Евгений Сергеевич Боткин (27.05.1865, Царское Село, ныне г. Пушкин - 17.07.1918, Екатеринбург), лейб-медик имп. мч. Николая II, святой праведный врач, страстотерпец (пам. 4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской).
Четвертый из 12 детей С. П. Боткина, проф. Медико-хирургической академии, лейб-медика императоров Александра II и Александра III, племянник писателя В. П. Боткина и П. П. Боткина, возглавлявшего купеческую фирму Боткиных с 1855 г., в 1883-1907 гг. являвшегося старостой храма Христа Спасителя. Получил начальное домашнее образование, в 1878 г. поступил в 5-й класс 2-й петербургской классической гимназии, к-рую окончил в 1882 г. Проучившись год на математическом отд-нии физико-математического фак-та С.-Петербургского ун-та, в 1883 г. перешел на открывшееся младшее отд-ние приготовительного курса Военно-медицинской академии, к-рую окончил в 1889 г. В янв. 1890 г. поступил врачом-ассистентом в Мариинскую больницу для бедных, 20 дек. того же года был на собственные средства командирован с научной целью за границу; занимался у ведущих европ. ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. С мая 1892 г. работал врачом придворной капеллы. 8 мая 1893 г. защитил диссертацию на степень д-ра медицины. С янв. 1894 г. вновь сверхштатный ординатор Мариинской больницы. Весной 1895 г. командирован от больницы за границу на казенный счет, 2 года провел в медицинских учреждениях Хайдельберга и Берлина, слушая лекции и занимаясь практикой у известных нем. врачей проф. Г. Мунка, Б. Френкеля, П. Эрнста и др. Научные труды и отчеты заграничных командировок Б. были опубликованы в «Больничной газете Боткина» и в «Трудах Общества русских врачей». 12 мая 1897 г. Б. был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии. В 1904 г., после сообщения о начале войны с Японией, добровольцем отправился в действующую армию, заведовал медицинской частью Красного Креста в Маньчжурской армии, осенью 1905 г. вернулся в С.-Петербург, издал кн. «Свет и тени русско-японской войны 1904-1905 гг.». Награжден боевыми орденами св. Владимира 3-й и 2-й степени с мечами. В 1907 г. состоял главным врачом общины св. Георгия. В апр. 1908 г. назначен лейб-медиком имп. Николая II, исполнял обязанности домашнего врача царской семьи. В дек. 1914 г. потерял старшего сына Дмитрия, хорунжего лейб-гвардии Казачьего полка, погибшего в бою с немцами. В 1916 г. получил потомственное дворянство.
После отречения Николая II от престола Б. не покинул царскую семью. 1 авг. 1917 г. вместе с Николаем II, Александрой Феодоровной и их детьми отправился в ссылку в Тобольск. Вместе с детьми Татьяной и Глебом, приехавшими к отцу в сент. 1917 г. в Тобольск, Б. занимал 2 комнаты на 1-м этаже в доме купца Корнилова, отведенном для сопровождавших царскую семью людей. Утро и вечер Б. проводил с царской семьей, днем принимал и посещал больных. 26 апр. 1918 г. выехал вместе с Николаем II, Александрой Феодоровной и вел. кн. Марией Николаевной в Екатеринбург, где поселился вместе со всеми заключенными в доме, ранее принадлежавшем инженеру Н. К. Ипатьеву. В своем последнем неоконченном письме (к «Саше», вероятно к брату А. С. Боткину) от 9 июля 1918 г. Б. писал о своей религ. эволюции - от «индифферентизма» университетских лет к христ. вере. По его мнению, моральные принципы, усвоенные в ун-те, есть ступень к преодолению эгоизма и христианству.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. царская семья и их приближенные, в т. ч. Б., были расстреляны в подвале дома Ипатьева. После первых выстрелов многие из жертв оказались еще живы. Я. М. Юровский выстрелами в упор добил сначала цесаревича Алексия, затем Б. В результате расследования, проведенного по поручению А. В. Колчака судебным следователем по особо важным делам Омского окружного суда Н. А. Соколовым, было установлено, что тела убитых уничтожили с помощью кислоты в неизвестном месте, останки царской семьи и их приближенных найдены не были. «Екатеринбургские останки», извлеченные Свердловской областной прокуратурой в 1991 г. из захоронения под Екатеринбургом, Русская Церковь не считает возможным «принять с абсолютной достоверностью» как останки царской семьи и их приближенных. Правительственная комиссия наличие останков Б. в могиле под Екатеринбургом не установила, никто из представителей рода Боткиных для генетической экспертизы не привлекался.
В 1981 г. Е. канонизирован решением Архиерейского Собора РПЦЗ вместе с другими расстрелянными в доме Ипатьева — Романовыми, и их слугами. 16 окт. 2009 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решение о реабилитации 52 приближённых царской семьи, подвергшихся репрессиям, в том числе Е. С. Боткина.
3 фев. 2016 г. Архиерейским собором РПЦ было принято решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного Евгения врача.
25 марта 2016 г. на территории московской городской клинической больницы № 57 еп. Орехово-Зуевским Пантелеимоном был освящён первый в России храм в честь праведного Евгения Боткина.