[греч. ϒλυπτική, от ϒλύφω - вырезаю, выдалбливаю], искусство резьбы на твердых драгоценных и полудрагоценных камнях вручную или на простейшем станке; как скульптура малых форм составляет отдельную отрасль декоративно-прикладного искусства. К произведениям Г. относятся геммы, к-рые подразделяются на инталии (c врезанным рисунком) и камеи (с выпуклым изображением), а также резные каменные сосуды разного назначения.
Шлифовальщик обтачивал камень до плоской или выпуклой формы, затем, пользуясь вылепленной из воска моделью, резчик (греч. δακτυλιοϒλύφος; лат. sculptor anulorum, anularius) воспроизводил на камне изображение с помощью смычка (позже - колеса с приводным ремнем), к-рый заставлял вращаться железные резцы, острые напилки и колесики; применялся также алмазный осколок, вставленный в железную оправу. Большинство минералов, употреблявшихся в Г., тверже металла, поэтому камень резали металлическим резцом с помощью абразивов - «наксосского камня», порошка корунда, алмазной пыли. Работали почти вслепую, т. к. порошок абразива, смешанный с маслом или водой, полностью закрывал рисунок. На последнем этапе ювелир оправлял гемму.
Для инталий употреблялись преимущественно сердолик, красноватый халцедон, хрусталь, реже - аквамарин, сапфир, топаз, алмаз и рубин. Камеи делали из оникса или разноцветного слоистого агата, живописную фактуру к-рого нередко сохраняли для достижения художественного эффекта. Для изготовления гемм использовали также яшму, аметист, ляпис-лазурь, стеатит, гематит, серпентин и т. п., подкрашенные или чистые менее твердые камни и стекло, в новейшее время - также янтарь и нек-рые морские раковины.
к древнейшим образцам Г. относятся резные камни из Др. Египта (амулеты-скарабеи с текстами молитв, именами или изображениями; овальные инталии с изображениями егип. богов и фараонов), Месопотамии (цилиндрические печати Шумера (IV тыс. до Р. Х.), Аккада (XXIII-XXII вв. до Р. Х.), Третьей династии Ура (кон. XXII - кон. XXI в. до Р. Х.), Вавилона (XVIII-VI вв. до Р. Х.), Ассирии (XVIII - кон. VII в. до Р. Х.) с изображениями сцен предстояния богам, мифологических сюжетов, сцен сражений, животных, орнаментальных композиций и т. п.; они сопровождались надписями и могли играть роль владельческих печатей или амулетов. С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (IX-VII вв. до Р. Х.), Хеттского царства (XVIII-IX вв. до Р. Х.), Сирии, Финикии. С нач. II тыс. до Р. Х. произведения вост. Г. стали известны на Крите и в Эгеиде (печати с изображениями людей, возможно портретными, «игр» с быком и др.). Критская Г. оказала влияние на развитие этого искусства в микенской Греции XIV-XIII вв. до Р. Х. Греч. геммы XI-VIII вв. до Р. Х. большей частью вырезаны на кости, имеют упрощенный геометризированный рисунок. Г. достигла расцвета в ахеменидской Персии (VI-V вв. до Р. Х.), оказав сильнейшее влияние на греческую в VI - кон. V в. до Р. Х.
Первые образцы греч. Г. известны с VI в. до Р. Х. и своим происхождением обязаны контактам с Востоком. Архаические греч. геммы обычно имели овальную форму, подражавшую егип. привозным изделиям, и резались в основном из стеатита и сердолика. Круг сюжетов тесно связан с искусством ахеменидской Персии (через Ионию): в основном это изображения животных, сцены поединка с животным; встречаются мифологические персонажи. В VI в. до Р. Х. на Самосе был изобретен сверлильный станок, создателем к-рого, по преданию, считается Феодор Самосский, изготовивший, по сообщению Геродота, перстень с резным изумрудом для тирана Поликрата. В V в. до Р. Х. в Г. начинают широко использоваться халцедон и яшма; все большее значение приобретает сохранение резчиком декоративных качеств камня (полихромность поверхности, разница слоев по цвету, просвечивание). Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличают простота композиции, гармония, т. е. черты больших форм искусства - скульптуры и живописи. Для печатей знаменитого резчика Дексамена Хиосского (2-я пол. V в. до Р. Х.), где сохранилась подпись мастера, характерны такие черты, как использование красоты камня, классическое совершенство пропорций, тонкий рисунок, едва уловимые градации рельефа (геммы с изображением летящей цапли, ГЭ, геммы с изображением коня и с портретом неизвестного, Музей изящных искусств, Бостон). Самым знаменитым резчиком IV в. до Р. Х. был Пирготель, к-рому было предоставлено исключительное право гравировать портреты Александра Македонского.
В Грецию после походов Александра Македонского стали ввозить многоцветные вост. минералы: алые гранаты, лиловые сир. альмандины, фиолетовые аметисты, зеленые цейлонские бериллы, инд. сардоникс, сочетающий белый и желтый цвета с теплыми красновато-коричневыми, араб. сардоникс, в к-ром преобладали холодные сине-черные и голубоватые оттенки. При дворах греч. монархов особого расцвета достигла портретная Г. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. в моду вошли камеи из многослойного, многоцветного сардоникса, нередко большого размера (напр., «камея Гонзага», или Мальмезонская камея) с изображением егип. царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до Р. Х., ГЭ). К концу эллинистического периода производство предметов Г. стало массовым на всех территориях, затронутых влиянием греч. культуры (от Испании, Карфагена и Юж. Италии до Крыма, Колхиды, Бактрии). Помимо редких камей в основном изготавливались перстни-инталии (δάκτυλος, annulus - отсюда дактилиотека) с портретными изображениями, с мифологической сценой, с образом божества или героя или только с именем владельца (σφραϒίς, σφραϒίδιον - отсюда сфрагистика).
К посл. четв. I в. до Р. Х. увлечение Г. распространилось в Риме, куда с падением царства Птолемеев (30 г. до Р. Х.) переехали мн. греч. мастера (наиболее известные: Агатоп, Солон, Диоскурид с сыновьями и учениками - личный резчик имп. Августа, основатель целой школы дактилиографов). Высший расцвет Г. переживала в период правления императоров из династии Юлиев-Клавдиев. Помимо гемм с портретами императоров и членов их семей, копий с прославленных образцов прошлого (картины, статуи, портретные бюсты) в рим. эпоху создавались многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими сценами. Среди самых известных - камея Августа с изображением имп. Августа, восседающего на троне рядом с богиней Ромой (сардоникс; приписывается Диоскуриду, кон. I в. до Р. Х., Музей истории искусств, Вена), самая крупная парижская камея, или Большая камея Франции с изображением 20 представителей семейства имп. Августа и подвластных империи народов (агат; круг Диоскурида; 31´ 26 см; Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж). Изготавливались также миниатюрные вазы (из сардоникса с изображением богов любви, I в., ГЭ), портретные бюсты (напр., миниатюрные портретные голова имп. Александра Севера, нач. III в., и бюст имп. Юлиана Отступника, халцедон, 60-е гг. IV в., ГЭ). Классицистический стиль эпохи Юлиев-Клавдиев в посл. четв. I в., при Флавиях, сменился более свободным живописным. Во II в., в правление Антонинов, Г. Рима, как и все виды искусства, отмечена новой волной классицизма, в значительной степени ориентированного на эпоху эллинизма. В работах резчиков позднего периода империи нарастает полихромность - вместо рисунка предпочтение отдается яркому декоративному пятну наряду с мягкой живописностью силуэта.
Высокий уровень Г. сохранился в III-VI вв. на территориях гос-ва Сасанидов. Г. Передней Азии восходит как к древней вост. традиции (прежде всего к персидской, т. к. Сасаниды претендовали на роль имперских наследников Ахеменидов), так и к эллинистической. Основные сюжеты гемм (вставки для перстней или «скарабеи» из халцедона, сердолика, яшмы, аметиста, граната; служили печатями): портретные изображения шахов и членов их семей или шахов вместе с божествами, сцены побед шахов над врагами и т. п. («Бой шаха с рим. имп. Валерианом I», 60-е гг. IV в., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж), зороастрийские божества, символы зороастризма, изображения жреца с барсумом (ритуальным пучком веток) в руке, стоящего перед алтарем огня. В многочисленной среде христиан Ирана эти типичные сюжеты нередко трансформировались в христианские (изображения крестов, сюжеты «Даниил во рву львином» и «Жертвоприношение Авраама», «Вход Господень в Иерусалим», коленопреклоненные перед крестом ангелы с венцом в руках, изображение Богоматери с Младенцем). Так, в изображение царя или героя, сражающегося со львом, добавлялись 2-й лев и кресты (в руках Даниила), что видоизменяло сцену в композицию «Даниил во рву львином». На нек-рых печатях в руке жреца вместо барсума изображен крест, на других - крест помещен на алтаре, заменяя языки пламени; изображение жреца перед алтарем огня с бараном - жертвой храму - за ним, такое же изображение с крестом, к-рое могло быть истолковано как «Жертвоприношение Авраама». В ряде случаев печати с подобными сюжетами снабжались среднеперсид. надписями, среди них встречались зороастрийские теофорные имена и магические формулы (гл. обр. в позднесасанидское время).
С араб. завоеванием гос-ва Сасанидов и ближневост. территорий Византийской империи из Г. фактически исчезли фигуративные изображения, широкое распространение получили геммы с каллиграфическими надписями.
В Китае эпохи средневековья Г. представлена в основном печатями с каллиграфически тонкими резными текстами; изображения сцен и портретов не встречаются.
В IV в. появились первые геммы с изображениями, связанными с христ. историей (св. воины-мученики или ангелы по сторонам креста, с оглавым или оплечным образом Христа с крещатым нимбом - над верхней перекладиной; «Даниил во рву львином»; более редкие сюжеты, такие как «Вход Господень в Иерусалим» и др.) и христ. символами (Альфа и Омега - отдельно или по сторонам креста или хризмы). Художественное качество этих камей в целом упрощено и огрублено ради выразительности силуэтов и ясности символического прочтения. Особая их ценность определяется кругом иконографических сюжетов, к-рые разрабатывались в христ. искусстве этого времени, как на основе языческих культов (крылатые гении, виктории, воины по сторонам от монумента-трофея), так и из сферы имп. иконографии (сцены предстояния, триумфы, апофеозы императоров). В IV-VI вв. и в дальнейшем в средние века переделывались или переосмысливались античные камеи, приспособленные к христ. символам и истории (напр., камея с портретами Антонии и Друза из собрания ГЭ считалась украшением обручального кольца Девы Марии и прав. Иосифа).
Искусство Г. процветало на протяжении визант. эпохи (VI-сер. XV в.), и его произведения всегда отличались качеством исполнения. Технические приемы оставались теми же, что и в античности, принципы художественной выразительности во многом изменились, как и в иконописи, и в монументальном искусстве. Теперь из Г. исчезли многофигурность сцен, мифологические и светские сюжеты, ее отличают тяготение к плоскостному изображению, графическая простота силуэтов, схематичность форм. По др. произведениям искусства малых форм (изделия из слоновой кости, серебра) можно предположить, что любовь к геммам с античными или светскими сюжетами не исчезла, с большим совершенством и знанием воспроизводился стиль эллинистической Г.
Помимо гемм до наст. времени сохранились визант. потиры и вазы различных форм и размеров, иногда тонкостенные, просвечивающиеся, точенные из яшмы, халцедона, оникса, горного хрусталя и т. п. (самая большая коллекция - 32 чаши различных форм, размеров и назначения - в сакристии собора Сан-Марко в Венеции, в к-рую вошли предметы, вывезенные венецианцами из К-поля в 1204). Ряд произведений подписан, что облегчает их датировку (потир и патена с надписью паракимомена Василия, сер. X в., халцедоновый кубок патрикия и логофета Сисиния, 962-963 гг., фигурный сосуд имп. Романа, сер. X в.). Декоративные мотивы, элементы отделки нередко носят следы вост. влияния (сасанидского, впосл. иранского). Такие предметы в письменных источниках часто упоминаются в качестве имп. даров или возвращенных трофеев. Значительно реже в Византии встречаются распространенные в раннехрист. время камни с врезанными монограммами и христ. символами, каменные печати почти не применялись (их вытеснили золотые и свинцовые хрисовулы и моливдовулы). Функция камей в визант. мире до сих пор не прояснена. Возможно, именно от византийских (не сохр.) произошли позднейшие рус. панагии. Нередко визант. камеи включались в убранство предметов различного предназначения: у св. Антония Новгородского сообщается о камее с ликом Христа, вставленной в декоративное блюдо. Крупные (больше 5 см) экземпляры камей крайне редки, большинство - диаметром или высотой от 3 до 5 см или меньше. Наиболее распространенными были геммы круглые или овальные, реже 4-угольные, с закругленным верхом, из кровавой яшмы, сапфира, аметиста, халцедона, нефрита и др. камней.
Сюжеты изображений на визант. геммах близки к иконографическому кругу иконописи: образы Христа (в рост или погрудно, редко на троне; напр., 2-сторонняя камея из зеленой яшмы с образом Христа в рост, между 886 и 912, Музей Виктории и Альберта, Лондон), Богоматери (с Младенцем, в рост или на троне, Оранта, Агиосоритисса; большая камея из зеленой яшмы с надписью имп. Никифора III Вотаниата, между 1078 и 1081, там же), св. Иоанна Крестителя, архангелов, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, прор. Даниила (в позе оранта или со львами); изображение евангельских сцен («Благовещение», «Распятие», единичными экземплярами представлены «Преображение», «Сошествие во ад», «Успение»), Деисуса (нач. IX в.?, Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж). Сохранилось не много, но, возможно, были весьма распространенными имп. портреты (2-сторонняя камея с портретом имп. Алексея Дуки, преклонившегося перед вмч. Георгием, собрание Чини, Венеция). Едва ли не наибольшее количество произведений Г. представляет образы св. воинов-мучеников Георгия, Димитрия, Феодора и др. (как мучеников - с крестом в руке или как воинов - с мечом в руке). Предметы визант. Г. были широко распространены на Руси. Известно большое число и древнерус. гемм, в основном из мягких пород камня (гл. обр. панагий, напр. панагия-мощевик Иоанна Грозного, XVI в., Оружейная палата).
Наряду с цветными камнями в визант. Г. получили распространение литики - произведения из стекловидной пасты (прозрачного или непрозрачного коричневого или красноватого цвета). Многочисленной отраслью прикладного искусства были стоящие на границе рельефной скульптуры и Г. изделия из стеатита, в основном иконки с образами св. воинов, Деисус, Распятия.
пользовалась античными или визант. резными камнями. Произведения из них хранились либо в ризницах соборов как драгоценные предметы, связанные с к.-л. церковным Преданием, либо в хранилищах правителей и знати как аналоги богатства (собрание гемм, согласно источникам, было у Карла Великого, кон. VIII - нач. IX в.). Геммами украшали реликварии, церковные сосуды, напрестольные кресты, оклады книг. В ряде случаев их дорабатывали или оправляли драгоценными металлами (античная камея с портретом имп. Августа). Достаточно распространенными были портретные геммы, геммы с христ. сюжетами, резные декоративные или церковные сосуды (блюдо со сценами из истории Сусанны, т. н. Кристалл Лотаря, горный хрусталь, сер. IX в., Британский музей, Лондон). Перстни с камнями (с образами святых, со сценами посвящения в духовный сан, со сценами из Свящ. истории) были важной частью ритуала инвеституры высоких церковных лиц (аббаты, епископы, кардиналы). Перстень той или иной формы также является знаком принадлежности к определенному монашескому ордену или конгрегации. В нек-рых гос-вах перстни входили в состав коронационных регалий, обязательных для интронизации монарха. По преданию, к апостольским временам восходит средневек. традиция изготовления для каждого нового папы Римского «перстня Рыбака» (т. е. ап. Петра) с геммой (перстень почившего папы разбивался).
В периоды обострения интереса к античной истории, особенно к символике имп. Рима (эпохи Каролингского возрождения, Оттоновского возрождения, т. н. Штауфеновский ренессанс, XII в.), производились геммы, повторявшие какие-то известные в то время античные и визант. образцы и виртуозно воспроизводившие утонченный античный стиль (камея Посейдона из Юж. Италии, 1-я пол. XIII в., Музей истории искусств, Вена).
Искусство Г. в Зап. Европе вновь стало актуальным и востребованным в эпоху Ренессанса вместе с появлением интереса к античности. Производство гемм по объему можно сравнить с античным: создается огромное количество камей с портретами правящих персон, с античными сюжетами, с сюжетами из христ. истории. При дворах светских и духовных сеньоров, в среде знати и патрицианства были популярны сосуды (чаши, кубки, вазы) из агата, горного хрусталя, яшмы в отделке драгоценными материалами (золото, эмали), статуэтки.
Родоначальниками новейшей Г. можно считать итальянцев В. Пизано (1368-1448), Ф. Лаурану (ок. 1430-1502). Крупнейшими ее представителями в XVI в. были: П. М. да Пешиа (1513-1521), М. дель Нассаро (? - 1547), Дж. Бернарди ди Кастель-Болонезе (1495-1555), В. Белли (1468-1546), Якопо да Треццо (ок. 1514-1589), миланские мастера Алессандро (ок. 1576-1612), Антонио Маснаго и др., во Франции - Ж. де Фонтене, по прозванию Кольдоре (работал в 70-80-х гг. XVI в.).
Произведения Г., появившиеся в XVII в., во многом уступали по художественному исполнению изделиям XVI и XVIII вв. Центром производства предметов по-прежнему оставалась Италия. Крупными мастерами-резчиками XVII в. были англичане Т. Роулинс (портрет Карла I, ок. 1659, ГЭ), Т. Саймон (портреты О. Кромвеля, 1658-1659, ГЭ).
Во 2-й трети XVIII в. в европ. обществе появилась мода (отчасти в связи с новым увлечением античностью) на камеи, к-рая продолжалась до сер. XIX в. Покровительство камнерезному искусству оказывала фаворитка франц. кор. Людовика XV - маркиза Помпадур, сама занимавшаяся резьбой, геммы собирали англ. кор. Георг III, прусский кор. Фридрих II, австр. имп. Мария Терезия. В эпоху неоклассицизма и ампира возродилось увлечение камеями, подражавшими рим. образцам (многочисленные геммы с портретами Наполеона). Главным центром собирательства и источником коллекций античных гемм оставался Рим - предметы Г. вывозились из Италии в качестве сувениров и стали обязательными в любой коллекции.
Популярными в XVIII в. были копии с древних камей, воспроизведения знаменитых античных статуй, картин художников Возрождения, портретов монархов, знатных особ, пасторальных, мифологических сценок. На 2-ю пол. XVIII в. приходится высший расцвет Г., особенно во Франции, в Англии, в Италии и отчасти в Германии. Известными резчиками XVIII в. были: в Италии - Антонио (1697-1779) и Джованни Пихлеры (1734-1791), А. Пассалья (работал ок. сер. XVIII в.) и др., в Германии - И. К. Дорш (1676-1732), И. A. Наттер (1705-1762) (работал также в С.-Петербурге), Г. Б. Теттельбах (1750-1813), в Австрии - Филипп и Соломон Филипп Абрахамы, в Англии - H. Марчант (Маршант; 1755-1793), Уильям и Чарлз (1749-1795) Брауны, Э. Бёрч, во Франции - Ж. Юэ (1715-1793), Ж. М. Симон (1788-1834), К. А. Леберехт (1749-1827; с 1799 главный медальер С.-Петербургского монетного двора) и др., в России - И. К. Егер, Г. Кёниг, Д. Цёльнер, Д. Тетенев, имп. Мария Феодоровна, учившиеся в медальерном классе имп. АХ, А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов, Ф. Краюхин, Г. Якимов.
1-я пол. XIX в. характеризуется почти полным исчезновением франц. и англ. школ, к-рые затмила итальянская. В этот период работали итальянцы Н. Амастини (1780-1851), Дж. Джирометти (1780-1851), А. Берини - в Милане, Дж. Каландрелли (1784-1853) - в Берлине, немец И. K. Фишер (1802-1862), французы Симон, Леберехт. Во 2-й пол. XIX в. Г. превратилась в полуфабричное производство, сохранив декоративные эффекты, но утратив специфику материала. Значительный массив предметов Г. 2-й пол. XIX в.- камеи, вырезанные в цветном, розовом или белом коралле. Попытки возрождения Г. как самостоятельного искусства делались в нач. XX в., ее произведения отличаются виртуозным, но подражательным характером.
В XVIII в. впервые приступили к систематизации камнерезного искусства. В работе П. Ж. Мариета (Mariette P.-J. Traité des pierres gravées. P., 1750. T. 1-2) рассматривались различные аспекты искусства Г. В 1760 г. И. И. Винкельман составил каталог с описанием 3444 камней из считавшейся лучшей коллекции барона Г. фон Штоша (Winckelmann J. J. Description des pierres gravées du feu baron de Stosch. Florence, 1760), содержащей античную Г.
Крупнейшие собрания античных и новейших гемм находятся в Вене (Музей истории искусств), в Париже (Кабинет медалей Национальной б-ки), в С.-Петербурге (ГЭ), значительные, но менее крупные коллекции собраны в Риме (Музеи Ватикана), в Лондоне (Британский музей) и в Берлине (Гос. музеи Берлина).
В России интерес к собиранию Г. возник во времена имп. Петра I, к-рый в 1721 г. приобрел в Голландии небольшую коллекцию для кунсткамеры, пополнившейся экспонатами из кабинета редкостей его сподвижника Я. В. Брюса после смерти хозяина. Дело Петра I продолжила имп. Елизавета Петровна. В годы царствования Екатерины II, страстной поклонницы «камейного искусства», сформировалось гигантское собрание гемм (ок. 10 тыс.) из купленных в Европе коллекций (собрания Л. Наттера, де Бретейля, Д. Байрса (в 1782), Слейда, А. Р. Менгса (в 1780-1782), лорда Беверли (в 1786), герц. Луи Филиппа Орлеанского (в 1787, ок. 1500 предметов), герц. Сен-Мориса, принца Конти, Дазенкура, мадам Водевиль, директора Дрезденской АХ Ж. Б. Казановы (в 1792)). Закупками гемм занимались агенты императрицы: в Париже - барон М. Гримм, в Риме - И. Ф. Рейфенштейн, в С.-Петербурге - И. Я. Вейтбрехт. Гравированный Дж. Тасси по заказу Екатерины II «Всеевропейский кабинет слепков» с резных камней помог ориентироваться на европ. антикварном рынке и в среде совр. мастеров. Императрица монополизировала деятельность 2 англ. мастеров - братьев Браун. Резьба на крепких камнях была введена в качестве отдельной дисциплины в медальерном классе АХ. По специальному указу Екатерины в 1781 г. на Урале приступили к поиску многослойных камней, пригодных для резьбы камей, а с кон. 80-х гг. на имп. камнерезных фабриках началось производство каменных сосудов, чаш, ваз.
В XIX - нач. XX в. в собрание имп. Эрмитажа вошли Мальмезонская камея («камея Гонзага», подаренная имп. Александру I Жозефиной Богарне в 1814), коллекции ген. М. Е. Хитрово, вице-президента АХ Г. Г. Гагарина, рус. посла в Вене, Мадриде и Гааге Д. П. Татищева (в 1846), кнг. Е. И. Голицыной, гр. Л. А. Перовского, имп. Александры Феодоровны (в 1861), коллекционеров А. И. Лебедева, В. И. Мятлева (в 1887), Ю. Х. Лемме, рус. посла в Берлине П. А. Сабурова. После 1917 г. в Эрмитаж влились национализированные собрания Шуваловых, Юсуповых, Строгановых, Нелидовых, до наст. времени поступают находки из археологических экспедиций. Помимо Эрмитажа в России собрания античных, вост., европ., визант., древнерус. гемм имеются в ГМИИ, в Музее искусств народов Востока, в Оружейной палате (Москва), в музеях Сергиева Посада, Вел. Новгорода, Пскова, Суздаля, Владимира и др.