(† 250 или нач. IV в.(?)), мч. (пам. 29 июля). Сохранились дометафрастово Житие К. (BHG, N 286у), Житие с Похвальным словом (BHG, N 286z), Житие блж. Симеона Метафраста (BHG, N 287), сокращенное Житие в Императорском Минологии 1034-1041 гг. (BHG, N 287е) и краткие Жития в составе Синаксарей.
К. происходил из Киликии (М. Азия). Проповедуя христ. веру, он обходил города и селения. В г. Анкира (ныне Анкара) в Галатии К. обратил ко Христу мн. жителей, за что был схвачен язычниками и приведен на суд к правителю Сакердону, рьяному идолослужителю и гонителю христиан. К. отказался поклониться идолам, призвав правителя оставить языческие заблуждения и уверовать в истинного Бога. Сакердон велел бить К. воловьими жилами, а затем, повесив на дереве, строгать его тело железными когтями. Хотя от глубоких ран стали видны кости мученика, К. восхвалял Христа и, укрепляемый Его благодатью, не ощущал боли. Тогда Сакердон велел обуть К. в железные сапоги с острыми гвоздями внутри и гнать его перед лошадьми до г. Гангры в Пафлагонии и там предать мученика сожжению. Он решил казнить К. в Ганграх потому, что в этом городе святой обратил в христианство мн. жителей. Сакердон полагал, что, увидев мученическую кончину К., новообращенные испугаются и возвратятся к прежней вере. Обутый в железные сапоги с гвоздями, мученик шел впереди лошадей и пел псалмы, как бы не ощущая боли. Они прошли 60 рим. миль и достигли места, называемого Матрика, воины и кони изнемогали от солнечного июльского зноя и жажды. Воины стали просить святого, чтобы он помолился Христу и Тот дал им воды. По молитве К. из придорожного камня забил источник.
В Ганграх К. сам вошел в приготовленную раскаленную печь и с молитвой предал дух Господу. Когда огонь потух, его тело было обнаружено невредимым и похоронено христианами. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) добавлено, что мощи К. были погребены на месте его казни.
Лаврентий Сурий считал датой кончины К. 250 г., кард. Цезарь Бароний - 254 г. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествил правителя Сакердона, известного также из Жития сщмч. Климента Анкирского и мч. Агафангела, с одноименным сановником, гонителем христиан, жившим при имп. Галерии.
К-польский патриарх Македоний II умер в 516 г. в ссылке в Ганграх и был похоронен в ц. св. Каллиника близ его мощей. Паломник Феодосий ок. 530 г. посетил гробницу К. в Ганграх (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 15). В наст. время в мон-ре прор. Илии на о-ве Тира (Санторин) и в мон-ре Агиас на о-ве Андрос хранятся частицы главы мч. Каллиника, однако нет уверенности, что они принадлежат святому, пострадавшему в Ганграх, а не кому-либо из одноименных мучеников (Meinardus О. F. Л. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 153).
Согласно Типикону Великой ц. (IX-XI вв.) и Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), в день памяти К. торжественное богослужение (синаксис) совершалось в освященных во имя этого святого церквах близ моста Юстиниана и в Петрии. В К-поле существовали еще 2 церкви во имя мч. Каллиника (Janin. Eglises et monasteres. P. 275).
Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 352) 29 июля без богослужебного последования.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. К. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 476) последование К. состоит из канона авторства Игнатия, цикла стихир-подобнов и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 172) 29 июля совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Аналогичные указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 228). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. К. назначаются общий отпустительный тропарь ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ ( ), кондак Τὰ ἄνω τερπνά̇ ( ). В первопечатном Московском Типиконе 1610 г. в день памяти К., 29 июля, совершается служба с пением на утрене «Аллилуия». Начиная с исправленного издания Типикона 1682 г., ориентированного на греч. богослужебные книги, К. назначается служба с «Бог Господь» и тропарем.
Последование К., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь мученику (в греческих - общий мученикам); кондак 2-го гласа (только в славянских); канон с акростихом ᾿Αθλητὰ Καλλίνικε, τὴν ᾠδὴν δέχου εὐμενῶς (Страдалец Каллиник, песнь прими благосклонно) 4-го гласа, ирмос: ῞Αρματα Θαραώ̇ ( ), нач.: ῞Αρματι νοητῷ ἐπιβάς (На колесницу мысленную всед); цикл стихир-подобнов; седален.
По рукописям известны песнопения К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон без акростиха 2-го гласа, ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσέ ποτε̇ ( ), нач.: Καλλινίκῳ στέφει καλλυνθείς, κάλλιστε Καλλίνικε (Победным венцом украшенный, прекрасный Каллиник); канон, составленный Георгием Никомидийским, с акростихом Πόθῳ γεραίρω Καλλίνικον τὸν μέγαν. Γεώργιος (Ревностно чту Каллиника великого. Георгий) 4-го гласа, ирмос: Τριστάτας κραταιούς̇ ( ), нач.: Παράδεισος τερπνός (Рай радостный) со 2-й песнью (Ταμεῖον. Σ. 257).