прославилась в 1688 г. после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от незаживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской ц. на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой к-рой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683-1685 гг. Служба иконе «В. с. Р.» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П. С. Казанским.
В 1711 г., при переезде царского двора в С.-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону «В. с. Р.». Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, к-рый также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе.
Оставшаяся в Москве икона «В. с. Р.» с 1713 г. находилась в устроенном для нее приделе (обновлялся в 1770; церковь перестраивалась в 80-х гг. XVIII в. В. И. Баженовым и в 1834-1836 М. И. Бове по проекту О. И. Бове). Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 30-х гг. XX в., служба в нем возобновлена в 1948 г. Судьба образа в период, когда храм был закрыт и в нем находилось фондохранилище ГТГ, достоверно неизвестна. Считается, что находящийся там в наст. время чтимый образ Божией Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, к-рый находится в церкви, был подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во 2-й пол. XVIII в.
Икона «В. с. Р.», вывезенная в С.-Петербург, была помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой ц. Воскресения Христова при ее дворце за Литейным двором на Шпалерной ул. При Наталии Алексеевне на иконе были закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен. В 1713 г. при дворце была устроена богадельня, к к-рой храм стал относиться после смерти царевны (1716). Во время эпидемии оспы в 1768 г. имп. Екатерина II ходила к иконе на богомолье, перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817-1818 гг. церковь была полностью перестроена (архит. Л. Руска), икона установлена в особой нише справа от иконостаса.
Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в лит-ре упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру к-рой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.
Образ был написан на кипарисной доске (69,0´ 51,2 см). При имп. Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г. Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев мон-рь и заменен копией работы П. М. Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4´ 226,7 см), написанный в 1858 г. худож. Ф. А. Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5´ 124,5 см), выполненный худож. Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.
В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор С.-Петербурга, неверна. Икона «В. с. Р.», в наст. время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.
(«с монетками», «с грошиками»). Существует неск. версий о том, как образ попал в часовню. Согласно 1-й, икона была вкладом купца С. И. Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью «В. с. Р.» попала, после того как была выловлена из Невы. Согласно 2-й версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня. По 3-й версии, ее пожертвовал в часовню некий купец из Ладоги, спасшийся от гибели во время бури на реке. Весьма вероятно, что эти предания относились первоначально к Тихвинской иконе Божией Матери, а после прославления иконы «В. с. Р.» были приписаны ей.
Время построения часовни предание относит к эпохе царствования имп. Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от стеклянного завода к дер. Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к дер. Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д. Туляковым. На прежнее место были возвращены и иконы. Впосл. часовня перестраивалась. До 1882 г. была приписана к Скорбященской ц. над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской ц. на Калашниковской пристани.
Икона прославилась 23 июля 1888 г., когда во время грозы молния ударила в часовню и она загорелась. После тушения пожара было замечено, что стекло киота разбилось, сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Это событие вызвало большой приток богомольцев к иконе, и еще до 1-го официально засвидетельствованного исцеления от нее были случаи выздоровления (напр., расслабленного крестьянина, неск. лет не покидавшего постели). 1-е исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 дек. 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впосл. учился в рисовальной школе Имп. об-ва поощрения художеств). 7 февр. 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина.
После посещения часовни в 1893 г. царской семьей началось строительство Скорбященской ц. рядом с часовней по проекту А. И. фон Гогена и А. В. Иванова, завершенное в 1898 г. Икона оставалась в часовне, для богослужения переносилась в церковь, где для нее был устроен специальный киот справа от иконостаса. Множество точных списков, сделанных с иконы, находились в храмах С.-Петербурга и С.-Петербургской губ. и в др. местах. Так, местночтимые списки находились в ц. Иоанна Богослова в с. Рохлине Бельского у. Смоленской губ. (Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у. С. 150), в ц. Вознесения в Екатеринбурге (Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 167).
Скорбященская ц. была разобрана в 30-х гг. XX в., часовня закрыта (сохр. в перестроенном виде), а икона перенесена в ц. Св. Троицы («Кулич и Пасха»), где находится в наст. время в киоте справа от солеи. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этот образ надлежит именовать «С.-Петербургской иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками» (распоряжение № 247 от 2 апр. 1998).
Иконография иконы (53,5´ 35,5 см) относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим». По стилю живописи представляет собой образец письма XIX в.
Наиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием «В. с. Р.» относится к 1683 г. Этот образ был написан придворным живописцем И. А. Безминым, его стиль и иконография должны были следовать европ., вероятнее всего польск., образцам. Нет уверенности, что на первых изображениях присутствовали образы страждущих. По описи арзамасского Алексеевского мон-ря 1686 г. на иконе с таким названием была представлена только Богородица с 2 ангелами. Изображений страждущих нет и на петербургской чудотворной иконе. Подобная композиция совпадает с западноевроп. иконографией «Gloria» (Прославление Богоматери).
В 80-х гг. в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семена Спиридонова Холмогорца появляется изображение Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к европ. «Madonna Misericordia» (Милующая) (наиболее ранний датированный пример - «Богоматерь с Младенцем на троне, с 40 клеймами акафиста», 1687, ГРМ). Богоматерь изображалась без Младенца, с разведенными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в 3 ряда по обеим сторонам от Нее. Не исключено, что подобное изображение групп страждущих стали помещать на иконе «В. с. Р.» после прославления образа в Спасо-Преображенской ц. на Ордынке в 1688 г. под влиянием композиции «Умиление и посещение в беде страждущим».
Композиция московской чудотворной иконы с изображением страждущих восходит к «Gloria»: в центре - Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окруженная сиянием, по сторонам вверху - 2 ангела с рипидами, еще 2 ангела помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы - в изображении святых над страждущими: слева - прп. Сергия Радонежского и свт. Феодора Сикеота, справа - преподобных Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Подбор святых указывает на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской ц. на Ордынке, где издревле находился придел прп. Варлаама Хутынского. Над Богоматерью представлено изображение «Св. Троицы» (т. н. новозаветной), под ней - картуш с текстом кондака иконе. Эти особенности указывают на вторичность иконографии образа и косвенно свидетельствуют о том, что петербургская чудотворная икона (см. с. 708) была первоначальной, а московская - списком с нее.
Точные списки с московской иконы известны с нач. XVIII в. (Алексей Квашнин, 1710, ЦМиАР). Состав дополнительных святых на них мог меняться в соответствии с требованиями заказа, иногда они отсутствуют. Распространению этих списков в XVIII в. способствовали гравированные листы, выполненные с чудотворного образа (Ровинский. Народные картинки).
На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть и др. отличия помимо отсутствия страждущих. Так, Богородица представлена стоящей на луне - деталь в сочетании с сиянием, окружающим Ее, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной «в солнце; под ногами ее луна» (Откр 12. 1). Подобные изображения на Западе известны с XIV в., в Россию пришли в XVII в., дав начало неск. иконографическим типам («Солнечная», «Благодатное Небо» и др.). Четки в руках Богоматери и Младенца, также зап. по происхождению деталь, характерная для иконографии «Rosarium» (Видение св. Доминика), в рус. иконописи встречается чрезвычайно редко, единственный известный пример - икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» А. И. Казанцева (90-е гг. XVII в., МИХМ). Поскольку Богородица держит четки, Ее правая рука не приложена к груди, а опущена. Вместо «Св. Троицы» (т. н. новозаветной) вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе. Точные списки с петербургской иконы очень редки и бытовали только в С.-Петербурге.
На рубеже XVII-XVIII вв. в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон «В. с. Р.» со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что нек-рые из них восходят к 2 гравюрам Леонтия Бунина (кон. XVII в.), О. Р. Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществленному изданию (очевидно, акафисту), посвященному новопрославленной иконе Божией Матери. В свою очередь они могли стать образцами для московских икон того времени. Известны следующие варианты: Богоматерь сидит на престоле (ЦМиАР), Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу «Salus populi Romani» (Богоматерь Римская), Богоматерь без Младенца по типу «Madonna Misericordia» (1713, ЦАК МДА), Богоматерь представлена так же, но с распростертыми ангельскими крыльями (ЦАК МДА), Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз,- по зап. типу «Immaculata» (Непорочное зачатие Богородицы) (1703, ЦМиАР), Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, к-рые могут изображаться в развернутом варианте, с «бегами небесными» (ГММК; А. Квашнин, 1707, ГТГ). В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко.
Иконы, на к-рых изображалась Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались «Образ умиления и посещения в беде страждущим». К сер. XVIII в. на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии «В. с. Р.», перешло название последней. Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семена Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь - белый плат на главе Богородицы поверх мафория. Этот извод был широко распространен, в т. ч. в старообрядческой среде (Урал, Ветка). К нему относится чудотворная икона из часовни у стеклянного завода в С.-Петербурге.
С нач. XVIII в. на этих иконах появились такие детали, как изображение корабля по зап. типу «Мадонны мореплавателей», впосл. часто присутствующее на мн. иконах «В. с. Р.» независимо от варианта их иконографии, а также более редкое изображение радуги в ногах Богоматери, встречающееся в зап. изводах «Gloria».
В XIX в. наиболее устойчивыми вариантами иконографии «В. с. Р.» были типы московской чудотворной иконы и «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к Семену Спиридонову Холмогорцу. В живописной иконе особенно часто встречаются новые, свободные композиции, только отчасти связанные со старыми изводами, что делает невозможной их иконографическую классификацию.
По преданию, найдена в 1-й трети XIX в. в сенях людской избы в дер. Караулово Нижегородского у. дворянином Г. Г. Карауловым. Явившийся Караулову во сне старец велел ему ехать в с. Забелино, помириться с братом Сергеем и отслужить молебен перед иконой «В. с. Р.», и тогда он станет здоров. После долгих поисков икона была обнаружена. Прозрев после молебна, Караулов уступил брату спорную часть наследства, но забрал икону, к-рую привез в Арзамас, где от нее продолжались исцеления. В 1837 г., перед смертью, Караулов завещал сыну Ивану похоронить себя в Высокогорской пуст. и отдать туда икону, устроив в Покровской ц. особый придел для нее (построен в 1845). Иван стал монахом этой пустыни, приняв постриг с именем Иосиф. С 1837 г. на средства барона Н. А. Шлиппенбаха перед иконой горела неугасимая лампада.
Иконографический вариант этой иконы неизвестен. Имела небольшие размеры, на средства Караулова были изготовлены серебряный золоченый футляр и риза, низанная жемчугом и камнями. Позднее риза поновлялась на пожертвования крестьянки А. М. Стуловой. Икона была вставлена в раму, находилась в резном киоте.
Икона «В. с. Р.» была написана, очевидно, в 1-й пол. XVIII в. (226,5´ 168 см). По преданию, оставлена в мон-ре неким священником, направлявшимся по обету в Киев. После упразднения мон-ря в 1788 г. икона пребывала в том же храме Св. Троицы. С восстановлением жен. мон-ря в обители в 1843 г. в книге стали записывать сведения об исцелениях от иконы. К 1859 г. их было более 10; после проведенного расследования в 1864 г. икона была официально признана чудотворной. Находилась в Скорбященском приделе собора Св. Троицы в особом киоте. До наст. времени не сохранилась, известна по фотографиям, восходит к зап. типу «Madonna Miseriсordia». Была украшена серебряным окладом.
Написание иконы «В. с. Р.» из Воскресенского собора датируется, видимо, не позднее сер. XVIII в. Сначала находилась в ц. Богоявления на Лосте, в 12 верстах от Вологды по московскому тракту. По преданию, была найдена в 1766 г. после видений во сне больной крестьянке дер. Сошниково Христине Галахтионовой, обнаружившей икону под алтарем в подвале церкви. О том, что от иконы происходили исцеления, было доложено Иосифу (Золотому), еп. Вологодскому и Белозерскому. По его распоряжению соборный ключарь Димитрий Стефанов забрал образ из Богоявленской ц. и доставил его в консисторию. За 1766-1768 гг. было собрано 59 показаний о чудесных исцелениях, к-рые, как правило, совершались заочно, а молебны служились в благодарность за них. Свидетельства были зафиксированы в следственном деле и в рукописи, хранившейся в соборе. Несмотря на попытки клира Богоявленской ц. в 1767 г. забрать икону, она была оставлена в соборе.
В 1766 г. на средства надворного советника Апочинина поля иконы обложили серебром. В XVIII в. она была украшена множеством серебряных вотивных привесов. Позднее для нее изготовили жемчужную ризу с алмазами и драгоценными камнями. С постройкой теплого Воскресенского собора (1772-1776) икону в особом киоте поставили за правым клиросом, летом на 3 месяца киот переносили в холодный Софийский собор.
Икона «В. с. Р.» (27,0´ 22,5 см; доска слегка покороблена и повреждена в нижней части) относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим», но отличается нек-рыми особенностями извода: Богоматерь изображена в короне, в правой руке держит скипетр с крестом, в левой - хоругвь, над ней - Нерукотворный образ Спасителя. После закрытия собора в 30-х гг. XX в. икону перенесли в храм на Богородском кладбище.
Икона «В. с. Р.», находившаяся в тюремной церкви, написана, очевидно, во 2-й пол. XVIII в. Первоначально была установлена в часовне, в ограде вологодской тюрьмы, куда не было доступа арестованным. В 1822 г. икону как храмовый образ перенесли в новую тюремную церковь и открыли доступ к ней всем желающим. В 1824 г. тюрьма и церковь были переведены на новое место; в 1860 г. церковь расширили, посторонних пускали только по воскресным и праздничным дням.
Икона широко почиталась в связи с поздним преданием о том, что она принадлежала кн. Иоанну Андреевичу (в монашестве Игнатию), сыну угличского кн. Андрея Васильевича, бывшего по воле дяди, вел. кн. Иоанна III, 32 года в заточении в Прилуцком мон-ре. Предание появилось, очевидно, в связи с тем, что икона среди др. вологодских святынь принимала участие в крестном ходе в Прилуцкий мон-рь.
Празднование иконе совершалось в 1-е воскресенье после 24 окт. Ежегодно на 10 дней она переносилась в Воскресенский собор, где пребывала с кануна праздника Вознесения до дня Св. Троицы. В эти дни икону носили по домам. Она участвовала во всех городских крестных ходах. Записей о чудотворениях не велось.
Икона (89,0´ 70,5 см; не сохр.) относилась к московскому типу со страждущими, но без дополнительных святых. Над Богородицей был представлен Господь Саваоф. На фоне - стихотворная надпись: «Мати с Сыном о том беседует / Да всякий в небе царство наследует». Серебряный позолоченный оклад появился до 1827 г.
в Кременце в Богоявленском мон-ре находилась икона, почитавшаяся чудотворной. Была написана на медной доске (34,5´ 23,5 см) живописным письмом. Особенности иконографии неизвестны, но, поскольку празднование иконе совершалось 24 окт., можно заключить, что она в целом соответствовала композиционной схеме иконы «В. с. Р.» в отличие от др. западнорус. икон с тем же названием, но относившихся к типу «Одигитрия» и праздновавшихся в др. дни (в Решнёвке и Мирутине Волынской губ.).
Икона «В. с. Р.», находившаяся в Богословской ц., была создана, очевидно, в нач. XVIII в. Прославление ее, по преданию, началось во время пребывания в городе Петра I при строительстве флота. Первое известное чудо от иконы произошло ок. сер. XVIII в. Согласно преданию, городской воевода, не отличавшийся религиозностью, направляясь на др. берег в цейхгауз со своим адъютантом, отказался зайти в Богословскую ц. приложиться к чудотворному образу. Во время переправы началась буря, и воеводе пришлось зайти в храм. После молебна они благополучно перебрались на др. берег. Образ стоял в отдельном киоте близ иконостаса. В благодарность за исцеления был украшен вотивными привесами. Помимо 24 окт. празднование иконе совершалось на 3-й день после Св. Троицы. Образ принимал участие во всех городских крестных ходах и торжественных богослужениях. После праздника Св. Троицы городские торговцы брали икону для молебнов в свои лавки и магазины.
Богоматерь на иконе (106,5´ 89 см; не сохр.) была изображена с Младенцем на левой руке, по сторонам от Нее - страждущие (московский тип). В 1835 г. была украшена серебряным позолоченным окладом с камнями. В ризнице хранились 2 ризы, сер. XVIII в. и более поздняя, шитая серебром по зеленому бархату.
Считалось, что чтимые иконы «В. с. Р.» в воронежских Пятницкой и Ильинской церквах были точными списками с этой иконы. В Рождественской ц. также был образ Богоматери большого размера, считавшийся чудотворным и имевший множество вотивных привесов, иконография к-рого неясна (Димитрий (Самбикин). С. 22). Еще один местночтимый образ, иконографически восходивший к московской чудотворной иконе, имелся во Введенской ц. (Чернышев К. Введенская г. Воронежа церковь: Ее первонач. история и достопримечательности // Воронежские ЕВ. 1896. Ч. неофиц. № 1. С. 22-25).
В г. Павловске в Преображенской ц. находился образ, к-рый прославился в 1866 г. Неизлечимо больной прихожанин А. И. Шапошников перед смертью пожелал отслужить молебен перед иконой, но умер, ожидая его начала. Когда же молебен начали служить, он ожил и прожил еще 2 дня.
В с. Колесникове Сарапульского у. икона прославилась до 1879 г.; по преданию, она явилась за селом, затем находилась в Богородицкой ц. (1818). От образа после молебна за год до смерти получила облегчение в болезни и прозрела жительница Сарапула, страдавшая расслаблением.
В с. Чудинове Орловского у. икона находилась в ц. Св. Троицы. Прославилась ок. 1888 г., когда от нее получила исцеление жена отставного чиновника Вятской казенной палаты В. М. Бахматова. Будучи на богомолье в с. Великорецком, она возвращалась через Чудиново, где узнала виденные ею незадолго до того во сне храм и икону, перед к-рой по ее просьбе был отслужен молебен.
По преданию, икона была найдена в земле в 1885 г. во время восстановления Успенского собора. Нек-рые авторы упоминают о древней иконе мон-ря как о 2-сторонней, с изображением Богоматери (без уточнения иконографического типа) и прп. Антония Печерского (Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии на Кавказе близ Сухума. Ставрополь, 1901). По воспроизведениям написание этой иконы возможно не ранее 80-х гг. XIX в. На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков без Младенца и страждущих.
икона находилась в ц. Св. Троицы (1818, построена на месте старого храма), при к-рой была устроена часовня в честь иконы «В. с. Р.»; пользовалась местным почитанием после исцелений от нее.
С 1832 г. в с. Багильдине икона (небольшого размера, особенности иконографии неизвестны, не сохр.) пользовалась особым почитанием у местного некрещеного чувашского населения.
В Сретенской ц. находилась икона, к-рая была создана, очевидно, в кон. XVII - нач. XVIII в. Первоначально пребывала в доме или в домовой церкви полковника из Москвы, заведовавшего частью старокиевских укреплений у Львовских ворот вблизи Софийского собора. На месте этого дома в 1752 г. была выстроена деревянная Сретенская ц., куда перенесли икону. Позднее возникла легенда, что образ издавна находился на Львовских воротах и был перенесен в Сретенскую ц. при их разборке в 1795 г. (церковь перестраивалась в камне в 1853-1861). Пользовалась большим почитанием у горожан, в т. ч. католиков (записей о чудотворениях не велось). Каждую субботу перед ней служили молебен с акафистом.
Икона (не сохр.) помещалась в особом киоте, в серебряном окладе. Богородица была изображена без Младенца, с жезлом в правой руке, в окружении страждущих, расположенных в 3 ряда с каждой стороны. Особенность иконы - образы святых Кирика и Иулитты, очевидно, небесных покровителей первого владельца.
В Киево-Печерской лавре икона «В. с. Р.» находилась в больничной Скорбященской ц. и была создана в то же время, когда строилась церковь (1861). Поскольку больница с надвратной ц. Св. Троицы была основана в мон-ре в 1106 г. пострижеником обители кн. Николаем Святошей, то возникло не соответствующее исторической действительности предание о том, что образ некогда принадлежал этому князю.
В специальных изданиях XIX в. по святыням Киева не упоминается как чудотворная. Известна по литографическим воспроизведениям, иконографически соответствует чудотворной иконе из ахтырского во имя Св. Троицы мон-ря.
В Вознесенском мон-ре, написана, вероятно, ок. 1732 г. Яковом Меркурьевым Поспеловым при устройстве в царствование Анны Иоанновны придела в честь этой иконы в соборе кремлевского девичьего Вознесенского мон-ря в память царевны Прасковьи Ивановны при ее гробе. Иконографически в целом следовала типу московской чудотворной иконы. По сторонам Богоматери были изображены 12 групп страждущих, около к-рых на белых наклейках имелись стихотворные тексты, поясняющие изображение. В нек-рых изданиях XIX в. упоминается как чтимая и даже чудотворная.
В Богоявленском соборе в Елохове, упоминается архим. Иосифом (Левитским) как особо чтимая. По-видимому, это та икона, к-рая в наст. время находится в иконостасе левого придела собора и является списком с московской чудотворной иконы из Спасо-Преображенской ц. на Ордынке, сделанным в кон. XVIII в. (в соборе особо почитается с 1731).
В ц. Большого Вознесения, как чудотворная упомянута в списке московских чудотворных икон Д. Струкова (Список чудотворных икон в Москве // Моск. ЦВед. 1874. № 45. С. 601). Очевидно, храмовая икона Скорбященского придела этого храма (1798-1816).
В с. Ивановском в старой, разбиравшейся Георгиевской ц., по преданию, жительницей дер. Костюниной (Костино) Ириной Петровой была найдена икона «В. с. Р.». По совету матери Петрова просила принести ей богородичный образ, к-рый исцелил бы ее от болезни, о чем она узнала из вещих снов. После обретения иконы и благодарственного молебна женщина исцелилась. Чудеса от образа упоминаются во мн. публикациях XIX в., но без уточнения мест, где они происходили. Тем не менее в 1836 г. в с. Ивановском Дмитровского у. был построен храм в честь иконы «В. с. Р.», сохранивший в приделе Георгиевский престол, что указывает на 1-ю треть XIX в. как на время прославления образа.
Икона находилась в соборе Благовещенского мон-ря, по преданию, со времени основания обители Стефаном (Яворским) в 1716 г. Считалось, что была создана в Москве как список с чудотворного образа. Она пользовалась местным почитанием. Икона (не сохр.) была помещена в особом киоте на левой стороне храма, украшена серебряным позолоченным окладом с короной с алмазами. В 1884 г. при мон-ре было открыто братство в честь иконы «В. с. Р.».
Икона написана не позднее 1715 г. Пользовалась большим почитанием как чудотворная, но письменных сведений о чудотворениях не имелось. Возможно, первоначально находилась в Спасо-Преображенском соборе (разрушен в 30-х гг. XX в.). С построением в 1745 г. теплого собора в честь иконы «В. с. Р.» была перенесена туда, где находилась до 1841 г., когда собор был упразднен. Тогда же началось устройство Скорбященского придела в Спасо-Преображенском соборе (освящен в 1857), а икона, вновь перенесенная в собор, заняла место у левого столпа в особом киоте. Каждый вторник перед ней после литургии читался акафист и совершались молебны.
Икона не является точным списком с московского образа, имеет характерные для мн. созданных на рубеже XVII-XVIII вв. икон «В. с. Р.» размеры (186´ 130 см). В наст. время находится в фондах НИАМЗ.
В с. Афанасьеве Нижегородского у. Точных сведений о времени создания иконы нет. Доподлинно известно, что в 1766 г. прихожане церкви села просили нижегородского еп. Феофана (Чарнуцкого) разрешить поставить на месте сгоревшего в 1665 г. деревянного храма новый, перевезенный из с. Нового, и устроить при нем придел в честь иконы «В. с. Р.». Возможно, что икона была создана около этого времени (27,0´ 22,5 см; не сохр.). Почиталась как древняя и чудотворная, хотя сведений о чудотворениях не сохранилось. Иконография неизвестна, была украшена серебряным окладом.
Точное время создания иконы неизвестно. Находилась в особой часовне в Гостином дворе; почиталась с кон. XVIII в., когда от нее получила исцеление некая вдова. По-видимому, с этого времени икону брали для совершения молебнов в частные дома и установился обычай устраивать 24 окт. общий городской праздник купечества с торжественным крестным ходом с иконой вокруг Гостиного двора. Во время пожара 1847 г., когда здание Гостиного двора горело, чтимая и др. иконы из часовни находились в соседней Богоявленской ц., куда их принесли поздно вечером после молебна в частном доме и оставили до утра. Позднее возникло предание, что иконы остались невредимы при пожаре. После построения нового здания торговых рядов иконы по настоянию священника были оставлены в церкви, в особом иконостасе в приделе в честь иконы «В. с. Р.». Во время крестного хода 24 окт. эта икона вместе с др., избежавшими пожара, на 1 день переносилась в Гостиный двор, и там совершался молебен с акафистом. Икону особенно чтили сщмч. Макарий (Гневушев), архиеп. Орловский и Севский, автор похвального слова этому образу, а также архиеп. Казанский Никанор (Каменский). В лит-ре упоминается неск. случаев исцелений от этой иконы в кон. XIX - нач. XX в. (диак. Богоявленской ц. Нецветаева, 2 детей помещицы А. К. Базилевской, дочери орловского мещанина А. И. Онисимова). Каждую среду перед иконой после ранней литургии совершался молебен с акафистом. Принимала участие во всех городских крестных ходах. Особенности иконографии неизвестны, не сохранилась.
В с. Городище Брянского у. в Благовещенской ц. находилась икона, по преданию явившаяся на берегу Десны в месте, называемом Благовещенский Рожок.
В дер. Старь Брянского у. для молитвенного дома (перестроен в 1900 в ц. во имя свт. Николая) по просьбе жителей в 1871 г. старцем-иконописцем К. И. Ганделевым из с. Людинова Калужской губ. была написана икона «В. с. Р.». Прославилась в том же году во время эпидемии холеры и падежа скота в округе. В 80-х гг. зафиксированы многочисленные исцеления от нее среди местных жителей. В нач. 90-х гг. от иконы произошли 2 случая исцелений в соседней дер. Дятьково, с 1893 г. по указу из Орловской духовной консистории ее носили в это село.
Икона выполнена на жестяном листе в академическом стиле - копия образа из с. Людинова. Первоначально Богоматерь была изображена без Младенца на темном фоне, но по желанию жителей деревни был написан образ Младенца по типу иконы Богородицы «Знамение», фон покрыт золотом, для чего икону специально возили в Тихонову пуст.
В с. Суслове Дмитровского у. находилась икона, время создания к-рой неизвестно. В 40-х гг. XIX в. она была взята из Преображенской ц. села и поставлена при ключе около дер. Горкиной. По преданию, незадолго до этого житель деревни пытался на этом месте неск. раз вырыть копань для мочения пеньки, но она исчезала на следующий день. Др. крестьянин увидел во сне образ «В. с. Р.», и Богоматерь с иконы велела передать, что на этом месте должна быть Ее икона. Вокруг ключа поставили сруб и поместили туда икону, от к-рой происходили исцеления. В 1888 г. на этом месте была построена часовня. Ежегодное празднование иконе 24 окт. сопровождалось крестным ходом из церкви к ключу (иконографические особенности неизвестны; не сохр.).
В с. Майкор Соликамского у. в 1823 г. была написана икона, согласно надписи на ней, в благодарность за исцеление кнж. Хованской, к-рой во сне было явление Богоматери, как на иконе «В. с. Р.». В 1824 г. икону прислали из С.-Петербурга и поставили в часовню в дер. Быковой рядом с Майкорским (Никитинским) заводом. С 1825 г. в зимнее время она находилась в Богоявленской ц. с. Майкор, в часовню переносилась летом. В связи с этим 16 мая и 24 окт. ежегодно проводились крестные ходы. Пользовалась большим почитанием в окрестных приходах. Особо чествовалась в 9-ю пятницу по Пасхе.
Икона (76,5´ 54,0 см; не сохр.) относилась к московско-петербургскому типу (с Младенцем). Ее особенностью являлось изображение обращенной краями вверх радуги, на к-рой стоит Богородица. Была написана на холсте, покрыта стеклом, имела серебряный оклад.
В с. Черноярском Кунгурского у. Икона находилась в ц. во имя прор. Илии (1852). Время создания неизвестно, считалась древней. Пользовалась особым почитанием. Была украшена медным посеребренным окладом. Иконографические особенности иконы неизвестны (27´ 20 см; не сохр.).
Икона написана в 1888 г. и является одним из многочисленных точных списков с московской чудотворной иконы, созданных к празднованию 200-летия со дня ее прославления. Была приобретена одним из жителей, присутствовавшим на торжествах, и после изготовления оклада подарена кафедральному Успенскому собору города. Поводом к широкому почитанию этой иконы стало исцеление от нее в 1891 г. еп. Полтавского и Переяславского Илариона. По выздоровлении Иларион ездил в Москву служить благодарственный молебен в ц. на Ордынке. Тогда же получила исцеление от иконы начальница полтавского Александринского приюта для детей-сирот.
Икона (не сохр.) находилась в особом киоте. К ризе были прикреплены 2 креста-мощевика. Один, с частицами мощей прп. Сергия Радонежского, подаренный московской жительницей М. К. Прохоровой, находился рядом с изображением этого святого на иконе. Другой, с мощами киево-печерских чудотворцев и частицей Животворящего Креста, был подарен еп. Иларионом, этим крестом его благословил митр. Киевский Филофей. По субботам до литургии перед иконой в соборе читался акафист.
Икона находилась в ц. во имя прп. Варлаама Хутынского на Званице (перенесена туда из неизв. упраздненного храма). Написана до 1764 г. (год, указанный на ее 1-м серебряном окладе). До прославления была на хорах, позднее перенесена в особую часовню в сев. части церковного притвора, где была в любое время доступна для молящихся. 1-е известное чудо от иконы - исцеление псковского архиеп. Мефодия II (Пишнячевского; 1825-1837) от болезни глаз. В 1863 г. излечился немой от рождения приемыш купца А. П. Ивершина Михаил. Выписки из офиц. расследования этого исцеления хранились в церковном архиве.
Икона (146,5´ 102,5 см; не сохр.) относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (без Младенца, с царским жезлом в правой руке). Особенностью было изображение цветущей ветви в левой руке Богоматери. Икона неоднократно поновлялась, в последний раз учителем рисования А. С. Бириным при устройстве в 1885 г. нового оклада. За время бытования последовательно имела 3 серебряных оклада: 1764 г. с дополнениями 1819 г., 1850 г. работы мастера Федора Нюрнберха и 1885 г. мастера Петра Матвеева. В благодарность за исцеления была украшена множеством серебряных вотивных привесов, среди к-рых был дар архиеп. Мефодия - подвеска в виде глаза. Нижняя часть иконы ко 2-й пол. ХIХ в. оказалась опиленной, в связи с чем возникла легенда о священнике, допустившем подобную порчу, к-рый в наказание вскоре заболел и умер.
В ц. Вознесения (при бывш. морском госпитале) попала из церкви при Ораниенбаумском госпитале. Ц. Вознесения была основана в кон. XVIII в. при морском военном госпитале, затем приписана к ц. апостолов Петра и Павла при 2-м военно-сухопутном госпитале. Икона «В. с. Р.» многими почиталась как чудотворная, хотя офиц. сведений или преданий о чудотворениях от нее не сохранилось.
В Свято-Духовской ц. находилась икона «В. с. Р.», найденная в 1876 г. на чердаке дома на Б. Охте после видения во сне жительнице дома больной Акилине Чергунцовой. Богоматерь обещала ей исцеление и указала на место, где находился образ. После исцеления больной по повелению С.-Петербургского митрополита икону перенесли в ц. Св. Духа на Б. Охте, где произошло еще неск. исцелений (письменно зафиксированы). Икона пользовалась общегородским почитанием. Находилась за левым клиросом в особом аналое. На иконе Богоматерь была изображена с Младенцем, стоящая в облаках, в окружении страждущих. Образ не сохранился, известен по воспроизведениям.
В Николаевском дворце, в Скорбященской ц., в 1853 г. находилась икона «В. с. Р.» в серебряном окладе с камнями фирмы Сазикова, написанная в академическом стиле. Еп. Димитрий (Самбикин) упоминает о ней как о чудотворной.
В Царском Селе, в Скорбященской ц. при богадельне, находилась икона «В. с. Р.». Написана акад. живописи К. А. Горбуновым в 1852 г. как храмовый образ для этой церкви, основанной имп. Екатериной I (вновь отстроена в 1809-1817). Пользовалась местным почитанием, ежегодно 5 июля вместе с иконой Божией Матери «Знамение» участвовала в крестном ходе, проводимом в память об избавлении от холеры в 1832 г. Была украшена ризой с драгоценными камнями. Особенности иконографии неизвестны.
В с. Мурзицы Курмышского у., по преданию, икона приплыла по р. Суре против течения. Особо праздновалась 2 июня. Иконографические особенности неизвестны.
В с. Миренки Алатырского у. икона находилась в церкви. Почиталась как чудотворная, особо праздновалась 2 июня. Иконографические особенности неизвестны.
В с. Нагаткине Симбирского у. икона (до сер. XIX в.) явилась в 4 верстах от села, близ ключа Св. Колодец, была поставлена в иконостас сельского храма. Почиталась как чудотворная, ежегодно к ней стекалось большое число богомольцев из разных мест. Список с этой иконы, к-рый также почитался чудотворным, находился в Николаевском муж. мон-ре в Самаре, куда был подарен М. С. Маряхиной во время строительства обители в сер. XIX в. (Орлов Д. Н., прот. Самара: Мон-ри: Самарский Николаевский муж. мон-рь // Самарские ЕВ. 1881. Ч. неофиц. № 5. С. 67, 171-172).
В с. Никольском Алатырского у. в церкви находилась чудотворная икона «В. с. Р.». Иконографические особенности неизвестны.
В с. Одоевщина Ардатовского у., по преданию, осталась неповрежденной во время пожара в церкви.
Местночтимая икона находилась в деревянной Скорбященской ц. (1857) мон-ря. Упоминается как образ «греческой живописи». Имела серебряный оклад с камнями.
В 1894 г. икона была подарена жителям с. Знаменского (др. названия: Пруденки и Меженинка) Бельского у. прав. Иоанном Кронштадтским, когда крестьяне соседнего с. Холмец отказались вернуть в возобновленную после пожара Знаменскую ц. временно хранившуюся у них икону Божией Матери «Знамение», уцелевшую от огня и считавшуюся чудотворной (эти сведения были указаны на прикрепленной к иконе табличке). Принесена в село 3 янв. 1895 г. Этот день ежегодно праздновался наравне с храмовым праздником. Иконографические особенности неизвестны, но, по-видимому, была списком с чудотворного образа из часовни у стеклянного завода в С.-Петербурге.
В с. Крюкове Бельского у., в ц. Успения в усадьбе дворян Лыкошиных (1789), находилась икона, время создания и обстоятельства прославления к-рой неизвестны. Пользовалась местным почитанием.
В с. Великополье Юхновского у. икона находилась в Никольской ц. Точное время прославления неизвестно (до 1864). От образа исцелилась девица из соседней деревни. Существовало малодостоверное предание, что подлинный образ был взят в Москву и заменен списком.
В с. Крапивка Бельского у. местночтимая икона, написанная в 1801 г., находилась в Скорбященской ц. (1869).
В с. Пантелееве Бельского у. в Скорбященском приделе Казанской ц. находилась икона, к-рая прославилась в эпидемию холеры в 1848 г.: в соседнем с. Щербатовщина мор прекратился, после того как перед иконой был отслужен молебен и ее обнесли вокруг окрестных полей. В память этого события ежегодно с 30 июня по 22 июля образ носили по соседним приходам сел Щербатовщина, Белый Берег, Козулино и Крюково. Особо икона праздновалась на Вознесение.
в Вознесенский мон-рь, чудотворная икона была принесена после перевода туда в 1795 г. Истобенского мон-ря (Дмитриев А. А. Соликамские летописи. Пермь, 1884. С. 45), в др. публикациях указывается 1771 г. В 1975 г. для нее была устроена Скорбященская ц. (под колокольней).
находилась икона, к-рая была написана в Москве во 2-й пол. XVIII в. по заказу гр. В. П. Мусина-Пушкина как список с московской чудотворной. По преданию, иконописец, окончив работу, привез икону графу утром, когда тот был еще в постели. Ожидая в приемной, показал ее посетителям и слугам, и она всем понравилась. В это же время граф у себя в комнате произнес неуважительные слова в адрес иконы и художника, и когда вышел посмотреть на работу, то увидел на доске только подмалевок, само изображение исчезло. Граф, не веря свидетельствам посетителей и слуг, прогнал иконописца, тот по дороге домой встретил знакомого, московского присяжного А. Дьякова. В доме у Дьякова оба осмотрели икону и убедились, что изображение на ней появилось, после чего художник подарил ее Дьякову. Впосл. сын Дьякова Андрей перевез икону в свое имение в с. Курдюки Кирсановского у. Тамбовской губ., а в 1794 г. по совету матери, к-рая, овдовев, стала монахиней Тамбовского девичьего Вознесенского мон-ря, передал образ в эту обитель (более позднее предание добавляет, что Дьякова, не пожелавшего поначалу передавать икону, стали преследовать несчастья, в т. ч. смерть 2 малолетних сыновей, что было воспринято как наказание). Икона была торжественно принесена в мон-рь в день празднования образу «В. с. Р.» и с почестями встречена Тамбовским еп. Филофеем.
Первоначально икона находилась в деревянной церкви, но в том же году была перенесена в новый каменный собор, где ее поставили в приделе вмц. Екатерины в местном ряду иконостаса. С устройством в 1820 г. теплой Скорбященской ц. она стала храмовым образом, однако находилась там только в зимнее время в особом киоте, справа от царских врат, на лето переносилась на прежнее место. В 1-й трети ХIX в. свящ. Иониным в монастырской летописи велась запись чудес, происходивших от иконы. В 1801 г. от нее исцелилась малолетняя дочь тамбовского генерал-губернатора Д. А. Бахметева, в 1806 г.- мать монастырского свящ. Иоанна Андреева, в 1811 г.- он сам, в 1809 г.- надворный советник Ф. А. Смирнов, в 1814 г.- лютеранка Д. Е. Колтиненская, в 1828 г.- жена кирсановского казначея Н. Д. Куткина, в 1829 г.- послушница мон-ря Хиония Волосатова. В тех случаях, когда смерть больного была неизбежна, от иконы, принесенной к ложу умирающего, был слышен треск.
Иконографически была близка к московской иконе, но не копировала ее в точности. Имела 2 серебряных оклада. 1-й, с жемчугом и камнями, от генерал-губернатора Бахметева, изготовлен в 1801 г. в благодарность за исцеление дочери, 2-й - в 1844 г. Икона не сохранилась.
В г. Кирсанове находилась икона, написанная до 1775 г. Первоначально пребывала в деревянном храме в г. Керенске (ныне с. Вадинск Пензенской обл.) Тамбовской епархии (позднее Пензенской епархии). В 1775 г. за ветхостью этого храма была перенесена вместе с др. иконами в Кирсанов и поставлена в Успенском соборе. Икона прославилась в 1800 г. при попытке кирсановского мещанина П. Ф. Курилова ночью обокрасть собор. Курилов, снимавший с икон венчики и привески из драгоценных металлов, срывая венчик с этого образа, получил неск. ударов, сбивших его с ног, после чего вышел из храма, ничего не взяв. История стала известна, о ней была произведена запись в магистрате. Спустя нек-рое время от иконы получил исцеление некий кирсановский житель, в благодарность устроивший серебряный оклад и позолоченный венчик на икону. После этого случая икона стала широко почитаться. В Ильинской ц. также имелась местночтимая икона «В. с. Р.».
В с. Карандеевка Кирсановского у. икона находилась в ц. во имя арх. Михаила еще до пожара храма в 1846 г. По преданию, 1-е чудо от иконы произошло при освящении храма, когда ослепшая жена священника прозрела, протерев глаза елеем из лампады перед иконой. С того времени установилась традиция совершать богомолье в 1-ю пятницу после Св. Троицы - в день исцеления. После литургии икону приносили на р. Ворону для освящения воды.
После пожара, уничтожившего церковь, чудотворный образ и др. уцелевшие иконы 3 года пребывали в церкви с. Волкова, а затем священник поставил их у себя в доме. Узнав об этом, жители Карандеевки забрали иконы и перенесли в с. Терновое, а в 1865 г., после возведения в своем селе нового храма на средства помещика Кулешова, вернули их. С этого времени велась запись об исцелениях от иконы. С 1872 по 1882 г. их было 4, причем больные выздоравливали после помазания елеем из лампады перед иконой (в 1872 - исцеление местной крестьянки Лукерии Феофановой, в 1875 - крестьянина из Саратовской губ. Андрея Беспалова, в 1878 - дворянки А. А. Муратовой, в 1882 - кирсановского купца И. Н. Крюченкова).
Иконографический вариант иконы (106,5´ 71 см; не сохр.) неизвестен. Во время пожара 1846 г. у иконы слегка обгорели верхний и правый края. В 1906 г. была украшена металлическим золоченым окладом на средства дворян Козловских.
В с. Вердеревщина Кирсановского у. икона была привезена из Москвы в 1824 г. помещиком Лихачёвым в построенный на его средства храм. Почиталась как чудотворная, по преданию, от нее исцелились неск. бесноватых и расслабленных. Праздновалась в четверг по Пятидесятнице - в день, когда образ был привезен из Москвы. Представляла собой точный список с московской чудотворной иконы.
находилась икона, написанная не позднее сер. XVIII в. Первоначально - в соборном храме города, откуда была перенесена Митрофаном (Слотвинским), архиеп. Тверским и Кашинским, в ц. Живоносного Источника близ богадельни для особ духовного звания. При пожаре 12 мая 1763 г., уничтожившем бо́льшую часть городских построек, икона была спасена от огня. Нек-рое время находилась, по-видимому, в с. Трёхсвятском, куда был переведен свящ. сгоревшей церкви Петр Алексеев. В 1764 г. перенесена в часовню на вновь учрежденном городском кладбище, год спустя к часовне пристроили алтарь и освятили в честь Живоносного Источника.
1-е исцеление от иконы произошло вскоре после перенесения в часовню: по усердной молитве перед ней излечился некий приезжий, в благодарность устроивший украшения на икону. К 1776 г. таких украшений и вотивных привесов, свидетельствовавших об исцелениях от иконы, было уже много. Со временем икона стала почитаться в городе, особенно после холерных эпидемий 1848 и 1853 гг., когда ее носили в холерную больницу.
Находилась в иконостасе юж. придела. Часто бывала в домах горожан, где устраивались молебны. Особенности иконографии неизвестны. Икона (124,0´ 71,0 см) была написана на сосновой доске, украшена серебряным золоченым окладом, устроенным после холерных эпидемий на пожертвования, гл. обр., купца В. И. Коровина.
Икона была написана, по-видимому, на рубеже XVII-XVIII вв. и первоначально находилась в одном из храмов города. Начала почитаться задолго до офиц. прославления в 1819 г. Судя по надписи на обороте, поновлялась в 1745 г. В 1752 г. при митр. Сильвестре (Гловацком) была перенесена в новый деревянный храм в честь Воскресения Христова (праведных Захарии и Елисаветы). Уже тогда имела серебряный золоченый оклад. В 1774 г. при возведении каменного храма был устроен Скорбященский придел (в 1778 переименован в Тихвинский). В летнее время икона находилась в Тихвинском приделе, зимой - в нижнем теплом храме праведных Захарии и Елисаветы.
К 1795 г., согласно храмовой описи, на ней было множество вотивных привесов, колец, крестов и драгоценных камней. 1-е зафиксированное чудо от иконы произошло в 1819 г.: путешествовавший по торговым делам тобольский купец Василий Пиленков в тот момент, когда его внезапно понесли лошади, вспомнил об этой иконе и горячо молился о спасении жизни. По возвращении Пиленков испросил у Тобольского митр. Амвросия благословение на празднование этой иконе и в 1830 г. украсил ее новым серебряным окладом. В 1841 г. по молитве этой иконе был прекращен пожар на судне купца и рыбопромышленника Плеханова. После этого рыбопромышленники принимали икону у себя на судах перед отправлением на промысел в низовья Оби. Икона широко почиталась жителями Тобольска, особенно купцами, ежегодно носившими ее в свои торговые ряды для служения молебнов. С 1841 г. по просьбе купца Плеханова каждое воскресенье перед иконой читался акафист. По воскресеньям и праздникам перед иконой служили молебны с водосвятием. В холерную эпидемию 1848 г. майор Ф. В. Шеметин излечился во время молебна перед иконой. В 1854 г. от иконы исцелилась лежавшая при смерти купеческая жена Е. И. Ременникова, а в 1859 г.- мать свящ. Воскресенской (праведных Захарии и Елисаветы) ц. А. Л. Цветкова. В эпидемию гнилой горячки зимой 1854 г. икону носили в дер. Усольцеву, расположенную в 12 верстах от Тобольска, для служения молебнов в домах.
Икона (71´ 53 см; не сохр.) известна по воспроизведениям XIX в. Относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (без Младенца, без жезла в руке). Почти во всех храмах Тобольска имелись чтимые списки с этого образа.
икона находилась в с. Осипове Ростовского у., в усадьбе Терпигоревых, в храме, выстроенном в 1790 г. Ф. Н. Терпигоревым в честь «В. с. Р.». По одной версии, была привезена его отцом, лейб-компанейцем имп. Елизаветы Петровны, в тур. кампанию в 1768 г. из одной из юж. слав. стран, где была отдана ему местными крестьянами. По др. версии, икону вывезли в посл. четв. XVIII в. из Греции. Обе версии неправдоподобны, потому что большой размер иконы (213´ 106,5 см) указывает на раннюю дату ее написания - не позднее 1-й пол. XVIII в. Существовало предание, что незадолго до строительства каменной Скорбященской ц. Терпигорев заболел, и в его сонных видениях Богоматерь обещала ему исцеление, если он построит храм в честь иконы «В. с. Р.».
В храме икона содержалась в особом киоте за правым клиросом. Ежегодно в 10-ю неделю по Пасхе устраивался с ней крестный ход. Богоматерь на иконе была изображена без Младенца, фон и поля украшал орнамент. В XIX в. живопись поновлялась.
Икона находилась в Скорбященской ц. Дома милосердия, основанного в 20-х гг. ХХ в. как приют для престарелых и детей-сирот рус. колонии в Харбине еп. Нестором (Анисимовым). Была подарена ближайшей сотрудницей епископа Е. И. Курмей. Вскоре свящ. церкви Иулианом Сумневичем было замечено, что старая темная икона сама обновилась и просветлела, после чего образ стал особо почитаться православными, проживавшими в Харбине. По молитве перед иконой супругов Крисламовых излечилась их прислуга, молодая девушка. В 50-х гг., после прихода в Китае к власти коммунистов, по молитве перед иконой рус. женщина нашла необходимые для выезда за границу документы, потерянные на улице. Когда Китай покинул последний настоятель храма архим. Филарет (Вознесенский, впосл. митрополит РПЦЗ), церковь была закрыта, утварь перешла в распоряжение гос-ва. З. Л. Тауц-Зверева, исполнявшая обязанности старосты церкви, добилась разрешения на вывоз иконы в Гонконг, откуда в 1965 г. образ перевезли в США. В наст. время находится в синодальном соборе РПЦЗ.