трифонова Печенгского во имя Св. Троицы мон-ря, и с ним преподобномученики братия и трудники (116 чел.) Трифонова Печенгского мон-ря (пам. 28 дек.- в Соборе Кольских святых) (перечень имен см.: Митрофан (Баданин). С. 288-289).
Г. как игумен Троицкого Печенгского мон-ря впервые упоминается в грамоте царя Иоанна IV Васильевича 21 нояб. 1556 г. («пожаловал есмя нашего царского богомолия, от Студенаго моря окияна с Мурманского рубежа, Пресвятые и Живоначальныя Троицы Печенгскаго монастыря игумена Гурия с братиею»; см.: Грамоты Кольского у. С. 437), к-рой мон-рю были предоставлены обширные владения и льготы. Из Жития прп. Трифона, основателя Печенгского мон-ря (Житие создано, возможно, в нач. XVII в. на основе более ранних записей), известно, что он приехал в Москву для получения царского пожалования в 1556 г. «со единопутным своим, Соловецкого монастыря неким праведным иноком». Надо полагать, что этим иноком Соловецкого мон-ря был представленный царю на утверждение буд. настоятель Печенгской обители Г. Приезду иноков предшествовало чудо. За день, когда царь шел к литургии, «явишася на пути два святолепна инока, царские же очи возлюби их честное явление», и царь беседовал с ними, для всех остальных иноки оставались невидимыми. (Исследователи высказывали мнение, что имя Г. как игумена мон-ря было вписано в грамоту позднее - после 1576, при возобновлении Иоанном Грозным жалованных грамот мон-рям и архиерейским домам; годом раньше все пожалования были отменены по воле Иоанна Грозного вел. кн. Симеоном Бекбулатовичем.)
По-видимому, в нач. зимы 1556/57 г. Г. прибыл в Печенгский мон-рь. Согласно Житию прп. Трифона, «преподобный игумен Гурий» с братией мон-ря весной 1557 г. встречал вернувшегося на Печенгу прп. Трифона. На время настоятельства Г. приходится расцвет хозяйственной деятельности Печенгского мон-ря, занимавшегося солеварением, речным и морским промыслом, включая китовую ловлю, имевшего свои верфи, мельницы, скотные дворы, являвшегося основным центром русско-голл. торговли.
По рассказу, содержащемуся в Житии прп. Трифона, 15 дек. 1583 г. «игумен, и братия, и вси ученицы» прощались с отходившим ко Господу прп. Трифоном. Преподав последнее наставление братии, св. старец прослезился и, когда игумен спросил его о причине слез, сказал: «На сию обитель будет тяжкое искушение, и от острия меча умучатся мнози, но не ослабевайте, братия моя, упованием на Бога». Пророчество исполнилось 9 дек. 1589 г., когда ворвавшийся в мон-рь отряд финнов из Эстерботнии (подданных швед. короля) убил находившихся в обители «во службах сущих иноков и мирских», затем окружил Зосимо-Савватиевскую ц., в к-рой завершалась литургия. Многие из братии обратились к игумену за благословением дать бой в храме. Однако Г. повелел продолжить литургию, исполнить волю Божию, возвещенную им прп. Трифоном, и принять мученические венцы.
Захватчики ворвались в храм и умертвили всех присутствовавших («ради тяжчайшего мучения иных пополам пресекоша, другим ноги и руки отсекоша, иных вдоль разсекоша»). Г. и прмч. иеродиак. Иосифа они особо жестоко пытали, надеясь узнать, где спрятана монастырская казна. Однако иноки ничего не сказали, и разбойники зарубили их, после чего, ограбив монастырские храмы, сожгли здания с останками преподобномучеников. В монастыре вместе с Г. погибло 95 чел. В кон. XIX в. в Норвежском гос. архиве был обнаружен поименный список убиенной братии (95 чел.), составленный дат. сборщиком податей, который побывал на пепелище вскоре после трагедии. Первым в списке значится имя игум. Г.- Igumandt Gurrij. Всего, согласно Житию прп. Трифона, мученическую смерть от рук финнов в дек. 1589 г. приняли 116 насельников и трудников Печенгского монастыря: «...иероиноков, иеродиаконов, иноков 51 человек, да слуг и служебников работных 65 человек».
После ухода грабителей оставшиеся насельники мон-ря собрали останки мучеников и похоронили их в братской могиле недалеко от сгоревшей обители. У могилы ок. 1600 г. была устроена часовня. В 1808 г. кольский купец Р. Шабунин поставил новую Троицкую часовню взамен обветшавшей, на могиле преподобномучеников стоял крест. В сер. XIX в. началась активная колонизация Мурманского берега и в устье Печенги поселилось до 300 колонистов. Попечением колонистов и усердием подвижника рус. Лапландии свящ. Георгия Терентьева Троицкая часовня была перестроена в церковь, в 1883 г. состоялось ее освящение во имя прп. Трифона Печенгского. В 1900 г. церковь была перенесена в район сел. Баркина, ниже по течению Печенги, поскольку на ее месте возобновленный во 2-й пол. XIX в. Трифонов Печенгский мон-рь построил ц. в честь Рождества Христова, алтарь к-рой расположился над могилой мучеников. Одной из почитаемых реликвий мон-ря стал найденный над могилой мучеников слиток, представляющий сплав из камня, кирпича, глины и обгоревших человеческих костей. В этой церкви с 1995 г. располагается возрождаемый Трифонов Печенгский мон-рь.
В возобновленном в кон. XIX в. Трифоновом Печенгском мон-ре почитание «игумена Гурия с братией монастыря убиенной» совершалось в лике «местночтимых усопших» ежедневным служением панихид (Указ Святейшего Синода от 21 дек. 1890). Г. упомянут без описания внешности в иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. под 16 июля: «Гурий Печенгский, преподобномученик, игумен, и Иона Печенгский, священномученик, иноки Троицкого Трифонова Печенгского монастыря, Кольские чудотворцы» (ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 193 об.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91). В совр. службе Всем святым, в земле Российской просиявшим, в прошении на литии поминаются Иона, Г. и Герман Печенгские, Кольские (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 377). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова). Имена убиенных иноков Печенгского мон-ря вошли в Собор Кольских святых, празднование которому было установлено 15 окт. 2003 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.