монументальный комплекс визант. военно-адм. построек в Сирии. Находится в 62 км к северо-востоку от г. Хамы, над зап. склоном террасированного холма. Визант. название неизвестно. Комплекс состоит из дворца, храма и казарм. Очевидно, являлся резиденцией военного командира пров. Сирия Вторая. Согласно надписям, был построен в конце правления имп. Юстиниана I, в 561-564 гг. На капителях храма имеются монограммы имени Георгий, который был, вероятно, строителем и 1-м командиром гарнизона. Причиной постройки К.-и.-В. и соседних крепостей (Халабия, Русафа, Маскана) явилась необходимость укрепления границы провинции, в т. ч. после опустошительного рейда сасанидского царя Хосрова I на Антиохию в 540 г. Комплекс реставрирован Управлением древностей (под рук. К. Шехаде).
Дворец расположен в сев. части комплекса и представляет собой здание квадратной формы (50×50 м) с помещениями вокруг центрального квадратного двора. В наиболее узком северном крыле, состоящем из анфилады помещений, находились главные ворота и конюшни. Вост. и зап. крылья шире и включают 2 ряда помещений, разделенных крестообразными в плане опорами: в зап. крыле предположительно располагались жилые помещения командира и службы, в восточном - баня. Лучше всего сохранилась главная часть дворца - 2-этажное юж. крыло сложного плана: по его оси находится зал с апсидой на юге и, вероятно, на севере, к к-рому с запада и востока примыкают 2 зала с одной апсидой и 4 боковыми помещениями у каждого; за ними располагалось еще по одному овальному залу с боковым помещением. Юж. крыло, очевидно, предназначалось для приемов, в т. ч. глав местных араб. племен. Вариации тетраконхиального (или триконхиального) зала характерны для рим. парадной архитектуры. Дворец сложен из чередующихся близких по высоте поясов известняковых блоков (по 3 ряда в поясе) и светлого кирпича (по 11 рядов в поясе). По типу строения напоминает епископский дворец в Бостре и в дальнейшем повлиял на планировку омейядских дворцов (напр., в Мшатте).
Средних размеров храм (13×17 м) расположен на расстоянии ок. 6 м от юго-зап. угла дворца, он являлся частью дворцового ансамбля. В плане храм представляет собой «купольную базилику», где купол расположен не над восточной частью наоса, а посередине его, причем в «компактном» варианте, когда восточная и западная части наоса значительно сокращены. Боковые нефы - с хорами, в обоих ярусах отделены от центрального нефа тройными арками с парами колонн и соединяются с также 2-ярусным нартексом. В нижнем ярусе хоры перекрыты крестовыми сводами; с востока они завершаются квадратными в плане пастофориями (их функция неизв.). Вост. часть наоса - вима с приподнятым полом, куда ведут 3 ступени. Апсида приподнята еще на 2 ступени. Она, что типично для Ближ. Востока, вписана в квадрат периметра и прорезана 2 рядами окон, по 3 в каждом. В храм ведут 3 одинаковых входа: с севера, запада и юга, обычного для Сирии доминирования юж. входов нет. Наос храма небольшой, но высокий, ок. 20 м. Его высота подчеркнута 2 ярусами колонн по боковым сторонам. Купол диаметром 6,6 м опирается на подпружные арки, между к-рыми помещены не типичные для Сирии тромпы, а паруса. Своеобразие архитектуры храма заключается в том, что паруса непосредственно переходят в барабан, причем 8 окон прорезают как барабан, так и частично паруса. Пастофории также снабжены окнами. Они есть и на др. стенах. К зап. части сев. стены примыкает квадратная в плане башня с лестницей для подъема на хоры. Кладка аналогична кладке дворца. Цоколь сложен из рядов известняковых блоков местного происхождения; далее таким же образом, как и во дворце, чередуются пояса известняка и кирпича; своды и арки выложены из кирпича. Капители с изображением листьев выполнены из известняка; косяки дверей и стволы колонн вытесаны из базальта (привезены за 10 км); базы колонн изготовлены из мраморовидного известняка.
Плохо сохранившиеся казармы расположены примерно в 90 м к югу от дворца. Как и дворец, они ориентированы по сторонам света, но со смещением оси к востоку из-за близости к обрыву холма. Сходна с дворцовой и планировка казарм: это такого же размера квадрат с квадратным же внутренним двором, главными воротами по центру сев. стены и похожим модулем помещений. Разница с дворцом заключается в худшей кладке, в расположении всех помещений по периметру в виде одной анфилады (так же как в сев. крыле дворца), в наличии прямоугольного здания (его назначение неизв.) в центре двора с входом через сев. фасад и опорами внутри (возможно, поддерживали купол). В общем и целом казармы напоминают по плану маленький римский castellum. По подсчетам И. Пеньи, комплекс мог вмещать ок. 1 тыс. солдат и ок. 300 лошадей.
Архитектура К.-и.-В. вызывала многочисленные дискуссии среди исследователей с момента его открытия в 1899 г. Максом фон Оппенхаймом. Первый исследователь комплекса, Х. Батлер, обратил внимание на необычную для Сирии смешанную кладку с применением кирпича и предположил, что кирпич для строительства был завезен из К-поля. Сохранившаяся в соседней Халкиде надпись с упоминанием работавшего там архит. Исидора позволила выдвинуть версию, что строителем К.-и.-В. мог быть знаменитый Исидор из Милета, а основные формы храма сложились под влиянием к-польской архитектуры. Гипотеза о строительстве комплекса Исидором из Милета была опровергнута уже Й. Стржиговским, к-рый указал на сир. характер мн. архитектурных и декоративных элементов. Тем не менее предположение о происхождении строительного материала из К-поля встречается до сих пор (в частности, его твердо придерживался Р. Краутхаймер). В дальнейшем версии о к-польском и сирийском происхождении архитектуры К.-и.-В. стали основными. Среди исследователей, вплотную занимавшихся комплексом, первую т. зр. поддерживали Ж. Лассюс и И. Пенья, в то время как Г. Чаленко указывал на сходство капителей из К.-и.-В. с капителями в соседних Кафр-Руме и Идлибе. Обе теории удалось примирить Ф. Дайхманну, на основе анализа использования кирпичей в сир. архитектуре он доказал, что кирпичи К.-и.-В. были произведены на месте визант. армией. Дайхманн вписал комплекс в контекст юстиниановского строительства в Сирии после катастрофы 540 г. К. Штрубе указала на то, что смешанная техника кладки К.-и.-В., кажущаяся исследователям исключительной чертой к-польской архитектуры V-VI вв., находит аналоги в храме в Фалюле, расположенном неподалеку (526), где нижний ярус сложен из базальта, верхний - из известняка, а своды и купол - из такого же кирпича, что и в К.-и.-В. Штрубе также показала, что капители храма в К.-и.-В. представляют собой сирийское подражание столичным образцам. Т. о., в наст. время господствует т. зр., что весь комплекс был выполнен арамейским архитектором, знакомым с к-польским и малоазийским зодчеством, при помощи местных мастеров. В типологическом смысле уникальность конструкции храма в К.-и.-В. заключается в том, что в нем, с одной стороны, отражен редкий для Сирии, но популярный западнее тип «купольной базилики» (причем в его столичном, а не, напр., в исаврийском, географически более близком варианте), а с другой - данный тип приближается к компактным сирийским центрическим постройкам на 4 опорах (как, к примеру, приемный зал Аль-Мундира в Русафе VI в.). Впервые зафиксированный в храме К.-и.-В. компактный тип «купольной базилики», с 2-ярусными тройными арками по боковым сторонам, станет впосл. популярным.