Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИКУЛИН
8, С. 464-465 опубликовано: 13 марта 2010г.


ВИКУЛИН

Даниил Викулин. Настенный лист. Выг. Нач. XIX в. (ГИМ). Фрагмент
Даниил Викулин. Настенный лист. Выг. Нач. XIX в. (ГИМ). Фрагмент

Даниил Викулин. Настенный лист. Выг. Нач. XIX в. (ГИМ). Фрагмент
Даниил (1653 - 12.10.1733, Выговское общежительство), видный деятель старообрядчества, основатель Выголексинского общежительства. Именем В. называется согласие старообрядцев-беспоповцев, ведущее начало из Выговского мон-ря: данилово согласие, даниловщина (см. Поморское согласие). В. жил в Новгороде, затем был дьячком в церкви с. Шуньга в Заонежье (до 1682). Уже в это время он тесно общался с проповедниками старообрядчества в Поморье, выходцами из Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря иеродиаконами Игнатием и Пимином. Духовным отцом В. был др. известный деятель старообрядчества - игум. Беседного во имя свт. Николая мон-ря Досифей, позже старец Варлаам (Быков). Во время усиления гонений на старообрядчество во 2-й пол. 80-х гг. XVII в. В. скитался по побережью Белого м. Придерживался взглядов о допустимости самосожжения «по нужде». В 1691 г. по просьбе старообрядцев вернулся в новгородские пределы и поселился вместе с ближайшими соратниками, в т. ч. Петром Прокопьевым, на оз. Сарозеро, в келье Игнатия Соловецкого, откуда в 1692 г. они перешли на р. Рязанку, в кельи Емельяна Повенецкого. Сюда стали приходить окрестные крестьяне, жители Москвы, Н. Новгорода, др. городов, поселение быстро разрасталось. В. неоднократно выходил в окрестные села, проповедуя старообрядчество, подвергался преследованиям, однако пойман не был.

В 1694 г. вместе с А. Денисовым (см. Денисовы) В. основал Выголексинское общежительство, был его первым киновиархом, сохранял руководство духовной жизнью обители до самой смерти (светские дела в 1702 были переданы А. Денисову), имел много духовных детей. После того как Выговское общежительство было приписано к олонецким Петровским заводам (1705), летом следующего года В. руководил экспедицией по поиску железной руды в районе Выговской пуст. В 1718 г. подвергся аресту на Петровских заводах в связи с намечавшимся правительственным розыском по Выговскому общежительству, но благодаря хлопотам выговцев и ходатайству начальника заводов В. И. Геннина вскоре был отпущен. В 20-х - нач. 30-х гг. XVIII в. без благословения В. на Выге не совершалось ни одно начинание, будь то строительство в муж. и жен. мон-рях, контакты с властями, оказание помощи др. старообрядческим общинам. В. имел дочь Анастасию, к-рая жила в Лексинском мон-ре; в кон. XVII в. вывез из Устьрецких заводов на Выг свою сестру (имя неизвестно) с мужем Л. Баталовым и детьми.

В 1706-1708 гг. В. выступил оппонентом правосл. свящ. Петровских заводов Иосифа, к-рый направил выговцам 4 полемических послания. Как духовный наставник пустыни В. написал неск. сочинений, призывающих соблюдать монастырские порядки: 2 послания к инокиням Лексинской обители о «неполезных дружбах», поучение о молчании. Перед смертью составил духовное завещание и предсмертное прощальное слово. Старообрядческие писатели посвятили В. слово и вирши на день тезоименитства, неск. надгробных слов и слов на дни ежегодного поминовения, а также отдельную службу.

Лит.: Филиппов И. Ф. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862; Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев. СПб., 1912. С. 74-77; Островский Д. В. Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914; Понырко Н. В., Бударагин В. П. Автографы выговских писателей // Древнерус. книжность. Л., 1985. С. 174-200; Гурьянова Н. С. Духовные завещания выговских большаков // Традиционная духовная и материальная культура рус. старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосиб., 1992. С. 96-102; Понырко Н. В. Даниил Викулин // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 248-250; Демкова Н. С. Вновь найденный подлинник «Дела об олонецком раскольнике Терешке Артемьеве» 1695 г. // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М., 1994. С. 176-189; Юхименко Е. М. Новые материалы о начале Выговской пустыни // ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 328-342; она же. Неизвестная страница полемики выговских старообрядцев с официальной Церковью: Предыстория «Поморских ответов» // Там же. 1999. Т. 51. С. 404-416; она же. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1. С. 16, 25-28, 34, 37, 44-46, 48, 50-53 и др.; Т. 2. С. 30-31, 187, 198-199, табл. 1-6.
Е. М. Юхименко
Ключевые слова:
Старообрядчество Беспоповцы, общее название одного из двух основных течений старообрядчества Поморское согласие (с 2001 г. - Древлеправославная поморская Церковь) Викулин Даниил (1653 - 1733), видный деятель старообрядчества, основатель Выголексинского общежительства
См.также:
ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского
ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие
АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия
АНТОНИЙ (Людиновсков; 1895-1977), игум. старообрядческих скитов часовенного согласия, писатель
АНУФРИЕВ деятель старообрядческого поморского согласия
БЕСПОПОВЦЫ общее названиее одного из двух основных течений старообрядчества
БОРИСОВ Андрей (1734 - 1791), киновиарх Выголексинского общежительства
ВАКОНЬЯ Иван Ульянович (1883 - 1965), деятель старообрядческого поморского согласия