[польск. bursa; нем. bursche; от позднелат. bursa - кошель, касса, стипендия], общежитие при духовном учебном заведении (в России до 1917). Первоначально общая касса к.-л. союза или учреждения, напр. мон-ря, братства и т. п. В средневек. ун-тах - денежная сумма, ассигнованная учредителем ун-та на содержание одного студента. До появления общежитий (коллегий) ун-ты пользовались правом льготного найма помещений, размер платы определялся специальной комиссией, решения к-рой были обязательны к исполнению для всех граждан, сдающих квартиры. Многочисленные конфликты, возникавшие между студентами и горожанами из-за квартирного вопроса, а также стремление ун-тов предохранить своих воспитанников от деморализующего влияния улицы привели к образованию в XIII в. общежитий (коллегий). Денежная сумма, причитавшаяся каждому члену коллегии для оплаты своего содержания, именовалась Б., а студенты, жившие в общежитии,- бурсаками (bursarii, bursiati). Б. называли и каждое отдельное место в коллегии, предназначенное для студента. Впосл. это наименование распространилось и на все общежитие бурсаков в целом. В этом последнем смысле Б. представляла собой ассоциацию студентов, связанных правилами внутреннего распорядка. Бурсаки обязаны были собираться на общие трапезы, участвовать в церковных торжествах и научных мероприятиях.
На Руси слово «Б.» стало употребляться с XVII в. Первые Б. появились при учебных заведениях (как католич., так и правосл.) в Юго-Зап. Руси. Ближайшим образцом для них служила католич. Краковская академия. Наибольшую известность приобрело общежитие при киевской братской школе (см. Братские школы), возникшее в 1-й пол. XVII в. в результате преобразования свт. Петром (Могилой) странноприимного дома, состоявшего при уч-ще, в помещение для нуждающихся воспитанников. Скудное содержание подталкивало бурсаков искать дополнительные материальные средства. В кон. XVII-XVIII в. в обычай вошел сбор добровольных пожертвований, организовывавшийся самими студентами: бурсаки ежегодно избирали из своей среды 2 префектов, неск. ассистентов и секретарей, им поручалась особая книга (album), с к-рой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей и в к-рой регистрировались все сделанные пожертвования. Студенты также создавали артели, путешествуя по городам и селам, они совершали богослужения, пели канты, произносили речи и стихи, осуществляли театральные постановки и т. о. добывали деньги, необходимые для продолжения учебы. В XVIII в. при митрополитах Рафаиле (Заборовском) и Арсении (Могилянском) при КДА были возведены новые здания для размещения бурсаков, в результате чего бытовые условия студентов значительно улучшились. В 1786 г. при митр. Самуиле (Миславском) воспитанникам был воспрещен сбор подаяний.
От Киевской школы название «Б.» перешло на все общежития при российских духовных семинариях и уч-щах, где учащиеся содержались на казенный счет (бурсак - казеннокоштный семинарист). В XIX в. слово «Б.» также в просторечии употреблялось в широком смысле и означало само духовное учебное заведение, обычно духовное уч-ще. В России особенно в 1-й пол. XIX в. для Б. были свойственны суровый режим, телесные наказания, грубые нравы, злоупотребления при обеспечении воспитанников одеждой и питанием, антисанитарные условия жизни. Быт Б. нередко подвергался критике, наибольший общественный резонанс вызвали «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского (опубл. в 1862-1863). С критикой порядков, царивших в бурсах, выступали мн. известные церковные деятели кон. XIX - нач. XX в.: митрополиты Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), Вениамин (Федченков) и Леонтий (Лебединский), архиеп. Савва (Тихомиров) и др.