[Цезарь Флавий Грациан Август] (18.04.359, Сирмий - 25.08.383, Галлия), имп. Зап. Римской империи (375-383), старший сын имп. Валентиниана I. 24 авг. 367 г. в Амбиане (совр. Амьен, Франция) провозглашен соправителем своего отца Валентиниана. После смерти отца 17 нояб. 375 г. принял управление Зап. Римской империей. 22 нояб. того же года в Аквинке (совр. Будапешт) войсками был провозглашен императором Валентиниан II, младший брат Г., ставший его соправителем. Осенью 378 г., после гибели вост. имп. Валента (дяди Г.), Г. временно управлял всей Римской империей. 19 янв. 379 г. в Сирмии Г. провозгласил своим соправителем Феодосия I, поручил ему управление Вост. Римской империей и борьбу с готами на Балканах. Г. был убит по приказу узурпатора Магна Максима, поднявшего мятеж в Галлии в 383 г.
Cовременники Г. отмечали его образованность, большие способности, но в то же время и пристрастие к увеселениям в ущерб делам управления, благосклонное отношение к варварам, к-рое раздражало солдат (Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 10. 18; Aur. Vict. De Caes. XLVII). Рим. авторы IV в. соглашались в признании слабости Г. как правителя и военачальника. Христ. церковные историки V в. в основном положительно оценивали его за приверженность православию.
Из-за молодости и неопытности императора при нем определяющую роль в управлении гос-вом и особенно армией играли полководцы, сделавшие карьеру в период правления Валентиниана I. Их усилиями римляне в этот период успешно удерживали границу империи в Паннонии и на Рейне, в 378 г. разгромили аламаннов при Аргентарии (близ совр. Кольмара, Эльзас). Наиболее влиятельным придворным в первые годы правления Г. стал военачальник франк. происхождения Баутон. С 381 г. Баутон и вместе с ним значительная часть западнорим. легионов были переброшены на Балканы для борьбы с готами, и это существенно ослабило как оборону границ Зап. империи, так и реальную власть и влияние самого Г. В 382 г. римляне заключили мирный договор с готами на Балканах, но это стало в основном заслугой имп. Феодосия и Баутона.
Неприязненное отношение армии к Г. проявилось летом 383 г., когда в Британии вспыхнул мятеж расквартированных там легионеров, к-рый возглавил полководец Магн Максим, испанец по происхождению. В это время Г. находился в г. Паризии (совр. Париж). Магн Максим высадился в Галлии, и войска Г. перешли на сторону узурпатора. Г. пытался бежать в Италию, но был убит.
В силу несамостоятельности Г. как политика события, происшедшие в религ. жизни империи, следует оценивать осторожно. Среди решений Г. и изданных под его именем документов часто невозможно отделить его самостоятельные меры от тех, что проводились под влиянием церковных авторитетов либо исходили от к-польского двора имп. Феодосия и лишь повторялись на Западе Г.
Большую роль при дворе Г. играл столичный еп. Амвросий Медиоланский, ставший духовным отцом императора и посвятивший ему сочинения «О вере» и «О Святом Духе». В то же время мачеха Г. августа Юстина, имп. Валентиниан II и их окружение симпатизировали арианам. Это придворное противостояние неоднократно выливалось в конфликты между арианскими и правосл. общинами крупных городов Зап. Римской империи, прежде всего Медиолана (совр. Милан), где еп. Амвросий был вынужден отстаивать свои храмы от посягательств ариан.
К кон. 70-х гг. IV в. влияние еп. Амвросия возросло настолько, что он сумел добиться от Г. прекращения политики веротерпимости и издания законов против ересей. В трактатах, посвященных Г., Амвросий излагал концепцию союза Церкви и империи как единственного надежного условия прекращения бедствий римлян и возвращения к могуществу и процветанию. По Амвросию, гос-во и Церковь должны служить одной цели - высшему благу, каковое состоит в согласии гос. мероприятий с христ. заповедями.
3 авг. 379 г. Г. издал эдикт, отменявший прежнюю веротерпимость и осуждавший все ереси, особенно арианство и донатизм. Продолжением этого документа стал эдикт 380 г., предписывавший конфискацию мест собраний еретиков и передачу их храмов сторонникам Никейского Символа веры. Вскоре эти эдикты были повторены на Востоке имп. Феодосием.
Начало преследований язычества Г. традиционно связывают с пребыванием еп. Амвросия летом 382 г. в Риме, где он был поражен тому, что продолжается поклонение традиц. культам в ущерб христианству, а также с визитом Г. в Медиолан, где Амвросий вдохновил императора на борьбу с языческим наследием. Вероятно, в кон. 382 или нач. 383 г. Г. отказался от титула верховного понтифика (лат. pontifex maximus). Г. прекратил гос. финансирование церемоний, содержание жрецов и весталок, лишил языческие храмы всех привилегий, провел секуляризацию храмовых земель, удалил алтарь Победы из зала заседаний рим. сената. Эти меры означали отделение рим. культа от гос-ва, но еще не запрещали поклонения традиц. богам.