Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Г. до перехода в христианство был членом секты ипсистариан (ὑψιστάριοι - почитатели Зевса Высшего (Ζεὺς ὕψιστος), по имени к-рого и получили свое название (Idem. Or. 18. 5)). К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Г. хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в христианство, но впосл. передумала (Ibidem). Г., отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в христианство своей женой св. Нонной, принадлежавшей к Церкви от рождения (ее родным братом был свт. Амфилохий, с 373 еп. Иконийский); Г. принял св. Крещение в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, к-рый осиял новопросвещенного. Вскоре Г. принял сан священника. В 328 или 329 г. Г. занял епископскую кафедру Назианза, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал нек-рым клирикам, но в благочестии превзошел мн. современников.
Г. и Нонна имели 3 детей: старшую дочь св. Горгонию, свт. Григория Богослова и Кесария.
В 362 г. Г. рукоположил во пресвитера сына Григория, к-рый помогал ему противостоять еретикам. Рукоположение было совершено против воли Григория, к-рый впосл. называл это «тиранией», но признал правоту отца и уточнил свое определение - «благая тирания». Г. оказывал поддержку бедным, жертвуя на это собственное имущество, построил в Назианзе большой храм, к-рый описывает свт. Григорий Богослов.
Г. противился антицерковной политике имп. Юлиана Отступника, неоднократно направлял ему гневные письма. Когда воины императора появились в Назианзе, чтобы отобрать и разрушить церковные здания, они встретили настолько твердое сопротивление со стороны христиан, вдохновляемых Г., что предпочли удалиться. Г. вопреки воле императора участвовал в избрании Евсевия во епископа Кесарии Каппадокийской.
В нач. 60-х гг. Г. поставил подпись под каким-то полуарианским исповеданием веры. Речь, возможно, идет о к-польской формуле 361 г. (Спасский. История. С. 409), либо, что более вероятно, о сглаженной формуле Антиохийского Собора 363 г. (Grégoire de Nazianze. Discours 6-12. Р. 30-31). Это могло произойти во время поездки имп. Иовиана в кон. 363 г. по малоазийским провинциям, вероятно в сопровождении младшего сына Г. Кесария. Г. вкладывал в подписанное им определение вполне правосл. содержание: «...ведая и единого Бога в Троице поклоняемого, и 3 ипостаси в едином Божестве, он не держался ни Савеллиева учения об едином Божестве, ни Ариева о трех, то есть Божества как не сокращал и не разлагал безбожно, так и не рассекал на особства, неравные или по величине, или по естеству» (Idem. Or. 18. 16). Однако для мн. ревностных сторонников Никейского Собора его подписи было достаточно, чтобы прекратить с ним общение. Оппозиция правящему архиерею оформилась из назианзских монахов. Свт. Григорию Богослову, ставшему к этому времени пресвитером и первым помощником своего отца, пришлось его защищать и свидетельствовать перед его противниками (позже примирившимися с Г.), что «чернила не запятнали души» Назианзского епископа (Idem. Or. 6). Ж. Бернарди не исключает возможности, что свт. Василий Великий также прибыл в Назианз для оказания поддержки Г., поскольку пользовался особым авторитетом в монашеских кругах (Bernardi J. Introduction // Grégoire de Nazianze. Discours 4-5. P., 1983. P. 37. (SC; 309)).
Впосл., при избрании Василия во епископа Кесарии в 370 г., Г. также оказал ему поддержку: несмотря на преклонный возраст и плохое самочувствие, он приехал в Кесарию, чтобы участвовать в избрании и хиротонии нового епископа, для чего недоставало всего 1 голоса (Greg. Nazianz. Or. 43. 37; Or. 18. 36). Позже Василий Великий использовал свои связи с влиятельными людьми, заступаясь за Г. Когда после смерти Кесария, бывшего врачом в К-поле, Назианзского епископа осаждали кредиторы и клиенты покойного, свт. Василий обратился к высокопоставленному чиновнику Софронию с просьбой заступиться за Г.
Несмотря на подпись под еретическим по форме исповеданием веры (к-рую он впосл. отозвал, раскаявшись в своем поступке - Idem. Or. 18. 18), Г. был одним из авторитетных сторонников Никейского I Вселенского Собора. Он противился попыткам имп. Валента, умеренного арианина, потеснить позиции православных в 371 г. Во время преследования православных, начатого при этом императоре, Г., так же как и Василий Великий, был оставлен в неприкосновенности. Г. посвятил церковному служению 45 лет и скончался в 374 г., в возрасте немногим менее 100 лет.