Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАСИЛИЙ
7, С. 67-69 опубликовано: 25 ноября 2009г.


ВАСИЛИЙ

визант. гимнограф. Под этим именем сохранился ряд богослужебных песнопений Минеи и Октоиха.

Большинство канонов Минеи, носящих имя В., имеют общие черты, позволяющие предположить одно авторство: акростих «Βασιλείου» (Василия) в богородичнах; использование ирмосов свт. Андрея, архиеп. Критского архиеп. Критского; наличие (изначально) 2-й песни. В печатные Минеи вошел канон «господина Василия» на праздник Введения Пресв. Богородицы (21 нояб.) 1-го гласа «Συνδράμωμεν σήμερον, τῇ Θεοτόκω, τιμώντες ἐν ᾄσμασι» (     ). Каждая песнь имеет краткое надписание, выражающее ее основную идею (так же как в 1-м каноне праздника 4-го гласа Георгия; в совр. рус. изданиях Миней эти надписания опущены); наличие троичнов и богородичнов М. Н. Скабалланович считал подражанием канонам свт. Андрея Критского. Пропуск 2-й буквы в акростихе богородичнов (Β<α>σιλείου) свидетельствует о происшедшей некогда утрате 2-й песни (вопреки утверждению прот. В. Рыбакова, что этот канон В. изначально был 8-песненным, см. его ст.: Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность // БТ. Сб. 27. С. 105).

Та же особенность акростиха в богородичнах наблюдается в 2 др. гимнах: в каноне свт. Николаю (6 дек.) «Παρρησίαν πρὸς Θεὸν ὡς κεκτημένος ὅσιε πάτερ» (Дерзновение к Богу стяжав, преподобне отче) 2-го плагального (6-го) гласа с акростихом в тропарях «Πρέσβ<ευε ὑ>πὲρ ἡμῶν, θερμὲ προστάτα, πάτερ Νικόλαε» (Будь заступником за нас, теплый предстатель, отче Николае), известном по рукописям Vat. gr. 1853 (Fol. 96v - 100, 1173 г.) и Vindob. Theol. gr. 148 (Fol. 165v - 166, 1193 г.), и в каноне мученикам Прову, Тараху и Андронику (12 окт.) 1-го гласа «Τριάδος ὑπερμάχοι» (Троицы поборники) с ирмосами Андрея Критского, содержащемся в рукописях XIII-XVII вв.; в рукописи Paris. gr. 13 (Colbert. 121) (Fol. 107v - 108, XIII в.) данный канон надписан именем В.

В более ранней ркп. Sinait. gr. 578 (Fol. 96-98, X-XI вв.) канон попразднства Рождества Христова (30 дек.) «Σήμερον ἐκ τῆς παρθένου τίκτεται Θεὸς καὶ ἄνθροπος» (Днесь от Девы рождается Бог и человек) 4-го гласа еще сохранил 2-ю песнь и соответственно целиком имя В. в акростихе богородичнов.

Еще один канон свт. Николаю «Τὸν ποιμένα Χριστοῦ τῶν Θρεμμάτων» (Пастыря Христовых чад) 1-го гласа был издан А. Коминисом по 7 спискам греч. Миней XI-XIV вв. из зап., гл. обр. южноиталийских, собраний (AHG. T. 4. P. 52). Во всех песнях использованы ирмосы свт. Андрея Критского (1-я песнь - «Διά στύλου πυρὸς καὶ νεφέλης» (    ) (Σωφρόνιος. Σ. 12. N 16; Σ. 13. N 16, 17; Σ. 14. N 18) и, как и в каноне на Введение, имеются троичны и богородичны. 2-я песнь и соответственно полное написание имени В. в акростихе богородичнов сохранились только в 2 рукописях (в т. ч. в самой ранней - Crypt. Δ. α. XIV, XI в.). Иногда в надписании к имени автора прибавлено прозвище «Пагуриот» (Пагариот) (Paris. gr. 13 (Colbert. 121). Fol. 157v, XIII в.), или «Монах» (Crypt. Δ. α. IV. Fol. 40, XIII в.). Однако в рукописях Ath. Laur. Θ. 32 (XVI в.) и Vat. gr. 779 (1408) этот гимн надписан именем «Андрей» (AHG. T. 4. P. 789).

В Параклитике Crypt. Δ. γ. I. Fol. 16v - 20 (X в.) имя «Василий Монах» носит крестовоскресный канон 1-го плагального (5-го) гласа «῾Υπὸ ἀνδρῶν παρανόμων τῷ σταυρῷ προσεπάγης» (Людьми беззаконными ко кресту пригвожденного) с акростихом «῾Υμνον, Χριστέ, σοὶ προσάγω τῷ ἀναστάντι» (Песнь, Христе, Тебе приношу воскресшему).

В печатных Минеях содержатся также самогласен ап. и евангелисту Луке (18 окт., в греч. Минее на стиховне, в рус. Минее - седален по полиелее, без надписания) «Τῷ τῆς Σωφίας ἁλιευτικῷ καλάμῳ» (   ) 4-го гласа, носящий имя В., и стихира свт. Василию Великому (1 янв., на стиховне) «Πάντων τῶν ἁγίων ἀνεμάξω τὰς ἀρετάς» (     ) 1-го гласа, надписанная именем «Василий Монах».

В Стихираре S. Sepulcri. 270 (XII в.) именем «Василий Монах» надписана литийная стихира в Неделю святых отцов «Βολίδας ἀστράπτοντες θεηγορίας» (   ) 1-го гласа (Thibaut. P. 101). В рукописных Матиматариях (Doch. 379. Fol. 228, 1-я пол. XVII в., и РНБ. Греч. № 126. Л. 166, 2-я пол. XV в.) творением В. названа самогласная стихира индикта (1 сент. на стиховне) «᾿Επέστη ἡ εἴσοδος τοῦ ἐνιαυτοῦ» (   ) 1-го гласа, хотя встречается и иная атрибуция: Василику - в Матиматариях (Ivir. 975, сер. XV в.; Pantel. 938, кон. XV - нач. XVI в.; и Ivir. 991, 1670); Иоанну Монаху - в печатных Минеях.

Относительно личности В. высказывались различные предположения. Его считали студийским монахом, жившим в IX в. (Ж. Б. Питра), или к-польским монахом-акимитом (митр. Софроний (Евстратиадис)), или приписывали каноны, носящие имя В., В. Пагариоту, отождествляя его с Василием Элахистосом (X в.; Г. Пападопулос, архиеп. Филарет (Гумилевский), Скабалланович), основываясь, в частности, на соображении, что архиеп. Кесарийскому естественно было в своем творчестве обращаться к наследию отцов-каппадокийцев (схолии к проповедям Григория Богослова, стихира Василию Великому). Против такого отождествления возражал Э. Буви, допускавший, что В. мог быть монахом-студитом. Он отмечал, что в венецианском издании Триоди 1601 г. В. Пагариот был изображен в одежде мирянина, следов., он не был епископом. Коминис на основании сходства канонов, носящих имя В., с канонами Андрея Критского предположил, что В. мог только добавить свои богородичны к канонам Андрея (AHG. T. 4. P. 789). Во всяком случае на основании датировки рукописей можно заключить, что В. жил не позднее X в., исходя же из строения канонов - после Андрея Критского († 740), но, вероятно, не позднее IX в.

Ист.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). Εἰρμολόγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. (῾Αγιορειτικὴ βιβλιοθήκη; 9). Σ. 155, 175; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 5. Pars 1. P. 257; Τωμαδάκης Ε. Ι. Κανόνες τῆς Παρακλητικῆς // ΕΕΒΣ. 1972/1973. Σ. 257; AHG. T. 2. P. 122-126, 401-402; T. 4. P. 52-75, 788-789; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. 533; Τ. 2. Σ. 244; Τ. 3. Σ. 759, 849; 943 (илл.); Ταμεῖον. Ν 324, 394. Σ. 118, 138; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи С.-Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 190.
Лит.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. XLV; Παπαδόπουλος Γ. Ι. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλεαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890. Σ. 257; Bouvy E. La fête de l'Εἴσοδος // Bessarione. R., 1897. Anno 1 (1896). Vol. 1. P. 555-562; Thibaut J. Étude d'hymnographie Byzantine. Différentes attributions des tropaires // Ibid. 1899/1900. Anno 4 (1899). Vol. 6. P. 101, 103; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 315-316; Weyh W. Die Akrostichis in der byzantinischen Kanonesdichtung // BZ. 1908. Bd. 17. S. 54; Скабалланович М. Н. Введение во храм Пресв. Богородицы. К., 1916. [Серг. П.], 1995р. С. 53-92. (Христ. праздники; 3); Emereau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1922. N 21. P. 278-279; Νέα Σιών: ᾿Εκκλησιαστικὸν περιοδικὸν Σύγγραμμα. ῾Ιεροσόλυμα, 1934. Α. 29. Σ. 566, 567; 1938. Α. 33. Σ. 439; ᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος. ᾿Αλεξάνδρεια, 1932. Α. 31. Σ. 106; 1938. Α. 37. Σ. 247; 1940. Α. 39. Σ. 126, 128, 133, 420; Salaville S. Basilius, Mönch v. Studion // Lexikon für Theologie und Kirche / Hrsg. v. M. Buchberger. Freiburg i. Br., 1931. Bd. 2. Sp. 31; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 606; Janin R. Basileios v. Studiu // LTK. Bd. 2. Sp. 37.
С. И. Никитин
Ключевые слова:
Гимнографы византийские Василий, византийский гимнограф
См.также:
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АНАСТАСИЙ визант. гимнограф
АНАСТАСИЙ КВЕСТОР (IX -X вв.), визант. писатель, гимнограф и мелод
АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона