Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРАЧАНИЦА
12, С. 306-310 опубликовано: 22 июня 2011г.


ГРАЧАНИЦА

Церковь Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1315 г.
Церковь Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1315 г.

Церковь Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1315 г.
Грача́ница, жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится в одноименном населенном пункте в 9 км от г. Приштина (Косово и Метохия).

История монастыря

Первоначально на месте совр. церкви Г. находилась раннехрист. базилика. До завоевания региона Болгарией в IX-XI вв. храм был кафедрой визант. епископии Дардания, в эпоху Первого Болгарского царства и после покорения Византией державы комитопулов (1018) - центром Липенийской или Липлянской (от названия рим. г. Ульпиана (серб. Липлян), находящегося близ Г.) епархии, к-рая в XI-XII вв. входила в состав Охридской архиепископии (Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924. С. 25-26, 56, 62, 136, 162, 174, 184-185, 190, 193). Как серб. мон-рь Г. возникла не позднее правления св. кор. Стефана Первовенчанного (1197-1228), поскольку Стефан Урош II Милутин в повелье (грамота) упоминает о существовании обители во времена «родитель и прародитель» (Марковић. C. 93). О возобновлении обители при Милутине свидетельствует его грамота еп. Игнатию, выполненная в 1321 г. в технике фрески на зап. стене диаконника монастырского собора (изд. см.: Грачаничка повељя. Београд, 1994). В мон-ре продолжал находиться центр Липлянской епархии, иногда ее архиереи титуловались Грачаницкими, эта титулатура сохранилась и в сер. XVI в., когда Г. вошла в состав Новобрдоской митрополии.

Кор. Милутин с моделью храма в руках. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.
Кор. Милутин с моделью храма в руках. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.

Кор. Милутин с моделью храма в руках. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.

В 80-х гг. XIV в., до османского завоевания, Г. была крупным книгописным центром, связанным с княжеским двором Вука Бранковича в Приштине и, возможно, с серб. монастырскими скрипториями Афона. По повелению (архи)еп. Симеона в 1383 г. здесь была написана Минея служебная на апрель (Стоjановић. Записи. Књ. 1. № 154), в 1388 г.- на октябрь (ГИМ. Хлуд. 146). Кроме того, в скриптории был переписан ряд рукописей, в т. ч. неск. комплектов минейного Торжественника (Архив ХАЗУ. III c 22. III c 24; б-ка мон-ря Дечаны, № 98 (Цернић. 1979); Vindob. Slav. 33) архаичного состава (об их содержании см.: Mošin V. Ćirilski rukopisi Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1955. S. 165-175. № 112, 113).

При тур. нашествии 1379-1383 гг. припрата церкви была уничтожена, ризница разграблена. В 1383 г. припрату обновил архиеп. Симеон. Во время Косовской битвы 1389 г. Г. вновь пострадала. Именно в церкви Г. был захоронен павший в бою кн. Лазарь, в 1391 г. его гроб перенесли в Раваницу.

21 нояб. 1402 г. близ Г., на одноименной реке, в сражении между войсками серб. деспота Стефана Лазаревича, возвращавшегося после битвы при Ангоре (ныне Анкара) из К-поля через Зету, и его брата Вука, с одной стороны, и их племянника Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи) и союзных с ним турок-осман - с другой, Стефан разгромил тур. войско и смог вернуться в свои владения, чему особенно хотели воспрепятствовать союзники, но Вук Лазаревич потерпел поражение от сил Георгия.

В 30-х гг. XV в. Г. недолгое время пользовалась покровительством кн. Георгия Бранковича, похоронившего здесь рано умершего сына Феодора (1428), фресковое изображение отрока находится над его гробницей в соборе. После тур. завоевания Г. вскоре перестала быть центром епархии, но мон-рь еще действовал (Суботин-Голубовић. С. 122). В XVI в., до восстановления Печской Патриархии, Г. переживала подъем под покровительством митр. Новобрдоского Никанора. В 1539 г. открылась типография, где трудился печатник Димитрий. Из ее продукции известен Октоих 5-8-го гласов (1539), скромный по оформлению, с листовой гравюрой - реалистичным изображением собора Г. («Митрополиа Градчаница») в верхней части и св. авторов-мелодов (Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский и Иосиф Песнописец) - в нижней. Книги, вложенные в Г. митр. Никанором, использовались как образцы для переписки: в 1567 г. безвестный книгописец перечислил 12 «Никануровых книг» богослужебного содержания, к-рые он переписал (Стоjановић. Записи. Књ. 1. № 675). Судя по этой записи, в это время мон-рь вновь был известен как книгописный центр. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-рь вкладывали книги Новобрдоский митр. Василий (1591), Печские патриархи Герасим (1580) и Паисий (Яневац; 1614-1647). От б-ки мон-ря сохранилось небольшое собрание рукописей; в XX в. исчез последний экземпляр Октоиха, напечатанный в мон-ре в 1539 г. Сейчас здесь хранится ок. 10 рукописных книг и столько же фрагментов XIV-XVI вв., а также неск. старопечатных книг преимущественно XVI в.

В 1564 г. митр. Дионисий I, кончина к-рого изображена на фреске во внешней припрате, собственноручно сделал царские врата. Благодаря патриарху Печскому Макарию (Соколовичу) Г. была реконструирована: окна внешней припраты были заложены, а стены к 3 сент. 1570 г. вновь расписаны. Патриарх Печский Паисий (Яневац) покрыл церковь оловом и увенчал в 1620 г. иконостас Распятием.

При великом переселении сербов в 1690 г. часть насельников ушла из мон-ря, из ризницы были взяты мн. ценные предметы. Г. пришла в запустение и до 1-й пол. XX в. действовала как приходский храм. Во время первой мировой войны, в нояб. 1915 г., болг. войска разграбили Г., и мн. рукописи и иконы оказались в музеях Софии (см.: Младеновић). После второй мировой войны неск. монахинь поселились в Г. До проведения в янв. 1946 г. аграрной реформы мон-рю принадлежало 18 га пахотных земель и 100 га лесных угодий, после реформы - 20 га пашен и 30 га лесов. В 90-х гг. XX в., во время военных действий, мон-рь неск. раз подвергался нападениям албан. экстремистов. В наст. время находится под охраной военных сил КФОР. В обители проживают ок. 10 сестер, настоятельница - игум. Евфросиния. В Г. хранятся мощи прмч. Стефана Нового.

Из архиереев, занимавших кафедру в Г., известны

Мавроян (1190-1220; см.: Jанковић М. С. 29), Варнава (XIII в.), Антоний (1299), Игнатий (1314-1316), Савва (XIII в.), Илия (ок. 1321), Симеон (1383-1388), Досифей (1426-1449), Венедикт (Црепович; 1455), Иларион (после 1455), Никанор (1528/29 - после 1551), Дионисий I (Соколович; 1564-1570), Дионисий II (1586), Василий (1587-1595/98), Анания (1598-1612), Паисий (Яневац; до 1614, после - патриарх Печский), Лонгин (1616), Сильвестр (1633-1635), Евфимий (1642-1649), Григорий (1649).

В 1999 г. из Призрена в Г. была перенесена кафедра митр. Рашско-Призренского Артемия (Радославлевича). Титул «Липлянский» носит викарий митрополита Рашско-Призренского еп. Феодосий (Шибалич), кафедра к-рого находится в мон-ре Дечаны.

Архитектура и росписи церкви монастыря

Храм построен ок. 1315 г. на месте 1-нефной церкви, заменившей в 30-х гг. XIII в. раннехрист. 3-нефную базилику. Это одно из самых красивых церковных зданий серб. средневек. и поздневизант. архитектуры. Предполагается, что его строителем был Никола, до этого работавший в Призрене (ц. Богородицы Левишки) и в Старо-Нагоричино (ц. вмч. Георгия).

Богородица «Ширшая небес». Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321гг.
Богородица «Ширшая небес». Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321гг.

Богородица «Ширшая небес». Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321гг.

Прямоугольный в плане храм принадлежит типу вписанного креста; его крестообразное ядро (наос) окружено обходом, к-рый на западе используется как нартекс, с севера и юга заканчивается парекклисионами; с востока выступают 3 апсиды с трапециевидными планами. Увенчанный 5 главами (над средокрестием и над 4 угловыми ячейками), храм представляет собой стройную пирамидальную композицию за счет повышенных рукавов планового креста и пониженных углов. Прясла фасадов имеют позакомарное покрытие, обведены профилированными архивольтами. Фасады храма и апсиды украшены узкими окнами, помещенными в обведенные архивольтами ниши. Главы храма имеют шлемовидные завершения на высоких 8-гранных барабанах с узкими окнами на каждой грани, установленных на 4-угольные основания, украшенные полуциркульными кокошниками.

В интерьере доминирует центральное пространство с куполом, опирающимся на 4 столпа. Дополнительные опоры, установленные по линиям «север-юг» с центральными столпами, а также простенки между наосом и нартексом разделяют интерьер на отдельные ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами. Над зап. частью храма помещены хоры.

Экзонартекс, пристроенный к храму с запада (ок. сер. XIV в.), легкими, строгими формами не нарушил красоту старого здания. Это прямоугольное в плане помещение, завершенное закомарами и увенчанное куполом на низком барабане, открытое с запада, севера и юга благодаря аркам, опирающимся на колонки, с люнетами над ними.

Тайная вечеря. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.
Тайная вечеря. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.

Тайная вечеря. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.

Церковь, расписанная в 1320-1321 гг. в стиле раннепалеологовского искусства Сербии, является одним из памятников этого периода. Программа росписи - одна из самых сложных в правосл. мире XIV в. В ней объединены темы, связанные с освящением храма, королевской усыпальницы и кафедрального собора, и использованы схемы монументальных росписей, характерные для искусства эпохи Палеологов. Влияние литургической символики усматривается как в отдельных иконографических композициях, так и в расположении сцен.

В конхе алтаря находится изображение Христа Еммануила в окружении херувимов, ниже - Богородица «Ширшая небес» с архангелами Михаилом и Гавриилом; в следующем регистре - композиция «Причащение апостолов», под ней - ряд поясных изображений святителей, и в нижнем регистре - «Служба св. отцов» (или «Поклонение Жертве»). На своде размещена композиция «Вознесение», в арках и на стенах из цикла, посвященного Богородице, сохранились композиции «Отвержение даров», «Возвращение Иоакима и Анны из храма», «Благовещение Иоакиму», «Рождество Богородицы», «Благословение иереев», «Введение Богородицы во храм», «Молитва Захарии», «Иосиф принимает Богородицу», «Упреки Иосифа», «Вода обличения». Под композициями Богородичного цикла помещаются ветхозаветные сюжеты: «Св. Троица», «Жертвоприношение Авраама», «Авраам встречает 3 ангелов», «Руно Гедеоново», «Ветхозаветная скиния» и «Премудрость созда Себе храм».

В скуфье центрального купола - изображение Господа Вседержителя, окруженное композицией «Небесная литургия», в барабане - фигуры пророков, в парусах - евангелисты, между к-рыми - «Спас Нерукотворный» и «Керамион». Своды и люнеты подкупольного креста занимают композиции двунадесятых праздников; на стенах наоса, регистром ниже, помещен цикл Христовых поучений и притч: «Христос беседует с апостолами после Преображения», «Христос учит в Иудее», «Преполовение», «Петр, ты камень», «Петр и Анания», «Притча о мытаре и фарисее», «Притча о 10 девах», «Христос у Марфы и Марии», «Христос поучает еврея», «Христос говорит о конце мира», «Христос прощает блудницу», «Христос призывает Матфея», «Изгнание торгующих из храма», «Христос читает Книгу в синагоге», «Христос беседует с апостолами» и «Христос благословляет отрока». Следующий ярус росписи образуют композиции развернутого Страстного цикла, заканчивающегося сценой «Св. Иосиф Аримафейский испрашивает у Пилата тело Господне». В зап. части наоса - цикл Христовых деяний и притч («Брак в Кане Галилейской», «Христос беседует с самарянкой», «Исцеление расслабленного», «Исцеление страдающего водянкой», «Христос в доме Симона фарисея», «Исцеление сухорукого» и еще неск. неидентифицированных сцен), а также сцены из развернутого цикла «Успение Богоматери». На юж. и сев. стенах представлены евангельские события по воскресении Христа: «Жены-мироносицы с Богородицей у гроба Господня», «Явление Ангела женам-мироносицам», «Явление Христа Марии Магдалине», «Жены-мироносицы и апостолы», «Петр и Иоанн у гроба Господня», «Христос с Лукой и Клеопой», «Вечеря в Еммаусе», «Лука и Клеопа беседуют с апостолами», «Явление Христа апостолам», «Мир вам», «Христос, ядущий рыбу и сотовый мед», «Христос на Тивериадском озере», «Уверение Фомы», «Христос беседует с Петром и Иоанном», «Христос с апостолами на горе в Галилее». Регистром ниже расположены поясные изображения 40 мучеников Севастийских, в нижнем ярусе - св. воины, целители, а также святые Иоанн Предтеча, ап. Иоанн Богослов, Савва Сербский, равноапостольные Константин и Елена, ап. Андрей и архидиак. Стефан. На столпах в наосе помещены композиция «Благовещение», изображения ветхозаветных праотцев и праведников, часть минология, нек-рые из 40 мучеников Севастийских; в нижнем регистре - изображения святых, среди к-рых рядом с местом, где находился епископский трон,- св. Игнатий, тезоименитый святой Грачаницкого епископа.

Христос Эммануил, подающий схимы кор. Елене и кор. Урошу. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.
Христос Эммануил, подающий схимы кор. Елене и кор. Урошу. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.

Христос Эммануил, подающий схимы кор. Елене и кор. Урошу. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг.

В боковых проходах к нартексу в верхнем ярусе - Минологий, под ним - поясные изображения святых, ниже - в рост святые мученики и жены; в центральном проходе - портреты ктиторов.

В нартексе, в куполах, находятся поясные изображения ап. Марка (в юго-зап.) и ап. Матфея (в сев.-зап.) в окружении ангелов, в барабанах - праотцы и пророки, на сводах - Минологий, в центре свода - «Праведные и ангелы в Руце Господней». Всю зап. и отчасти сев. стену занимает композиция «Страшный Суд». На вост. стене - сюжеты ветхозаветной истории: «Илия избивает жрецов Вааловых» и «Иов на гноище», под ними - поясные изображения преподобных, в следующем регистре - портреты серб. кор. Уроша и его жены Елены, родителей ктитора кор. Милутина; в юж. части той же стены изображено генеалогическое древо Неманичей (по историческим причинам отсутствует изображение Стефана Дечанского). На сводах хора размещены «Введение во храм» и, вероятно, «Сретение» (плохой сохранности); на стенах хора - пророки Самуил, Аарон, Моисей и Захария, ниже - преподобные, в т. ч. столпники.

В куполе юж. парекклисиона находится поясное изображение ап. Иоанна Богослова, окруженного Небесными Силами, в барабане и на стенах подкупольного пространства - серафимы и святители; в конхе апсиды - Пресв. Богородица, ниже - ряд святителей и «Служба св. отцов». На стенах - «Благовещение» (дважды), «Встреча Марии и Елисаветы», «Покаяние Давида», «Три отрока в пещи огненной», «Прор. Илия в пещере», «Бегство в Египет», «Неопалимая купина», «Христос беседует с евреями о воскресении», «Христос благословляет отрока», «Христос запрещает ветрам и морю» и «Видение Петра Александрийского». Регистром ниже - изображения св. епископов и отшельников, в аркосолии - «Погребение Липлянского еп. Феодора» (сер. XIV в.) и портрет Феодора Бранковича (1429).

В куполе сев. парекклисиона, посвященного свт. Николаю Мирликийскому,- поясное изображение ап. Луки в окружении Небесных Сил, святителей и серафимов, в конхе - образ св. Иоанна Предтечи, ниже - поясные изображения святителей, в следующем регистре - Служба св. отцов. Почти все пространство стен 2-го яруса занято житийным циклом свт. Николая, сохранились композиции «Рождество свт. Николая», «Рукоположение свт. Николая», «Воины в темнице», «Явление во сне царю Константину и Евлавию», «Освобождение невинных от меча», «Чудо на море» и «Разрушение идолов в храме Артемиды», в нижнем ярусе - фигуры преподобных.

Экзонартекс был расписан в 2 этапа. Фрески 1-й пол. XVI в. сохранились частично: монументальное «Крещение», сцены из жизни св. Иоанна Предтечи, композиция «Во гробе плотски», Христос Ангел Великого Совета, Деисус и Акафист Божией Матери. Нек-рые фрески переписаны в 1570 г. серб. художниками во главе с Андреем и Лонгином. В иконографической программе выделяются сцены из Богородичного цикла: изображение Пресв. Богородицы с Христом и архангелами включено в сюжет «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», расположенный на вост. стене над входом, на др. стенах размещены композиции «Покров», «Неопалимая Купина», а также Акафист Божией Матери; в нижнем ярусе изображены серб. святые Савва, Симеон, Арсений, Ефрем, Иоанникий и портреты современников росписи: патриарха Макария и митрополитов Антония и Дионисия, заказчика росписи, а также сцена кончины митр. Дионисия.

В росписи церкви 1320-1321 гг., автором к-рой был мастер из Фессалоники Михаил Астрапас, прослеживается влияние античных традиций, переработанных в духе поздневизант. классицизма. Композиции и отдельные лики тщательно проработаны, гармоничны слегка удлиненные пропорции фигур. К лучшим фрескам принадлежат композиции на стенах в подкупольном пространстве - «Успение Богородицы», «Сошествие во ад», изображения Богоматери (в юж. парекклисионе) и св. Иоанна Предтечи (в сев. парекклисионе), «Древо Неманичей».

Небольшое собрание икон Г. связано с именем митр. Никанора. «Богородица в окружении пророков» и «Христос на троне» находятся в иконостасе. Икона «Христос на троне» имеет 2 регистра, в нижнем представлена хиротония митр. Никанора, к-рому ангел подносит митру, рядом с ним - философ Пифагор и персид. прор. Пропий (?). По заказу митр. Дионисия были выполнены иконы для царских врат (1564, сцена «Благовещение» переписана в XIX в.), образы Деисусного чина (Иисус Христос и 3 апостола), иконы «Введение во храм» и «Спас Недреманное Око». Ктитором 2 крестов (XVII в.) над иконостасами был патриарх Паисий. Сохранились иконы свт. Николая с житием, Иисуса Христа на красном фоне и икона св. Февронии с житием, жертвователем к-рой был в 1607/08 г. митр. Виктор, его образ помещен в левом нижнем углу иконы. В XVIII в. собрание пополнилось неск. иконами в стиле барокко (Иисус Христос, прор. Илия и др.) и рус. образами («Господь Вседержитель», «Богородица с Младенцем» и др.).

Лит.: Марковић В. Православно монаштво и манастири у средњевеконоj Србиjи. Сремски Карловци, 1920: Горњи Милановац, 2002р. С. 93; Павловић М. Грачаничка повеља // ГСНД. 1928. Књ. 3. С. 105-140; Bošković Dj. Deux églises de Milutin: Staro Nagoričino et Gračanica // L'art byzantin chez les Slaves. P., 1930. Vol. 1. P. 206-212; Радоjчић С. Грачаница // Хришћанско дело. 1938. Књ. 4. T. 1. С. 24-34; он же. Старо српско сликарство. Београд, 1966. С. 112-120; Груjић Р. М. Прва штампариjа у Jужноj Србиjи 1539 г. на Косову Пољу у манастиру Грачаници // ГСНД. 1939. Књ. 15/16. С. 81-96; Љубинковић Р. Две грачаничке иконе са портретима митр. Никанора и митр. Виктора // Старинар. [Н. С.]. Београд, 1955. Књ. 5/6. С. 129-137; Мошин В. Рукописи ман-ра Грачанице // Старине Косова и Метохиjе. Приштина, 1961. Књ. 1. С. 17-73; Ивановић Р. Земљишни поседи грачаничког властелинства // Историjски часопис. Београд, 1961. Књ. 11. С. 253-264; Hallensleben H. Die Malerschule des Königs Milutin. Giessen, 1963; Кораћ В. Грачаница - простор и облици // Зб. С. Радоjчића. Београд, 1969. С. 143-152; Византиjска уметност почетком XIV в.: Научни скуп в Грачаници, 1973. Београд, 1978; Цернић Л. Писари Грачаничког (Липљанског) Пролога-Минеjа: Атрибуциjа рукописа као могућност реконструкциjе грађа скрипториjа // АрхПр. 1979. Књ. 1. С. 133-164; Ćurčić S. Gračanica - King Milutin's Church and Its Place in Late Byzantine Architecture. Univ. Park (Pennsylv.). L., 1979; он же. Грачаница: Историjа и архитектура. Београд, 1988, 19992; Jанковић М. Липљанска епископиjа и Грачаничка митрополиjа // Историjски часопис. 1983. Књ. 29/30. С. 27-36; Младеновић А. Записи из XVI, XVII и XVIII в. у рукописним књигама манастира Грачаница // АрхПр. 1980. Књ. 2. С. 201-208; Тодић Б. Грачаница: Сликарство. Београд, 1988, 19992; он же. Српско сликарство у доба краља Милутина. Београд, 1998; Живковић Б. Грачаница: [Цртежи фресака]. Београд, 1989; он же. Грачаничка повеља. Београд, 1992; Ђурић В. Икона о хиротониjи грачаничког митр. Никанора // ЗЛУ. 1991/1992. Књ. 27/28. С. 297-314; он же. Византийские фрески. М., 2000. С. 150-153, 308, 386-389; Суботин-Голубовић Т. Српско рукописно наслеђе од 1557 г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 122-124.
Б. Тодич, Сл. Милеуснич, А. А. Турилов
Ключевые слова:
Монастыри Сербской Православной Церкви Грачаница, женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви Рашско-Призренская епархия Сербской Православной Церкви
См.также:
БИСТРИЦА ПРИЗРЕНСКАЯ ущелье, где наход. муж. мон-рь во имя св. Архангелов Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви
ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви
ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)
ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви
ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви
АЙДАНОВАЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Нишской епархии Сербской Православной Церкви