[лат. Sacramentarium Gregorianum], один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604). Несмотря на название, мн. совр. исследователи отвергают такую атрибуцию, доказывая, что ядро Г. С. могло появиться лишь четверть века спустя после кончины святителя (время составления гипотетического прототипа Г. С. совпадает с понтификатом Гонория I (625-638 гг.- Chavasse. 1982)). При этом отмечается, что 14-19% всех молитв, входящих в Г. С., имеют лексические параллели в произведениях свт. Григория, а следов., могли быть составлены им самим (см.: Ashworth. 1959; 1960).
Впервые Г. С. был опубликован в 1571 г. Я. Памелием, затем в 1593 г.- А. Рокка, в 1642 г.- А. Менаром, в 1748 г.- Л. А. Муратори. Эти издатели использовали далеко не лучшие копии IX-X вв. В XX в. появились критические издания Х. Уилсона (1915), Х. Лицмана (1921), Л. К. Мольберга (1927), К. Гамбера (1966-1967) и Ж. Дезюса (1971-1982).
Однако рукописи, содержащие оригинальный текст Г. С., т. е. книгу, использовавшуюся Римскими папами в VII в. для совершения служб в Латеранской базилике и в храмах Рима, не сохранились. В наст. время доступны неск. редакций Г. С., появившихся во 2-й пол. VII-VIII в., к-рые предназначались уже для иных целей. Среди них выделяют 3, сохранившие текст Г. С. в наиболее чистом виде.
Т. н. Сакраментарий Адриана (Sacramentarium Hadrianum, далее: ред. H) содержится в самой ранней по времени написания рукописи. Его текст уже в средние века пользовался высоким авторитетом, поскольку, как тогда ошибочно полагали, содержал оригинал Г. С. В действительности текст в ред. H был серьезно дополнен в понтификаты Сергия I (687-701) и Григория II (715-731). Эта рукопись была отправлена в 784-791 гг. папой Адрианом I Карлу Великому по его просьбе как лучший образец рим. Сакраментария (MGH. Epр. 1892. Т. 3. P. 626). Оригинал долгое время хранился в б-ке королевского дворца в Ахене, но впосл. был утерян. Наиболее точной копией является Сакраментарий Хильдоарда (или Cameracensis - Cambrai. Bibl. Municip. 164. Fol. 35v - 203, 811-812 гг.). К ней близки 2 веронские рукописи (Veron. Bibl. Capit. 86, сер. IX в., и 91, 1-я треть IX в.).
Тридентская редакция (далее: ред. T) сохранилась в единственной рукописи из Кастелло-дель-Буонконсильо (Trent. Mus. Naz. без номера, ок. 825 г.), переписанной для еп. Арно Зальцбургского. Эта редакция Г. С. возникла до понтификата Сергия I, ок. 685 г. В отличие от всех др. рукописей она содержит 2 приложения в виде отдельных книг (т. н. sequens opus - Fol. 141 ff.). В состав 1-й входят вотивные и общие мессы святым из Сакраментария Геласия VIII в., вотивные мессы Алкуина и Мартиролог; 2-я кн. к Г. С. не относится. Эта рукопись отражает процесс редактирования Г. С. до появления ред. H. Друг еп. Арно, Алкуин, использовал ред. T для составления Сакраментария для аббатства св. Мартина в Туре, известного как Миссал Алкуина (ок. 800).
В целом ред. H и ред. T достаточно близки и относятся к 1-му типу Г. С. Однако если ред. H предназначалась для папы, то ред. T - для епископа др. кафедры.
Ко 2-му типу относится Падуанская редакция (далее: ред. P) (Padua. Bibl. Capit. D. 47. Fol. 11-100, сер. IX в.), к-рая возникла в 650-680 гг. Поскольку дополнения к ней не содержат епископских чинов, она могла предназначаться для пресвитеров базилик extra muros (вне стен Рима). Ряд признаков указывает на базилику св. Петра в Ватикане (Metzger. 1994. P. 77). Ред. P содержит добавления из Древнего Сакраментария Геласия. Др. полных копий этой редакции не сохранилось, но, судя по присутствию молитв из ред. P во франк. Сакраментариях (т. н. Gelasiana Mixta), она стала известна в Галлии раньше ред. H (ок. 760-770). К ред. P относятся Киевские листки (фрагменты глаголического Миссала - ЦНБ АНУ. ДА/П. 328, X-XI вв.).
Общий для 3 редакций материал Г. С., вероятно, представлял собой Сакраментарий, составленный для рим. пресвитера, заменявшего папу на время его болезни или отсутствия в городе. Согласно теории А. Шавасса, это могло произойти в тот период, когда престол св. Петра оставался свободным очень долго: напр., в течение 19 месяцев после кончины папы Агафона и до избрания Льва II (11 янв. 681-16 авг. 682).
Хотя все 3 редакции содержат набор Богородичных праздников в том виде, в каком он сложился при папе Сергии I, молитвы мессы различаются. Кроме того, в ред. P и ред. T еще не предписывается пение Agnus Dei, установленное тем же папой. Формуляры месс для четвергов Великого поста, введенные в 715 г. папой Григорием II, не принадлежат к оригинальному слою 3 редакций и составлены частично на основе Сакраментария Геласия.
Информацию о др. важных рукописях и фрагментах Г. С. см.: CPL, N 1903.
Главным отличием Г. С. от Геласия Сакраментария является отсутствие деления на книги или разделы. Порядок чинов и молитв мессы соответствует порядку литургического года, при этом подвижный и неподвижный циклы смешаны.
Основному тексту Сакраментария в ред. H и ред. T предшествуют неск. чинов: в ред. H - чин совершения римской мессы (в состав входят канон мессы, молитва «Отче наш» с эмболизмом, лобзание мира, Agnus Dei), молитвы ординации епископов, пресвитеров и диаконов; в ред. T - только «вседневные молитвы» (мессы рядовых воскресений) с каноном мессы.
Собственно Сакраментарий начинается с инципита In nomine Domini и молитв мессы вигилии Рождества Христова, затем идут мессы дня праздника и ряд памятей Рождественской седмицы. После октавы Рождества помещаются молитвы мессы мученикам и неск. формуляров воскресных месс. Далее - праздник Богоявления, ряд памятей (14 янв.- 25 марта), праздники Сретения (названный Ypopanti - от греч. ὑπαπαντή) и Благовещения (только в ред. H и ред. T), мессы подготовительных к Великому посту недель и мессы великопостного цикла. В субботу 1-й седмицы поста совершается служба 12 чтений (пост 1-го месяца). 5-я неделя носит название De passione, 6-я - Вход Господень в Иерусалим. В Великий четверг совершается воспоминание Тайной вечери (в ред. H и ред. T выписаны еще и чины благословения мира (хрисмы) и заклинания елея). Далее следуют молитвы Великой пятницы (в ред. H и ред. T добавлены благословение соли, молитвы принятия в число оглашаемых и молитвы св. Четыредесятницы над детьми) и Великой субботы, к-рые читает папа (в ред. H и ред. T еще и благословение вод источника и помазание детей), молитвы ночной и утренней месс. На 8-й день после Пасхи (post albas) указаны молитвы, «завершающие праздничные дни» (в ред. P - празднование годовщины Крещения (In Рascha annotina) и праздник Благовещения). Далее возобновляется санкторал (памяти 14 апр.- 25 мая). 25 апр. совершается великая литания. В ред. P имеется праздник Обретения Креста (3 мая). В субботу перед Пятидесятницей читаются молитвы схождения в воды и восхождения из вод источника. В субботу 1-й седмицы после Пятидесятницы совершается служба 12 чтений (пост 4-го месяца). Затем снова идут памяти святых (1 июня - 13 дек.) и праздники Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) с вигилией, апостолов Петра (29 июня) с вигилией и Павла (30 июня) с общей октавой апостолов, Успения (15 авг.) и Рождества Девы Марии (8 сент.). В ред. P к ним добавляется воспоминание мученичества (passio) Иоанна Предтечи (29 авг.). 14 сент. празднуется Воздвижение Креста, в субботу по Воздвижении совершается служба 12 чтений (пост 7-го месяца). 29 сент.- Освящение базилики арх. Михаила. После памяти ап. Андрея (30 нояб.) - молитвы начала периода Адвента. В субботу 3-й седмицы Адвента - служба 12 чтений (пост 10-го месяца).
В приложениях к ред. H и ред. T содержатся: чины положения мощей, освящения храма и алтаря (далее только в ред. T - общие службы одному или неск. апостолам, мученикам, исповедникам и девам); празднование годовщины интронизации папы и молитвы хиротонии во пресвитера и диакона (последняя только в ред. T); брачные молитвы (ad sponsas velandas; см. ст. Velatio); чин покаяния; «вседневные молитвы» (только в ред. H); утренние и вечерние молитвы; чин Крещения больных с молитвами водоосвящения; молитвы заклинания воды для дома; чин посещения больных; молитвы над кающимся; молитвы над волосами (ad capillaturam), на поставление клирика, на пострижение бороды; чины ординации во диакона, посвящения девы, поставления аббата или аббатисы; молитвы отречения от мира и молитвы в мон-ре; молитвы за короля, в случае войны; благословение вдов (только в ред. H); молитвы за отправляющихся в путь, в бездождие и безведрие, на поле, при падеже скота, при эпидемии; молитвы над умершим епископом и поминовения усопших; чин ординации во епископа.
В приложение к ред. P входят общие службы одному или неск. святым и девам (каждая с вигилией), чин освящения храма (In basilicis martyrum), «вседневные молитвы» папы Григория с чином мессы (канон приводится до Pax Domini); утренние, вечерние и покаянные молитвы.
Характерными признаками рим. происхождения Г. С. являются: отсутствие памятей святых в период от Семидесятницы до октавы Пасхи; воскресенье без особой памяти (Dominica vacat) после Пятидесятницы; продолжительность Адвента - 4 недели. Для праздников подвижного цикла указываются места стационального богослужения в Риме. Место совершения мессы в праздники неподвижного цикла выбирается по усмотрению папы (ad libitum Pontificis).
Стандартный формуляр мессы Г. С. включает от 3 до 6 молитв (обычно молитву без названия, super oblata (над Дарами), ad complendum (после Причащения)). Формуляры месс праздников Рождества Христова, Пасхи, Пятидесятницы и апостолов содержат особые префации (Vere dignum) (в ред. P к ним добавлены еще 19 префаций для др. дней). Кроме того, формуляры месс Рождества Христова, Богоявления и Светлой седмицы включают такие части канона мессы, как Communicantes и Hanc igitur. О каноне мессы в Г. С. см. статьи Канон мессы, Римский обряд.
34 дня в период Великого поста содержат молитву super populum. На Светлой седмице (а также на памяти апостолов Иоанна, Петра, Павла и Андрея и на Рождество Иоанна Предтечи) выписаны молитвы вечерни.
появилась в 810-815 гг. в Септимании. Ранее автором этого дополнения считался Алкуин, но Дезюс доказал, что дополнения и исправления в ред. H были внесены Бенедиктом Анианским (Ɨ 821) (итог исследований см.: Deshusses. 1971. P. 61-74). Молитвам и чинам дополнения предшествует небольшой вступительный текст, называемый по первому слову Hucusque, в к-ром объясняются причины их включения в текст Г. С. Дополнение делится на 2 части. В 1-ю входят чин пасхального бдения с благословением свечи (Exultet) и службой чтений; вигилия Пятидесятницы; крещальная литургия; 37 формуляров для воскресных месс в течение года; 6 формуляров месс будних дней; общая служба святым; чины поставления клириков и посвящения дев и вдов; освящение богослужебной утвари; вотивные мессы за короля, клириков, монахов; мессы на разные случаи; чины покаяния; заупокойные службы; экзорцизмы и благословения воды и даров природы; различные монашеские чины. 2-я часть включает 221 префацию (в т. ч. 5 для периода Адвента, что указывает на галликанскую практику) и 52 епископских благословения перед Причащением (также из галликанской традиции). Хотя в Hucusque в качестве дополнения были также заявлены молитвы на поставление низших чинов (свещеносец, чтец, экзорцист, аколуф и иподиакон), в результате они оказались рассеяны по всему тексту Сакраментария. В основном дополнительный материал заимствован из Сакраментария Геласия VIII в. Рукописную традицию дополненного Г. С. см.: Vogel. 1986. P. 90-91. После 850 г. Hucusque перестали переписывать, а весь материал из приложения был распределен по основному тексту. К этому времени Г. С. использовался практически повсеместно в пределах распространения рим. обряда. В X в. обновленный Г. С. вернулся в Рим и стал основой для рим. Миссала.