Николай Федорович (6.05.1862, местность Изюм (Узюм), улус Турахов, Минусинского окр. Енисейской губ.- 9.03.1922 (?), Казань), миссионер, ученый-тюрколог, языковед, этнограф. Отец К. принадлежал к хакасскому племени сагайцев, мать - к племени качинов. На становление личности К. большое влияние оказали старший брат, учитель Н. Ф. Катанов, а позже - алтайский миссионер свящ. В. И. Вербицкий. По окончании церковноприходской школы в с. Аскиз в 1874-1876 гг. К. служил писарем Аскизской степной думы (волостного правления). В 1876-1884 гг. учился в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884 г. приехал в Казань с намерением поступить в КазДА, но по совету преподавателя академии Н. И. Ильминского поступил на арабско-персидско-турецко-татар. разряд восточного фак-та С.-Петербургского ун-та, который окончил в 1888 г. С 1 июля 1888 по 1 июля 1893 г. профессорский стипендиат С.-Петербургского ун-та. С 9 нояб. 1893 по 1911 г. и с 1918 г. экстраординарный профессор турецко-татар. наречий в Казанском ун-те. С 30 нояб. 1911 до лета 1918 г. преподаватель КазДА, с 13 янв. 1912 г. доцент, с 17 июля 1915 г. ординарный профессор по кафедре этнографии татар, киргизов, башкир, чувашей, черемисов, вотяков, мордвы, истории проповедования христианства этим племенам и татарского языка. С осени 1912 до кон. 1916 г. редактор издаваемого по его инициативе ж. «Инородческое обозрение». В 1918-1921 гг. профессор Северо-Восточного археологического и этнографического ин-та (вуз, действовавший в Казани в 1917-1921). Одновременно в 1907-1912 гг. цензор Временного комитета по делам печати, цензурировал книги и периодические издания на татарском языке.
Н. Ф. Катанов. Фотография. Нач. ХХ в.
Н. Ф. Катанов. Фотография. Нач. ХХ в. Будучи ученым широкого профиля, К. получил научные степени за труды по языковедению тюркских (тувинского (урянхайского), хакасского (абаканско-татарского), тофаларского (карагасского), татарского, башкирского, чувашского, якутского, уйгурского и др.) и монгольских (бурят., калм., монг.) языков. Основные языковедческие труды: «Опыт исследования урянхайского языка...» (1903) и «Наречия урянхайцев, абаканских татар и карагасов» (1907).
Со студенческих времен К. ежегодно выезжал в экспедиции, эту практику он продолжил и в Казани. Объектами изучения стали все тюрк. народы востока России и Китая - от ближайших уездов Казанской и Уфимской губ. до Джунгарии, Монголии. Еще будучи студентом, К. начал публикацию памятников фольклора (оригинальных текстов и переводов) тюрк. народов Сибири. Многочисленные статьи по этнографии основаны на материалах и собственных наблюдениях К. Собранные в экспедициях предметы быта и культуры обусловили интерес К. к музейной деятельности.
С кон. XIX в. К. занимался лит-рой тюрк. народов. В должности цензора татар. изданий К. основательно изучал совр. татар. лит-ру и журналистику. В его статьях на научном уровне анализировалось и оценивалось творчество классиков татар. лит-ры Г. Тукая, С. Рамиева, Дэрдменда и др.
С апр. 1894 г. К. являлся секретарем, а в 1898-1914 гг. стал председателем совета Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, под его руководством осуществлялось издание «Известий» об-ва. К.- магистр тюрко-татар. словесности (1893), доктор сравнительного языкознания (1907), статский советник (1906), кавалер мн. орденов, включая орден св. Владимира 4-й степени (1910). Редактор мн. опубликованных статей. К. был действительным членом обществ Société des sciences et lettres (Лёвен, Бельгия) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), Русского географического об-ва, Русского археологического об-ва, Московского об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Принимал активное участие в создании Казанского городского музея, открытого в 1895 г. Первоначально отказался от предложенной Казанской городской думой должности директора музея, с 1895 г. заведовал его историческим отделом, а в 1906-1912 и 1914-1917 гг. являлся директором музея. С 1911 г. по инициативе и под рук. К. создавался Историко-этнографический музей КазДА. Экспонаты, переданные К. городскому и академическому музеям, составляют существенную часть фондов Национального музея Республики Татарстан и Этнографического музея Казанского ун-та.
С 1893 г. К. был активным сотрудником Гурия Казанского свт. братства, с 5 марта 1912 г.- член его Переводческой комиссии, офиц. редактор якут. перевода НЗ (1899), был редактором и корректором мн. переводов Свящ. Писания на др. тюрк. языки (татарский, башкирский, киргизский). Для лучшего понимания Свящ. Писания самостоятельно изучил греч. язык; по инициативе К. в домовой Михаило-Архангельской ц. КазДА регулярно служили на греч. языке.
В работах советского времени для возвращения в научный оборот и сохранения наследия К. его представили человеком, далеким от политики, симпатизирующим т. н. освободительным идеям. Но К. придерживался крайне правых политических взглядов. С 1892 г. формой объединения казанских общественных деятелей стало Казанское об-во трезвости, К. со времени его основания и до 1917 г. был членом правления. Об-во трезвости издавало ж. «Деятель», в к-ром К. публиковал статьи и состоял членом редакции. После создания в 1905 г. политических организаций крайне правого направления принимал активное участие в их мероприятиях, 4 февр. 1909 г. был избран товарищем председателя совета Казанского отд-ния Русского собрания (объединяло сторонников т. н. Дубровинского направления).
К. похоронен на кладбище казанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря. В 30-х гг. XX в. кладбище было уничтожено, могила заасфальтирована. В нач. 70-х гг. XX в. на Арском кладбище г. Казани рядом с ц. во имя Ярославских чудотворцев был установлен кенотаф в виде черного мраморного креста специально для того, чтобы делегации из Хакасии, часто посещавшие Казань, могли возлагать там венки. Офиц. версия о переносе на Арское кладбище останков К. не подтверждается - документов о розыске и переносе в архивах нет.
В 2007 г. памятники К. установлены в Абакане и с. Аскиз. С 1994 г. имя К. носит Хакасский гос. ун-т. В 1994 г. на бывш. доме Гурячкова, где К. проживал с 1905 г., была установлена мемориальная доска, но в 2006 г., после пожара, дом снесли. В 2005 г. Школьный пер., где стоял дом, был переименован в Катановский.
Фонд К. в НАРТ (№ 969, 551 документ, 473 рус. и вост. печатные книги) содержит материалы биографии К., рукописи опубликованных сочинений, переписку и проч. Многочисленные документы, отражающие деятельность К., находятся также в фондах Казанского ун-та (977), КазДА (10), а также в Отделе рукописей и редких книг Научной б-ки им. Н. И. Лобачевского Казанского ун-та.
Соч.: Замечания о богатырских поэмах минусинских тюрков: (Енисейской губ.). СПб., 1885; Поездка к карагасам в 1890 г. // Зап. РГО по Отд. этнографии. СПб., 1891. Т. 17. Вып. 2. С. 1-96 (отд. паг.); Отчеты... Катанова, отправленного для этногр. исслед. тюркских племен в Вост. Сибирь, Монголию и сев. Китай // Живая старина. СПб., 1892. Вып. 1. С. 111-122; Вып. 4. С. 134-137; Письма из Сибири и Вост. Туркестана // ЗИАН. 1893. Т. 73. Прил. С. 1-114; Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губ. // Живая старина. 1893. Вып. 4. С. 559-570; Среди тюрк. племен // Изв. РГО. 1893. Т. 29. Вып. 6. С. 519-541; Китайский бунтовщик Чи-Чи-Гун // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1894. Т. 12. Вып. 5. С. 448-454; О наказании ленивых богомольцев у татар кит. Туркестана // Там же. Вып. 6. С. 578-593; О погребальных обрядах у тюрк. племен с древнейших времен до наших дней // Там же. Вып. 2. С. 109-142; О свадебных обычаях татар Восточного Туркестана // Там же. Вып. 5. С. 409-434; Этнографический обзор турецко-татар. племен: Вступ. лекция в курс обозрения турецко-татар. племен, прочит. в Имп. Казанском ун-те 29 янв. 1894 г. Каз., 1894; Народные приметы и поверья бельтиров // Деятель. Каз., 1896. № 8. С. 424-425; О поездке в Минусинский округ Енисейской губ. // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1897. Т. 14. Вып. 2. С. 219-221; Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский окр. Енисейской губ. // УЗ Имп. Казанского ун-та. 1897. Т. 64. Кн. 3. С. 1-50; Кн. 5/6. С. 1-53 (отд. паг.); Материалы к изучению Казанско-татар. наречия. Каз., 1898. 2 ч.; Описание одного металлического зеркала с арабской надписью, принадлежащего Об-ву археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском ун-те // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1898. Т. 14. Вып. 6. С. 662-664; Винокурение у абаканских татар Енисейской губ. // Деятель. 1899. № 8/9. С. 312-314; Народные способы лечения у сагайцев (Минусинского у. Енисейской губ.) // Там же. № 10. С. 394-395; Народные способы лечения у башкир и крещеных татар Белебеевского у. Уфимской губ. // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1900. Т. 16. Вып. 1. С. 1-14; Отчет о поездке в Минусинский у. Енисейской губ., совершенный летом 1899 г. // УЗ Имп. Казанского ун-та. 1901. Т. 68. Кн. 5/6. С. 1-58 (отд. паг.); Восточные металлические зеркала из Харьковской и Екатеринославской губ. // Тр. Харьковского предварит. комитета по устройству XII Археол. съезда. X., 1902. Т. 1. С. 466-474 (соавт.: Д. В. Айналов); Опыт исследования урянхайского языка, с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюрк. корня. Каз., 1903; Несколько слов по поводу рус. и татар. перстней, принадлежащих А. А. Сухареву и А. Т. Соловьеву // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1904. Т. 20. Вып. 1/3. С. 29-46; Новые данные о мусульманской секте ваисовцев // ПС. 1909. Ч. 2. С. 229-244; О двух татар. памятниках, находящихся близ с. Старого Тябердина Цивильского у., и одном армянском, в. с. Кирельском Тетюшского у. // Инородческое обозр. Каз., 1914. Т. 1. Кн. 6. С. 462-467 (соавт.: Г. Филиппов); Обзор текущей инородческой лит-ры: А) Казанско-татар. газеты и журналы; Б) Издания на казак-киргизском языке, вышедшие в свет с 1.01.1914 по 1.04. 1914 // Там же. 1914. Т. 1. Кн. 9. С. 665-695; Обзор текущей киргиз. лит-ры с 1.01.1915 по 31.05.1915 // Там же. 1915. Т. 2. Кн. 11. С. 917-919; Несколько слов о распространении христианства в Персии, Месопотамии, Ср. Азии, Монголии и Китае: Речь... для произнесения на торжеств. годич. собр. Имп. КазДА 8 нояб. 1916 г. Каз., 1916; Обзор учебников, принятых к употреблению в татар. конфессиональных школах (мектебах и медресах) и изданных большей частью за последние три года (1911-1913) // Инородческое обозр. 1916. Кн. 2/3. С. 197-206; Чувашские слова в болг. и татар. памятниках. Каз., 1920; Избранные научные труды: (Bilimsel eserlerinden seçmeler). Анкара, 2000 (на тур. яз.); Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях. Абакан, 2004.
Изд. и пер.: Бронзовый Стрелок и Чистое Серебро: Богатырская поэма минусинских тюрков (Енисейская губ.). СПб., 1885; Золотая кукушка: Богатырская поэма минусинских тюрков: Пер. и доп. примеч. СПб., 1885; Гадания у жителей Восточного Туркестана, говорящих на татар. яз. // Зап. Вост. отд-ния РАО. СПб., 1893. Т. 8. Вып. 1/2. С. 105-112; Песня Худаяр-хана и приход русских. СПб., 1894; Татарские сказания о 7 спящих отроках // Зап. Вост. отд-ния РАО. 1894. Т. 8. Вып. 3/4. С. 223-245; Мусульманские легенды: Тексты и переводы // ЗИАН. 1895. Т. 75. Прил. № 3. С. 1-44; Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Ежег. Тобольского губ. музея. 1895/1896. Вып. 5. С. 1-13; Предание тобольских татар о происхождении киргизского народа // Там же. 1897. Вып. 7. С. 73-75; Грамоты двух тобольских архипастырей XVIII в. // Там же. 1898. Вып. 9. С. 17-23 (отд. паг.); Предание тобольских татар о грозном царе Тамерлане // Там же. С. 50-52; Исторические песни казанских татар // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. Каз., 1899. Т. 15. Вып. 3. С. 273-306; Снотолкователь, приписываемый мусульманами ветхозаветному патриарху Иосифу, сыну Иакова: Джагатайский текст, рус. транскр. и рус. пер. / Пер.: П. А. Поляков; ред.: Н. Ф. Катанов. Каз., 1901. (УЗ Имп. Казанского ун-та; Т. 68. Кн. 9. Прил.); Маньчжурско-китайский «Ли» на наречии тюрков кит. Туркестана // Зап. Вост. отд-ния РАО. 1902. Т. 14. С. 31-75; О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири // УЗ Имп. Казанского ун-та. 1903. Т. 70. Кн. 12. С. 133-146; Сказания иностранцев о Казани: P. Thomas, А. Legrelle // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1903. Т. 19. Вып. 5/6. С. 277-285; Два исторических документа имп. Екатерины II о древностях Волги и Кавказа // Там же. 1907. Т. 23. Вып. 3. С. 238-244; Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: Тексты, собр. и пер. Н. Ф. Катановым // Образцы народной лит-ры тюрк. племен, живущих в Юж. Сибири и Дзунгарской степи / Изд.: В. В. Радлов. СПб., 1907. Ч. 9. [Кн. 1:] Тексты; [Кн. 2:] Переводы; Предания присаянских племен о прежних делах и людях // Сб. в честь 70-летия Г. Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288. (Зап. РГО по Отд. этнографии; 34); Краткий татарско-рус. словарь в транскрипциях арабской и русской. Тарихи амбия = История пророков (Оренбург, 1911): [Доп.] к курсу лекций по татар. яз., чит. в 1912-1913 уч. г. студентам 2-го и 3-го курсов Миссионерского отд. КазДА. Каз., 1912; Транскрипция и глоссарий к пословицам и рассказам 1-й части букваря Г. Н. Ахмарова «Тюркская азбука» (Каз., 1911), как пособие к курсу лекций по татар. яз., чит. в 1912-1913 уч. г. студентам 1-го курса Миссионерского отд. КазДА. Каз., 1913; Тувинская народная поэзия XIX в.: Из фольклор. собр. Н. Ф. Катанова / Пер. и перелож.: А. В. Преловский. М., 2002; Фольклор саянских тюрков XIX в.: Нар. поэзия тувинцев (урянхайцев), хакасов (абак. татар), тафаларов (карагасов): Из собр. Н. Ф. Катанова. М., 2003. 2 т.
Лит.:
Гордлевский В. А. Памяти Н. Ф. Катанова, 1862-1922 // Новый Восток. М., 1922. Кн. 1. С. 448-451;
Харлампович К. В. Профессор Н. Ф. Катанов: (Некр.) // Казанский музейный вестн. Каз., 1922. № 1. С. 187-195;
Покровский И. М. Памяти проф. Н. Ф. Катанова // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1923. Т. 32. Вып. 2. С. 247-259;
Малов С. Е. Н. Ф. Катанов, профессор Казанского университета // Вестн. АН Казахской ССР. Алма-Ата, 1958. № 5(158). С. 88-94; Николай Федорович Катанов: Мат-лы и сообщ. Абакан, 1958;
Иванов С. Н. Николай Фёдорович Катанов: Очерк жизни и деятельности. М.; Л., 1962; Материалы науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения проф. Н. Ф. Катанова (1862-1922) // УЗ Хакасского НИИ языка, лит-ры и истории. Абакан, 1964. Вып. 10. С. 69-149;
Татаринцев Б. И. О научном наследии Н. Ф. Катанова и его месте в тюрк. и тувинской филологии // Вопр. тувинской филологии. Кызыл, 1983. С. 101-109;
Халикова Р. Х., Шакурова Р. З. Еще одна страница из науч. наследия Н. Ф. Катанова // Сов. тюркология. М., 1983. № 3. С. 36-38;
Каримуллин А. Г. Н. Ф. Катанов - библиограф и книговед //
Он же. Книги и люди: Исслед. Каз., 1985. С. 220-243;
Кокова И. Ф. Н. Ф. Катанов: Докум.-публицист. эссе. Абакан, 1993;
Валеев Р. М. Казанское востоковедение: Истоки и развитие (XIX в.- 20-е гг. XX в.). Каз., 1998; Доклады, прочитанные в Каз. ун-те, посвященные 135-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова. Каз., 1998;
Назипова Г. Р. Казанский городской музей: Очерки истории, 1895-1917 гг. Каз., 2000; Николай Фёдорович Катанов: Автобиография и библиография. М.; Абакан, 2001 2; Научное наследие Н. Ф. Катанова и совр. востоковедение: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 140-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова, 22-24 мая 2002 г. Абакан, 2003;
Алексеев И. Е. Рус. национальное движение в Казанской губ. и Татарстане: кон. XIX - нач. XXI вв. Каз., 2004; Наследие Н. Ф. Катанова как источник духовно-нравственного воспитания молодежи: Мат-лы науч.-практ. конф. «Катановские чтения». Абакан, 2005; Наследие Н. Ф. Катанова: История и культура тюрк. народов Евразии: Докл. и сообщ. на междунар. науч. конф. Каз., 2006;
Султанбаева К. И. Педагогическая система Николая Фёдоровича Катанова. Каз., 2006;
она же. Николай Фёдорович Катанов - выдающийся ученый-востоковед, тюрколог, просветитель. Абакан, 2009;
Лобачёва Е. Э. Ист.-этнографический миссионерский музей при КазДА // История России и Татарстана: Итоги и перспективы энцикл. исследований: Сб. ст. итоговой науч.-практ. конф. (11-12 марта 2010 г.). Каз., 2010. С. 73-81.
Е. В. Липаков