Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ВОСТАНИТЕ»
9, С. 469-470 опубликовано: 27 июля 2010г.


«ВОСТАНИТЕ»

[церковнослав.  ], возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения, сразу после начального каждения (по Типикону (гл. 2) - после каждения алтаря и всего храма; на практике - после каждения алтаря и до каждения остального храма). Возглас произносится со свечой в руках, что является следом раннехрист. практики начинать вечернее богослужение с благословения светильника (см. ст. Вечерня).

Возглас «В.» является неправильным переводом греч. возгласа Κελεύσατε (Повелите), к-рый кроме начала всенощного бдения употребляется при хиротониях во пресвитера и во диакона и за литургией Преждеосвященных Даров (в составе чинов хиротоний и литургии возглас Κελεύσατε в рус. богослужебных книгах переведен правильно). Возглас «Повелите» заимствован из визант. придворного церемониала и указывает на особую торжественность момента.

Перевод Κελεύσατε как «В.», а не как «Повелите» характерен для слав. версий Иерусалимского устава начиная с древнейших рукописей XIV в.; нередко в рукописях Κελεύσατε оставлено без перевода и передано слав. буквами как «келепсаите» или «келевсаите». Неточность перевода, видимо, связана с обычаем монахов сидеть перед началом службы (за возглашением «В.» в тексте уставов часто следует пояснение, что братия встает). В первых московских печатных изданиях Типикона 1610 и 1641 гг. несоответствие было замечено: «Келевса́ните, си́рѣчь Воста́ните, или иску́ству Повели́те». Несмотря на это замечание, редакторы Типикона 1633 г. и всех послениконовских изданий сохранили вариант «В.».

Ключевые слова:
Типиконы Литургика. Основные понятия Утреня «Востаните», возглашение параекклисиарха (в монастырях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения Всенощное бдение, в богослужении православной Церкви - особый комплекс служб суточного круга, который совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета
См.также:
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
«БЛАГО ЕСТЬ» неизменяемая часть вседневной утрени
«БОГ ГОСПОДЬ» песнопение утрени и молебна, состоящее из стихов Пс 117
ВЕЧЕРЯ слав. название вечерней трапезы
«ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ» одно из главных воскресных песнопений в правосл. богослужебной традиции
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета
ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь
ЕКТЕНИЯ один из видов молитвословий во время церковного богослужения
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода