[греч. Γεώργιος ὁ Μοναχός] (сер. VIII в.), прп. Сведения о нем содержатся в соч. «Наставление старца о святых иконах», автором к-рого является ученик Г. М. Феосевий. Г. М. подвизался на горе Елеон в Киликийском Тавре. Когда имп. Константин V Копроним начал гонения на иконы, Г. М. собирал христиан и произносил проповеди, осуждая политику императора. Когда об этом узнал иконоборец Косма, еп. Германикийский, он решил обличить его на публичном собрании. В «Наставлении» приводится диспут еп. Космы и Г. М., к-рый победил в споре иконоборца. По доносу епископа Г. М. был схвачен и приведен к императору. Бежавший в Сирию Феосевий пишет, что далее о судьбе Г. М. ему ничего не известно.
Б. М. Мелиоранский и Х. Г. Бек считали Г. М. одним лицом с киприотом Георгием (Γεώργιος ὁ Κύπριος), преданным анафеме иконоборческим Иерийским Собором (754) вместе со свт. Германом I, патриархом К-польским, и прп. Иоанном Дамаскином. А. Н. Мицидис отождествил обоих Георгиев с Кипрским архиеп. Георгием I. Серьезные возражения против идентификации Г. М., анафематствованного Георгия и Кипрского архиепископа изложены в исследовании C. Геро. Высказывалось также предположение, что Г. М. и Косма являются выдуманными персонажами полемического по своей задаче сочинения.
Предполагают, что упоминание под 31 дек. прп. Георгия Киприота в Патмосском списке Типикона Великой ц. IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 38) следует отнести к Г. М. (ΜΚΕ. 1986. T. 4. Σ. 44).