[лат. Cadocus; валлийское Cadoc, Catwg] (VI в.?), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 25 сент.), основатель мон-ря Лланкарван (Нанткарван; ныне сел. Лланкарван, Юго-Вост. Уэльс). Основные источники сведений о К.- 2 Жития, составленные в XI-XII вв. Ливрис, автор пространного Жития К. (кон. XI в.), сын Гламорганского (Лландафского) еп. Херевальда (1056-1104), был архидиаконом Гламоргана и главой школы в Лланкарване. Текст Жития с рядом более поздних вставок и дополнений, в т. ч. авторских, сохранился в 3 рукописях, самая ранняя - Lond. Brit. Lib. Cotton. Vespasian. A. XIV (ок. 1200). Житие, составленное Ливрисом, получило известность в Уэльсе и повлияло на творчество валлийских агиографов. Менее популярной оставалась переработка Жития, выполненная в 1-й пол. XII в. Карадоком из Лланкарвана, ему принадлежит также Житие св. Гильды (BHL, N 3542) и, возможно, еще нек-рые жития валлийских святых (Davies J. R. 2003. P. 133-138). Текст Жития К., составленного Карадоком, сохранился только в рукописи Goth. MS 1. 81. Fol. 156r - 161r (нач. XIV в.), где приведено лат. двустишие: «Это сочинение Карадока Нанткарванского; кто прочтет, пусть поправит - так пожелал сочинитель» (Nancarbanensis dictamina sunt Caradoci: qui legat, emendet; placet illi compositori). В сб. «Новая легенда Англии» содержится краткая версия Жития К., составленная Иоанном из Тайнмута (BHL, N 1493). В средние века в аббатстве Св. Креста в Кемперле (Бретань) хранилась рукопись Жития К., впосл. утраченная. Вероятно, к ней восходят чтения оффиция на день памяти святого в бревиарии мон-ря Кемперле. Эти чтения были положены в основу сказания о К., составленного Альбером Ле Граном. О К. упоминается в житиях др. валлийских святых, прежде всего св. Ильтуда (BHL, N 4268) и св. Татея (Татана) (BHL, N 7987), а также в ирл. и лат. версиях Жития св. Финниана (Vitae Sanctorum Hiberniae ex Codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi / Ed. W. W. Heist. Brux., 1965. P. 97-99; Lives of Saints from the Book of Lismore / Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 75-76; там К. назван Катмаэлом). В рукописи Cotton. Vespasian. A. XIV к Житию, составленному Ливрисом, приложены родословия К., согласно к-рым святой якобы происходил от имп. Октавиана Августа и от ирл. правителей, а также документы по истории Лланкарвана.
В Житии К. много внимания уделено защите прав и привилегий общины Лланкарвана. В ряде эпизодов описывается покровительство, которое святой оказывал тем, кто относились к нему и к его церкви с почтением. Особое внимание уделено карам, настигавшим врагов святого. К. представлен «как «проклинающий святой», чья власть над стихиями, жизнью и смертью, силами природы равно проявляется в его способности причинять вред и приносить пользу» (Davies W. 1982. P. 177). В сочинении Ливриса описывается противостояние К. и могущественных правителей (Артура, Маэлгуна, Руна), притеснявших клириков. Агиограф утверждает, что среди валлийских святых К. пользовался наибольшим авторитетом. Во время его отсутствия св. Давид созвал Собор, на к-ром был признан старшим церковным иерархом Британии. К. был возмущен этим известием и стал молиться, чтобы Давида постигло наказание (описанный в Житии пост «против Бога» с целью добиться исполнения желаний известен в ирландской агиографии, см.: Binchy D. A. A Pre-Christian Survival in Mediaeval Irish Hagiography // Ireland in Early Mediaeval Europe: Studies in Memory of K. Hughes / Ed. D. Whitelock et al. Camb., 1982. P. 165-178). Явившийся ангел указал К. на то, что его поступок не соответствует христианскому милосердию. В утешение ангел дал святому ряд обещаний, в т. ч. о том, что все обитатели Лланкарвана будут спасены. В этом эпизоде, который является более поздней вставкой, отражено соперничество между крупными церковными общинами Уэльса.
Важную роль в Житии К. играет мотив странствий. Согласно Ливрису, святой много путешествовал, 3 раза посетил Иерусалим, 7 раз Рим, совершил паломничества к горе св. Михаила (о-в Сент-Майклс-Маунт у побережья п-ова Корнуолл) и в храм св. Андрея (на месте совр. г. Сент-Андрус, Шотландия).
К Житию добавлено сказание о кончине К., вероятно, написанное самим Ливрисом. Состарившись, святой поручил управление обителью Лланкарван ученику Элли, после чего скрылся в облаке и был чудесным образом перенесен в г. Беневент (ныне Беневенто, Италия), где в это время скончался аббат. По указанию ангела приор посоветовал жителям избрать на его место К., прозванного Софиас, т. к. он был исполнен мудрости. Ежегодно святого навещали Элли и другие ученики, оставшиеся в Британии (из них 8 чел. были похоронены в Беневенте). После кончины местного епископа К. по воле ангела был возведен на кафедру. Вскоре на город напали враги, к-рые убили святого в храме во время богослужения. Над могилой К. была построена базилика, бриттам был запрещен доступ в храм из опасения, чтобы они не похитили мощи святого. Тем не менее останки К. впосл. были вывезены в Лланкарван, где от них совершались чудеса. Согласно Карадоку, К. прибыл в Беневент во время паломничества в Рим, он не имел епископского сана и умер своей смертью.
У исследователей нет единого мнения относительно интерпретации этих сведений. Поскольку предание о том, что К. удалился в Италию и занимал Беневентскую епископскую кафедру, не может быть признано достоверным, исследователи предлагали локализовать упомянутый Ливрисом г. Беневент в Британии. По этой версии, К. погиб во время нападения саксов, его могила находилась на захваченной врагами территории и оставалась недоступной для бриттов (Baring-Gould, Fisher. 1908. P. 33-36). Др. исследователи указывали на существование в Беневенте храма Св. Софии, который служил дворцовой церковью лангобардских герцогов. Возможно, некий паломник из Уэльса посетил этот храм и отождествил с К. одного из святых, чьи мощи там почивали (Tatlock. 1939. P. 346). По мнению др. авторов, сказание о гибели К. в Беневенте - вымысел, позволявший объяснить отсутствие мощей святого в Лланкарване. Согласно этой версии, мощи К. были спрятаны во время англо-нормандского завоевания Юж. Уэльса, когда церковь в Лланкарване была подчинена аббатству св. Петра в Глостере (Brooke. 1963; Dumville. 1987).
Решение проблемы исторической достоверности Жития К. затрудняется немногочисленностью более ранних сведений о святом и хронологическими несоответствиями. Согласно Ливрису, К. был современником неск. известных брит. и ирл. церковных деятелей и правителей VI в. Агиограф утверждает, что К. учился в Лес-Море, но эта обитель, согласно ирл. анналам, была основана св. Мохуту (Картахом) незадолго до кончины († 637). В Житии сообщается, что по указанию К. его ученик Финниан разрешил спор между св. Гильдой и св. Давидом о церковном первенстве в обл. Дивед (Юго-Зап. Уэльс). В др. источниках Финниан отождествляется со св. Финнианом из Клуан-Ирарда (ныне Клонард, графство Мит, Ирландия), который скончался в 549 г. Кончина св. Гильды в ирл. анналах отнесена к 567, 570 или 577 г., в валлийских «Анналах Камбрии» - к 569 г. (см.: Чехонадская. 2003. С. 37-43). Св. Давид умер в 589 г. (согласно ирл. анналам) или в 601 г. (согласно «Анналам Камбрии»). Колокол, подаренный К. св. Гильдой, первоначально предназначался для Римского папы Александра (вымышленное лицо). Существование в VI в. паломнических центров на горе св. Михаила в Корнуолле или в Сент-Андрусе в Шотландии вызывает сомнение. С. Баринг-Гулд и Дж. Фишер предложили датировать рождение К. ок. 497 г., кончину - ок. 577 г. (Baring-Gould, Fisher. 1908. P. 36), но эта датировка является условной.
Согласно Э. Хенкен, имя К. происходит от кельт. *cat