(Карсская) [груз. კარის ეპარჟია] (XIII-XVI вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) с кафедрой в г. Кари (ныне Карс, Турция).
Единственное описание территории К. е. сохранилось в достаточно позднем источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго». В нем сообщается, что в «паству кариели» (Карийского архиерея) входили «весь Кари и [земли] по эту сторону границы Кола и Олтиси, Гагчевани и Кагзевани» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Бакрадзе. 1878. С. 83). Под «всем Кари» подразумевались окрестности города. К груз. провинциям Кола и Олтиси относились земли у истоков р. Куры (ныне р-н Гёле в иле Ардахан) и в бассейне р. Олту (ныне р-ны Олту, Шенкая, Нарман в иле Эрзурум); т. о., территории «по эту сторону границы Кола и Олтиси» охватывали области на южном склоне водораздельного хребта Аллахюэкбер (примерно соответствует совр. тур. р-ну Селим в иле Карс). Область Гагчевани (позже тур. санджак Гечеван) - ныне юж. часть р-на Сарыкамыш (в иле Карс) на левом берегу р. Аракс; Кагзевани (ныне Кагызман) - город и одноименная провинция на правом берегу р. Аракс.
С северо-востока К. е. граничила с Анисской епархией. Граница проходила вдоль высот, разделяющих бассейны рек Карс и Ахурян (Арпачай). С северо-запада хребет Аллахюэкбер отделял К. е. от Дадашенской и Банской епархий. С запада и юга К. е. от территорий Валашкертской епархии отделяли хребты Соганлугский и Агрыдаг. На востоке и юго-востоке К. е. граничила с провинциями Ашорни и Сурмари, на к-рые распространялась юрисдикция Армянской Апостольской Церкви. Ныне территории К. е. соответствуют илю Карс (Турция).
Древнегрузинское слово «кари» (კარი) обозначает род, родовое поселение. Топонимы с компонентом «кари» характерны для Вост. Грузии, в частности Картли (Брачулткари, Мтиулткари и др.). Географические наименования такого типа засвидетельствованы также в юго-зап. грузинской исторической провинции Тао-Кларджети (Таоскари) и пограничных с нею областях (Кари), что объясняется появлением здесь картских (картвельских) племен, повлиявших на культуру и этнический состав населения этого района. Расселение картов (картвелов) на территории К. е. археологически засвидетельствовано с эпохи «цветущей поры» больших курганов (1-я пол. II тыс. до Р. Х.) (Очерки истории Грузии. 1970. Т. 1. С. 112 (на груз. яз.)). В кон. II тыс. до Р. Х. в этом регионе распространялась колхидская культура, в частности, недалеко от крепости Мехчисцихе близ Кари был найден клад, состоящий из предметов, характерных для колхидской и восточногруз. культур. Также в этом регионе была обнаружена т. н. самтаврская керамика (Самтавро - могильник и селение на сев. окраине Мцхеты) IX-VII вв. до Р. Х., относящаяся к раннежелезной эпохе. Во II-I тыс. до Р. Х. на территории окрестностей совр. Карса, Эрзерума и оз. Чилдыр проживали, видимо, и хурритские племена. В ономастическом материале, засвидетельствованном в ассирийских и гл. обр. в урартских источниках, в большом количестве содержатся хурритские элементы. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. регион Кари был включен в Картлийское (Иберийское) царство, юго-западная граница которого проходила по верхнему течению р. Аракс (Strabo. Geogr. I 3. 21).
Во II-I вв. до Р. Х. Кари и др. юж. регионы Грузии вошли в состав Вел. Армении (Ibid. XI 14. 5) и постепенно интегрировались в культурно-политическую и социально-экономическую жизнь Армении. После распространения христианства на территории буд. К. е. сформировались 2 арм. епархии: Ванандская и Аршаруникская. Во время правления первых арм. Багратуни крепость Карс (арм. от Кари) превратилась в удельный город, а позднее и в столицу Армении (928-961). Арм. царь Абас (928-953) «выстроил соборную церковь в городе Карсе из больших гранитных тесаных камней, [законченную] великолепным куполом, расписанную наподобие небесного свода» (Степанос Таронский. 1864. С. 117). С постройкой кафедрального собора связана история, описанная арм. историком Степаносом Таронеци (Асоликом). «Князь апхазов» Бер предпринял поход на Армению и отправил к армянскому царю посла с приказанием не освящать церкви по обряду «веры святого Григория» (т. е. монофизитскому), пока «не придет он сам и не освятит по постановлению Халкидонского Собора». Бер был схвачен, его привезли в Карс и царь сказал ему: «Взгляни на эту красивую церковь, ибо ты больше не увидишь ее»,- и приказал выколоть Беру глаза (Там же. С. 117-118). Рассказ отражает попытку груз. царей распространить среди местного населения халкидонское (православное) вероисповедание и соответственно юрисдикцию ГПЦ на пограничные арм. области.
Во 2-й пол. X в. было образовано арм. Карсское (Ванандское) царство со столицей в Карсе. Правящая династия Багратуни находилась в вассальной зависимости от ширакских царей. Расположенный на торговом пути из М. Азии в Закавказье, Карс являлся одним из важнейших торговых центров Армении. По словам арм. историка XI в. Аристакеса Ластивертци, «с давних времен этот город был избавлен от бедствий, посему жители пребывали в беззаботности и безмятежности и богатели, накапливая щедроты моря и суши» (Аристакес Ластивертци. 1974. С. 86). В 50-х гг. XI в. на царство напали турки-сельджуки. Царь Гагик (1029-1065) нашел убежище в Византии, а царство в 1065 г. уступил визант. имп. Константину X Дуке. Карсская обл. стала частью Иберийской, а позднее Феодосиопольской фемы Византийской империи. Власть византийцев была номинальной; Карс и др. арм. провинции заняли войска сельджукского султана Алп-Арслана.
Имп. двор, учитывая буферное положение единоверной Грузии, был вынужден уступить ей эти земли. Дипломатическая миссия была возложена на известного визант. сановника, выходца из знатного груз. рода и основателя Петрицонского (Бачковского) мон-ря Григория Пакуриана (Бакурианис-дзе). По сведению анонимного груз. историка XII в., когда царь Георгий II (1072-1089), одержав победу над сельджуками, разбил лагерь в Бане (пров. Тао), «явился к нему зоравар (военачальник, доместик.- Авт.) Востока Григорий, сын Бакуриана, владетель Олтиси, Карну-Калаки (груз. название Эрзурума.- Авт.) и Кари... Передал он [Григорий] царю город-крепость Кари и прилегающую к нему землю» (цит. по: Жизнь царя царей Давида // Картлис Цховреба. 2008. С. 181; То же // КЦ. 1955. Т. 1. С. 318). Взятие Кари датируется 1074 г. Здесь был расквартирован груз. гарнизон, состоявший из шавшетских азнауров (дворян). К этому времени относится несохранившаяся 2-строчная строительная надпись, исполненная асомтаврули и вырезанная на одной из башен цитадели города: «† Господи, восславь, по милости Георгия, царя апхазов; построил я, Иване, эту башню». В 1881 г. надпись списал груз. историк Д. Бакрадзе, к-рый датировал ее X-XI вв.; он считал, что надпись свидетельствует о существовании в Кари церкви, кафедры кариели (Карийского архиерея). Воспользовавшись данными Бакрадзе (к нач. XX в. эта часть крепости была разобрана, надпись утрачена), текст надписи в составе других документов издал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили (Такаишвили. 1909. С. XI); затем, частично восстановленную,- В. Силогава (Силогава. 2001. С. 26-27, 48). Очевидно, с появлением груз. гарнизона в Кари возникла и груз. церковь. Однако мн. историки сомневаются в существовании К. е. в данный период.
Груз. присутствие в Кари продолжалось недолго: ок. 1080 г. город был взят сельджуками, впосл. здесь был Карсский эмират. Отдельный эмират возник и в Кечроре (гавар бывш. Карсского царства, груз. Гагчевани). Груз. царь Димитрий I (Дамиан-Димитрий) в 1154 г. захватил Кари и разбил войско эрзрумского эмира, но позже уступил город мусульманам. Карсский эмират оказался под властью эрзурумских салтукидов, позднее - хлатских шах-арменов.
На рубеже XII и XIII вв. груз. войска, отвоевав у сельджуков юж. области Тао, заняли провинции Вананд и Кечрор и взяли Карс (цит. по: Летопись времен Лаша Георгия // Картлис Цховреба. 2008. С. 215; То же // КЦ. 1955. Т. 1. С. 368). Осада цитадели города продолжалась неск. лет. В 1206-1207 гг. карсский эмир сдался царице св. Тамаре и наследнику престола Георгию Лаше, непосредственно участвовавшим в осаде крепости. По просьбе местного населения Кари вошел в царский домен (Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар // Картлис Цховреба. 2008. С. 314, 317; То же // КЦ. 1959. Т. 2. С. 143-144; Ибн-ал-Асир. 1940. С. 131). Вскоре грузины отвоевали у шах-арменов Кагзевани и Валашкерти. Управление Кари и прилегающими областями было поручено видному гос. и военному деятелю того времени Иване Ахалцихели († 1225), который был назначен монапире (порубежником, пограничным эристави), атабагом (везиром, воспитателем наследника престола) и эмиром эмиров (главой города) (История и восхваление венценосцев // Картлис Цховреба. 2008. С. 282; Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар // Там же. С. 317; То же // КЦ. 1959. Т. 2. С. 92). Род Ахалцихели управлял Кари до кон. 70-х гг. XIII в. Известен эмир Равмала, выстроивший городскую башню в 1237 г., «в шестнадцатый год царствования Русудан». Участие в фортификационных работах принимали «карийские христиане, великие и малые». Имя царицы Русудан не раз упоминается в лапидарных надписях Кари (Арм. надписи. 1881. С. 5-6).
Очевидно, с событиями нач. XIII в. связаны и основание кафедрального собора, и возникновение К. е. По замечанию арабского историка Ибн ал-Асира (1160-1233/34), когда грузины захватили Кари, «эта область стала страной безбожия (имеется в виду православное вероисповедание населения.- Авт.) после того, как была страной единобожия (т. е. мусульманской.- Авт.)» (Ибн-ал-Асир. 1940. С. 131; Джапаридзе. 1995. С. 162).
К этому времени относится упоминание единственного известного кариели - еп. Саввы Синкелла (Абусерис-дзе) (1-я треть XIII в.). Он носил визант. духовный титул синкелла, что являлось признаком высокого общественного положения. Известны лишь неск. грузин X-XI вв., имевших этот титул: один из основателей Иверского мон-ря на Афоне, военачальник прп. Иоанн-Торникий; еп. Захария Банели; архиеп. Бедийский Иоанн, сопровождавший в К-поль дочь Баграта IV (1027-1072) царевну Марту, буд. супругу Михаила VII Дуки (1071-1078) и императрицу Византии; еп. Чкондидский Иоанн, упомянутый в завещании одной рукописи 1085 г. (возможно, Бедийский архиепископ). Во время походов на Грузию персид. хорезмшаха Джелал-ад-Дина (20-е гг. XIII в.) царица Русудан, католикос-патриарх всей Грузии Арсений III и еп. Савва перешли в Зап. Грузию; католикос-патриарх и еп. Савва поселились в мон-ре Гелати. Здесь по просьбе владетеля Хиханской крепости в Аджарии эристава эриставов Вардана Абусерис-дзе, брата гимнографа св. Тбели Абусерисдзе, еп. Савва написал канон «Песнь о провидении и воплощении Христа» (Тбели Абусерисдзе. 1998. С. 144-152), сохранившийся в литургическом сборнике св. Тбели (НЦРГ. A 85. Л. 293-297, 1233 г.). Произведение посвящено Нерукотворному образу Спасителя, привезенному из Эдессы прп. Антонием Марткопским в VI в. (см. Анчийский Спас). Икона, весьма почитаемая в нач. XIII в., по представлению гимнографа олицетворяла «мощь и славу» Грузии, подтверждала «богоизбранность» грузинского народа.
В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно к-рой в протоколе венчания царя на царство кариели занимал 28-е место среди 36 архиереев Мцхетского Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после болнели (Болнисского архиерея) и перед харчашнели (Харчашнийским) и тбилели (Тбилисским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства Самцхе-Саатабаго» указано, что архиерей К. е. занимал 11-е место среди 13 епископов Самцхе-Саатабаго (Юж. Грузия), после анели (Анийского) и перед банели (Банским) (Там же. 1970. Т. 3. С. 245).
Кари сильно пострадал от набегов монголов и румских сельджуков. Арм. историк XIII в. Киракос Гандзакеци описывает, как «татары... разорили город, обезобразили прекрасный вид его и угнали в плен жителей... вслед за ними пришли воины ромейского султана, они безжалостно предали мечу и угнали в плен спасшихся от татар» (Киракос Гандзакеци. 1976. С. 166). Во время монгольского владычества Кари оставался в пределах Грузинского царства и был местопребыванием монгольских военачальников. В 1272 г. царь Грузии св. Димитрий II Самопожертвователь пожаловал приближенному к монголам Садуну Манкабердели должность атабага, а затем и Кари (Столетняя летопись // Картлис Цховреба. 2008. С. 382; То же // КЦ. 1959. Т. 2. С. 273). На рубеже XIII и XIV вв. Кари был включен в состав грузинского княжества Самцхе-Саатабаго и перешел под власть грузинского дома Джакели.
Грузия потеряла Кари во время походов Тамерлана (1386-1403/04), на рубеже XV и XVI вв. ненадолго отвоевала его. Турки, захватившие город в сер. XVI в., тщательно укрепили крепость и, объединив Карс с соседними санджаками, создали Карсский вилайет (1579). Одновременно были сформированы Чилдырский (Ахалцихский) и Трапезундский вилайеты (Кятиб Челеби. 1978. С. 138-139). В 1878 г. Карсская обл. по Сан-Стефанскому договору отошла Российской империи; по Карсскому договору 1921 г. вошла в состав Турции.
Из православных архитектурных памятников на территории К. е. известен лишь купольный храм монастыря Ленамор (ныне Ченгели-килисе). Этимология названия, зафиксированного только в надписи, которая находится в тимпане западного входа кафоликона, до конца не ясна. Нек-рые ученые проводят параллели с арм. наименованием селения - Ехегнамор (арм. «мать тростника»). Другие (Б. Кудава, Г. Саитидзе) дают новое прочтение названия - Ленагбир (арм. «горный ручей»). Памятник был описан прав. Евфимием Такаишвили, посетившим Чанглы (Ченгели-килисе) в 1907 г. Инженером-архитектором А. Н. Кальгиным были сделаны чертежи с изображением планов храма и купола, западного фасада, а также 2 разрезов: продольного (показана южная часть) и поперечного (восточная часть) (Такаишвили. 1991. Вып. 1. С. 381-390; Он же. 1924. Табл. 32-35). В 60-х гг. XX в. здесь побывал Ж. М. Тьерри (Thierry. 1966. Р. 79-90. Tabl. XXXVII-XLV). Общий облик храма, его пропорции, принцип создания декора, отдельные детали характерны для памятников армянской архитектуры, орнаменты и эпиграфический материал - грузинской.
Храм (по данным Такаишвили, 15,7×9,15 м) близок к типу «полусвободного креста»; пастофории, возможно, были добавлены позже. Стены церкви внутри и снаружи облицованы крупным тесаным черным туфом. Высокий массивный барабан купола снаружи украшен декоративными арками, опирающимися на двойные полуколонки-валики, а также врезанными в стену треугольными нишами, чередующимися с окнами. Фасады представляют собой большие гладкие плоскости, на которых выделяются декоративные детали, в т. ч. прямоугольный наличник с рамками в виде жгутов; на вост. фасаде - 3 декоративные арки с опорой на пучки полуколонок, и др. Входы расположены с юга, севера и запада. Арочным с горизонтальными отворотами навершием украшен тимпан зап. входа. На вост. и зап. стене прорезано по одному окну, на северной и южной - по 3.
Примечательна разработка барабана в интерьере купола полукруглыми нишами, в них расположено 8 окон; арки ниш опираются на пучки полуколонн, которые в нижней части поддерживаются низкими, круглыми, отделенными от стены колоннами. В пандантивы вставлены декоративные тромпы, как во мн. грузинских храмах X в. (напр., Ишхани).
В тимпане зап. входа и на юж. фасаде храма были высечены груз. надписи, исполненные асомтаврули. В сер. XIX в. они были списаны Н. Саргисяном и опубликованы М. Броссе (Inscriptions géorgiennes. 1864. P. 22-24); затем с исправлениями - прав. Евфимием. В 1-й надписи над входом указано: «В короникон 50 я, убогий Игнатий, получил от Феодора 450 драканов и определил на вечное время для его молитвы от трапезы хлеб для двух человек-гостей. Кто будет патроном и настоятелем Ленамора (Ленагшора), тот да получит от руки деканоза и жертвователя то, что другие братья выдадут. Кто это определение изменит, пусть будет проклят устами Бога, благодатью шести соборов, крестом пяти патриархов и благодатью двенадцати апостолов. Кто утвердит, тому крест и благословение!» (Такаишвили. 1991. Вып. 1. С. 385-387; Мурадян. 1977. С. 68-69, 297). Во 2-й надписи названы имена (Малако, Звиадай (?), Рн (?)) - скорее всего строителей-каменщиков, неизвестных по др. источникам (Inscriptions géorgiennes... 1864. P. 24; Thierry. 1966. P. 83; Мурадян. 1977. С. 71-72). Прочтение прав. Евфимием одного из них как «Малакоз, католикос Агарани» считается маловероятным.
Прав. Евфимий связывал упомянутую дату короникона с 14-м циклом, а надпись датировал 1362 г. (Броссе, прочитавший число как 250 в 13-м цикле,- 1030 г.) и относил постройку храма к XIV в. В. Беридзе считал эту трактовку ошибочной, т. к. в надписи нет речи о строительстве храма, и на основании декора датировал церковь 1-й пол. XI в. (Беридзе. 1981. С. 186-188). По мнению Ж. М. Тьерри, Ленамор был выстроен в X в. и мог быть реставрирован в 30-х гг. XI в., одновременно с кафедралом Ишхани.
Согласно арм. источникам, в Кари долгое время хранился один из крестов просветительницы Грузии св. Нины. Сведения об этом содержатся в сочинениях арм. историков Аарона Ванандеци (X в.) и Вардана Великого (XIII в.), а также в соч. «Чтение о Святом Кресте» в составе в т. н. Тцеренцcкого синаксаря (Меликсет-Бек. 1941. С. 61-63; Яков Цуртавели. 1978. С. 131-135; Вардан. 2002. С. 132-133). В них сказано, что перед кончиной мц. Шушаник передала крест св. Нины иноку Андрею, попросив перенести его в Тарон. Из-за трудного пути крест был спрятан в горах Спери, на границе с Тао. Через неск. лет Григорий, сын Хмаяка, племянник Вардана Мамиконяна, перенес его в крепость Капуйт, а оттуда - в Вананд (Кари). Впоследствии этот крест был назван Ванандским, а для его хранения был воздвигнут храм Сурб-Хач (Св. Креста). Крест по распоряжению армянского католикоса Барсега I Анеци (1105-1113) был перенесен в Ани. Во время взятия Ани монголо-татарами (1238/39) крест был утрачен. Считается, что эти сведения касаются не креста св. Нины, сплетенного из виноградной лозы и хранящегося в груз. патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони, а одного из крестов (или их частей), к-рые св. Нина воздвигала на вершинах гор во время миссионерской деятельности (Асатиани. 2003. С. 43-44).
С К. е. также связано Бертское Четвероевангелие, созданное в монастыре Берта (Анчийская епархия ГПЦ, ныне в иле Артвин, Турция). Четвероевангелие выполнено на пергамене письмом асомтаврули в 3-й четв. X в. В рукописи содержится завещание, в к-ром упоминаются эриставт-эристави Сумбат III Артануджский († 941) и его сыновья - Давид († 992) и Баграт († 988). Рукопись состоит из 257 листов, иллюминирована изображениями апостолов и «10 канонов» еп. Кесарии Палестинской Евсевия Памфила, вписанных в живописные камары. Рукопись содержит 26 приписок. Исполненная шрифтом нуцха-хуцури (XV в.) строка из «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели: «Правду говорит апостол, страх порождает любовь» (Л. 237),- это самый ранний известный случай цитирования поэмы. Бертское Четвероевангелие хранилось в Гурии, в XVII в. посредством одного из владетельных князей Гуриели оно попало в Кари. В 1830 г. амер. миссионеры вместе с др. груз. и арм. рукописями вывезли Четвероевангелие из Карса. В наст. время оно хранится в библиотеке Гарвардского ун-та (США).