визант. гимнограф. Под этим именем сохранился ряд богослужебных песнопений Минеи и Октоиха.
Большинство канонов Минеи, носящих имя В., имеют общие черты, позволяющие предположить одно авторство: акростих «Βασιλείου» (Василия) в богородичнах; использование ирмосов свт. Андрея, архиеп. Критского архиеп. Критского; наличие (изначально) 2-й песни. В печатные Минеи вошел канон «господина Василия» на праздник Введения Пресв. Богородицы (21 нояб.) 1-го гласа «Συνδράμωμεν σήμερον, τῇ Θεοτόκω, τιμώντες ἐν ᾄσμασι» ( ). Каждая песнь имеет краткое надписание, выражающее ее основную идею (так же как в 1-м каноне праздника 4-го гласа Георгия; в совр. рус. изданиях Миней эти надписания опущены); наличие троичнов и богородичнов М. Н. Скабалланович считал подражанием канонам свт. Андрея Критского. Пропуск 2-й буквы в акростихе богородичнов (Β<α>σιλείου) свидетельствует о происшедшей некогда утрате 2-й песни (вопреки утверждению прот. В. Рыбакова, что этот канон В. изначально был 8-песненным, см. его ст.: Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность // БТ. Сб. 27. С. 105).
Та же особенность акростиха в богородичнах наблюдается в 2 др. гимнах: в каноне свт. Николаю (6 дек.) «Παρρησίαν πρὸς Θεὸν ὡς κεκτημένος ὅσιε πάτερ» (Дерзновение к Богу стяжав, преподобне отче) 2-го плагального (6-го) гласа с акростихом в тропарях «Πρέσβ<ευε ὑ>πὲρ ἡμῶν, θερμὲ προστάτα, πάτερ Νικόλαε» (Будь заступником за нас, теплый предстатель, отче Николае), известном по рукописям Vat. gr. 1853 (Fol. 96v - 100, 1173 г.) и Vindob. Theol. gr. 148 (Fol. 165v - 166, 1193 г.), и в каноне мученикам Прову, Тараху и Андронику (12 окт.) 1-го гласа «Τριάδος ὑπερμάχοι» (Троицы поборники) с ирмосами Андрея Критского, содержащемся в рукописях XIII-XVII вв.; в рукописи Paris. gr. 13 (Colbert. 121) (Fol. 107v - 108, XIII в.) данный канон надписан именем В.
В более ранней ркп. Sinait. gr. 578 (Fol. 96-98, X-XI вв.) канон попразднства Рождества Христова (30 дек.) «Σήμερον ἐκ τῆς παρθένου τίκτεται Θεὸς καὶ ἄνθροπος» (Днесь от Девы рождается Бог и человек) 4-го гласа еще сохранил 2-ю песнь и соответственно целиком имя В. в акростихе богородичнов.
Еще один канон свт. Николаю «Τὸν ποιμένα Χριστοῦ τῶν Θρεμμάτων» (Пастыря Христовых чад) 1-го гласа был издан А. Коминисом по 7 спискам греч. Миней XI-XIV вв. из зап., гл. обр. южноиталийских, собраний (AHG. T. 4. P. 52). Во всех песнях использованы ирмосы свт. Андрея Критского (1-я песнь - «Διά στύλου πυρὸς καὶ νεφέλης» ( ) (Σωφρόνιος. Σ. 12. N 16; Σ. 13. N 16, 17; Σ. 14. N 18) и, как и в каноне на Введение, имеются троичны и богородичны. 2-я песнь и соответственно полное написание имени В. в акростихе богородичнов сохранились только в 2 рукописях (в т. ч. в самой ранней - Crypt. Δ. α. XIV, XI в.). Иногда в надписании к имени автора прибавлено прозвище «Пагуриот» (Пагариот) (Paris. gr. 13 (Colbert. 121). Fol. 157v, XIII в.), или «Монах» (Crypt. Δ. α. IV. Fol. 40, XIII в.). Однако в рукописях Ath. Laur. Θ. 32 (XVI в.) и Vat. gr. 779 (1408) этот гимн надписан именем «Андрей» (AHG. T. 4. P. 789).
В Параклитике Crypt. Δ. γ. I. Fol. 16v - 20 (X в.) имя «Василий Монах» носит крестовоскресный канон 1-го плагального (5-го) гласа «῾Υπὸ ἀνδρῶν παρανόμων τῷ σταυρῷ προσεπάγης» (Людьми беззаконными ко кресту пригвожденного) с акростихом «῾Υμνον, Χριστέ, σοὶ προσάγω τῷ ἀναστάντι» (Песнь, Христе, Тебе приношу воскресшему).
В печатных Минеях содержатся также самогласен ап. и евангелисту Луке (18 окт., в греч. Минее на стиховне, в рус. Минее - седален по полиелее, без надписания) «Τῷ τῆς Σωφίας ἁλιευτικῷ καλάμῳ» ( ) 4-го гласа, носящий имя В., и стихира свт. Василию Великому (1 янв., на стиховне) «Πάντων τῶν ἁγίων ἀνεμάξω τὰς ἀρετάς» ( ) 1-го гласа, надписанная именем «Василий Монах».
В Стихираре S. Sepulcri. 270 (XII в.) именем «Василий Монах» надписана литийная стихира в Неделю святых отцов «Βολίδας ἀστράπτοντες θεηγορίας» ( ) 1-го гласа (Thibaut. P. 101). В рукописных Матиматариях (Doch. 379. Fol. 228, 1-я пол. XVII в., и РНБ. Греч. № 126. Л. 166, 2-я пол. XV в.) творением В. названа самогласная стихира индикта (1 сент. на стиховне) «᾿Επέστη ἡ εἴσοδος τοῦ ἐνιαυτοῦ» ( ) 1-го гласа, хотя встречается и иная атрибуция: Василику - в Матиматариях (Ivir. 975, сер. XV в.; Pantel. 938, кон. XV - нач. XVI в.; и Ivir. 991, 1670); Иоанну Монаху - в печатных Минеях.
Относительно личности В. высказывались различные предположения. Его считали студийским монахом, жившим в IX в. (Ж. Б. Питра), или к-польским монахом-акимитом (митр. Софроний (Евстратиадис)), или приписывали каноны, носящие имя В., В. Пагариоту, отождествляя его с Василием Элахистосом (X в.; Г. Пападопулос, архиеп. Филарет (Гумилевский), Скабалланович), основываясь, в частности, на соображении, что архиеп. Кесарийскому естественно было в своем творчестве обращаться к наследию отцов-каппадокийцев (схолии к проповедям Григория Богослова, стихира Василию Великому). Против такого отождествления возражал Э. Буви, допускавший, что В. мог быть монахом-студитом. Он отмечал, что в венецианском издании Триоди 1601 г. В. Пагариот был изображен в одежде мирянина, следов., он не был епископом. Коминис на основании сходства канонов, носящих имя В., с канонами Андрея Критского предположил, что В. мог только добавить свои богородичны к канонам Андрея (AHG. T. 4. P. 789). Во всяком случае на основании датировки рукописей можно заключить, что В. жил не позднее X в., исходя же из строения канонов - после Андрея Критского († 740), но, вероятно, не позднее IX в.