(Протопапас Константин; 1839/41, Астраc (Пелопоннес) - 9.02.1897, Иерусалим), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891). Племянник Лиддского архиеп. Герасима; по обычаю Святогробского братства, в детском возрасте был вызван им в Палестину для приготовления к духовной карьере. Обучался в школе мон-ря Cв. Креста под Иерусалимом и на математическом фак-те Афинского ун-та. По возвращении в Палестину (1866) преподавал в Крестной школе. Ок. 1870 г. принял монашеский постриг с именем Герасим и был возведен в сан архимандрита. После 1873 г., когда Крестная школа прекратила деятельность, Г. занимал различные посты в аппарате Иерусалимской Патриархии, с 1877 г. титулярный митр. Филадельфийский. От имени Иерусалимского Патриархата участвовал в работе Берлинского конгресса 1878-1879 гг., добиваясь возвращения святогробских имений, конфискованных в 1863 г. в Румынии. Впосл. пребывал в Стамбуле в должности представителя Иерусалимской Патриархии. Во время борьбы за замещение Иерусалимского престола в 1882-1883 гг. выдвигался кандидатом на Патриаршество, активно выступал против кандидатуры Никодима, считавшегося сторонником России. Никодим после избрания в патриарха поторопился убрать Г. из Стамбула и в 1884 г. отозвал в Палестину, возвел в сан митрополита Скифопольского. При поддержке Никодима, видевшего в Г. главного соперника и стремившегося удалить его из Палестины, 30 мая 1885 г. был избран на Антиохийскую кафедру, несмотря на сопротивление части араб. клира.
Пребывание Г. на посту Антиохийского патриарха сопровождалось смутами и нестроениями во мн. епархиях. Подспудно нарастало противостояние араб. клира и паствы с высшей греч. иерархией, к-рое в следующем 10-летии вылилось в открытый конфликт. Чувствуя нестабильность своего положения, Г. охотно согласился на занятие Иерусалимского престола, вакантного после отставки Никодима. 28 февр. 1891 г. он был избран Иерусалимским патриархом.
В годы управления Иерусалимской Церковью он вновь открыл семинарию Крестного мон-ря, возобновил богослужения в неск. древних храмах, упорядочил финансы Святогробского братства. В то же время статус св. мест Палестины интересовал патриарха куда больше, чем противодействие зап. миссионерам, открывшим множество школ для правосл. арабов. Как сторонник панэллинских идей Г. был чужд араб. пастве и подозрительно относился к российскому присутствию на Ближ. Востоке. Он не допускал открытия школ Императорского палестинского православного общества в центральных областях Патриархата, учебные заведения об-ва свободно действовали только в Галилее под покровительством Назаретского митр. Нифонта († 1898).