Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАДАРА
10, С. 260-261 опубликовано: 6 октября 2010г.


ГАДАРА

Гада́ра [Гадура, Гедара; консонантным письмом на геэзе -  , в сабейских надписях - gdrt], правитель, превративший Аксумское царство в сильную красноморскую державу; вместе с преемниками заложил геополитическую основу для его быстрой христианизации в IV в.

Его правление приблизительно датируют нач. III в. Активно включился в борьбу за гегемонию над Юж. Аравией, к-рую уже ок. 100 лет вели крупнейшие гос-ва этого региона: Саба, Химьяр и Хадрамаут. Заключив союз с сабейским царем Алханом Нахфаном на рубеже II-III вв. (CIH 308), способствовал формированию сабейско-хадрамаутско-аксумской коалиции против Химьяра, к-рая оказалась недолговечной. Когда новый сабейский царь Шар Аутар, сын Алхана Нахфана, направил посольство к Г., речь шла уже не о союзе, а о попытке избежать вооруженного конфликта. Несмотря на дипломатические усилия, столкновения аксумитов и сабейцев происходили в Наджране, а также в сев.-зап. и зап. районах Йеменских гор. В это же время или неск. позже аксумский полководец Байга (bygt), носивший титул «сын негуса» и, по-видимому, являвшийся сыном и наследником Г., занял химьяритскую столицу Зафар, но вскоре был выбит оттуда. Базой для боевых действий аксумитов стало красноморское побережье Йемена (т. н. Тихама), где ряд территорий перешел, очевидно, под их постоянный контроль. Политику Г. в Юж. Аравии продолжили сменившие его на престоле цари Аксума.

Титул «царь абиссинцев (хабаша) и аксумитов», под к-рым Г. известен в одной из сабейских надписей (Ja 631/13), вероятно, указывает на 2 основных этнических элемента, составлявшие ядро Аксумского царства в тот период. Однако более краткая раннегеэзская титулатура Г.- «негус Аксума» - подобную информацию в себе не несет.

Надпись RIE 180 на сакральном объекте (скипетре?) из Адди-Галамо, в к-рой приведена эта титулатура, содержит единственное упоминание Г. в аксумской эпиграфике и считается одним из самых ранних текстов на геэзе. Т. о., именно при Г. этот язык, впосл. ставший литургическим языком Эфиопской Церкви, наряду с греч. получает в Аксуме статус официального. К сожалению, RIE 180 пока не поддается удовлетворительному истолкованию из-за отсутствия аналогичных контекстов: встречающиеся в ней имена собственные 'rg и lmq одни исследователи склонны интерпретировать как имена божеств (причем 2-е - как искаженную форму имени главного сабейского бога Алмакаха), другие - как названия горных проходов, занятых Г.

Ист.: CIH 308 // CIS 4. T. 1. P. 323-332; Ja 631 // Jamme A. Sabaean Inscriptions from Mahram Bilqоs (Mârib). Baltimore, 1962. P. 132-134; RIE 180 // Bernard E., Drewes A. J., Schneider R. Recueil des inscriptions de l'Éthiopie des périodes pré-axoumite et axoumite. P., 1991. T. 1. P. 219-220; T. 2. Pl. 89.
Лит.: Müller W. W. Abessinier und ihre Namen und Titel in vorislamischen südarabischen Texten // NESE. 1978. Bd. 3. S. 160-161; Robin Ch. J. La première intervention abyssine en Arabie méridionale (de 200 à 270 de l'ère chrétienne environ) // Proc. of the 8th Intern. Conf. of Ethiopian Studies / Univ. of Addis Ababa, 1984. Addis Ababa, 1989. Vol. 2. P. 147-162; Bâfaqîh M. A. L'unification du Yémen antique: La lutte entre Saba', Himyar et le Hadramawt du Ier au IIIème siècle de l'ère chrétienne P., 1990. P. 82-83: n.1; 259, 261, 267-268, 378: n. 15 (Biblioth. de Raydân; 1); Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 41-42, 70-71, 75, 160, 196, 241; Kropp M. Ein Gegenstand und seine Aufschrift RIE 180 = JE 5 // Etiopia e oltre: Studi in onore di L. Ricci. Napoli, 1994. S. 129-144. (Studi Africanistici. Ser. Etiop.; 1).
С. Б. Чернецов , С. А. Французов
Ключевые слова:
Древний мир Династии и правители Аксумское царство, одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христианство Гадара, правитель, превративший Аксумское царство в сильную красноморскую державу
См.также:
АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во
ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.)
АКСУМ столица Аксумского царства
АЛЕКСАНДР ДОБРЫЙ († 1432), молдав. господарь из династии Мушатов, правивший в 1400-1432
АМР ИБН АЛЬ-МУНЗИР (VI в.), царь из араб. династии Лахмидов (554-569 или 570), сын аль-Мунзира III
АНТИОХ III ВЕЛИКИЙ (241-187 до Р. Х.), царь сир. державы Селевкидов
АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля)
АРТАВАЗД византийский полководец, узурпатор императорского престола (742-743)