[польск. Wereszczyński] Иосиф (ок. 1530, г. Збараж (ныне Тернопольская обл., Украина) - 26.03.1598), католич. епископ Киевский, писатель. Род. в правосл. семье помощника холмского судьи Андрея Верещинского. Воспитывался и обучался в Красном Ставе (ныне Красныстав, Польша), где в то время располагалась кафедра католич. епископа Холмского. Духовный сан принял в молодые годы, однако неизвестно, когда и от кого он был посвящен во иерея, а также когда и при каких обстоятельствах перешел в католицизм. Ф. Жепницкий утверждает, что В. имел степень д-ра теологии, но не уточняет, где он ее получил. Образованность, усердие и семейные связи способствовали церковной карьере В. 24 марта 1571 г. он подписался как епископский плебан (епархиальный приходской священник). В 1577 г. был каноником холмским и читал проповеди (изд. в 1584).
В 1581 г. был избран комендаторийным аббатом бенедиктинского аббатства в Сецехове. После смерти Стефана Батория приложил много усилий для избрания на трон Сигизмунда III Вазы. В знак признательности Сигизмунд III в 1589 г. назначил В. епископом-номинатом Киевским, с сохранением права управления аббатством. 5 июня 1592 г. папой Климентом VIII В. был канонически утвержден в сане епископа Киевского, но рукоположен так и не был. О состоянии дел в Киевском еп-стве в кон. XVI в. сведений очень мало. Известно, что не было ни кафедрального собора, ни резиденции епископа; к 1592 г. сохранился только один католич. доминиканский мон-рь с одним монахом. Укр. казачий гетман Ян Орышовский упоминает о намерении Киевского еп. Иосифа В. превратить в кафедральный костел древний храм Св. Софии, но осуществить эту затею ему не удалось из-за недостатка средств. Своей епископской резиденцией он сделал Фастов - имение, перешедшее к католич. епископам в 1560 г. Там был построен укрепленный замок с костелом, устроена типография. В. даже хотел перенести туда кафедру, но этот замысел не был реализован. Ему удалось вернуть под юрисдикцию Киевского католич. еп-ства ранее утраченные земельные владения.
В. прилагал усилия для обеспечения безопасности юж. и вост. границ Украины от набегов крымских татар и турок. Он предлагал осуществить заселение пустовавших земель, организовать школу для солдат, советовал разместить там рыцарские ордена крестоносцев и Гроба Господня и обещал оказать всяческое содействие для их обеспечения. В. пытался организовать антитур. лигу, одной из основных задач к-рой было освобождение от власти мусульман и обращение в католичество правосл. населения Балкан, и писал об этом папам Григорию XIV и Клименту VIII, имп. Рудольфу II и царю Феодору Иоанновичу. В 1597 г. на Варшавском сейме он выступил за объявление войны тур. султану.
В 1596 г. В. предложил великому коронному гетману Яну Замойскому проект создания Украинского княжества. Оно мыслилось В. в виде казацкой республики во главе с князем, состоящей в унии с Польским королевством и Великим княжеством Литовским. По замыслу В., шляхтичи «должны нести равные обязанности с Запорожским войском»; к княжеству присоединялась часть белорус. земель. Проект, разработанный с очевидной антимосковской направленностью, не был утвержден на Генеральном сейме, но укр. депутаты продолжали его использовать для достижения большей политической самостоятельности.
В. был ревностным сторонником обращения иноверцев в католицизм, он даже обратился к султану Мехмеду III с призывом принять крещение. Отличительной чертой его проповедей является веротерпимость, что можно связать с необходимостью консолидации общества перед лицом внешней опасности. Однако евреев, армян и цыган В. считал недостойными жителями края. Язык проповедей В. простой, краткий и ясный. Они были изданы католич. Могилёвским архиеп. Игнатием Головинским в 1854 г. В. писал произведения нравственно-дидактического содержания, ему принадлежит старейшее описание Киева.