Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРАХИСАРСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
31, С. 26-29 опубликовано: 24 августа 2017г.


КАРАХИСАРСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Заставка с изображением Иисуса Христа перед Евангелием от Матфея. Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. № 105. Л. 11)
Заставка с изображением Иисуса Христа перед Евангелием от Матфея. Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. № 105. Л. 11)

Заставка с изображением Иисуса Христа перед Евангелием от Матфея. Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. № 105. Л. 11)
(РНБ. Греч. № 105), рукописное Четвероевангелие, получившее название по месту пребывания в Карахисаре (ныне г. Шебинкарахисар, Турция) близ Трапезунда (ныне Трабзон). Весной 1282 г. дочь имп. Михаила Палеолога Евдокия вышла замуж за имп. Иоанна II Трапезундского и привезла К. Е. в Трапезунд. После взятия города турками-османами в 1461 г. христиане спрятали К. Е. в крепости Карахисар. В XVII в. К. Е. стало предметом почитания паломников. В 50-х гг. XIX в. рукопись приобрел посланник России в К-поле В. П. Титов, в 1854 г. он передал ее в Имп. Публичную б-ку (ныне РНБ).

Вероятно, К. Е. было создано в 3-й четв. XII в. Его украшают 7 таблиц канонов, 60 миниатюр, 4 заставки с погрудными образами Иисуса Христа и 4 орнаментальных инициала. Миниатюры рукописи (во мн. случаях от них остались лишь золотые фоны и первоначальный, часто весьма лаконичный рисунок) отличаются невысоким качеством исполнения: иногда нарушены пропорции фигур и лиц, движения и позы персонажей неестественны, фоны написаны просто и порой грубовато. За исключением полностраничных образов евангелистов, миниатюры занимают часть листа и соседствуют с текстом, к-рый иллюстрируют. По мнению И. П. Мокрецовой (Мокрецова. 1997), над украшением К. Е. трудилось не менее 12 художников, участвовавших в работе над миниатюрами на разных этапах их создания (нанесение рисунка, первоначальная раскраска, письмо ликов). В обширном евангельском цикле с многочисленными сценами чудес Спасителя использованы краткие иконографические решения с небольшим числом фигур и деталей; иконография миниатюр неоригинальна; очевидно, их композиционные схемы были скопированы с образцов, к-рые имели широкое хождение в тот период (2-я пол. XII - нач. XIII в.). В живописи мало оттенков, колорит негармоничный. Тем не менее в отдельных миниатюрах - «Преображении» (Л. 87), образах евангелистов (Л. 10 об., 69 об., 108 об., 172 об.) - художникам удалось достичь большой художественной выразительности.

Евангелист Матфей. Таблица канонов. Разворот Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. № 105. Л. 5 об.— 6)
Евангелист Матфей. Таблица канонов. Разворот Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. № 105. Л. 5 об.— 6)

Евангелист Матфей. Таблица канонов. Разворот Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. № 105. Л. 5 об.— 6)
К. Е. входит в состав большой группы греч. рукописей, созданных в период примерно с 1150 по 1230 г. В русскоязычной научной лит-ре она получила название «Чикаго-Карахисарская группа» по 2 манускриптам, ее типичным представителям,- К. Е. и Новому Завету Рокфеллера-Мак-Кормика из университетской б-ки в Чикаго (Ms. 965 (Gregory 2400)), а в англоязычной лит-ре - «Семья 2400» и «рукописи декоративного стиля». Это самая большая выявленная исследователями группа связанных друг с другом иллюстрированных манускриптов (ок. 100), в которую еще входят приблизительно 50 рукописей без миниатюр, написанных похожими почерками. Рукописи близки друг к другу по составу текстов, кодикологическим и художественным особенностям. Вероятно, наиболее ранними рукописями этой группы являются 2 Четвероевангелия, содержащие колофон (запись) писца Мануила Агиостефанита (Vat. Barber. 449, 1153 г. и New York. Kraus Collection, 1156 г.), а одна из самых поздних - Четвероевангелие (Berolin. SB. Quarto 66) с записью 1219 г.

«Не рыдай Мене, Мати». Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. № 105. Л. 65 об.)
«Не рыдай Мене, Мати». Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. № 105. Л. 65 об.)

«Не рыдай Мене, Мати». Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. № 105. Л. 65 об.)
В группе преобладают рукописи Четвероевангелия (60, в т. ч. 8 с очень подробными циклами миниатюр на евангельские сюжеты); мало литургических книг (4 списка Евангельских чтений, 5 Миней и 1 Октоих), специальный литургический аппарат (номера канонов, разделов) использовался нерегулярно. Среди остальных рукописей группы - 10 иллюстрированных Псалтирей, 5 списков НЗ и 10 НЗ с Псалтирью, Книга Иова с комментариями Олимпиодора, сохранившаяся в 4 иллюминированных рукописях, 4-томный полный список ВЗ - редкий для Византии случай копирования всех, а не отдельных его книг.

Рукописи написаны на прочном, довольно тяжелом пергамене черными и красными чернилами. Обычно писцы использовали кватернионы (тетради из 8 листов), где в верхнем внешнем углу 1-го листа маленькой буквой отмечали номер тетради, но чтобы начать новый текст в новой тетради или поместить перед текстом полностраничную миниатюру, к ним нередко добавляли дополнительные листы. Почерк - минускул с низкой буквой эпсилон, крупной буквой каппа и частыми вкраплениями унциала. Характерной чертой рукописей Чикаго-Карахисарской группы являются значительные осыпи красок вслед. плохого сцепления пигментов с пергаменом.

Ап. Иаков. Разворот рукописи «Деяния и послания апостолов» (Cambridge. Add. 6678)
Ап. Иаков. Разворот рукописи «Деяния и послания апостолов» (Cambridge. Add. 6678)

Ап. Иаков. Разворот рукописи «Деяния и послания апостолов» (Cambridge. Add. 6678)
Наиболее часто встречаются такие орнаментальные мотивы, как решетка, пальметты, виноградная лоза, которые заполняют иногда поражающие своей кривизной и асимметрией (в основном в ранних рукописях группы) таблицы канонов и «ковровые» заставки; над таблицами и заставками - звери и птицы разного рода, написанные гораздо более лапидарно, чем в рукописях кон. XI - нач. XII в. Под заставками нередко можно видеть историзованные инициалы и буквы, украшенные фигурками животных. Заставки и инициалы могут быть исполнены в иной цветовой гамме, нежели миниатюры, возможно др. мастерами.

В миниатюрах рукописей Чикаго-Карахисарской группы встречаются одни и те же типы образов евангелистов: пишущих; окунающих перо в чернила; пребывающих в раздумьях; при этом рука опирается о пюпитр или поддерживает подбородок; ап. Иоанн, диктующий Прохору; и 2 более редких типа - фронтальный и сгорбившийся, склонившийся над книгой (так чаще всего изображали ап. Иоанна). Часто появляются миниатюры-фронтисписы, особенно с Моисеем, получающим скрижали Закона, а также евангельские сцены в рамах, вставленные в текст; акцент может делаться на сцены двунадесятых праздников, сцены чудес или страстного цикла. Псалтири нередко украшены неск. миниатюрами-фронтисписами, подобно Псалтирям т. н. аристократической редакции. Здесь 1-й псалом предваряет единственный образ музицирующего царя Давида, песни начинаются с композиции «Моисей, ведущий израильтян к Чермному морю», перед песнью Мириам - изображение ее в танце. Этот цикл иллюстраций более упорядоченный, чем иллюстративный цикл Четвероевангелия, поскольку одни и те же персонажи или простые сцены, в к-рых им отведено главное место, находятся на одних и тех же местах - перед соответствующими псалмами или песнями Псалтири.

В композициях укрупняются фигуры главных персонажей, а изображения второстепенных исчезают, отчего миниатюры становятся похожими на иконы. В комниновский период отмечается особый интерес к христологическим циклам и образам Христа, что нашло отражение и в монументальном искусстве, и в книжной миниатюре. Так, во 2-й пол. XII в. появляется сцена «Не рыдай Мене, Мати» («Оплакивание Христа»), напр. на миниатюре К. Е. (Л. 167 об.), которая, однако, станет более популярной уже в палеологовском искусстве.

С т. зр. стиля Чикаго-Карахисарскую группу рукописей отличает декоративный подход к построению композиций, особенно образов евангелистов. Фигуры уплощены и очерчены простым, ясным контуром; архитектура и мебель также трактованы плоскостно, отчего создается впечатление наличия только одного пространственного плана, без развития композиции вглубь. Главную роль в миниатюрах, т. о., играют рисунок и ровные цветовые пятна архитектурных кулис и отчасти одежд, золотых фонов. Колористическая гамма часто построена на диссонансе, с применением пастельных тонов, а также ярко-розового, красного, зеленого или голубого цветов.

Несмотря на использование сходных приемов письма, по к-рым манускрипты этой группы легко узнаваемы, в ряде случаев можно выявить работу отдельных писцов. Иногда поддаются также идентификации произведения того или иного миниатюриста. При этом рукописи, написанные одним и тем же писцом, украшали разные художники, а один и тот же миниатюрист работал с разными писцами. Т. о., дошедшие до нас рукописи Чикаго-Карахисарской группы вряд ли были продукцией одного скриптория и связанной с ним художественной мастерской. Круг их создателей, очевидно, был шире, и сотрудничество писцов и миниатюристов осуществлялось под влиянием условий каждого конкретного заказа.

Вопрос о месте создания Чикаго-Карахисарской группы рукописей до сих пор остается открытым. Одни указывают на связь ряда рукописей группы, в т. ч. самого К. Е., по-видимому входившего в состав приданого Евдокии Палеолог, с К-полем; напр., рукопись НЗ c Псалтирью (Palermo. Bibl. Naz. Deposito Museo. 4), возможно, была подарена имп. Михаилом VIII Палеологом кор. Констансе, супруге Педро (Пере) III Арагонского, Четвероевангелие (РГБ. Ф. 304.III. № 28 (стар. греч. 11)) в сер. XVII в. находилось у К-польского патриарха Афанасия III Пателлария и т. д. (Фонкич. 1983. С. 302). Кроме того, рукописи Чикаго-Карахисарской группы связаны с предшествующей к-польской традицией книжной миниатюры. Так, уже в рукописях, создание к-рых приписывают т. н. коккиновафскому мастеру и его мастерской (2-я четв. XII в.), есть отчетливое деление повествования на эпизоды, представленные в отдельных сценах с обрамлениями, чем подчеркивается их законченность и самодостаточность. Такие черты, как плоскостность изображений, отсутствие интереса к объемно-пространственным построениям, яркость красок и нарушение колористической гармонии, повышенная экспрессия образов, а также «ковровые» орнаментальные заставки появляются уже в рукописях 2-й четв. XII в. Тем не менее их сходство с манускриптами Чикаго-Карахисарской группы - общего порядка, позволяющее говорить лишь о столичном влиянии в целом.

Э. Уэйл-Карр считает, что рукописи скорее всего были созданы в Восточно-Средиземноморском регионе, на Кипре и в Палестине. Среди аргументов в пользу выдвинутой ею гипотезы: во всех дошедших до нас колофонах и надписях в рукописях Чикаго-Карахисарской группы содержатся свидетельства связи манускриптов с Востоком (напр., заказчиком Четвероевангелия из коллекции Краус был Иоанн IV Критянин, архиепископ Кипра, а фамилия писца Агиостефанит, вероятно, была распространена в то время на Кипре; Псалтирь из музея Бенаки в Афинах (Athen. Ben. 34.3), возможно, написана неким Варнавой, монахом и Великим икономом кипрских владений в храме Гроба Господня, или для него); сходство рукописей Чикаго-Карахисарской группы 2-й пол. XII в. с палестинскими манускриптами того времени; распространение именно в этом регионе минускула с низкой буквой эпсилон; стилистическая близость неск. более поздних (кон. XII - нач. XIII в.) рукописей к фрескам Кипра; влияние искусства Армении на миниатюры поздних рукописей группы; использование старых и отчасти уже забытых иконографических мотивов наряду с новыми (напр., изображение св. Иоанна Крестителя, коленопреклоненного перед Христом, в момент их 1-й встречи, к-рое можно видеть в каппадокийских росписях X в.) и т. д. Влияние декоративного стиля ощущалось на о-ве Родос и отчасти на п-ове Пелопоннес. Комниновский период, особенно XII в.,- время расцвета визант. провинций, нашедшего отражение в росте числа и художественного уровня заказов как на росписи церквей и капелл, так и на иллюстрированные рукописи.

В рамках Чикаго-Карахисарской группы можно выделить неск. подгрупп кодикологически и художественно наиболее близких друг к другу рукописей. Одна из ранних подгрупп - Чикагская, в к-рую входят К. Е. и еще ок. 30 рукописей. Между подгруппами существует система сложных взаимосвязей (сходство используемых материалов, вербальных формул, иконографических и декоративных мотивов), свидетельствующая о том, что писцы и миниатюристы более поздних рукописей группы были знакомы с работой своих предшественников, причем они имели доступ к рукописям не одной, а неск. более ранних подгрупп.

Ранние манускрипты небольших размеров, лишенные литургического аппарата, среди к-рых преобладают Четвероевангелия, создавались, очевидно в основном для частных нужд богатых провинциальных заказчиков. Ближе к кон. XII в. качество исполнения миниатюр в рукописях Чикаго-Карахисарской группы становится настолько высоким (напр., в Четвероевангелии Malibou. Ludwig II 5), что они почти не уступают столичным, о к-рых накануне 1204 г. известно крайне мало. Более роскошное оформление рукописей может отражать рост заказов для общественных, церковных нужд или появление более состоятельных и утонченных заказчиков.

Нек-рые особенности, характерные для рукописей Чикаго-Карахисарской группы, получат развитие в манускриптах палеологовской эпохи, напр., большие циклы евангельских сцен с обрамлениями, как в Четвероевангелиях Paris. gr. 54; Ath. Iver. 5 и др., монументальность образов, изящный минускул, «ковровые» заставки.

Лит.: Colwell E., Willoughby H. R. The Four Gospels of Karahissar. Chicago, 1936. 2 vol.; Anderson J. C. The Seraglio Octateuch and the Kokkinobaphos Master // DOP. 1982. Vol. 36. P. 83-114; Weyl Carr A.-M. A Group of Provincial Manuscripts from the Twelfth Century // Ibid. Vol. 36. P. 39-81; eadem. Byzantine Illumination 1150-1250: The Study of a Provincial Tradition. Chicago, 1987; eadem. Thoughts on the Production of Provincial Illuminated Books in the Twelfth and Thirteenth Centuries // Scritture, libri e testi nelle aree provinciali di Bisanzio: Atti del seminario di Erice (18-25 settembre 1988). Spoleto, 1991. Vol. 2. P. 661-688; Мокрецова И. П. О некоторых особенностях миниатюр Никомедийского евангелия // ДРИ. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. С. 303-330; она же. Художники Карахиссарского Евангелия // Там же. 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 428-447; Фонкич Б. Л. К вопросу о кодикологическом изучении рукописей Чикаго-Карахиссарской группы // Там же. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. С. 300-302; Gamillscheg E. Fragen zur Lokalisierung der Handschriften der Gruppe 2400 // JOB. 1987. Bd. 37. P. 313-321; idem. Manuscripta Graeca: Studien zur Geschichte des griechischen Buches in Mittelalter und Renaissance. Purkersdorf, 2010; Саминский А. Л. Пути к-польской живописи времени лат. оккупации по миниатюрам Евангелия (Gr. qu. 66) Гос. библиотеки в Берлине: Фонд Прусского культурного наследия // ДРИ. 1997. [Вып.:] Русь, Византия, Балканы. XIII в. С. 114-137; Материалы и техника визант. рукописной книги / Мокрецова И. П. и др.; отв. ред.: Б. Л. Фонкич. М., 2003.
И. А. Орецкая
Ключевые слова:
Евангелие, весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христианской Церкви Карахисарское Евангелие, рукописное Четвероевангелие, получившее название по месту пребывания в Карахисаре (Турция)
См.также:
ЕВАНГЕЛИЕ весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА Евангелие от Иоанна - см. статьи Евангелие; Иоанн Богослов
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ см. статьи Евангелие; Лука, ап. и евангелист
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА см. статьи Евангелие; Марк, ап. и евангелист