Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕНИАМИН
7, С. 630-632 опубликовано: 7 декабря 2009г.


ВЕНИАМИН

Вениамин (Благонравов), архиеп. Иркутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА)
Вениамин (Благонравов), архиеп. Иркутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА)

Вениамин (Благонравов), архиеп. Иркутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА)
(Благонравов Василий Антонович; 20.01.1825, с. Тарадеи Шацкого у. Тамбовской губ.- 2.02.1892, Иркутск), архиеп. Иркутский и Нерчинский. Род. в семье священника Антония Колчева, при поступлении в Шацкое ДУ получил фамилию Благонравов. С 1840 г. обучался в Тамбовской ДС, в 1846 г. направлен в КазДА. Чудесное исцеление в 1847 г. во время эпидемии холеры в Казани укрепило желание В. Благонравова принять монашество, его духовным отцом стал проф. КазДА архим. Антоний (Радонежский), впосл. еп. Оренбургский. 27 авг. 1849 г. ректор КазДА архим. Григорий (Митькевич) в академической церкви постриг Благонравова в монашество, 9 окт. рукоположил во иеродиакона. После окончания академии 1-м магистрантом В. 31 окт. 1850 г. был оставлен бакалавром по кафедре церковной истории, 20 нояб. рукоположен во иеромонаха. Все свое время посвящал научным занятиям, лекции В., отличавшиеся богатством фактических данных, оживили интерес к изучению истории среди студентов. С 30 сент. 1852 г. по 3 июля 1856 г. являлся помощником инспектора академии. Был членом конференции академии (с 29 сент. 1854), внутреннего и внешнего правления, цензурного комитета (1856-1858). С начала издания академического ж. «Православный собеседник» (1855) входил в редакционный комитет. В 1855 г. возведен в звание экстраординарного профессора, с 28 нояб. следующего года архимандрит и ординарный профессор. В 1854-1858 гг. состоял также библиотекарем, в 1855-1856 гг. преподавал нем. язык, в 1858 г.- нравственное богословие. В 1856 г. ревизовал Вятскую и Уфимскую семинарии.

22 апр. 1858 г. назначен ректором Томской ДС, преподавал в ней догматическое и пастырское богословие. Стараниями В. при ДС были устроены общежитие и церковь, освященная осенью 1860 г. в честь свт. Иннокентия (Кульчицкого), иконой к-рого Томский еп. Парфений (Попов) благословил ранее открытие ДС. Назначенный в 1860 г. в Томск еп. Порфирий (Соколовский) 18 апр. 1861 г. отстранил В. и инспектора ДС иером. Владимира (Петрова) от исполнения обязанностей, обвинив в злоупотреблении казенными деньгами. После рассмотрения дела в Синоде обвинения были сняты. 23 авг. 1861 г. В. был назначен ректором Костромской ДС и настоятелем Богородицко-Игрицкого мон-ря, куда, однако, не успел выехать. 5 февр. 1862 г. по выбору имп. Александра II В. определено быть епископом Селенгинским, викарием Иркутской епархии.

4 апр. 1862 г. В. прибыл в Иркутск, 20 мая состоялась его архиерейская хиротония с вручением ему жезла свт. Иннокентия (Кульчицкого), первого Иркутского еп. Одновременно В. стал начальником Забайкальской духовной миссии с местопребыванием в Посольском в честь Преображения Господня мон-ре, основанном в нач. XVIII в. первыми забайкальскими миссионерами. К началу работы В. в качестве главы миссии в ней состояли 3 миссионера, не было причетников, миссионерских станов. При В. доход Посольского мон-ря возрос в 5 раз, во многом благодаря этому было устроено 12 станов с церквами и домами, христ. школами, в Посольском мон-ре открылись центральное уч-ще и богадельня для новокрещеных, построены братские корпуса, капитально отремонтированы оба монастырских храма, на берегу Байкала сооружена часовня свт. Николая. Архиерею принадлежал неосуществленный проект создания Миссионерского ин-та (Ин-та православных благовестников) с 2-годичным курсом обучения.

Большое значение в возбуждении сочувствия к миссионерскому делу не только в Сибири, но и в России имели письма В. к бывш. сослуживцу по Томской ДС архим. Владимиру (Петрову), печатавшиеся в духовных журналах под разными заглавиями (чаще как «Письма из Посольского мон-ря») и представлявшие собой отчеты о работе Забайкальской миссии. Как считал В., миссионерская деятельность должна сочетаться с русификацией бурят, что уменьшит влияние буддийских лам; большую роль в этом процессе он отводил рус. школам для местного населения. По мнению В., христ. просвещение бурят было целесообразно проводить после того, как значительная их часть примет Крещение. Знакомство с христианством должно осуществляться прежде всего через присутствие на богослужениях, что позволит лучше усвоить основы вероучения. В. поставил «ламский вопрос» и твердо проводил в жизнь свой взгляд, несмотря на нападки и обвинения в ретроградстве. В 1863 г. он представил Синоду записку «О ламском идолопоклонническом суеверии в Вост. Сибири» (Иркутск, 1882), в к-рой доказывал необходимость отмены правительственных льгот в отношении лам и ограничения власти языческих начальников над коренным населением, особенно христианами.

18 марта 1868 г. по рекомендации Московского митр. свт. Иннокентия (Вениаминова) В. был переведен на Камчатскую кафедру (епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский) с поручением наблюдать за Японской миссией. В 1872 г. посетил Японию, где встретился с иером. св. Николаем (Касаткиным) (впосл. архиеп. Японский) и благословил его на миссионерскую деятельность. В 1870 г. учредил в Благовещенске комитет Миссионерского об-ва. В том же году была открыта Благовещенская ДС (переведенная из Якутска), где могли обучаться и светские лица. После отъезда В. из епархии в ДС была учреждена стипендия его имени.

31 марта 1873 г. В. получил назначение на Иркутскую кафедру, прибыл в Иркутск 11 авг. За 19 лет его управления епархией было открыто 8 миссионерских станов и обращено в христианство ок. 40 тыс. коренных жителей, архиерей много внимания уделял просветительской деятельности среди старообрядцев и сектантов, в Иркутске активизировал деятельность противораскольнической миссии, к-рая до него существовала только на бумаге. Придерживался твердого убеждения, что Церковь должна находиться в тесном союзе с гос-вом и пользоваться его покровительством, в т. ч. в миссионерском деле. 16 апр. 1878 г. возведен в сан архиепископа.

В кон. июля - нач. авг. 1885 г. в Иркутске по инициативе В. и под его председательством состоялся съезд архиереев сибир. епархий по миссионерским вопросам. В работе съезда приняли участие епископы Томский и Семипалатинский Владимир (Петров), Енисейский и Красноярский Исаакий (Положенский), Селенгинский Мелетий (Якимов), Киренский Макарий (Дарский), Камчатский Гурий (Буртасовский), а также Таврический еп. Мартиниан (Муратовский). Съезд обратился к Синоду с предложениями учредить новые епархии в Сибири, увеличить число храмов, катехизаторских школ и др. В результате были учреждены Забайкальская (1894), а также Омская и Семипалатинская (1895) епархии.

На Иркутской кафедре В. активно занимался улучшением содержания духовных уч-щ (муж. и жен.), поддержанием нравственного и материального уровня иркутского духовенства, упорядочением церковного хозяйства, заботился об учреждении приходских попечительств и о составлении капитала для обеспечения вдов и сирот духовенства, учреждал церковноприходские б-ки и книжные склады. Среди важных начинаний В. было распоряжение и подробное наставление (изд. в янв. 1884) о внебогослужебном обучении детей основам христ. веры и молитвам. По инициативе архиерея в Иркутской ДС были введены новые предметы: преподавание монголо-бурят. языка, изучение шаманства, буддизма, медицины. В миссионерских школах епархии в 1873 - 1885 гг. обучалось 3750 детей.

В 1883 г. по благословению В. вышел 1-й т. (1862-1867) «Трудов православных миссий Восточной Сибири» (Иркутск, 1883), в к-ром собраны 98 записок миссионеров. Затем иркутский комитет Миссионерского об-ва выпустил еще 3 тома «Трудов» (Т. 2: (1868-1872). Иркутск, 1884; Т. 3: (1873-1877). Иркутск, 1885; Т. 4: (1878-1883). Иркутск, 1886). Записки, отчеты и дневники миссионеров, в т. ч. и самого В., содержащиеся в этих «Трудах», ранее были опубликованы в различных изданиях, в основном периодических. Собранные вместе, они были призваны «послужить средством привлечь к миссионерскому служению новых усердных деятелей».

Среди др. важных событий, относящихся ко времени пребывания В. на Иркутской кафедре,- закладка 17 апр. 1875 г. в Иркутске нового кафедрального собора, празднование 100-летия Иркутской ДС (22 сент. 1879) и 300-летия присоединения Сибири к России (6 дек. 1882). В 1883 г. в связи со 150-летием со дня кончины свт. Иннокентия (Кульчицкого) В. создал в Аларской степи храм-памятник по собственному проекту. В авг. 1883 г. было учреждено Киренское вик-ство Иркутской епархии с назначением епископа Киренского начальником Иркутской миссии и настоятелем иркутского Вознесенского мон-ря.

В 1886 г. В. был вызван для присутствия в Синоде (прибыл в С.-Петербург 17 сент.). В числе др. тем на заседаниях Синода им были подняты вопросы об улучшении работы противораскольнической миссии в Забайкалье, увеличении содержания для бедных причтов, открытии 2 катехизаторских школ. Участвовал в процессе присоединения к правосл. Церкви сирохалдеев-несториан, происходившем во 2-й пол. XIX в. В очень важном для В. вопросе - об ограничении влияния лам - не встретил офиц. поддержки, составил «Проект положения о последователях буддийского вероучения в Сибири» с «Объяснительной запиской». 30 авг. 1887 г. награжден бриллиантовым крестом на клобуке. Имел ордена св. Анны 1-й степени (1870) и св. Владимира 2-й степени (1874).

24 сент. 1887 г. вернулся в Иркутск. В 1890 г. избран почетным членом МДА. Скончался после непродолжительной болезни. Согласно своему желанию, был погребен в усыпальнице в нижнем этаже нового, еще не отстроенного иркутского кафедрального собора.

По отзывам современников, В. был блестящим преподавателем, умным администратором, ревностным миссионером, деятельным и разумно строгим владыкой. Пользовался большим уважением К. П. Победоносцева. После смерти В. кружком лиц во главе с графом и графиней Игнатьевыми был собран капитал 9 тыс. р. для учреждения стипендии его имени.

В. является автором многочисленных поучений, речей, заметок, записок о положении коренного населения и миссионерского дела в Сибири. Сделанное им всестороннее исследование о гольдах, орочах, гиляках, корейцах, чукчах и коряках (МоскЦВед. 1881. № 16) содержит много ценной информации. Документами церковно-исторического значения являются отчеты В. о деятельности сибир. миссий (Забайкальской, Амурской, Камчатской) за разные годы, печатавшиеся в «Иркутских ЕВ», «Записках Миссионерского общества», «Сборниках сведений о православных миссиях и деятельности православного Миссионерского общества», «Трудах православных миссий Вост. Сибири», «Страннике», «Православном обозрении», а также личная переписка.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. № 213 (форм. список); Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 65.
Соч.: Черты из жизни блаж. Феофилакта, архиеп. Болгарского // ПС. 1855. Кн. 1. С. 3-36; О мнимо-духовном христианстве в древние времена Церкви // Там же. 1856. Кн. 1. С. 27-71; 1857. Т. 1. С. 6-53; 1867. Т. 3. С. 3-47; Письма из Посольского мон-ря // Зап. Миссионерского об-ва. СПб., 1867. Вып. 2. С. 59-122 (то же // Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 292-348); Амурская духовная миссия в 1870 г. // Странник. 1871. Т. 3. С. 260-285 (отд. изд.: [Благовещенск на Амуре, 1871]); Беседа о вере с молоканами. М., 1871; Отчет преосв. Вениамина, еп. Камчатского, о состоянии Камчатской и Японской духовных миссий в 1872 г. Иркутск, 1873; Обязанности Рус. гос-ва по обращению раскольников и иноверцев к Православной Русской Церкви. Иркутск, 1882; Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников. Иркутск, 1884; Жизненные вопросы правосл. миссии в Сибири: Соч. СПб., 1885; Начальное обучение: Наставление приходским священникам о церк. обучении детей вере и благочестию. Тамбов, [1886]; Извещение о появлении в Иркутске ереси шалопутской и обличение ее // ЦВед. 1890. № 25. С. 817-821; Некролог, телеграммы по случаю смерти, речи при погребении, духовное завещание // Иркутские ЕВ. Приб. 1892. № 6. С. 1-2; № 8-17; Чернавский Н. Из переписки архипастырей: Письма высокопреосв. Вениамина (Благонравова), архиеп. Иркутского, и Григория (Митькевича), архиеп. Калужского, к преосв. Антонию (Радонежскому), еп. Оренбургскому. Оренбург, 1904; О христианском просвещении инородцев: 10 писем Н. И. Ильминскому за 1863-1884 гг. // ПС. 1905. Ч. 2. Июль-авг. Прил. С. 1-38 (2-я паг.); Автобиография высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского // Иркутские ЕВ. 1912. № 17. С. 483-493; № 18. С. 518-522; № 21. С. 586-602; № 22. С. 610-624; № 23. С. 647-656 (отд. изд.: Иркутск, 1913); Частная переписка высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского, с обер-прокурором Св. Синода К. П. Победоносцевым // Иркутские ЕВ. Приб. 1913. № 1. С. 2-18; № 2. С. 34-50; № 3. С. 71-77; № 9. С. 262-265; № 14/15. С. 432-436; № 18. С. 561-565; № 21. С. 670-676; Письма Вениамина, архиеп. Иркутского († 1892), к Казанскому архиеп. Владимиру († 1897) / Сост. К. В. Харлампович. М., 1913; Список тр. // Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 533-535.
Ист.: Поездка преосв. Вениамина, еп. Камчатского, в Японию // Странник. 1873. Т. 1. С. 158-160; Поездка… в Тункинский край в сент. 1874 г. // Иркутские ЕВ. Приб. 1874. № 50. С. 671-680; № 51. С. 681-689; № 52. С. 709-719.
Лит.: 25-летие епископского служения высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского и Нерчинского. Иркутск, 1888; Знаменский П. В. История КазДА. Каз., 1891-1892. Т. 1-3; Памяти высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского и Нерчинского. Иркутск, 1892; Харлампович К. В. К биографии Вениамина, архиеп. Иркутского // ХЧ. 1906. Июль. С. 133-155; Авг. С. 302-310; Сент. С. 442-459; Нестор (Анисимов), митр. Православие в Сибири // Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 510-514.
Т. А. Богданова
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Миссионеры Русской Православной Церкви Вениамин (Благонравов Василий Антонович; 1825-1892), архиепископ Иркутский и Нерчинский Забайкальская духовная миссия, православная миссия в Забайкалье в 1861-1918 гг. Иркутская и Нерчинская епархия (1852 - 1894) (см. также Иркутская митрополия Русской Православной Церкви)
См.также:
АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский
АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ
АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер
ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ВЛАДИМИР (Синьковский [Сеньковский] Филарет Алексеевич; 1845 - 1917), архиеп. Донской и Новочеркасский
ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский
ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед
ЕВСЕВИЙ (Орлинский Евфимий Поликарпович; 1806 - 1883), архиеп. Могилёвский и Мстиславский
ИННОКЕНТИЙ (Ястребов Илья Иванович; 1867 - 1928), архиеп. Астраханский
НИКАНОР (Каменский Никифор Тимофеевич; 1847-1910), архиеп. Казанский и Свияжский, миссионер