(ок. 640-724), епископ арабов, сир. монофизитский церковный деятель и писатель. Его детство прошло в одном из округов Антиохийской епархии, где в селении близ г. Гиндар (совр. Джандарис, Сирия) ему довелось ок. 650 г. участвовать в качестве служки в приеме прибывшего туда яковитского еп. Антиохии Сергия Закунайи. Учителем Г. был периодевт Гавриил, затем Г. обучался у еп. Иакова Эдесского, после смерти к-рого в 708 г. завершил его «Шестоднев». Г. был рукоположен в нояб. 686 г. и стал «епископом языков» (сир. ) - танухайе, туайе и акулайе, т. е. араб. племен танухитов и таййитов, а также оседлого населения Куфы (сир. название - Акула) и ее окрестностей. По всей видимости, его кафедра находилась в Хире.
Наделенный лит. талантом, Г. сочинял духовные стихи о монашеской жизни и об освящении елея (изд. В. Рисселем), гомилии (изд. К. Маквеем и Ф. Рийе). Особую известность получили послания Г. пресв. отшельнику Йешуа (Иисусу). В них даны обстоятельные ответы на вопросы по церковной истории (в частности, о деяниях св. Григория Просветителя), экзегезе, догматике, литургике, календарным исчислениям и астрономии. Изданы частично их тексты (Lagarde. 1858), в т. ч. с переводом на латынь (Ж. Форже; Ж. Гаритт) и немецкий (Ryssel. 1893), вышел их полный нем. перевод (Ryssel. 1891. P. 44-129). 2 комментария Г. на яковитскую литургию (Connolly, Codrington. 1913) были предназначены для непосредственного использования в богослужебной практике и снискали популярность среди духовенства. Также опубликованы философские произведения Аристотеля: «Категории», «О истолковании», обе книги «Первой аналитики», переведенные Г. с греческого на сирийский, а также введения Г. к этим переводам (Furlani. 1923, 1933, 1935, 1939). Его комментарии к «Категориям» и «Первой аналитике» пока остаются в рукописях. Нек-рые произведения Г. известны только по цитатам из трудов др. авторов.
Рукописи сочинений Г. хранятся в Британской (Лондон) и Бодлианской (Оксфорд) б-ках, Национальной б-ке Франции (Париж), в б-ках Ватикана, Лейдена, Чикаго и др.
Обширное творческое наследие Г., отражающее его незаурядную эрудицию, свидетельствует о том, что арабы-христиане, жившие на сев.-вост. рубежах Аравийского п-ова, спустя почти столетие после торжества ислама оставались приобщенными к богатой духовной жизни монофизитской церкви и к письменной традиции на сир. языке.