(нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мужского монастыря, духовный писатель, поэт, ученик патриарха Московского и всея России Никона. В синодиках Воскресенского мон-ря XVII в. записан «род архимандрита Германа», где упомянуты в основном духовные лица, среди к-рых - 4 архиерея: предположительно Казанские и Свияжские митрополиты Лаврентий (в схиме Левкий; † 1672), Иоасаф († 1686) и Маркелл († 1698), а также Псковский архиеп. Арсений († 1683). Поскольку митр. Лаврентий был учеником и ставленником патриарха Никона, можно предположить, что близость Г. к патриарху обусловлена семейными связями.
Г., по-видимому, поселился в Новоиерусалимском мон-ре вместе с патриархом Никоном, оставившим кафедру 10 июля 1658 г.; «измлада» пострижен в монашество Никоном - монастырские документы в 1663 г. называют Г. «молодым старцем» и «келейным старчиком» патриарха. Юным иподиаконом, держащим раскрытую книгу, он изображен на парсуне нач. 60-х гг. XVII в. «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря». В сент. 1664 г. Г. вместе с др. келейником патриарха, мон. Ипполитом, ездил на богомолье в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь и в Галилейскую пуст. во имя Св. Троицы (близ Демянска), причем патриарх в грамоте к властям обители велел своих келейников «принять с честию» и «покоить доволно».
После 1666 г., когда патриарх Никон был низложен и сослан в Ферапонтов мон-рь, Г. остался в Новоиерусалимской обители, где нес послушания уставщика, «еклесиарха». В 1673 г. он упоминается как соборный старец, в 1674-1676 гг.- как строитель. В эти годы по указам патриарха Иоакима из Воскресенского мон-ря в Москву вывозились св. мощи, книги, богослужебные облачения. Г., вероятно, пытался этому сопротивляться. В окт. 1674 г. он был причастен к делу «о срыве казенной печати и о ключах», а в мае 1676 г. его «за бесчинство» били на соборе при всей братии шелепами (возможно, этот случай отражен в одном из акростихов Г.: «Маия месяца болезнен»).
Значительные изменения в жизни Г. произошли в царствование Феодора Алексеевича. К 8 июня 1678 г. (память вмч. Феодора Стратилата, именины государя) Г. написал гимн «Феодор, славный воевода» с тройным акростихом. Один акростих, рифмованный, был обращен к небесному покровителю юного самодержца: «Феодора восхваляю, / да защищает, умоляю, / царя тезоименнаго / Феодора благовернаго». Другой содержал подпись: «Убоги чернец Герман», 3-й - дату. Творение Г. было оценено царем. Вскоре в Воскресенский мон-рь пришли 2 царских указа: 24 июля - с повелением молиться о победе над турками, 10 авг.- с известием о победе под Чигирином. 5 сент. 1678 г. царь с семьей посетил Воскресенский мон-рь, и с этого времени Г. стал одним из самых значительных лиц обители. Он участвовал в составлении Устава церковного и Чина монастырского, где были описаны богослужебные особенности монастырского уклада, сложившиеся при патриархе Никоне (в 1-й пол. 60-х гг. в Новоиерусалимском мон-ре богослужение иногда совершалось «греческими глаголы, согласием киевским»; ежедневно после литургии пред иконой Божией Матери «Троеручица», привезенной с Афона, пелся молебен Пресв. Богородице «греческим речением и согласием»).
В 1679 г. Феодор Алексеевич возобновил строительство Воскресенского собора в Нов. Иерусалиме, начатое патриархом Никоном. Последовали царские указы об отставке строителя Феофилакта и о Г., к-рый был назначен строителем. В янв. 1680 г. был уволен «за старостью» настоятель Новоиерусалимской обители архим. Филофей, место к-рого заступил переведенный из Тихвинского мон-ря архим. Варсонофий. В том же году к Воскресенскому мон-рю был вновь приписан Афанасиевский на р. Мологе мон-рь, и в июне Г. был назначен туда строителем. (Вероятно, Г. и ранее нес послушания за пределами своей обители: его имя отсутствует в перечне братии в монастырской описи 1679 г.) 18 сент. 1680 г. Г. вместе с настоятелем и казначеем встречал в Новоиерусалимском мон-ре царя Феодора Алексеевича. После кончины 25 окт. того же года архим. Варсонофия Г. вступил в управление Воскресенским мон-рем, в февр. 1681 г. был возведен в сан архимандрита.
2 дек. 1680 г. Г. вновь принимал в обители царя, к-рый предложил братии подать прошение о возвращении в Нов. Иерусалим бывш. патриарха Никона, переведенного в 1676 г. из Ферапонтова мон-ря в Кириллов Белозерский. Главным автором челобитной царю от властей и насельников мон-ря, несомненно, является Г. Прошение написано изысканным усложненным языком, широко использующим торжественную лексику, близкую к богослужебным песнопениям, насыщено образами из Свящ. Писания и церковной истории, имеет четкую ритмическую структуру. Прошение тогда было отклонено, поскольку патриарх Иоаким выступил против возвращения Никона.
К лету 1681 г. в Нов. Иерусалим прибыли иноки, добровольно уехавшие в ссылку вместе с Никоном и в 1676 г. сосланные в Кий-Островский Крестный монастырь. Один из них, иеродиак. Мардарий, был назначен казначеем Воскресенского мон-ря - на место постриженика патриарха Никона старца Сергия (Турчанинова), ставшего строителем. Т. о., в период настоятельства Г. обителью управляли ученики и сподвижники бывш. патриарха. Уже тяжелобольной Никон обратился к ним с просьбой еще раз «побить челом» о нем царю. Г. вручил это послание Феодору Алексеевичу. Когда в Нов. Иерусалим пришло известие об освобождении из ссылки низложенного патриарха, Г. послал навстречу ему 3 иноков, успевших принять от Никона последнее благословение. 26 авг. 1681 г. Г. близ Нов. Иерусалима встретил гроб с телом патриарха, скончавшегося 17 авг. под Ярославлем. Вместе с др. монахами Г. облачал тело почившего и свидетельствовал о его нетлении. 26 авг. Г. участвовал в погребении бывш. патриарха в храме Воскресения Христова под Св. Голгофой, в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи. Царь Феодор Алексеевич, своими руками опустивший гроб в могилу, щедро одарил тогда братию мон-ря, а Г. пожаловал со своей конюшни «иноходца бура». 30 янв. 1682 г. Г. была пожалована драгоценная архимандричья митра.
Недолгий период настоятельства Г. отмечен продолжением каменного строительства в Воскресенском мон-ре. 17 июля 1682 г. в юж. части храма Воскресения Христова, близ колокольни, «благоусердным тщательством» царевны Татианы Михайловны был заложен придел во имя свт. Николая Чудотворца и водружен крест на месте буд. престола. (Г. особо почитал свт. Николая и в бытность строителем посвятил ему 2 духовных песнопения. Кроме того, создание этого придела, посвящение к-рого связано с седмичным кругом богослужения, явилось продолжением замыслов патриарха Никона о храме Воскресения Христова как о соборе Всех святых с 365 престолами, соответствующими годичному кругу богослужения.) В период настоятельства Г. шло строительство также на московском подворье. Г. просил царя о передаче подворью кирпича, свай и извести, приготовленных для сооружения в Москве уличных каменных оград. Все материалы были отданы обители «безденежно». В последние месяцы жизни Г. присутствовал на архиерейской хиротонии (5 февр. 1682), участвовал в чине венчания на царство Иоанна и Петра Алексеевичей (25 июня того же года) - вместе с архимандритом Саввина Сторожевского мон-ря Г. нес на блюде шапку Мономаха.
Настоятельство Г. ознаменовано драгоценными вкладами в обитель. В 1681 г. Иоанн Шушерин, ученик и жизнеописатель патриарха Никона, пожертвовал серебряный вызолоченный крест с частицами мощей мн. святых, украшенный алмазами, изумрудами, рубинами и жемчужной обнизью. 30 нояб. 1682 г. цари Иоанн и Петр Алексеевичи дали вкладом в мон-рь серебряное панихидное блюдо (ныне в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим»).
Перед кончиной Г. написал завещание (ГИМ. Вахром. № 451), в к-ром молил братию и буд. настоятеля сохранять в обители чин, установленный патриархом Никоном. Свои келейные книги, среди к-рых были киевские издания стихотворений Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) «Аполлон христианский» (1670) и «Лютня Аполлонова» (1671), а также книги на греч., лат. и польск. языках, Г. завещал иеродиак. Дамаскину и Шушерину. Г. был погребен под колокольней Воскресенского собора, в ц. во имя ап. Андрея Первозванного (переосвященной в 1690 в честь Всех святых), внутри к-рой в зап. стену была вмурована белокаменная плита со стихотворной эпитафией Г., сочиненной его духовным другом, настоятелем Воскресенского мон-ря в 1686-1698 гг. архим. Никанором. Ревновавший «всех житию святых», Г. описан в эпитафии как «присный отец» духовного стада, «рачитель писания хитроученый».
Духовные песнопения (псальмы, гимны, канты) составляют главное творческое наследие Г. Среди них - стихотворное переложение 140-го псалма, покаянное песнопение («Память предложити смерти»), гимны Рождеству Христову («Христос рождается»), Воскресению («Ангельскую днесь ти радость», «Веселия день», «Радуйся зело, дщи Сионя»), Преображению Господню («Да восприимут ныне горы радость»), Пресв. Богородице («Богородице Дево и пречистое Чрево», «Радости Ходатаице», «Радуйся, Дево», «Радуйся, Благодатная»), свт. Николаю Чудотворцу («Небо радуется согласно», «Вси земнороднии»), прп. Макарию Желтоводскому («Блаженству тезоименнаго»), вмч. Феодору Стратилату.
Г. писал гимны преимущественно для поздравления конкретных лиц с именинами, двунадесятыми или престольными праздниками. Для духовных песнопений Г., виртуозно владевшего изосиллабической версификацией и мастерски использовавшего различные строфические формы, характерны усложненная композиция, разнообразие метрики и ритмики. Г. достиг особого мастерства в использовании акростихов. В акростихах сообщается имя автора, иногда должность в мон-ре, дата написания. Др. акростихи являются молитвенными обращениями к Богу, Богородице и святым, один из акростихов пасхального гимна содержит обращение к патриарху Никону («Радуйся, пастирю великий, о Никоне, торжеством днешним, отче наш»). Гимны Г., записанные в неск. столбцов (от 4 до 8), могут содержать акростихи, состоящие из 3 и более рифмованных и прозаических фраз, к-рые читаются по начальным и концевым буквам столбцов (по вертикали), по первым буквам всех стихов (по горизонтали) и др. способами. В рукописных песенных сборниках тексты Г. расположены под нотными станами. Вероятно, ему принадлежат и мелодии, записанные линейной нотацией. Все духовные песнопения Г. 3-голосные (в наст. время исполняются петербургским ансамблем «Псалмопевцы» (рук. Е. Васильева) и учащимися Регентской школы при МДА (регент В. Ильина)).
В 2 стихотворных эпитафиях Никону («Господень образ зде есть и Плакидов, / ту лежит вторый в терпении Иов»; «Аще кто любит милость Бога к земным знати, / кий дар благим дает, се изволи читати»), написанных по предложению царя (также слагавшего вирши), Г. предстает как первый агиограф патриарха, не сомневавшийся в святости своего духовного отца. Эпитафии были высечены на белокаменных плитах в 2 столбца и имеют акростихи. В 1-й эпитафии акростих читается по начальным буквам левого и концевым буквам правого столбца («Герман написа / в славу си отца»), во 2-й эпитафии - по первым буквам левого столбца («Аз Герман в памят отца се писах»). Плита с 1-й, краткой, эпитафией лежала первоначально на месте погребения бывш. патриарха. Вероятно, во 2-й пол. XVIII в., когда могила оформлялась заново, плита была вынесена из храма. Столетие спустя архим. Амфилохий (Казанский) обнаружил ее в одной из монастырских башен и опубликовал текст. Дальнейшая судьба этой плиты неизвестна, в 1998 г. в хранилище керамики музея «Новый Иерусалим» была обнаружена ее левая нижняя часть, расколотая на 5 фрагментов, с 3 полными по высоте строками. 2-я плита с текстом эпитафии в 50 строк и ныне стоит в изножии гробницы Никона. Г. положил начало монастырским записям о чудесах, связанных с патриархом Никоном, в частности записям об исцелениях, происходивших на его гробнице, самое раннее из к-рых датируется 28 янв. 1682 г. Вероятно, Г. принадлежит замысел (а может быть, и авторство) стихотворной надписи на изразцовом поясе барабана большой главы Воскресенского собора, исполненной уже после его кончины - в 1683 г.