[Варахран, Бахрам; среднеперсид. Warahrān, Wahrām; сир. Waran; арм. Vahagn; нижнеперсид. Bahrāmm] (V в.), сасанидский шаханшах (420-438), сын и преемник шаханшаха Йездигерда I (399-420). Теофорное имя царя восходит к имени древнеиран. божества Вэрэтрагна. В лит. и исторической традиции раннеисламской эпохи В. известен под именем Бахрам Гор (Гур). После смерти отца вынужден был бороться с высшей иран. знатью, пытавшейся не допустить на трон прямых потомков Йездигерда. В начале царствования В. удалось провести молниеносную войну против эфталитов (белых гуннов) и очистить от врагов сев.-вост. часть Ирана. На западе страны В. пришлось вести войну с Византией, к-рая началась в 421 г. Поводом к ней послужил отказ визант. властей выдать христ. беженцев из Месопотамии и приграничных районов Персидской Армении. Бегство христиан в Византию было вызвано волной преследований, начавшихся незадолго до смерти Йездигерда I и доставшихся В. в наследство. Вдохновителем гонений был глава зороастрийского жречества Михр-Шапур, к-рый возбудил против христиан языческие племена арабов. Иран. военачальник Аспахбед, руководивший репрессиями, отказался выполнять данные ему инструкции и помогал христианам переправиться за границу. Вскоре и он нашел прибежище в Византии.
Греч. и сир. церковные летописи называют в числе мучеников за веру неск. знатных иранцев, тайно крестившихся и не отрекшихся от христианства даже под угрозой полной конфискации имущества и ссылки в отдаленные провинции державы. Война с Византией была недолгой и в 422 г. завершилась мирным договором, по к-рому христианам в Иране и зороастрийцам в Византии была предоставлена свобода вероисповедания.
В первые годы правления В. у христиан Ирана не было согласия по поводу кандидатуры нового патриарха (католикоса). В кон. 421 г. или в нач. 422 г. им был избран Дадишо, снискавший благорасположение шаханшаха защитой Хорасана (вост. оконечности сасанидского Ирана) от вторжения кочевых племен. Однако противники Дадишо, объединенные одним из хузистанских епископов, обвинили патриарха в лихоимстве и в натравливании зороастрийских жрецов на христиан. В результате оговора Дадишо был по приказу В. заключен в темницу и выпущен оттуда лишь благодаря вмешательству имп. Феодосия II. Дадишо после освобождения был настолько подавлен разногласиями в общине, что собирался сложить с себя полномочия католикоса. Но в 424 г. 36 епископов (т. е. большинство церковных иерархов Ирана) созвали поместный собор, на к-ром выразили Дадишо поддержку и настояли на отмене отречения. На этом соборе также была провозглашена независимость христ. церкви Ирана от визант. Церкви. Таким шагом собор пытался упрочить положение иран. христиан, при к-ром их нельзя уже было заподозрить в интригах с Византией против Ирана.
Правление В. отмечено также тем, что Армения, ранее бывшая вассальным царством, зависимым от Сасанидов, была преобразована в пограничную иран. провинцию.