[греч. ῾Ιερὰ ᾿Επισκοπὴ Καρπασίας], епархия Кипрской Православной Церкви
Античная Карпасия, Карпас или Карпасий (Καρπασία, Καρπασεία, Κάρπασος, Καρπάσιον), находилась на одноименном полуострове в 5 км к северу от совр. г. Ризокарпасо (Сев. Кипр). Точное время основания К. е. неизвестно. Первый упоминаемый в источниках епископ - церковный писатель свт. Филон - был рукоположен свт. Епифанием Кипрским до 382 г. (Vita S. Epiphanii. 49, 57 // PG. 41. Col. 85, 96). Однако нек-рые исследователи считают, что из текста Жития свт. Епифания Кипрского не следует, что до этого Карпасийская кафедра не существовала (Σπυριδάκης. 1947. Σ. 19 (1-я паг.); Γεωργίου. 2010. Σ. 128-129). Неофит Родинос в соч. «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, которые произошли с острова Кипра» (Рим, 1659) и архим. Киприан (Куриокуритис) в «Хронологической истории острова Кипр» (Венеция, 1788) пишут, что во Вселенском I Соборе в Никее (325) принимал участие Карпасийский еп. Сосикрат (Κυπριανός. 1902. Σ. 532; Βαλέτας. 1979. Σ. 197-198). Хотя источник их сведений неизвестен, возможность участия Сосикрата в I Вселенском Соборе не отвергали историки Дж. Хакетт и Н. Каппёйнс (Hackett. 1901. Р. 7; Cappuyns. 1935. P. 501). В числе 12 кипрских епископов, присутствовавших на Сардикийском Соборе (343), назван еп. Сосикрат (Mansi. T. 3. P. 69), но не указана кафедра, к-рую он занимал. В перечнях святых кипрских епископов в рукописи Lond. Brit. Mus. Add. MS 34554 (XVI в., прототип XIII в.), в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в Синодиках Сосикрат упоминается после Карпасийских епископов Филона и Синесия (время жизни последнего также неизвестно) (Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28; Cappuyns. 1935. P. 500).
Нек-рые историки предполагают, что преемником еп. Филона был Феопроп (Χατζηϊωάννου Κ. Π. ῾Η ἀρχαία Κύπρος εἰς τὰς λληνικὰς πηγάς. Λευκωσία, 1983. Τ. 5. Σ. 266), о котором упоминает свт. Епифаний Кипрский в письме к Иерусалимскому еп. Иоанну II (394). Свт. Епифаний писал, что он «побуждал блаженной памяти епископа Филона и святого Феопропа совершать хиротонии пресвитеров в храмах Кипра, которые были рядом с ними, но принадлежали моему округу, по причине что епархия является большой и обширной» (это письмо сохр. в составе сочинений блж. Иеронима Стридонского: Hieron. Ep. 51. 2 // PL. 22. Col. 519; Epiph. Ep. Ioan. Hieros. 2 // PG. 43. Col. 382). Однако из этого текста прямо не следует, что Феопроп, как и Филон, был епископом Карпасийским, хотя такой вывод сделал историк Стефан Лузиньян (Lusignano S. Chorograffia, et Breve Historia Universale dell'isola de Cipro. Bologna, 1573. Fol. 25а). Тем более известен живший в это время Тримифунтский еп. Феопроп, участник Вселенского II Собора 381 г. (Mansi. T. 6. P. 1178).
Карпасийский еп. Олимпий был среди иерархов, сопровождавших на Вселенский III Собор (431) Антиохийского еп. Иоанна I, и принял участие в «соборике» вост. епископов и сторонников Нестория (ACO. T. 1. Vol. 4(2). P. 38, 45). На IV Вселенском Соборе (451) епископ Констанции Кипрской подписал документы за неск. отсутствующих епископов, в т. ч. за Ермолая Картериопольского (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 153), которого М. Лекьен отождествил с епископом Карпасийским (Le Quien. OC. Т. 2. Col. 1068). Однако отождествление Картериополя с Карпасией весьма сомнительно (Γεωργίου. 2010. Σ. 138). Неизвестно время жизни местночтимого святого свт. Фирса (пам. кипр. 23 июля). К визант. периоду относится моливдовул с именем Епифания, еп. Карпасийского. Д. М. Меткаф датирует его VII-VIII вв. (Metcalf D. M. Byzantine Lead Seals from Cyprus. Nicosia, 2004. N 248).
Согласно «Синекдиму» Иерокла (528-535), Карпасия занимала 12-е место среди 15 городов Кипра (Hieroclis. 1866. P. 39), а в «Описании Восточно-римского государства» Георгия Кипрского (нач. VII в. в составе компиляции IX в.) - последнее место из 13 кипрских городов (Ibid. P. 93-94). В нач. VIII в. Карпасия была разрушена арабами. Новый город с таким же названием был основан на месте совр. Ризокарпасо, туда была перенесена и епископия. К. е. продолжала существовать на протяжении всего визант. периода. Кафедральным собором К. е. являлась ц. свт. Синесия, еп. Карпасийского.
Согласно Тактикону имп. Льва III Исавра (717-741), К. е. занимала 7-е место среди 14 епископий, подчиненных архиепископу Констанции, согласно 10-й нотиции (X в.) - 12-е место (Darrouzès. Notitiae. Р. 234, 338. N 3, 10). В соч. «Порядок Патриарших престолов» Нила Доксопатра (сер. XII в.) К. е. поставлена на последнее место среди 12 епископий (Hieroclis. 1866. P. 285).
В период правления на Кипре французской династии Лузиньянов (1192-1489) начались притеснения правосл. Церкви. На Соборе 1222 г. в Фамагусте, постановившем сократить число правосл. епархий и перенести их кафедры из крупных городов в небольшие, видимо, было принято решение о слиянии К. е. с Фамагустской епископией, кафедрой к-рой должен был стать Ризокарпасон (Acta Honorii III (1216-1227) et Gregorii IX (1227-1241) / Ed. A. L. Tàutu. R., 1950. P. 47. N 108). Однако не ясно, как быстро было реализовано это решение. О перенесении кафедры правосл. архиерея из Фамагусты снова говорится в 1260 г. в Кипрской булле (Bulla Cypria). В этом документе в числе лиц, сопровождавших в Рим Кипрского архиеп. Германа I Писимандра, назван еп. Иоаким Карпасийский (Σάθας. ΜΒ. 1877. Τ. 6. Σ. 505-506). К. Киррис считал, что Иоаким возглавлял К. е. в ее прежних границах, и датировал слияние К. е. с Фамагустской епископией 1260 г. (Κύρρης. 1960. Σ. 281-282; Idem. Αμμόχωστος πόλη: Ιστορία της πόλης // ΜΚΕ. 1985. Τ. 2. Σ. 81). По мнению Х. Н. Таусианиса, Иоаким являлся епископом объединенной епископии и именовался Карпасийским по местонахождению кафедры, подобно др. члену свиты - Матфею, еп. Лефкарскому (Ταουσιάνης. 1996. Σ. 28).
В соборном акте 1295 г. фигурирует Марин (или Марк), «епископ Карпасийский и церковной общины Фамагусты Констанцийской митрополии и архиепископ Кипрский» (Darrouzès. 1979. P. 87). По мнению Ж. Даррузеса, подлинность этого документа вызывает сомнения, в частности последняя часть титула, где Марин (Марк) именуется архиепископом.
В письме папы Римского Иоанна XXII (1321) упоминаются 2 «епископа Карпасии Фамагустского диоцеза»: недавно умерший Иларион и действовавший Лев (Acta Ioannis XXII / Ed. A. L. Tàutu. R., 1952. P. 73-74. N 36). Михаил, еп. «Карпасийский и Фамагустский», участвовал в лат. Соборе 1340 г. в Никосии (Mansi. T. 26. P. 371-372). Сохранилось письмо бывш. визант. имп. Иоанна Кантакузина (1369 или 1371) Иоанну, «епископу Карпасийскому, проедру Констанции и Фамагусты» (Darrouzès. 1956. Σ. 60; Idem. 1959. P. 15). Видимо, он являлся одним лицом с Фамагустским епископом «господином Матзой», к-рый 6 мая 1370 (или 1371) г. участвовал в хиротонии еп. Арсинойского и Пафосского Григория, о чем говорится в Cod. Vat. Barber. gr. 537 (Idem. 1956. Σ. 58-59).
Архиерейский Евхологий (ныне принадлежит Китийской митрополии), написанный в палеологовский период, упоминает «блаженной памяти во епископах Карпасийских господина Макария». Видимо, речь идет о Макарии, еп. Фамагустском, о к-ром говорится в одном из писем Иосифа Вриенния, написанных вскоре после 1406 г. (Βούλγαρις ᾿Ε. ᾿Ιωσὴφ μοναχοῦ τοῦ Βρυεννίου τὰ εὑρεθέντα. Λειψία, 1768. Θεσσαλονίκη, 19912. τ. 3. Σ. 155-157).
Мн. исследователи считали, что кафедра Карпасийского и Фамагустского епископа была возвращена в Фамагусту после тур. завоевания острова (Хакетт, Дж. Хилл, Ф. Георгиу), но из документов следует, что это произошло еще во 2-й пол. XV в. В условиях сдачи Фамагусты генуэзцами кор. Жаку II Лузиньяну (1464) упоминаются лат. и правосл. епископы этого города (Hill. 1972. Vol. 3. P. 1093). Присутствие правосл. епископов в Никосии, Фамагусте, Пафосе и Лимасоле зафиксировано путешественником М. Баумгартеном (1508), генеральными проведиторами Кипра Ф. Аттаром (1540) и Б. Сагредо (1562) (Mas Latrie. 1855. P. 530-531, 542; Excerpta Cypria. 1969. P. 54). Таусианис предполагает, что возвращение греческих епископов в крупные города произошло благодаря жене Жана II Лузиньяна Елене Палеологине (1441-1458), покровительствовавшей православным.
Попытка восстановления К. е. была предпринята после османского завоевания Кипра (1570-1571). К. е. упомянута в «Записке», переданной в 1600 г. Кипрским архиеп. Вениамином агенту Савойского герц. Карла Эммануила I (Mas Latrie. 1855. P. 567). Попытка возрождения самостоятельной К. е. не удалась, по экономическим причинам Кипрский архиеп. Никифор (1641-1674) ограничил число епархий четырьмя, Фамагустская епископия и К. е. вошли в состав архиепископского округа.
После тур. оккупации 1974 г. часть греч. населения не покинула свои деревни. На протяжении неск. десятилетий они оказались в полной изоляции. Так, в 1975 г. на территории К. е. насчитывалось 7931 греков (Εγκλωβισμένοι // ΜΚΕ. 1986. Τ. 4. Σ. 325), в одном Ризокарпасо проживало 1966 чел. (Π[αυλίδης] Α. Ριζοκάρπασον // ΜΚΕ. 1990. Τ. 12. Σ. 92). В 1985 г. число греков в селах Карпасии сократилось до 720 чел., кроме того, 6 монахов проживали в монастыре ап. Андрея Первозванного и 4 монахини - в мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса. В наст. время осталось 590 чел., большинство из которых проживают в Ризокарпасо и Ялусе, а также по неск. человек в селениях Айос-Тирсос, Леонарисо и Айос-Андроникос.
Решением Свящ. Синода Кипрской Православной Церкви (22 мая 2007) К. е. была первоначально восстановлена как хорепископия (с 2010 - епископия). Хиротонисанный 3 июня 2007 г. еп. Христофор - один из викариев архиепископа.
Перед тур. оккупацией 1974 г. на территории К. е. действовало 48 приходов. В наст. время 5 храмов п-ова Карпасия имеют постоянную паству из числа греков, оставшихся на оккупированной территории в анклавах: церкви прп. Фотинии Карпасийской в с. Айос-Андроникос, свт. Фирса и Св. Троицы в Ялусе, свт. Синесия и Св. Троицы в Ризокарпасо. Для паломников открыт мон-рь ап. Андрея Первозванного, за которым в течение мн. лет присматривал свящ. Захария (Георгиу). В мон-ре вмч. Георгия Победоносца Саккаса (примерно в 5 км от Ялусы) проживает 1 монахиня.
Помимо упомянутых выше Карпасийских епископов Филона, Синесия и Фирса на п-ове Карпасия особо почитаются: прп. Авксентий Чудотворец (пам. 28 сент.), к-рый подвизался в кон. VII в. близ совр. с. Коми-Кебир; его современник прп. Созомен (пам. кипр. 20 нояб.), живший отшельником в окрестностях деревень Тавру, Галатия и Ливадия (ошибочно назван епископом Карпасийским в службе, составленной ему в 1733 мон. Акакием); прп. Фотиния или Фоту († ранее XV в.; пам. кипр. 2 авг.), которая в юном возрасте решила вести монашеский образ жизни и удалилась в пещеру близ совр. с. Айос-Андроникос; прп. Полихроний († ранее XI в.; пам. кипр. 7 окт.), во имя к-рого построена церковь в с. Меланарга; прп. Соломония (пам. кипр. 1 авг.), чья могила находится в ц. прп. Соломонии в Кома-ту-Ялу; а также святые, к-рым не установлены дни празднования, но в их честь сооружены церкви - прп. Павла (сестра прп. Фотинии), прп. Сотира (мать прп. Полихрония), прп. Василики (Васила) и прп. Микаллос (Βλάσιος (Σταυροβουνιώτης). 1999. Σ. 130-132, 135-136, 140, 144-145; Χατζηχριστοδούλου. 2010).
Епископы Карпасийские: свт. Филон (до 382 - не позднее 394), Феопроп (кон. IV - нач. V в.) (?), свт. Синесий, свт. Сосикрат, Олимпий (упом. в 431), Ермолай (упом. в 451) (?), свт. Фирс, Епифаний, Иоаким (упом. в 1260).
Епископы Карпасийские и Фамагустские: Марин или Марк (упом. в 1295), Иларион († до 1321), Лев (упом. в 1321), Михаил (упом. в 1340), Иоанн (упом. в 1369 или 1371), Макарий (упом. вскоре после 1406).
Епископ Карпасийский: Христофор (с 2007 по наст. время).
На п-ове Карпасия сосредоточено большое число раннехрист. и визант. храмов, некоторые из них украшены уникальными мозаиками и фресками. Из-за оккупации Сев. Кипра тур. войсками археологические раскопки и реставрационные работы прекратились. Нек-рые памятники уничтожены или повреждены, другие разрушаются без реставрации. Мозаики и часть фресок сняты со стен, мн. иконы похищены.
На месте древней Карпасии, примерно в 5 км к северу от Ризокарпасо, сохранились руины 3-нефной раннехрист. базилики свт. Филона нач. V в. с нартексом и атриумом. Видимо, она являлась кафедральным собором Карпасии. Центральная апсида была соединена с боковыми маленькими арочными проемами, как у базилик свт. Епифания в Саламине (Констанции), Пресв. Богородицы и Бесплотных сил в Афендрике, а также у сир. базилик. Отсутствие таких проемов в базилике Св. Троицы, построенной ок. 425 г., позволило предположить, что базилика свт. Филона воздвигнута раньше (Taylor, Megaw. 1981. Р. 233-235). Об этом также свидетельствует найденная под мраморными плитками пола монета имп. Аркадия (395-408) (Ibid. P. 216). В алтаре, возможно, находился синтрон. В сев. нефе были обнаружены остатки терракотового саркофага, однако нет достоверных сведений для того, чтобы считать его гробницей свт. Филона. Колонны изготовлены, по мнению Папагеоргиу, из местного мрамора (Π[απαγεωργίου] Α. Θίλωνος Αγίου βασιλική, Ριζοκάρπασου / ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 252), тогда как А. Миго считал, что этот розовый мрамор привезен из М. Азии (Megaw. 1974. P. 64). Небольшой интерколумний (2,2 м) свидетельствует о том, что на колонны опирались не арки, а эпистиль (архитрав). Пол выложен разноцветными мраморными плитками в технике opus sectile, к-рая была широко распространена в М. Азии. Д. Михаилидис относит полы к VI в. (Michaelides. 1992. P. 112), Ф. Хадзихристофи уточняет их датировку 2-й пол. VI в. и отмечает их сходство с мозаиками ц. вмч. Прокопия в Синграсисе близ Фамагусты (Χατζηχριστοφή. 2010. Σ. 160). Обнаруженные археологами тессеры указывают на существование настенных мозаик. Возможно, вдоль сев. стены были устроены хоры.
К вост. краю юж. стены базилики было пристроено маленькое помещение с апсидой (по мнению Дж. дю Плат Тейлор и А. Миго, диаконник (Taylor, Megaw. 1981. Р. 238)), имевшее в юж. стене дверь в коридор, который вел в разные комнаты, располагавшиеся южнее, и к 2-этажному портику. Здесь, по предположению археологов, могла находиться резиденция епископа (Ibidem).
К западу от помещения с апсидой находилась большая прямоугольная комната, под полом к-рой была устроена цистерна для сбора дождевой воды. Коридор вдоль зап. половины юж. стены базилики был соединен с нартексом и атриумом, часть к-рого была разрушена волнами. От вост. конца коридора к югу шел др. длинный коридор ко 2-му атриуму, к-рый был окружен, видимо, 4 портиками, а в центре располагался 6-угольный бассейн фонтана. Предполагают, что 2-й атриум был сооружен из-за того, что пространство к западу от базилики было ограничено морем. Между 2 коридорами и 2-м атриумом расположен баптистерий, современный базилике, к-рый состоял из неск. помещений, в т. ч. для миропомазания - консигнаторий (к востоку от купели).
Над центральным и юж. нефами раннехрист. базилики в IX-X вв. (согласно А. Папагеоргиу - Papageorghiou. 1965. P. 38) или в XII в. (по мнению дю Плат Тейлор и Миго - Taylor, Megaw. 1981. Р. 250; Megaw. 1974. Р. 64) из старых квадров без применения плинфы была построена крестово-купольная церковь свт. Филона, к-рая в наст. время находится в полуразрушенном состоянии (сохр. апсиды, юж. стена, паруса, основание барабана, а также нижние части др. стен). У нее удлиненная зап. часть, 3 граненые апсиды на цоколе. Опоры - квадратные в плане, на стенах пилястры. Вост. часть приподнята над наосом на 3 ступеньки. В отличие от большинства средневизант. кипрских храмов, внешняя сторона стен к-рых оставалась нерасчлененной, сев. и юж. фасады ц. свт. Филона элегантно разделены плоскими частично ступенчатыми нишами, апсиды украшены рядом декоративных нишек; плоские ниши имеются и на боковых стенах пастофориев. Окна двойные, в боковых апсидах - одинарные; 3 входа: с запада, юга и севера, еще одна зап. дверь заложена.
Небольшую 3-нефную базилику Св. Троицы близ Ялусы с нартексом и атриумом датируют нач. V в. или ок. 425 г. (Taylor, Megaw. 1981. Р. 233), поскольку под мозаичным полом была найдена монета имп. Гонория (395-423). Нефы разделены 2 рядами из 5 колонн, вытесанных из туфа. Капители сделаны из известняка (Παπαγεωργίου. 1965/1966. Σ. 159). Пол вимы на 2 ступени выше пола нефа. Вима выступает в центральный неф западнее 1-й пары колонн. Особенностью этой базилики является длинная солея почти во всю длину центрального нефа. Она была сооружена после укладки мозаичного пола и, видимо, соединяла с алтарем также вторичный, расположенный по центральной оси храма амвон из мягкого известняка (Megaw. 1974. Р. 67). Пол вимы разрушен, поэтому неясно, был ли в алтаре синтрон.
Мозаичные полы выкладывали в 2 этапа: мозаики сев. и юж. нефа, нартекса и диаконника датируются нач. V в. и имеют много общих черт с мозаиками Антиохии и Апамеи кон. IV в. (Χατζηχριστοφή. 2010. Σ. 155). Они также сходны с мозаиками дома Евстолия в Курионе. По мнению археологов, они могли быть созданы одной артелью (Michaelides. 1992. P. 78-79). Мозаики центрального нефа выполнены в сер. V в., они украшены геометрическим орнаментом высокого качества. Имена жертвователей Аетия, Евфалия и Евтихиана выложены у зап. входа, а перед центральной апсидой сохранилась надпись с упоминанием диак. Ираклия, на средства которого был сделан мозаичный пол в центральной части храма. В сев. нефе помимо геометрического орнамента и крестов встречаются изображения плодов граната и пар сандалий - раннехрист. символов, широко распространенных на Ближ. Востоке и в Сев. Африке.
С севера к базилике был пристроен небольшой парекклисион.
Из нартекса 3 входа вели в базилику и 3 входа - в атриум. К нартексу с юга был пристроен зал, видимо служивший диаконником-скевофилакием (Π[απαγεωργίου] Α. Τριάδος Αγίας βασιλική / ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 155). Из него проход вел вдоль юж. стены базилики в баптистерий, расположенный к юго-востоку от базилики. Он имел неск. помещений (4-колонное помещение для раздевания, зал с купелью, консигнаторий и др.). Выложенная мрамором крестообразная купель - самая большая на Кипре. Образцом кипрских баптистериев служили сиро-палестинские баптистерии процессионного типа, а не центрические к-польские и малоазийские.
Атриум в форме удлиненного прямоугольника имел 3 портика, каждый из к-рых поддерживали 2 колонны и Т-образный квадратный столб (Idem. 1965/1966. Σ. 160). К зап. и юж. портикам были пристроены комнаты. В середине зап. портика находился вход, оформленный 2 каменными колоннами. Др. вход был устроен в вост. углу юж. портика.
К югу от диаконника начиналась лестница, к-рая вела на хоры.
Базилика была разрушена во время араб. набегов в сер. VII в. После этого была воздвигнута апсида в вост. конце прохода, к-рый вел в баптистерий, и это помещение было превращено в парекклисион. Первоначально парекклисион имел деревянную крышу, а затем был сооружен свод. Для св. престола была приспособлена перевернутая база одной из колонн базилики. При устройстве темплона были использованы фрагменты темплона разрушенной базилики. Парекклисион действовал до IX в., а затем был заброшен.
Возведенная из крупных квадров 3-нефная базилика Пресв. Богородицы Канакарии кон. V в. (см. подробнее в ст. Канакарии Пресв. Богородицы церковь) перестраивалась неск. раз: ок. 526-530 гг. здание отремонтировано после землетрясения, неф отделен от вимы триумфальной аркой; в нач. VIII в. колоннады были заменены аркадами на столбах с пилястрами, над вимой было возведено высокое перекрытие - либо стропильное, либо купольное; в XII в. был пристроен нартекс, храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды), над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах; в кон. XV - нач. XVI в. переделаны главный купол, барабан и подпружные арки; в 1779 г. возведен новый купол, заштукатурены части стен и отремонтирована зап. стена с главным порталом (Megaw, Hawkins. 1977. P. 11-36). В результате церковь приобрела форму крестово-купольного храма с 3-сторонним обходом, перекрытым цилиндрическими сводами, крыльцом с южной стороны и маленькой звонницей над сев.-зап. углом.
Эта церковь знаменита мозаикой (ок. 526-530) в конхе, от которой частично сохранилось изображение Богоматери с Младенцем и предстоящего архангела и орнаментальный пояс с погрудными образами апостолов (Ibid. P. 37-145). В 1979 г. мозаика была сбита турками и вывезена, впосл. ее фрагменты возвращены в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии. До 1974 г. сохранялись фрагменты фресок XII в. (вмц. Варвара на зап. стороне 2-го с запада столба сев. аркады и арх. Гавриил в юж. нефе на 4-м столбе с запада юж. колоннады), XIII в. (вмч. Георгий Победоносец на юж. стене), XIV в. (фрагменты композиции «Страшный Суд» в сев. части центральной купольной ячейки главного нефа) и кон. XV - нач. XVI в. (в куполе над вимой - Пантократор в окружении ангелов с Пресв. Богородицей и св. Иоанном Предтечей перед Этимасией, в парусах - евангелисты, на юж. стене вимы - «Вознесение Господне», на триумфальной арке - «Благовещение», на коротком цилиндрическом своде, перекрывающем вост. часть центрального нефа,- фрагменты сцен Страстного цикла, в люнете юж. портала - Божия Матерь «Канакария» с коленопреклоненными ктиторами, на юж. стене поверх фрески XIII в.- вмч. Георгий Победоносец, на столбах и арках - фрагменты фигур святых, в т. ч. равноап. Елены и мч. Маманта (Ibid. 1977. P. 147-159)). И. А. Илиадис датирует фрески последнего слоя более поздним временем - 1-й пол. XVI в. (Ηλιάδης. 2010. Σ. 471-472).
В местности Афендрика, расположенной примерно в 9 км к северо-востоку от Ризокарпасо на месте античного г. Урания, находятся 3 храма: Пресв. Богородицы Афендрики, вмч. Георгия Победоносца и Бесплотных сил. Лучше всех из этих храмов сохранилась церковь Бесплотных сил (Асоматон или Асомату) - сложенная из крупных квадров 3-нефная базилика V-VI вв., перестроенная в VIII в. (Π[απαγεωργίου] Α. Αφέντρικα // ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 79) или в Х в. (Megaw. 1946. P. 54, 56). При перестройке деревянная крыша была заменена полуциркульными сводами, поддерживаемыми вместо колонн 2 рядами массивных столбов, поперечные арки свода опирались на пилястры с простыми капителями, к сев. и юж. стенам были добавлены глухие пристенные арки. Как и в ц. Пресв. Богородицы Афендрики, центральный неф был выше боковых, но не имел окон. Целиком сохранился юж. неф с полуциркульным сводом, юж. аркада, частично - центральная апсида, большая часть сев. аркады, часть зап. стены, нижние ряды кладки сев. стены и сев. апсиды. Эта базилика, как и базилики свт. Филона и Пресв. Богородицы Афендрики, имела арочные проемы между 3 апсидами, которые были сохранены после ремонта церкви. Алтарь выступает в центральный наос на одну травею; от алтарной преграды сохранились остатки колонн.
Полуразрушенная однонефная церковь Пресв. Богородицы Афендрики, или Хрисиотиссы, франко-визант. стиля XVI в. с остроконечным цилиндрическим сводом воздвигнута над зап. частью центрального нефа 3-нефной базилики VI в., перестроенной в VIII в. (согласно Папагеоргиу - Π[απαγεωργίου] Α. Αφέντρικα // ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 79) или в кон. Х в. (по мнению Миго - Megaw. 1946. P. 54, 56). От первоначальной постройки до времени тур. вторжения на Сев. Кипр (1974) сохранялись части апсиды, зап. и юж. стены, зап. полуколонна и 1-я с запада колонна юж. колоннады. Колонны были вытесаны из туфа. Центральная и боковые апсиды базилики VI в. были соединены между собой проемами. В центральной апсиде был устроен полукруглый синтрон. Обнаружены фрагменты мраморного амвона. В VIII (X?) в. сев. и юж. стены базилики были укреплены пристенными арками, колонны заменены столбами, а деревянная крыша - каменным сводом.
В руинированном состоянии находится 3-нефная церковь Пресв. Богородицы Сики (или Сикады) (Συκά, Συκάδα) в местности Сикада. Как и в двух вышеупомянутых базиликах, после реконструкции в VIII в. (или в кон. Х в., согласно Миго - Ibid. P. 56) 3-нефной базилики VI в. с колоннами и деревянной крышей в ней появились столбы и полуциркульные своды. От первоначальной постройки сохранились зап. стена и нижняя часть апсид. Хотя данная базилика меньше по размеру, чем базилики Афендрики, у нее в отличие от них есть нартекс, но отсутствуют арочные ниши в юж. и сев. стенах; в нефах использованы кронштейны для поддержки поперечных арок. В центральной апсиде был устроен простой синтрон. Найдены фрагменты мраморного амвона и иконостаса. Незначительные остатки фресок на сев. стене и на некоторых столбах не поддаются датировке (Ibid. 1946. P. 52-53).
Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. В средневизант. постройку (X-XI вв.- Papageorghiou. 1965. P. 40; XII в.- Megaw, Hawkins. 1974. P. 364) типа свободного креста включена апсида ранневизант. базилики (VII в.?) с фрагментарно сохранившейся мозаикой (до 1982). Купол отличается необычной яйцевидной формой. Высокий барабан с 4 окнами имеет квадратную форму с закругленными углами и сужается сверху вниз. В кладке стен использованы мраморные колонки раннехристианского темплона. Позднее с юж. стороны к церкви была сделана пристройка для паломников.
На мозаике на золотом фоне была изображена Богоматерь «Оранта» (без Предвечного Младенца на лоне). Голова, левая рука и плечо утрачены (местные жители разбирали тессеры, считая, что они обладают целительными свойствами). В юж. части апсиды остался фрагмент нижней части фигуры архангела. Хитон выполнен тессерами 4 оттенков синего цвета, а омофор - неск. оттенков пурпурного. Белые и розовые мраморные тессеры, к-рыми выложены ладонь и фрагменты щеки и шеи, такие же мелкие, как и в мозаике ц. Ангелоктисты.
Миго датирует эту мозаику 1-й пол. VII в. (Megaw. 1974. Р. 76; Megaw, Hawkins. 1974. P. 366; с ним согласны С. Софоклеус (Sophoсleous S. Icons of Cyprus, 7th-20th Cent. Nicosia, 1994. P. 12), Н. Гиолес (Γκιολές. 2003. Σ. 35) и др.); Папагеоргиу - нач. VII в. (Π[απαγεωργίου] Α. Κυράς Παναγίας εκκλησία // Ibid. 1988. Τ. 8. Σ. 113-114). А. и Дж. Стилиану, Н. Хадзидаки и ряд др. исследователей считают ее более древней и относят к VI в. (Stylianou. 1997. Р. 52; Χατζηδάκη Ν. Βυζαντινά ψηφιδωτά. Αθήνα, 1994. Σ. 17).
До 1974 г. в куполе сохранялся фрагмент изображения Христа Пантократора. Остатки фресок (голова свт. Василия Великого в апсиде, ап. Лука в сев.-вост. парусе, фрагменты 2 ангелов в барабане) были частично уничтожены турками в 1982 г. Миго, Хокинс и Стилиану относят их к XIII в. (Megaw, Hawkins. 1974. P. 364; Stylianou. 1997. Р. 52), Илиадис датирует изображения ангелов XIV в., а ап. Луки - 1-й пол. XVI в. (Ηλιάδης. 2010. Σ. 468).
Полуобрушившуюся однонефную купольную церковь вмч. Георгия Победоносца в Афендрике с 2 апсидами Папагеоргиу датировал началом средневизант. периода, т. е. 2-й пол. VII-VIII в. (Π[απαγεωργίου] Α. Αφέντρικα // ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 79), Миго - временем вскоре после освобождения Кипра от арабов (965) (Megaw. 1946. P. 56). Кроме этого храма на Кипре известна еще одна церковь с двойной апсидой - вмч. Георгия Победоносца в Хулу (Papageorghiou. L'architecture de la période byzantine. 1985. P. 331-332). Сохранились сев. стена и сев. апсида, часть барабана, юж. стены и юж. апсиды. Храм имеет достаточно специфическое устройство: это купольный зал, укороченный по оси «запад-восток», к к-рому примыкают 2 апсиды. Купол с барабаном подквадратной формы опирается через ступенчато повышающиеся подпружные арки на 4 далеко выступающие пилястры с простыми капителями; под конхой и сводом вимы имеются карнизы. Ее кладка сходна с кладкой близлежащих базилик Афендрики. Купол, как и в базиликах, поддерживают поперечные арки. От пристроенного в более позднее время нартекса с 2 апсидами остался только фундамент.
Визант. церковь свт. Фотия, патриарха Константинопольского, между Ялусой и Ризокарпасо, построена на месте раннехрист. базилики VI в., от к-рой сохранились колонны из туфа, базы колонн, колонки темплона и часть эпистиля с рельефным изображением виноградной лозы. Датировка однонефного храма с куполом на тромпах остается спорной. Папагеоргиу относит его к началу средневизант. периода (Idem. Θωτίου Αγίου εκκλησία, Γιαλούσα // ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 335), Департамент древностей Кипра - к Х в. (www.mcw.gov.cy/mcw/da/da.nsf/All/AC88DB54A8592DABC2257273003AC138?OpenDocument), А. Павлидис - к XII в. (Παυλίδης Α. Η Καρπασία ως χριστιανικός χώρος // Ενατενίσεις. Λευκωσία, 2010. Ν 12. Σ. 94).
Две глухие арки в середине сев. и юж. стен вместе со сводом поддерживают купол. Кубический постамент у барабана отсутствует; стены завершаются сложнопрофилированным карнизом. Более поздний сев. парекклисион с деревянной крышей разрушен. Для сообщения с ним в сев. стене храма были сделаны небольшая дверь (в виме) и 3 проема разной ширины и высоты в сев. стене.
Церковь была украшена фресками кон. XV - нач. XVI в., к-рые в наст. время сняты турками. К 1974 г. сохранялись изображения Богоматери «Знамение» с предстоящими архангелами в конхе апсиды, ниже - композиция «Служба св. отцов» (в число которых включен кипрский святой - еп. Синесий Карпасийский), на юж. стене - арх. Михаил, всадник на красном коне и ростовая фигура неизвестного святого, на сев. стене - вмч. Георгий Победоносец со сценами жития, всадник на белом коне, ниже преподобные Андроник и Афанасия. Илиадис датирует изображения арх. Михаила и вмч. Георгия 1-й пол. XVI в. (Ηλιάδης. 2010. Σ. 473).
Трехнефная церковь вмц. Варвары близ дер. Коровия с полуцилиндрическим сводом была построена в VIII в. на месте более ранней базилики. Центральный неф был выше боковых, нефы разделены 2 рядами мощных 4-гранных столбов. К столбам примыкали пилястры, поддерживавшие поперечные арки. В качестве строительного материала использовались необработанные камни, а для кладки арок - хорошо отесанный туф. До 1956 г. сохранялся сев. неф со сводом. В 1974 г. от него осталась бóльшая часть сев. стены, 2 арки сев. колоннады и апсида (Π[απαγεωργίου] Α. Βαρβάρας Αγίας βασιλική, Κορόβια // ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 145). От росписей в одной из арок уцелел фрагмент фрески декоративного характера (VIII в.). По мнению Х. Ходзакоглу, он напоминает орнаментацию иконоборческого периода в вост. куполе ц. прмц. Параскевы в Героскипу (Ероскипу) (Χοτζάκογλου. 2010. Σ. 426).
Небольшая однонефная с полуциркульным сводом церковь прп. Соломонии близ с. Кома-ту-Ялу расположена на месте некрополя рим. периода. Внутри церкви есть вход в гробницу, погребальная камера которой находится к северу от церкви. Юж. часть зап. стены обрушилась в нач. ХХ в. и была заново построена местными жителями.
Фрески ц. прп. Соломонии Миго характеризовал как «очень провинциальные, если не сказать варварские» и датировал IX-X вв. (Megaw. 1974. P. 80), а Папагеоргиу - IX в. (Papageorghiou A. Recently Discovered Wall-Paintings in 10th-11th Cent. Churches of Cyprus // Actes du XIVе Congrès Intern. des Études Byzantines. Bucarest, 1976. Т. 3. P. 412; Idem. Σολωμονής ή Σολομονής Αγίας εκκλησία // ΜΚΕ. 1990. Τ. 12. Σ. 259). Схематичностью, жирными черными контурами, небогатой цветовой гаммой и неяркими красками они напоминают, по мнению Папагеоргиу, каппадокийские фрески (Idem. 1969. Σ. 288). Перед тур. оккупацией 1974 г. фрагменты фресок оставались на своде, сев. и юж. стенах, а также на сев. половине зап. стены. Их сюжеты можно определить лишь приблизительно. Росписи на сев. и юж. стенах и своде размещались в 3 зонах. На юж. стене в верхней зоне находится фрагмент неизвестной композиции, в средней зоне - погрудные образы святых, в нижней зоне сохранились лишь незначительные фрагменты росписей. На сев. стене в верхней зоне изображены святые в рост и 2 евангельские сцены (одна из них, возможно, «Воскресение Христово» или «Жены-мироносицы у гроба»), в средней зоне - бюсты святых, в нижней зоне - «Распятие» и ростовые фигуры. В верхней зоне зап. стены помещены 5 фронтально стоящих апостолов, в средней зоне - 2 погрудных образа в медальонах и 2 без медальонов, ниже - композиция «Встреча Иоакима и Анны» (?), к востоку от к-рой по крещатому нимбу можно определить, что это было изображение Христа. После 1974 г. фрески были сняты турками, нек-рые из них в 1997 г. обнаружены в Мюнхене и переданы в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии.
Церковь Пресв. Богородицы Дафнонты, руина однонефной базилики средневизант. периода, цилиндрический свод к-рой несли 3 поперечные арки, опиравшиеся на пристенные столбы. В наст. время обрушились апсида, зап. стена и свод с 2 поперечными арками (Idem. Δαφνώντας Παναγίας εκκλησία // ΜΚΕ. 1986. Τ. 4. Σ. 203).
Црковь Пресв. Богородицы Пергаминиотиссы близ с. Аканту построена в XI в. на руинах 3-нефной раннехрист. базилики, у к-рой, как и у нек-рых др. базилик Карпасии, между апсидами были устроены небольшие проходы (Idem. L'architecture paléochrétienne. 1985. P. 303, 311). Это крестово-купольный храм без вимы и с одной апсидой; угловые ячейки удлинены и перекрыты полуцилиндрическими сводами, из-за чего малые подпружные арки расположены на разной высоте. Купол и паруса опираются на 4 прямоугольных в плане столба с простыми капителями. В центральном нефе сохранилась нижняя часть алтарной преграды из каменных блоков.
Над аркой, соединяющей юго-вост. столб с вост. стеной, помещены сцены богородичного цикла «Моление прав. Анны», «Встреча Иоакима и Анны», «Прав. Анна перед священником» (?) (или «Обсуждение закона Иоакимом и Анной»); над аркой, соединяющей сев.-вост. столб с вост. стеной,- «Приношение даров Иоакимом и Анной» и «Молитва прав. Иоакима». На сев.-вост. и юго-вост. столбах и на внутренних сторонах арок, соединяющих эти столбы с вост. стеной, частично сохранились изображения святых. Часть фресок была вывезена в Германию, некоторые из них обнаружены в коллекции А. Дикмана в Мюнхене, 2 возвращены в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии.
Значительно перестроенную однонефную сводчатую церковь вмч. Феодора в с. Ватилакас традиционно датируют XIV в. (Θ. Σ. Μ. Βαθύλακας // ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 122). Однако, по мнению Ходзакоглу, она относится к средневизантийскому периоду (Χοτζάκογλου. 2010. Σ. 438-439). Свод поддерживают 2 поперечные подковообразные арки. В наст. время визант. свод заменен 2-скатной цементной крышей, храм оштукатурен цементным раствором. В апсиде сохранились фронтальные фигуры святителей. Ходзакоглу датирует их не позднее кон. XI в. (Ibid. Σ. 438-439).
Церковь вмч. Георгия Победоносца Саккаса (ὁ Σακκᾶς) близ Ялусы представляет собой маленькую однонефную постройку кон. XI - нач. XII в. с цилиндрическим сводом, который поддерживает поперечная арка. В период правления династии Лузиньянов западная стена была разобрана и пристроен нартекс кубической формы с полукруглым куполом без барабана (Π[απαγεωργίου] Α. Γεωργίου Αγίου του Σακκά εκκλησία, Γιαλούσα // ΜΚΕ. 1986. Τ. 4. Σ. 54-55). К древнейшему слою росписей кон. XI - нач. XII в. принадлежит изображение неизвестного святителя на сев. стене и свт. Фирса, еп. Карпасийского, на юж. стене (Παναγιωτίδη Μ. Οι τοιχογραφίες του Αγίου Γεωργίου του Σακκά στο Ριζοκάρπασο // Τέταρτο Διεθνές Κυπρολογικό Συνέδριο: Περιλήψεις. Λευκωσία, 2008. P. 127). Рядом со свт. Фирсом изображены вмц. Варвара (XIII в.) и неизвестная святая (более поздняя фреска, которую Илиадис датирует 1-й пол. XVI в. (Ηλιάδης. 2010. Σ. 473)). При визант. храме в 40-х гг. XX в. возник жен. мон-рь и вокруг церкви были построены кельи.
Церковь Пресв. Богородицы в Трикомо нач. XII в. представляет собой синтез «купольного зала» и храма типа «компактно вписанного креста». Для сооружения древнейшей части храма использовались блоки туфа от саламинского водопровода с небольшим добавлением плинфы, что является редкостью для этого региона. Северная и южная стены снабжены 3 пристенными арками, средняя имитирует рукав креста; арки разделены опорами, имеющими не прямоугольную, а круглую форму. В высоком барабане прорезаны 12 окон, как и в построенном в кон. XI - нач. XII в. парекклисионе Св. Троицы Иоанна Златоуста мон-ря близ Куцовендиса. Все окна, включая апсидные, снаружи окружены плоскими нишами.
В XV в. был добавлен северный придел с полуциркульным сводом, имеющим остроконечное завершение. При этом сев. стена первоначальной церкви была разобрана и заменена 2 готическими арками. Поскольку сев. придел был длиннее, то, видимо, в то же время была разрушена зап. стена и первоначальное здание было продлено к западу. Одновременно с этим была пристроена верхняя часть северной центральной арки, которая поддерживает купол.
В 1804 г. зап. стена была снесена и храм снова расширен к западу. Наос и придел разделяет островерхая арка. Тогда же замуровали вход в сев. придел и сделали новую дверь западнее. В 1925 г. к юж. стене была прикреплена зап. пристенная арка и растесаны новые двери в юж. стене и в зап. части сев. стены. В кладку совр. колокольни, примыкающей к сев.-вост. углу здания, включен фрагмент мраморного темплона визант. церкви.
Сохранились изображения Пантократора в куполе (поновлено) в окружении ангельских сил и с предстоящими перед Престолом уготованным Богородицей и св. Иоанном Предтечей, Богоматери «Оранты» - в конхе апсиды, 6 сцен Богородичного цикла, в т. ч. с сюжетами апокрифических Евангелий («Благовещение», «Принесение даров Иоакимом и Анной», «Моление прав. Иоакима», «Моление прав. Анны», «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы») - в подпружных арках, «Вознесение Господне» - на своде вимы. Кроме того, в сев. арке изображена частично утраченная композиция «Рождество Христово». Сильно поврежденные фрески были раскрыты в зап. пристенной арке юж. стены: фигуры мучеников в рост по 2 пары в верхней (имена неизвестны) и в нижней зоне (Сергий и Вакх?), на своде арки - погрудные образы мучеников Анемподиста, Елпидифора и неизвестного святого, а на внутренних сторонах арки - фрески XV в. с изображением мч. Мины (или мч. Виктора, согласно Ходзакоглу) и прп. Андроника.
Фрески ц. Пресв. Богородицы в Трикомо наряду с росписями Асину Панагии церкви (1105/06) и Иоанна Златоуста монастыря близ Куцовендиса относятся к лучшим произведениям раннекомниновского искусства на Кипре. Стилиану и Папагеоргиу считают, что в этих храмах работал один художник (Παπαγεωργίου Α. Θεοτόκου εκκλησία, Τρίκωμο // ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 21-22; Stylianou. 1997. Р. 488). Д. Уинфилд предположил, что церкви Панагии Асину и Пресв. Богородицы в Трикомо украсил фресками ученик мастеров, работавших в Куцовендисе (Winfield D. C. Hagios Chrysostomos, Trikomo, Asinou: Byzantine Painters at Work // Πρακτικὰ τοῦ Πρώτου Διεθνοῦς Κυπρολογικοῦ Συνεδρίου. Λευκωσία, 1972. Τ. 2. P. 289).
Однако помимо ставшей традиц. датировки этих росписей нач. XII в. высказывались мнения о более позднем времени их создания, основанные на изображении в куполе вокруг Пантократора служащих ангелов. Этот иконографический извод появился в сер. XII в. (самый ранний случай - ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148 или ок. 1146-1151). В 1-м издании исследования «Расписанные церкви Кипра» Стилиану датировали фрески ц. Пресв. Богородицы в Трикомо сер. XII в. (Stylianou. 1964. P. 150). Т. Вельманс предположила, что эти росписи были выполнены ок. 1170 г. (Velmans T. Quelques programmes iconographiques de coupoles chypriotes du XIIe au XVe siècle // Cah. Arch. 1984. Vol. 32. P. 143), и эта гипотеза была принята рядом исследователей (напр.: Folgero P. O. The Iconography of the Cupola of the Panaghia Theotokos in Trikomo (Cyprus c. 1170) as seen in the Light of Daniel 7,10 and the Development of the Middle Byzantine System in Church Painting // Τέταρτο Διεθνές Κυπρολογικό Συνέδριο: Περιλήψεις. Λευκωσία, 2008. P. 156-159). А. Вейл-Карр считает эту датировку слишком поздней и относит создание фресок к 30-м гг. XII в. (Carr A., Morocco L. J. A Byzantine Masterpiece Recovered the 13th Cent. Murals of Lysi, Cyprus. Austin, 1991. Р. 55, 61), того же мнения придерживается О. Е. Этингоф (Этингоф О. Е. К вопросу о датировке росписей Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове // Древнерусское искусство: Русь и страны Византийского мира XII в.: Мат-лы конф. СПб., 2002. С. 422, 426, 440). Н. Гиолес полагает, что росписи Трикомо были созданы в 20-х гг. XII в. (Γκιολές. 2003. Σ. 92).
В сев. приделе на своде сохранились фрески с изображением Христа в мандорле (возможно, фрагмент «Вознесения»), царей Давида и Соломона. Стилиану датируют их XV в. (Stylianou. 1997. Р. 488), Папагеоргиу - кон. XV - нач. XVI в. (Παπαγεωργίου Α. Θεοτόκου εκκλησία, Τρίκωμο // ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 22), Илиадис - 1-й пол. XVI в. (Ηλιάδης. 2010. Σ. 467).
Однонефная церковь мц. Мавры близ Ризокарпасо построена в XII в. Каждая из боковых стен имеет по 3 пристенные арки. Над полуциркульным сводом в 1967 г. реставраторами была сооружена 2-скатная черепичная крыша. Декоративный орнаментальный пояс из кирпича на зап. фасаде - единственный на Кипре. От позднейшего нартекса остались руины.
Фрески 2-й четв. XII в. покрыты слоем солей от протечек дождевой воды. Сохранились изображения Богоматери «Оранта» с предстоящими архангелами в конхе апсиды, ниже - фрагменты композиции «Служба святых отцов», на сев. и юж. завершениях апсидной арки - 2 столпника, в вост. части свода - «Вознесение Господне», в сев. половине центральной части свода - «Благовещение» (фрагменты), в юж. половине - «Успение Пресв. Богородицы», в юж. половине зап. части свода - «Сретение Господне» (фрагменты), на зап. стене - «Сошествие Св. Духа», под этой композицией - неизвестная святая (плохо сохр.). На вост. поперечной арке изображены цари Давид и Соломон, в зените зап. поперечной арки - сщмч. Фока. По мнению Папагеоргиу, эти фрески напоминают росписи ц. Пресв. Богородицы в Трикомо и ц. Панагии Асину, но более схематичные и упрощенные (Παπαγεωργίου Α. Μαύρης Αγίας εκκλησία // ΜΚΕ. 1988. Τ. 9. Σ. 355-356). В XIII или XIV в. в зап. пристенной арке южной стены был изображен вмч. Георгий Победоносец на коне, в центральной пристенной арке сев. стены - арх. Михаил.
Миниатюрная однонефная церковь вмц. Марины (примерно в 8 км к юго-востоку от Ялусы в местности Пиргос) была построена в XII в. Большая часть апсиды и зап. стены разрушена. Полуциркульный свод поддерживает поперечная арка, опирающаяся на 2 пристенные опоры. В XIV-XV вв. с сев. стороны церкви был воздвигнут парекклисион, а впосл. к ним был пристроен общий нартекс. От парекклисиона и нартекса сохранились только фундаменты.
Первоначально вся церковь была расписана фресками, к-рые Папагеоргиу датирует сер.- посл. четв. XII в. Он отмечает, что художник искусно передал пропорции и объемность фигур, а моделировка одежд с развивающимися складками свойственна комниновскому маньеризму (Idem. Μαρίνας Αγίας εκκλησία, Γιαλούσα // ΜΚΕ. 1988. Τ. 9. Σ. 319). Ходзакоглу датирует эти росписи XIII в. (Χοτζάκογλου. 2010. Σ. 453-454). На юж. склоне свода вимы 4 фигуры (3 апостола и, возможно, архангел), видимо, относятся к композиции «Вознесение Господне». Фрагменты нимбов святых сохранились на внутренней стороне укрепляющей алтарной арки. На юж. стене к западу от пристенной опоры видны остатки композиции «Видение вмч. Евстафия Плакиды».
Маленькую однонефную сводчатую церковь вмц. Марины близ Ризокарпасо предположительно относят к XII в. Вост. стена с апсидой и части сев. и юж. стен были разрушены и построены заново в позднейшее время. Храм покрыт 2-скатной черепичной крышей.
На сев. стене помещены сильно поврежденное изображение Богоматери на лирообразном престоле и рядом фигура с нимбом («Благовещение»? - Χοτζάκογλου. 2010. Σ. 450), на юж. стене - образы 4 святых. Расположение композиции «Благовещение» на стене нетипично для визант. искусства, одно из исключений встречается в ц. Пресв. Богородицы Прототрони на Наксосе (слой кон. XII - нач. XIII в.). Моделировка ликов и трактовка одежд имеют черты позднекомниновского стиля, в связи с чем росписи датированы Ходзакоглу XIII в. (Ibid. Σ. 451). Папагеоргиу относит фрески на сев. стене к нач. XIII в., а отличающиеся схематичностью изображения на юж. стене - к более позднему времени (Παπαγεωργίου Α. Μαρίνας Αγίας εκκλησία, Ριζοκάρπασον // ΜΚΕ. 1988. Τ. 9. Σ. 321).
Однонефная с полуциркульным сводом церковь свт. Филона в местности Агридия (примерно в 10 км к востоку от Ризокарпасо; к югу от Афендрики) была возведена в XII в. В период правления династии Лузиньянов с юга к ней был пристроен разрушенный в наст. время сводчатый парекклисион такого же размера, как и церковь. Затем к церкви и парекклисиону был добавлен общий нартекс, который также не сохранился. В зап. части юж. стены находилась гробница (видимо, ктитора).
До тур. вторжения в 1974 г. сохранялись фрагменты фресок на юж. и зап. стенах, на юж. части зап. стены и в юж. части свода, относящиеся к 2 слоям живописи: XII в. и кон. XII - нач. XIII в. На фресках кон. XII - нач. XIII в., находившихся в пристенной арке юж. стены, изображен мч. Христофор, над этой аркой - фронтальные фигуры свт. Иоанна Златоуста и вмч. Георгия Победоносца. Над зап. пристенной аркой юж. стены помещены изображения св. Иоанна Предтечи и равноапостольных Константина и Елены, над вост. пристенной аркой - фрагменты композиции «Распятие». В юж. углу верхней части зап. стены на нижнем слое XII в. представлена фигура иерарха в 3/4-ном развороте, а на верхнем слое кон. XII - нач. XIII в. изображен неизвестный святой. Ниже сохранилась часть фронтальной фигуры иерарха, выполненная в более крупном масштабе. В сев. стене храма в пристенной арке устроен вытесанный из камня проскинитарий с фреской XVI в., изображающей свт. Фирса и ктиторов. Фрески были сняты и вывезены (местонахождение неизвестно). В наст. время церковь используется как загон для скота (Idem. Θίλωνος Αγίου εκκλησία, Αγρίδια Ριζοκαρπάσου // ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 253-254).
Церковь арх. Михаила в Ялусе состоит из примыкающих друг к другу разновременных построек: сев. храм относится к визант. периоду, южный, со стрельчатым сводом,- к более позднему времени (XVIII в.?). К однонефному крестово-купольному храму XII в. с одной апсидой добавлен (возможно, в кон. XII в.) чуть более высокий нартекс с куполом, имитирующий снаружи крестово-купольный храм. Сев. стена наоса декорирована 3 плоскими нишами, а сев. стена нартекса - 5 плоскими ступенчатыми нишками. К юж. храму с юга пристроена открытая галерея с аркадой (Αρχαγγέλου Εκκλησία, Γιαλούσα // ΜΚΕ. 1985. Τ. 2. Σ. 338-339). Стены завершаются сложнопрофилированными карнизами, а апсида - зубчатым карнизом. В нартексе сохранились 2 фрагмента росписей: гигантская фигура арх. Михаила в пристенной арке юж. стены и голова др. архангела над дверью в сев. стене. Ходзакоглу датирует эти фрески периодом династии Лузиньянов (Χοτζάκογλου. 2010. Σ. 454).
Восточный 3-нефный 4-столпный крестово-купольный храм свт. Синесия в Ризокарпасо построен в XII в. Между 1865 и 1871 гг. была разрушена зап. стена и пристроен др. крестово-купольный храм. Строительными работами руководил архит. Христодулос Михаил. Барабан над вост. частью цилиндрический, а над зап. частью 8-гранный снаружи и цилиндрический внутри. Зап. купол завершает лантерна. В цилиндрических сводах, перекрывающих вытянутую зап. часть центрального и боковых нефов, устроены распалубки. Сев. и юж. стены и апсиды декорированы пристенными арками. Зап. фасад имеет килевидное завершение, а зап. и центральный юж. порталы - килевидные архивольты. Кроме того, зап. портал украшен вимпергом с фиалами, тимпан имеет ажурное наполнение. В фасадах стен, расчлененных высокими плоскими арочными нишами, устроены окулусы. В нач. ХХ в. при сооружении колокольни с богатым псевдоготическим декором (архит. Христодулос Псорис, точный год постройки неизв.) была разобрана юж. апсида (Π[απαγεωργίου] Α. Συνεσίου Αγίου εκκλησία, Ριζοκάρπασον // ΜΚΕ. 1990. Τ. 12. Σ. 359-360).
Деревянный резной иконостас сделан в 1918 г. мастерами Софронием и Харалампием из Ларнаки. В 1859 г. были написаны 8 икон местного ряда (Ταουσιάνης. 1996. Σ. 114-125).
Время основания монастыря Пресв. Богородицы «ту Тохниу» близ с. Мандрес неизвестно. Обычно считается, что собор построен не позднее кон. XII в., однако легкое заострение арок, сложнопрофилированные подпружные арки и окно-роза в зап. стене свидетельствуют, что здание относится к эпохе Лузиньянов. Это однонефный «купольный зал» с имитацией рукавов креста, сложнопрофилированные арки к-рого поддерживают пристенные столбы цилиндрической формы, как в ц. Пресв. Богородицы в Трикомо. К 1974 г. сохранились незначительные фрагменты фресок, которые Илиадис сравнивает с последним слоем росписей ц. Пресв. Богородицы Канакарии и датирует 1-й пол. XVI в. (Ηλιάδης. 2010. Σ. 469-470): в конхе жертвенника - «Спас во гробе», в барабане - изображения ангела и серафима, в пристенных арках - Нерукотворный образ Спасителя на чрепии (Керамион), фигуры св. воина, равноапостольных Константина и Елены. Деревянный резной иконостас (без позолоты) был изготовлен мастером Петром Анагностом в 1751 г. по заказу игум. Дионисия. После оккупации турками Сев. Кипра иконостас был сломан, но еще до 1974 г. образ Спасителя из местного ряда (XVI в.) и «Распятие» (кон. XVI в.) были увезены в Никосию на реставрацию. В наст. время они хранятся в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии (Π[απαγεωργίου] Α. Τοχνίου Παναγίας μοναστήρι // Ibid. 1990. Τ. 13. Σ. 136). В здания монастырских корпусов, построенные не ранее XVIII в., включены фрагменты раннехрист. и средневизант. храмов (колонки темплона, капители колонн).
Однонефная церковь мучеников Сергия и Вакха близ с. Нета с цилиндрическим сводом, к-рый поддерживается 2 поперечными арками, относится к средневизант. периоду. Часть свода и половина апсиды обрушились. Сев. и юж. стены укреплены 3 пристенными арками. К 1974 г. от фресок XIII в. сохранились фрагменты изображений 2 всадников в центральных арках юж. и сев. стен (Idem. Σεργίου και Βάκχου εκκλησία, Νέτα // ΜΚΕ. 1990. Τ. 12. Σ. 189-190).
Время возникновения монастыря Пресв. Богородицы Кантариотиссы в окрестностях замка Кантара точно неизвестно. Впервые он упоминается в сказаниях о Кантарских преподобномучениках, к-рые в 20-х гг. XIII в. поселились в этой обители, но скорее всего мон-рь существовал и ранее. В 1777 г. по инициативе Кипрского архиеп. Хрисанфа были заново отстроены небольшой сводчатый собор и др. монастырские здания. В 1783 г. был позолочен иконостас и написаны для него иконы худож. Лаврентием. Однако икона Божией Матери Камариотиссы была создана ранее, Папагеоргиу относит ее к нач. XVII в. (Idem. Καντάρας Παναγίας μοναστήρι // ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 249). В 1826 г. в мон-ре подвизались 10 монахов, в нач. ХХ в. он был закрыт.
Монастырь ап. Андрея Первозванного на оконечности п-ова Карпасия южнее мыса Апостолос-Андреас построен на месте, где, по кипрскому преданию, пристал корабль, на к-ром плыл ап. Андрей Первозванный, и по его молитве забил чудотворный источник, существующий до сих пор. О времени основания мон-ря не сохранилось точных сведений. Гавань Св. Андрея упоминается англ. паломником Зевульфом в 1102-1103 гг. (Путешествие Зевульфа в Св. Землю, 1102-1103 гг. // ППС. 1885. Вып. 9. С. 289). О хорошо укрепленном мон-ре ап. Андрея впервые упоминается под 1191 г. в хронике «Деяния Генриха II и деяния короля Ричарда» Роджера Ховеденского (ранее приписывалась Бенедикту, аббату Питерборо), к-рый рассказывает о победе Ричарда I Львиное Сердце над правителем Кипра Исааком Комнином (Gesta regis Henrici Secundi Benedicti abbatis = The Chronicle of the Reigns of Henry II and Richard I, A. D. 1169-1192, known commonly under the name of Benedict of Peterborough. L., 1867. Vol. 2. P. 167). Хотя монастырь продолжал существовать в периоды франц., венецианского и османского господства, сведений о нем до XVIII в. практически не сохранилось. В 1738 г. Ричард Покок упоминает, что в нем подвизались всего 2-3 монаха.
Небольшой храм XV в. с элементами готического стиля, в к-ром находится чудотворный источник, расположен за алтарем на 3,5 м ниже нового большого собора. Он квадратный в плане (6,42×6,42 м), 2-нефный, апсидное завершение имеет только сев. неф. На столб в центре храма опираются пятами 4 свода: восточный и западный представляют собой типичные готические нервюрные крестовые своды, а южный и северный являются частями цилиндрического свода. Такая комбинация сводов разных типов встречается во франц. архитектуре XII-XIV вв. (Enlart. 1987. P. 311). Вход сделан в юж. стене и имеет стрельчатое завершение. На пересечении нервюр перед апсидой имеется рельефное украшение - высеченная в низком рельефе 6-лепестковая розетка.
Новый храм, воздвигнутый в 1855-1867 гг., представляет собой однонефную постройку с цилиндрическим сводом, укрепленным 6 поперечными арками. Двери сделаны в сев. и юж. стенах. В зап. части собора была устроена крещальня, а над ней хоры для женщин. С юга к собору пристроена галерея-портик, над ней в 1930 г.- кельи с балконами. В нач. ХХ в. и в 1914 г. к зданию сделаны пристройки с запада и востока, в которых размещались исповедальня, ризница, комнаты для иереев, кладовые. Т. о., колокольня в юго-вост. углу собора оказалась застроенной со всех сторон.
Рядом расположены гостиница в стиле неоренессанс (1919), 2-этажные покои архиепископа (ок. 1970), трапезная, поварня и др. вспомогательные помещения (Κουφόπουλος Π. Το οικοδομικό χρονικό της Μονής Αποστόλου Ανδρέα στο Ριζοκάρπασο // Τέταρτο Διεθνές Κυπρολογικό Συνέδριο: Περιλήψεις. Λευκωσία, 2008. Σ. 113-114). В 1960 г. были построены корпуса в форме буквы Г, в к-рых размещался синодикон и резиденция эконома монастыря. Монастырский комплекс находится в аварийном состоянии.
Монастырь Пресв. Богородицы Елеусы близ Ризокарпасо был подворьем Екатерины великомученицы мон-ря на Синае. В 60-х гг. ХХ в. его выкупил мон-рь ап. Андрея Первозванного. Церковь с 2 нефами и 2 апсидами, сочетающая элементы визант. и готического стилей, предположительно построена в XV в. Меньший по размеру и более узкий сев. неф отделен от главного нефа 2 стрельчатыми арками. Цилиндрические своды имеют заостренные завершения. В юж. стене юж. нефа устроен главный вход с перспективным порталом, архивольты к-рого украшены орнаментом. Декорация арок принадлежит тем же мастерам, что строили храм в Ахериту неподалеку отсюда.
С зап. стороны перпендикулярно к ц. Пресв. Богородицы Елеусы пристроена поствизант. однонефная церковь с каменной 2-скатной крышей. В мон-ре хранились иконы арх. Михаила (XV в.?, ныне в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии) и ап. Фомы (XVI в.?) (Π[απαγεωργίου] Α. Ελεούσας Παναγίας εκκλησία, Ριζοκάρπασο // ΜΚΕ. 1986. Τ. 5. Σ. 45-46).
Однонефную купольную церковь ап. Иакова, брата Господня, в Трикомо типа компактно вписанного креста Н. Гиолес датирует XIII в. (Γκιολές. 2003. Σ. 145, 156), Стилиану предположительно относят к XV в. (Stylianou. 1997. Р. 486), а Папагеоргиу - к XV-XVI вв. (Idem. Ιακώβου Αγίου εκκλησία, Τρίκωμο // ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 58-59). Верхние части фасадов и торцов храма завершаются необычно острыми щипцами, двери и окна имеют слегка остроконечные завершения. Росписи утрачены. В османский период стены были украшены фарфоровыми тарелками. Иконы «Христос Великий Архиерей с предстоящим св. Иоанном Предтечей» и «Богоматерь с Младенцем на престоле с предстоящим ап. Иоанном Богословом» из местного ряда иконостаса кисти критского (!) худож. Мелетия (1620) были похищены после тур. оккупации, но обнаружены в Швейцарии и в 2009 г. переданы Кипрской Православной Церкви. В наст. время в здании церкви размещено туристическое бюро.
Однонефную сводчатую церковь свт. Николая Чудотворца близ Кома-ту-Ялу P. Ганнис датировал XVI в. (Gunnis R. Historic Cyprus: A Guide to its Towns and Villages, Monasteries and Castles. L., 1936. Not. 43), а Ходзакоглу относит к визант. периоду (Χοτζάκογλου. 2010. Σ. 439-442). Впосл. здание было расширено к западу. Свод поддерживают 4 поперечные арки. В конхе изображены Богоматерь «Оранта» с архангелами, ниже - «Служба святых отцов» (до 1974 сохранились голова свт. Спиридона Тримифунтского и нимб еще одного иерарха), в сев. части фронтона апсидной арки - фигура арх. Гавриила из композиции «Благовещение», на сев. опоре апсидной арки - диакон (первомч. Стефан?), на юж. склоне свода вимы - «Крещение Господне», на сев. склоне - «Рождество Христово», под «Крещением» - фигуры 2 святых, под «Рождеством Христовым» - «Жертвоприношение Авраама», ниже - 2 погрудных образа святых. На внутренней поверхности 1-й поперечной арки помещены фигуры святых, читается только имя мч. Вакха. Под сев. консолью был изображен патрональный святой храма - свт. Николай Чудотворец, на северной стене - арх. Михаил. Мн. фрески повреждены или сняты турками (Ibid. Σ. 439-442).
Старая и новая церкви свт. Фирса построены примерно в 7 км к северо-востоку от Ялусы. Старая однонефная церковь XVI-XVII вв. (ранее датировалась XIV-XV вв.) с 2-скатной крышей находится на берегу, у скалы, где в древности была пещера святого (Π[απαγεωργίου] Α. Θύρσου ή Θέρισσου Αγίου εκκλησία // ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 46). От каменного иконостаса остались нижние части. Юж. фасад оформлен 3 плоскими арочными нишами, в средней расположен вход. В сев. стене изнутри сделаны 2 глубокие стрельчатые ниши. У церкви находится чудотворный источник, вода которого вылечивает кожные и глазные заболевания. Выше по склону в 1911 г. был построен новый однонефный храм во имя этого святого (архит. Н. Георгаллис). Наос перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками, а вима - крестовым нервюрным сводом. Боковые стены расчленены плоскими арочными нишами, апсида - арочными нишами и пилястрами. К юго-вост. углу апсиды пристроена колокольня. Юж. портал с вимпергом декорирован в готическом стиле.
Монастырь свт. Николая Чудотворца близ с. Давлос впервые упоминается в источниках во 2-й пол. XVIII в. Однонефный с полуцилиндрическим сводом собор был построен в 1777 г. Нартекс перекрыт крестовым сводом (Idem. Νικολάου Αγίου του Δαυλού μοναστήρι // ΜΚΕ. 1989. Τ. 10. Σ. 252).