Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГУЛЬБИЩЕ
13, С. 431-432 опубликовано: 5 октября 2011г.


ГУЛЬБИЩЕ

в рус. храмовой и гражданской архитектуре открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части обычно на столбах или аркадах на уровне 2-го, иногда 1-го этажа или яруса.

Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Высокопетровском мон-ре. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г.
Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Высокопетровском мон-ре. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г.

Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в Высокопетровском мон-ре. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г.

В рус. домонг. зодчестве Г. неизвестны. Вероятно, на рубеже XV-XVI вв. появились 2-ярусные галереи-Г. с аркадами по наружной стене. Московская традиция возведения храмов на подклетах в XVI в. «подразумевала и устройство дополнительных сооружений, обеспечивающих доступ в храмовое помещение и выполняющих часто при этом функциональную роль церковной паперти, а иногда и притвора» - деревянных и каменных крылец и Г. (Баталов. С. 143).

Одним из первых памятников с первоначально открытым Г. является Вознесения Господня ц. в Коломенском (1532): Г., на к-рое ведут 3 лестницы с зап., сев. и юж. сторон, расположено на окружающих подклет аркадах и охватывает здание по всему периметру, в т. ч. с вост. алтарной стороны, повторяя план постройки; парапет, украшенный ширинками, огораживал Г. При исследовании ц. сщмч. Антипы на Колымажном дворе в Москве (1-я пол. XVI в.), бесстолпной постройки на подклете, были также открыты фрагменты Г., окружавшего храм с севера, запада и юга. Затем Г. на неск. десятилетий исчезли из рус. зодчества; условия местного климата требовали сооружения крытых галерей, более функциональных, часто 2-ярусных, окружавших храмы на подклетах.

Вновь Г. появились в XVII в. сначала в светском, затем в храмовом строительстве. Так, Теремной дворец Московского Кремля (1635-1636, зодчие Б. Огурцов, Г. Шарутин, Л. Ушаков, под рук. А. Константинова) - многоэтажная ярусная постройка с верхним этажом-теремом, стоящим на плоской кровле нижнего под ним яруса - Г., имеющего парапет с квадратными ширинками.

Г. стали распространенным решением для храмов в эпоху нарышкинского барокко, особенно в Москве и ее окрестностях. В этот период «гульбища, опоясывающие храм, служили не столько связи с окружением, сколько выделению самоценно-пластических качеств здания, поднимая его ввысь, подобно памятнику на пьедестале» (Бусева-Давыдова. C. 265-281). В кон. XVII - нач. XVIII в. Г. использовались в композиции всех типов храмов: бесстолпных с трапезными; 4-столпных; типа восьмерик на четверике с центрическим или включенным в продольную композицию планом. В большинстве случаев Г. окружали здания, стоящие на подклетах на уровне 2-го яруса, реже - на уровне 1-го этажа; располагались обычно со всех сторон, в т. ч. и с востока, иногда с 3 или с 2 сторон. Г. оформляли парапеты, украшенные с внешней стороны квадратными ширинками, редко - балясинами.

Успенский собор (1693–1699) в Рязани. Архит. Я. Г. Бухвостов
Успенский собор (1693–1699) в Рязани. Архит. Я. Г. Бухвостов

Успенский собор (1693–1699) в Рязани. Архит. Я. Г. Бухвостов

К памятникам 1-го типа можно отнести 2 трапезные церкви во имя прп. Сергия Радонежского - в ТСЛ (1685-1692) и в Высокопетровском мон-ре в Москве (1690-1694; пятиглавие 1704-1706) - кубические 3-апсидные одноглавые бесстолпные храмы с обширными трапезными с запада, поднятые на подклеты; Г. с лестницей с сев. стороны (в церкви ТСЛ 2-я лестница - у сев.-зап. угла здания) расположены на аркадах и окружают здание по периметру. С запада Г. церкви в Высокопетровском мон-ре помещена расширенная площадка, с проездом под ней, переходящая в террасу братского корпуса. К этим постройкам близка ц. Воскресения Христова в Кадашах в Москве (1687? - 1695): Г. находилось наверху закрытых обходных галерей, окружавших подклет, в зап. части располагалось крыльцо (в 1695 с запада вместо крыльца пристроена колокольня с 2 лестницами, замененными в 1807 крытыми пристройками в готическом стиле; в 1802 ликвидирован вост. отрезок галереи; в 1860 галереи с Г. перестроены и заменены более широкими). Особенность храма заключалась в расположении Г., огибавшего алтари верхнего храма, но проходившего над алтарем нижней церкви, помещавшейся в подклете.

К постройкам кон. XVII в., в композицию к-рых были включены Г., относятся традиц. кубические многоапсидные 4-столпные 5-главые храмы на невысоких подклетах - Успенский собор в Рязани (1693-1699, зодчий Я. Г. Бухвостов) и возведенный по его образцу Успенский собор в Астрахани (1698-1710, зодчий Д. М. Мякишев). Г. окружают храмы со всех сторон, расположены на галереях (в рязанском соборе - крытой, в астраханском - открытой, с широкими арками, с гирьками в каждом проеме). Лестницы, ведущие на Г., расположены в обоих храмах с запада, однако в астраханском соборе Г. через площадку лестниц соединено с лобным местом.

Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в.
Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в.

Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в.

Башнеобразные и ярусные постройки кон. XVII в. типа восьмерик на четверике с центрическим 4-лепестковым планом имели Г., окружавшие храмы со всех сторон и часто повторявшие сложную форму его плана. В этих постройках Г. в случае возведения храма на подклете (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в Москве, 1690-1694) возвышались на аркадах или располагались на уровне 1-го яруса в виде открытого обхода (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в пос. Дубровицы Подольского р-на Московской обл., 1690-1704; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы под Москвой, 1694-1697, зодчий Бухвостов). Парапеты церквей в Филях и в Уборах украшают ширинки, парапет дубровицкой церкви - резные орнаменты. Лестницы и крыльца располагаются с 3 сторон (кроме вост.); исключение составляет церковь в Дубровицах, имеющая лестничные марши с 4 сторон, в т. ч. с алтарной.

Ярусные храмы типа восьмерик на четверике иногда включались в продольную композицию, образованную четвериком и близкими по размерам и оформлению алтарной частью и притвором (ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, ныне в Москве, 1690-1696, зодчий Бухвостов; ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве, 1697-1705, не сохр.). Церковь в Троице-Лыкове имеет Г., повторяющее форму плана здания, расположенное на уровне нижнего яруса, с лестницами с 3 сторон. Г., входившее в композицию ц. Успения на Покровке, сходно с Г. храма в Кадашах: оно охватывало здание по периметру, располагалось на уровне 2-го яруса на высоких аркадах; с вост. стороны Г. проходило над помещением нижнего, расположенного в подклете храма, 3 алтарные апсиды к-рого были выведены за пределы как подклета, так и галереи с Г. над ним. Парапет Г. украшали балясины в виде античных амфор.

В нек-рых случаях Г. устраивали не по всему периметру храма, а с 3 (ц. Св. Троицы в Фаустове (бывш. собор Краснохолмской Новосоловецкой Марчуговской пуст.), 1696-1698, Г. сохр. вдоль юж. и зап. фасадов, имеет позднейшее покрытие; ц. вмч. Георгия за Верхом в Калуге, 1700-1701, Г. застеклено в 1776) или с 2 сторон (собор апостолов Петра и Павла в Казани, 1723-1726, Г.- с севера и запада). Г. этих церквей сооружены на высоких аркадах, окружающих подклеты. Парапет Г. церкви в Фаустове декорирован ширинками с полихромными изразцами, собора в Казани - аркатурой.

В кон. XVII - нач. XVIII в. распространение получили Г., расположенные на св. вратах мон-рей и, т. о., окружавшие надвратные храмы. Так, св. врата Высокопетровского мон-ря (80-е гг. XVII в.) с 3-арочным проездом имели сверху Г., на к-ром в 1690-1694 гг. была построена ц. Покрова Пресв. Богородицы. Церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Фаустове (рубеж XVII и XVIII вв.) сооружена на открытой террасе над юж. вратами мон-ря. К памятникам этого типа следует отнести Сухареву башню в Москве (1692-1701, зодчий М. И. Чоглоков, не сохр.), имевшую Г. на уровне 2-го этажа. В этих постройках Г. ограждали парапеты, декорированные квадратными ширинками.

В постройках более позднего времени Г. не встречаются.

Лит.: История рус. архитектуры // Пилявский В. И., Славина Т. А., Тиц А. А. и др. СПб., 19942; Бусева-Давыдова И. Л. Эволюция внутреннего пространства храмов XVII в. (на примере церквей Троицы в Никитниках и Покрова в Филях) // Архит. наследство. М., 1995. Вып. 38: Проблемы стиля и метода в рус. архитектуре. С. 265-281; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Художественно-эстетическая культура Др. Руси, XI-XVII вв. / Ред.: В. В. Бычков. М., 1996. С. 426-457.
Е. Э. Спрингис
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Россия) Архитектура. Основные понятия Гульбище, в русской храмовой и гражданской архитектуре открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части
См.также:
АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на правом берегу р. Волхов
АПСИДА архитектурная форма
АРКА архитектурная форма
АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)
АРКОСОЛИЙ погребальное сооружение
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома