Яков [Янка, Якушко] Григорьевич (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.), рус. архитектор, «подрядчик каменных дел». Род. в с. Никольское-Сверчково Берендеевского стана Дмитровского у.; выходец из крепостных крестьян М. Ю. Татищева. Впервые как «Якушка Григорьев» упоминается в письменных источниках в 1681 г. в связи с торгами на постройку церкви в царском с. Воскресенском на Пресне.
Б. считался автором ряда памятников, в связи с к-рыми в документальных материалах было упомянуто его имя: стены, башни (1690-1694) и надвратная ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (1694-1697) Новоиерусалимского мон-ря; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы (1694-1697); Успенский собор в Переяславле Рязанском (1693-1699; совр. Рязань). Перечисленные постройки в стиле «московского», или «нарышкинского», барокко, а также ряд приписываемых Б. на основе стилистических аналогий храмов - трапезная с ц. Св. Духа (1688-1689) и надвратная ц. Иоанна Предтечи (1688-1699) Солотчинского мон-ря близ Рязани, ц. Св. Троицы в с. Троице-Лыково (90-е гг. XVII в.; ныне в черте Москвы) и др.- позволили исследователям сер. ХХ в. охарактеризовать Б. как выдающегося архитектора кон. XVII в., использовать понятие «школы» или «круга» Б.
В наст. время в научной литературе дана иная оценка творчеству Б., основанная на новом прочтении источников. Подрядные записи и материалы судного дела с гр. П. В. Шереметевым фиксируют факты биографии Б. и указывают действительные объемы произведенных им строительных работ. Так, в 1690 г. Б. заключил подряд на сооружение стен и башен Новоиерусалимского мон-ря, однако документы свидетельствуют о том, что ему было поручено лишь «рвы копать и сваи бить и бутить». Тогда же Б. подрядился на постройку келий Моисеевского мон-ря в Москве, но утрата строения и малочисленность сведений о нем не дают возможности судить об архитектурном даровании мастера. В 1694 г. Б. принял на себя подряды на постройку надвратной церкви Новоиерусалимского монастыря и усадебной церкви в Уборах. Оба подряда Б. передал др. мастерам, переехав в Переяславль Рязанский. Однако, как следует из материалов судного дела с гр. Шереметевым, Б. оставался ответственным за невыполненные в срок работы в Уборах. Он находился на этом строительстве лишь летом 1695 г., возведя основной объем церкви, но не участвуя в ее отделке.
Сооружение, к-рому Б. уделял внимание как архитектор-практик,- рязанский Успенский собор, имеющий своим прототипом Успенский собор Московского Кремля. Подряд на его постройку относится к 1693 г. Вплоть до 1699 г. Б., за исключением редких поездок в Москву, находился на строительстве, но тем не менее и здесь «учинилась в каменном деле поруха», за что Б. «многия недели держан был у того дела по приказу митрополичью в железах».
Приведенные свидетельства, а также особенности архитектурной практики кон. XVII в., предполагавшие наличие предварительного архитектурного замысла у заказчика и, следов., задания для «каменных дел подмастерьев», не дают оснований считать Б. единственным автором и исполнителем перечисленных памятников. Проявив себя предприимчивым подрядчиком, он добился заказов на возведение неск. значительных сооружений, но, вероятно, его участие в строительных работах ограничивалось ролью посредника между заказчиком и наемными артелями мастеров, гарантирующего своевременное и качественное выполнение строительных работ.