[арм. Կարմավռր], арм. ц. Богородицы в г. Аштарак (марз Арагацотн, Армения). Название К. (арм. karmir - красный) связывают с внешним обликом церкви, которая построена из краснокоричневого туфа, а ее шлемообразный купол покрыт красной черепицей. Название было дано в XIII в., одновременно с появлением названий остальных церквей Аштарака: Спитакавор (арм. spitak - белый) и Циранавор (арм. cirani - багряный). В предпоследнем верхнем ряду кладки храма расположена надпись, где упоминаются строители церкви: Давид (автор надписи), священник Григор, Манас и его сыновья. О времени строительства прямых сведений нет; архитектурный анализ позволяет датировать ее 70-80-ми гг. VII в. Это одна из редких церквей этой эпохи во всем восточнохрист. мире, которая дошла до нас в аутентичном виде, практически без изменений.
В церкви К. сохранились в первозданном виде черты центральнокупольных храмов с простым крестообразным планом. Ее внешние размеры 7,25×6 м, внутренние - 5,75×4,5 м. Она стоит на небольшом ступенчатом основании; вход в здание с запада. Зап., сев. и юж. стороны подкупольного креста изнутри прямоугольные, их соотношение 1:2. В каждой из экседр, кроме северной, есть окно. Внутри 4 угла, образующиеся пересечением рукавов креста, украшены полуколоннами. Арки над ними образуют подкупольный квадрат (2,6×2,6 м). Выше арок расположены тромпы, с помощью которых сформирован переход к 8-гранному барабану купола. Карнизы имеют широкую полосу, срезанную по отношению к вертикали под углом в 45°, что создает резкую игру света и тени на стенах. Передняя часть карниза первого яруса декорирована рельефами из 2 переплетенных лент, а в наклонной части - из 4 зигзагообразно переплетенных лент. Эти рельефы напоминают корзинообразные капители храма в Звартноце той же эпохи. Карнизы подкупольного квадрата и барабана снаружи украшены лилиями, надоконные арки - двулистными цветочными мотивами, пальметтами, переплетенными лентами. В разные периоды на неск. уровнях всех фасадов храма было вырезано множество крестов.
Интерьер церкви изначально был украшен росписью. Ее остатки обнаружили в 1974 г. после снятия со стен позднейшей штукатурки. Научное исследование росписи впервые было проведено Л. А. Дурново. Видимо, в конхе апсиды в круге был изображен Христос на троне с Евангелием в руках, а по Его сторонам благовествующие ангелы. На зап. стене представлены образы святых Георгия и Сергия, о стилистических особенностях к-рых сегодня трудно что-либо сказать. Неясно также, были ли они изображены в виде всадников или святых мучеников без коней. Тромпы и своды были покрыты растительным и геометрическим орнаментами. В цветовой гамме преобладали черный, белый, серый и охристый цвета.