Георгий Лапи́ф [Философ; греч. Γεώργιος Λαπίθης] (XIV в.), визант. ученый, писатель. О его жизни и трудах сообщает в «Истории» Никифор Григора, опираясь на рассказ своего ученика Агафангела, гостившего у Г. Л. на Кипре в 1347-1349 гг. (Niceph. Greg. Hist. 25). Г. Л. происходил из богатой и знатной кипрской семьи, жившей неподалеку от г. Лапиф (античная Лампуса), откуда и пошло родовое прозвище. Близость к правителям Кипра Лузиньянам и широкая благотворительная деятельность снискали Г. Л. широкую известность как на его родном острове, так и в Византийской империи. На собственные средства он выкупил из плена мн. правосл. христиан (Ibid. 28-29).
Разносторонняя образованность Г. Л., обладавшего познаниями в богословии, философии, математике, астрономии, ставит его в ряд выдающихся ученых той эпохи. Экономическое процветание Кипрского королевства в правление Гуго IV де Лузиньяна (1324-1359), покровительствовавшего Г. Л., способствовало расцвету интеллектуальной жизни. Ученого, прекрасно владевшего греческим и латынью, часто приглашали для богословских диспутов в присутствии короля, и он неизменно побеждал своих зап. оппонентов мастерством силлогистики и начитанностью в святоотеческих сочинениях.
По богословским убеждениям Г. Л. был антипаламитом и поддерживал дружеские отношения с Григорием Акиндином и Никифором Григорой. Их переписка содержит много подробностей о развитии исихастских споров. Показательно также, что Г. Л. был, по свидетельству имп. Иоанна VI Кантакузина, единственным антипаламитом за пределами Византии (Cantacus. Hist. IV 24). Мнение Р. Гийана и Э. Цолакиса о том, что в конце жизни Г. Л. переменил отношение к учению свт. Григория Паламы, оспаривает Ж. Надаль.
Из многочисленных сочинений Г. Л. целиком сохранились лишь 2: нравоучительная поэтическая импровизация из 1491 стиха и поэма «Что сказала бы Богородица, видя Христа на кресте в святую и великую Пятницу». Сохранились также фрагменты изложения веры, составленного Г. Л. с катехизаторскими целями (Parisin. gr. 2662. Fol. 96-97), и схематического разъяснения основных положений веры и таинств (Parisin. gr. suppl. 689. Fol. 30). Г. Л. сформулировал ряд философских вопросов, разъяснение на к-рые дал Варлаам Калабрийский. Кроме того, ему, возможно, принадлежит перевод лат. астрономического трактата (т. н. Толедские таблицы) и небольшой текст об астролябии (Vat. gr. 212. Fol. 1r - 104v, автограф Г. Л.).