[Родригес де Сильва Веласкес; Rodriguez de Silva Velasquez (Velazquez)] Диего (1599, Севилья - 1660, Мадрид), исп. художник, один из величайших мастеров европ. и мировой живописи. Сын дворянина португ. происхождения, В. проходил обучение живописи в Севилье, в мастерской Ф. Пачеко. В ранних работах, часто посвященных истории НЗ («Христос в доме Марфы и Марии», 1618, Нац. галерея, Лондон; «Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид; «Явление Христа в Эммаусе», ок. 1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), религ. сюжет представлен как жанровая сцена и написан под сильным влиянием Караваджо, с резкими контрастами освещения, натурализмом в передаче различных фактур, провоцирующей динамикой жестов. Получив диплом мастера гильдии художников Севильи, в 1623 г. В. перебрался в Мадрид, где благодаря высоким покровителям и удачно выполненному портрету молодого монарха стал придворным живописцем. Для его профессионального роста решающими оказались знакомство с королевской коллекцией старых мастеров, прежде всего итал. художников эпохи Возрождения, а также поездки в Италию (в 1629-1631 и 1649-1651).
В 30-х гг. XVII в. наряду с быстрой адм. карьерой В. достиг больших успехов в живописи. Он создал ряд картин для загородного королевского дворца Буэн-Ретиро: галерею конных портретов членов королевской фамилии, знаменитое полотно «Сдача Бреды (Копья)» (ок. 1635, Прадо, Мадрид), на к-ром представлен момент передачи испан. полководцу ключей от голл. крепости. позы главных персонажей восходят к сцене встречи Авраама и Мелхиседека, о чем свидетельствует сравнение с фламандской гравюрой из числа «Иллюстраций к Библии», изданных в Лионе в 1555 г. В уравновешенном расположении противостоящих групп отсутствует демонстративное торжество победителей или униженность побежденных.
На портретах В., к-рые были основным жанром в его творчестве, представлены не только правящая семья, но и необычные персонажи, напр. придворные шуты. В. передает реальные особенности лиц придворных карликов, юродивых, подчеркивает психологические характеристики личности («Эль Примо», ок. 1644, Прадо, Мадрид). при скупости цвета приемы, используемые В. (открытый мазок, акварельные по густоте краски, пренебрежение узнаваемым пространством), создают эффекты близкого общения персонажей со зрителем, определенной нереальности изображаемого.
Полотна, созданные В. по возвращению из второго итал. путешествия, свидетельствуют о его возросшем внимании к творчеству великих итал. портретистов и колористов, прежде всего Тициана и Веронезе («Венера перед зеркалом», 1649-1651, Нац. галерея, Лондон). Духом соревнования с ними проникнуты такие работы, как портрет папы Иннокентия X (ок. 1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), где жаркая колористическая гамма, свободная техника мазка подчеркивают психологизм в воспроизведении сложной личности. Поздние работы В., роскошные и изысканные по цвету парадные портреты («Инфанта Маргарита Тереза Австрийская», ок. 1660, Прадо, Мадрид), а также сюжетные картины предстают вершиной не только его личных достижений, барочной культуры Испании периода Контрреформации, но и всего опыта европ. живописи: свободное владение цветом, построение многофигурных композиций, соединение неск. планов внутри картины («Пряхи», 1648, Прадо, Мадрид; фигуры ткачих на переднем плане и группа вдали, иллюстрирующая миф об Арахне) и неск. планов на полотне с пространством зрителя («Менины (Фрейлины)», 1656, Прадо, Мадрид). Картины В., скрытые в королевских дворцах и мало известные современникам, имели огромное влияние, напр. на творчество Ф. Гойи и художников XIX в., стоявших у истоков реализма и импрессионизма в европ., прежде всего франц., живописи (Э. Мане).