находился в г. Каменец-Подольский, в Старом городе (совр. территория Национального историко-архитектурного заповедника «Каменец»). О существовании при Троицком кафедральном соборе монашеской общины впервые упоминается в акте об избрании епископа Львовско-Галицкого и Каменец-Подольского за 1641 г.
Троицкая ц. считалась древнейшей в городе. Археологическими исследованиями 1991-1998 гг. (В. Бевз, А. Мандзий) выявлены остатки деревянной церкви (до XIV в.) на фундаменте, сложенном из колотого известняка (Бевз. 1995). Этот храм был уничтожен пожаром. В горелом слое был выявлен каменный детский саркофаг с захоронением. На месте сгоревшего, вероятно в ХIV в., был возведен (возобновлен?) каменный бескупольный храм 3-конховой (3-лепестковой) планировочной структуры с башней-колокольней над притвором. Он имел крупные размеры (длина по оси «восток-запад» 27 м), неф, перекрытый коробовым сводом (Пламеницька. 2005. С. 78-81). Пол Троицкой ц. был выложен керамическими глазурованными плитками с рельефными изображениями (дубовый листок, геометрические и растительные орнаменты), в т. ч. геральдических сюжетов (лев, грифон). Церковь представляла характерный для средневек. Подолья тип храма, приспособленного к обороне (Там же).
Видимо, уже в период литов. правления Троицкая ц. была соборной. В 1805 г. настоятель К. м. архим. Даниил, ссылаясь на грамоту, хранившуюся в магистрате, сообщал, что в кон. XIV в. подольский кн. Юрий Кориатович предоставил каменецкой Троицкой ц. 60 дес. земли с 9 крестьянскими дворами на «чернечем поле» («монашеском поле») на каменецком предместье Русские фольварки; ей была подчинена находившаяся там монастырская Воскресенская ц. (Доронович. 1883. С. 184-185). В документе 1582 г. о передаче вдовой каменецкого мещанина Григория Табковича Гапкой своей усадьбы на Троицкой ул. во владение церкви она названа как «кафедральная церковь Святой Нераздельной Троицы» (Сецинский. 1895. С. 134). В 1593 г. «соборную церковь Живоначальной Троицы» упоминает московский паломник Трифон Коробейников (Отчет Трифона Коробейникова. 1889. С. 89).
В акте 1641 г. об избрании епископа Львовско-Галицкого и Каменец-Подольского наместником Каменец-Подольской кафедры, входившей в состав Львовско-Галицко-Каменецкой епархии, назван мон. Феодор. В акте 1641 г. об избрании епископом Львовским и Каменец-Подольским Арсения (Желиборского) он подписался как «Феодор, наместник Каменца-Подольского с духовенством и тремя братствами» (Памятная книжка Подольской губ. 1859. С. 10). По предположению историка Д. А. Синицкого, к сер. XVII в. Каменец-Подольской кафедрой управляли совместно 2 клирика: один из белого духовенства, другой из монахов. Уже тогда при кафедральном Троицком соборе существовали монашеская община, Троицкое братство, о деятельности которого известно немного. В ведении братства пребывали школа, госпиталь, а также приходская Воскресенская ц. в Русских фольварках (при Воскресенском храме ок. 1374-1452 гг. существовал муж. мон-рь, основанный кн. Юрием Кориатовичем, в 1452 г. при каменецком старосте Феодоре Бучацком обращенный в приход) (Синицкий. 1868. № 18. С. 576-586).
В период с 1672 до 1699 гг. Каменец-Подольский был столицей Каменецкого эйялета (провинции Османской империи). Все правосл. храмы города были обращены в мечети. Свято-Троицкая ц. также стала мечетью и центром мусульм. прихода, учрежденного 2-м визирем Мусахибом Мустафой. Преобразование храма в мечеть сопровождалось перестройкой: в 1672-1673 гг. верхний ярус оборонной башни-колокольни (вероятно, поврежденный во время осады города турками) был разобран и вместо него устроен небольшой минарет в виде каменного столба высотой ок. 10 м.
В период тур. владычества правосл. клирики К. м. выехали из Каменца. Под 1675 г. впервые упоминается кафедральный наместник Игнатий Олешкевич и «духовный Св. Троицы» Стефан Краковецкий, однако последний был представителем уже белого духовенства (в то время как Игнатий Олешкевич, вероятно, относился к монашествующим). Указанные клирики на тот момент временно проживали в эвакуации во Львове. Весь архив К. м. был уничтожен, поэтому ранняя история обители мало изучена. Как отмечается в судебном акте от 12 янв. 1749 г., К. м. существовал до 1672 г., т. е. до взятия Каменца турками (Там же. № 21. С. 693-694).
После возвращения города в ведение Польши и заключения польск. королем 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей Сейм 1699 г. запретил селиться в Каменце православным и евреям. Должности в городских учреждениях имели право занимать только мещане-униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок указом правосл. еп. Львовско-Галицкого и Каменецкого Иосифа (Шумлянского), тайно перешедшего в унию, принимавшие город комиссары опечатали все правосл. храмы, оставив только Иоанно-Предтеченскую ц. 2 монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. С тех пор Троицкий и др. каменецкие храмы пребывали в ведении Львовских униатских епископов и управлялись официалами, а позже - василианами каменецкого Троицкого мон-ря. С 1700 г. все каменецкие церкви стали униатскими (Сецинский. 1895. С. 119-120; Петрушевич. 1874).
Не позднее дек. 1700 г. кафедральный наместник Каменец-Подольский свящ. Стефан Краковецкий вместе с Каменец-Подольским Троицким братством перешел в унию. Т. о., уже в 1699-1700 гг. монастырской общины при Каменец-Подольской кафедре не было. Троицкий храм оставался приходским, при нем существовало лишь правосл. Троицкое братство, впосл. отпавшее в унию.
Троицкая ц. принадлежала белому униат. духовенству до 1722-1724 гг., когда управляющий Львовской униат. епархией еп. Афанасий Шептицкий перевел свящ. Стефана Краковецкого в городскую Петропавловскую ц., а при кафедральном Троицком соборе основал мон-рь василиан под рук. мон. Машкевича. Образование униат. мон-ря вызвало конфликт между василианами и правосл. Троицким братством, под патронатом к-рого находилась Воскресенская ц., в то время разрушенная. Братчики приготовили бревна для постройки нового храма. Василиане собирались забрать и эту церковь вместе с землей. Суд признал право на Воскресенскую ц. за василианами, и в 1730 г. они построили деревянный храм, описанный в 1758 г.: «Структуры приличной, вроде костела, с одним куполом посередине и с бабинцем, пристроенным в 1751» (Сецинский. 1895. С. 136). Конфликт между братчиками и василианами, продолжавшийся неск. лет, повлек за собой множество недостойных поступков с обеих сторон, перерос в столкновения верующих, была разрушена усадьба Воскресенской ц. Василиане разогнали Троицкое братство, признав его ненужным при униат. храме, и создали свое во имя св. Онуфрия.
В 1735 г. греко-католич. еп. Афанасий Шептицкий подписал устав нового братства, а в 1742 г. за василианами были признаны спорные владения на Русских фольварках. В 1740 г. еп. Афанасий Шептицкий отстранил белое духовенство и от управления движимым и недвижимым имуществом Каменец-Подольской униат. кафедры, назначив новым кафедральным «официалом» (наместником) василианского мон. Иосафата Пруницкого. Эти решения привели к длительному конфликту между каменец-подольскими василианами и униат. приходским духовенством. В 1746 г. Иосафат, пользуясь поддержкой со стороны А. Шептицкого, усилил поборы с духовенства 8 каменецких приходских церквей. В ответ духовенство образовало в 1747 г. свой капитул под руководством новоизбранного официала Иоанна Плисского, к-рый в 1748 г. вызвал василиан в суд, обвинив их в том, что они грабили церкви, были зачинщиками беспорядков в Троицком братстве, незаконно вторгались в жизнь приходов и не признавали власть белого духовенства. В 1749 г. василиане не впустили иорданский крестный ход белого духовенства в свой мон-рь, заперев ворота. В ответ Каменецкий консисторский суд запретил Каменецкому настоятелю Иосафату Пруницкому совершать богослужения и потребовал удалить василиан из обители. Обвинения подтвердил администратор Каменецкой епархии, униат. еп. Перемышльский и Самборский Онуфрий Шумлянский. Но василиане апеллировали к папскому нунцию, и тот 13 марта 1749 г. разрешил спор в их пользу, освободив василиан от отлучения и прещений.
С 1749 г. Троицкому униат. мон-рю были подчинены все обители Подольского воеводства (Rolle. 2004). Передача соборной Троицкой ц. униатам оказалась значительной потерей для правосл. общины Каменца. В 1751 г. василиане достроили в Воскресенской ц. бабинец (нартекс), о чем упоминает униат. акт визитации церквей Каменца за 1758 г. Однако впосл. храм пришел в упадок и уже в 1783 г. находился в аварийном состоянии.
В течение XVIII в. униат. мон-рь был перестроен василианами в пределах древней церковной усадьбы, занимавшей неправильный прямоугольник длиной 70 м между Зарванской и Троицкой улицами и выходившей на Троицкую пл. Значительную часть усадьбы занимал сад. В 1749 г. Троицкая ц. была восстановлена: на месте минарета, разобранного вскоре после 1699 г., над притвором сооружена башня-колокольня с барочным шатровым завершением, увенчанным главкой. Новая колокольня была несколько ниже «дотурецкой», имела упрощенный декор фасадов в стиле провинциального барокко и завершение в виде сферического купола со шпилем. К югу от церкви еще с XVII в. стоял каменный «Владычный» дом с подвалом (Сецинский. Ист. сведения о приходах и церквах. 1895. С. 31). Он образовал центральный ризалит возведенного в 40-х гг. XVIII в. восточнее церкви 2-этажного корпуса келий длиной ок. 30 м, расположенного с отступом от Зарванской ул. Архитектура здания с односторонним рядом помещений вдоль длинного коридора была предельно простой: крыльцо, 3 широких контрфорса на зап. фасаде и центральный ризалит на восточном придавали ему архаичный вид. Второй длинный дом был построен вдоль Троицкой ул. (эти здания, а также церковь с перестройками нач. XIX в. зафиксированы на чертеже 1835 г.).
В 1750 г. решением Польского сейма в подчинение К. м. были переданы все василианские мон-ри Подольского воеводства. С 1759 г. при обители существовала школа богословия. До 1781 г. монастырский Троицкий храм одновременно являлся кафедральным собором, но с 1781 г. такой статус получил храм св. Иоанна Крестителя. В 1781 г. к К. м. был приписан ставший униатским бакотский Михайловский муж. мон-рь с имениями (Бакота, Дурняковцы и Студеница).
Униат. Троицкий мон-рь просуществовал до кон. XVIII в. По высочайшему указу от 12 апр. 1795 г. в Каменецкой обл. учреждалась Брацлавская и Подольская епархия. Тем же указом в епархии основывались муж. и жен. обители «из лучших униатских монастырей». В нояб. того же года униат. Троицкий мон-рь был обращен в православный. Из каменецких василиан в обители остался только один мон. Иосиф Банульский, впосл. перешедший в Каменец-Подольский мон-рь «кармелитов босых». В 1805 г. Каменец-Подольский городской суд пересмотрел дело о выселении василиан из мон-ря, признал пребывание в нем правосл. монахов незаконным и присудил вернуть его василианам. Только вмешательство департамента Сената, куда обратился правосл. еп. Иоанникий, прекратило спор, к-рый длился долгое время: Сенат признал, что суд превысил свои полномочия. Троицкий мон-рь остался православным и был включен в штат первоклассных, что было подтверждено решением Синода в 1842 г. С 1806 г. настоятели были одновременно ректорами Подольской ДС. По штату от 1 янв. 1842 г. в К. м. разрешалось проживать наместнику, 8 иеромонахам, 4 иеродиаконам, 3 монахам и 5 послушникам. Настоятели служили в сане архимандрита, с 1806 г. они также являлись ректорами Подольской ДС.
В этот период над средокрестием Троицкой ц. появился деревянный купол правосл. храма. В 1835 г. епархиальный архит. А. Островский разработал проект перестройки мон-ря со сносом старой Свято-Троицкой ц. и строительством на ее месте 4-столпного храма с большим центральным куполом и 4 угловыми главами-колокольнями в классицизирующем русско-визант. стиле с характерным куполом луковичной формы и такой же формы главами колоколен. По архитектуре и объемно-пространственному решению храм напоминал Десятинную ц. в Киеве (1828-1842; архит. В. П. Стасов). Проект реконструкции Троицкого мон-ря предусматривал перестройку келий и расширение обители на юг. Была присоединена соседняя усадьба с постройками, келии расположились в 2-этажном здании Г-образной формы. Но реконструкция не была проведена из-за недостатка средств, лишь на Свято-Троицкой ц. был возведен каменный купол на высоком барабане вместо деревянного. В 1838 г. в нижнем этаже монастырского корпуса была устроена теплая ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, к-рую в 60-х гг. XIX в. перенесли на 2-й этаж (Там же. С. 30). В те же годы вдоль вост. границы мон-ря, выходившей на Зарванскую ул., построили 2 одноэтажных флигеля, к-рые монахи сдавали в аренду под торговые лавки. Впосл. они были объединены в один корпус.
К. м. возглавляли архимандриты: в 1796-1800 гг. Созонт (Сокольский), в 1800-1806 гг. Даниил (Натток-Михайловский; впосл. архиепископ Могилёвский и Витебский), в 1806-1808 гг. Иннокентий (Ставницкий), в 1809-1813 гг. Стефан (Романовский), в 1813-1824 гг. Георгий (Ящуржинский; впосл. архиепископ Тобольский и Сибирский), в 1828-1834 гг. Гедеон (Вишневский; впосл. епископ Полтавский), в 1834-1839 гг. Нафанаил (Савченков; впосл. архиепископ Черниговский и Нежинский); в 1839-1844 гг. Софония (Сокольский; впосл. архиепископ Туркестанский и Ташкентский), в 1844-1852 гг. Иоасаф (Покровский), в 1852 (1853 ?)-1856 гг. Евфимий (Хреновский), в 1857-1860 гг. Алексий (Новосёлов; впосл. епископ Екатеринославский и Таганрогский), в 1861-1864 гг. Палладий (Пьянков; впосл. епископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1864-1867 гг. Феогност (Лебедев; впосл. архиепископ Псковский и Порховский). В обители принял монашеский постриг буд. архиепископ Модест (Стрельбицкий). В 1799-1806 гг. в К. м. проживал и в 1819 г. был похоронен 1-й правосл. еп. Каменец-Подольский и Брацлавский Иоанникий (Никифорович-Полонский).
После учреждения 9 нояб. 1866 г. Балтского вик-ства Каменец-Подольской епархии К. м. управляли епископы Балтские и их наместники. Их усилиями в кон. XIX в. при К. м. было основано Каменец-Подольское Троицкое правосл. миссионерское братство, организовавшее в 1904 г. свою типографию. С 1905 г. братство издавало «Подольский Троицкий православный народный календарь». Типография при К. м. была упразднена в апр. 1919 г. путем присоединения к губернской типографии.
С 8 нояб. 1917 г. настоятелем К. м. являлся отправленный на покой бывш. епископ Подольский и Брацлавский Митрофан (Афонский), похороненный в обители в 1920 г. Не позднее 1922 г. К. м. был закрыт; братия перешла в др. обители, а Троицкий собор мон-ря стал приходским храмом. В 1933 г. он был закрыт, и по решению властей приспособлен под здание антирелиг. музея, в 1935 г. взорван и разобран до фундаментов.
Главной святыней К. м. была местночтимая чудотворная икона прп. Онуфрия, находившаяся в большом киоте в Троицком соборе обители; еще с 1790 г. она упоминалась в документах как основная реликвия Каменецкого Троицкого братства.
В 1935 г. Троицкая ц. в числе др. храмов Каменца-Подольского была разрушена. На ее месте до 1991 г. был небольшой сквер с фонтаном. В 1991-1998 гг. совместной украинско-амер. экспедицией проводились археологические исследования фундаментов. В нач. XXI в. местное руководство неоднократно обещало передать келейный корпус для открытия мон-ря УПЦ. В 2005 г. Каменец-Подольский горсовет передал неск. комнат-келий на территории монастырского здания ордену василиан, к-рый открыл в них свою «монашескую резиденцию», вошедшую в состав Тернопольско-Зборовской униат. епархии. Этот же орден в 2005-2010 гг. восстановил на древних фундаментах Свято-Троицкой ц. новый храм. Но монашеская жизнь не возродилась, и декретом местного униат. епископа в авг. 2010 г. Свято-Троицкий храм был преобразован в приходский.
Научное изучение храма до разрушения в 1935 г. не проводилось. Схематический обмер его плана опубликовал прот. Евфимий Сецинский. В процессе археологических исследований фундаментов памятника в 90-х гг. XX в. были выявлены остатки первоначального древнерус. храма, а также немногочисленные артефакты, в числе к-рых - глазурованные плитки пола с рельефами ХIV в., каменный детский саркофаг, 2 медные погребальные иконки с изображением Богородицы.