[древнеевр. - община], 1) в широком смысле: в ВЗ одно из обозначений общины Израиля; 2) в узком смысле: форма евр. самоуправления в Польше в XVI-XVIII вв. и в Российской империи между 1772 и 1884 гг. В русскоязычной лит-ре слово «кагал» чаще используется во 2-м значении; соответствующий ветхозаветный термин, как правило, передается лат. транслитерацией или евр. графикой.
термин регулярно используется для обозначения Израиля как общины верующих, имеющей теократическую форму управления. Формы слова и образованного от него глагола (собирать, созывать) засвидетельствованы в масоретском тексте ВЗ 162 раза. Исходное значение слова - «группа людей». Так, в Быт 35. 11 выражение означает «собрание народов» (в синодальном переводе - «множество народов») (ср.: Быт 28. 3; 48. 4). Септуагинта передает это значение словом συναγωγή - собрание. В Быт 49. 6 слово использовано в негативном смысле - как указание на собрание людей, замысливших злое дело,- и соотнесено со словом - «тайный совет, совещание ради достижения какой-либо цели». В Иез 16. 40; 23. 46 означает группу людей, вызванных для исполнения судебных обязанностей. В бытовом, несакральном значении К. может в равной степени обозначать как собрание израильтян (военное, судебное и т. д.- (Суд 20. 2)), так и собрание враждебных по отношению к Израилю народов (Иез 17. 17; 38. 4). В Суд 20. 2 и Иез 17. 17 также связывается с собранием людей, готовых к войне; указание на «народ Господень» в Суд 20. 2 не означает, что термин наделяется в этом контексте сакральным смыслом.
Прор. Моисей и народ Израиля. Миниатюра из Библии Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. Б/н. Fol. 49v)
Прор. Моисей и народ Израиля. Миниатюра из Библии Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. Б/н. Fol. 49v) Во Втор 9. 10; 10. 4; 18. 16 слово
указывает на процесс созывания народа:
- это день дарования Торы, когда народ был призван к подножию горы Синай «в сретение Бога» (см.: Исх 19. 17). Здесь понятие общины выступает в сакральном значении. К. как теократическая община часто обозначается выражением
(Нав 8. 35; в общей сложности 10 раз в ВЗ) или
(Числ 16. 3; в общей сложности 10 раз в ВЗ). Сакрализованное употребление термина
неразрывно связано с конкретно-национальным пониманием К., но это не исключает употребления понятия К. в религиозном смысле по отношению ко всем, кто готовы принять истинного Бога («собери (
) народ… и пришельцев твоих (
), которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего» - Втор 31. 12). Т. о., К. означает всю совокупность народа («…пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них» - Нав 8. 35; ср.: Втор 12) и соотносится со словом
(см.: Нав 18. 1: «Все общество сынов Израилевых (
) собралось (
) в Силом...»). В то же время в Лев 4. 13 понятия
и
четко противопоставлены: «Если же все общество Израилево (
) согрешит по ошибке, и скрыто будет дело от глаз собрания (
)…» Возможно,
обозначает здесь часть общества (
), наделенную судебными полномочиями. В этом случае знаменательна параллель между Лев 4. 17 и Иез 16. 40; 23. 46, где термин К. (
) напрямую связан с указанием на выполнение судебных функций. Такое же ограничение значений слова «кагал» следует принять и для Втор 19, где приводится перечень ограничений при вхождении в «общество Господне» (
), связанных как с телесными недостатками, так и с родословной человека. Тем не менее в Свящ. Писании К. не выступает в роли конкретной общественной орг-ции с четко определенными функциями. Убедительным представляется разграничение
и
связанное не с количественным и качественным, а с функциональным различием этих понятий: К. (
) - это община (
), созванная по к.-л. конкретному случаю (TDOT. Vol. 12. P. 554). Такое разграничение подтверждается наиболее частой формой перевода термина
в LXX - ἐκκλησία - от глагола ἐκκαλέω - созывать. Я. Мильгром видит в Лев 4. 13 не противопоставление и разграничение 2 понятий, а стремление объяснить значение непонятной реалии. По мнению Мильгрома, изначальным базовым термином, обозначавшим совокупность племен (колен) Израиля, выступало слово
. Оно служило выражением самоидентификации народа, не обладавшего единой гос. системой. В эпоху монархии в качестве базового термина, обозначающего общину, выступало слово
. В конце существования Иудейского царства слово
возможно, полностью вышло из употребления; в качестве примера Мильгром приводит
Иезекииля пророка книгу и
Второзаконие (датируя появление этого термина в соответствии с положениями документальной гипотезы), в к-рых термин
не употребляется. В период окончательного редактирования жреческого кодекса слово
было поставлено в один контекст с архаичным и непонятным термином
для прояснения последнего (
Milgrom. 1991. P. 242-243).
Терминологическое развитие, отмеченное Мильгромом, отражает кардинальные изменения, которые претерпела ветхозаветная община на протяжении своей истории. В домонархическую эпоху в общине, не обладавшей жесткой структурой и организационным единством, была теократическая форма правления. Религиозно-национальная целостность выступала главным принципом народного самосознания, заменяя гос. ценности. В царскую эпоху община потеряла большую часть полномочий. Конфликт между светской властью и теократическими идеалами отражен в 1 Цар 8. 4-21. Царь выступает главным субъектом светской и религ. власти, правомочным учредить новый культ (3 Цар 12. 26-33) и сменить первосвященника (3 Цар 2. 26-27). Община сохраняет власть только в лице своих избранных представителей - (старейшин; 3 Цар 21. 8). Термин «кагал» начинает использоваться преимущественно в культовом значении (см.: TDOT. Vol. 12. P. 552-554). В эпоху плена религиозность общины остается единственным фактором, способным сохранить существование евр. народа, его самоидентификацию. В это время возрождается идеал теократической общины, наиболее ярким выражением к-рого являются последние главы Книги пророка Иезекииля (Иез 40-48). Место царя занимает князь ( ), к-рый принимает непосредственное участие в богослужении и по своей роли в жизни общины соотносится с первосвященником. Священники наделены полномочиями как в религиозной, так и в гражданской сфере. Термин у Иезекииля утрачивает культовую специфику и возвращается к своему исходному значению - «собрание», «множество людей».
2) К. в Польше в XVI-XVIII вв.- см. в ст. Иудаизм раввинистический.
К. в Российской империи между 1772 и 1884 гг.- см. там же.
Лит.:
Noth M. Das System der Zwölf Stämme Israel. Stuttg., 1930. (BWANT; F. 4. H. 1);
Rost L. Die Vorstufen von Kirche und Synagoge im AT. Stuttg., 1938. (BWANT; F. 4. H. 24);
Schrage W. «Ekklesia» und «Synagoge»: Zum Ursprung des urchristlichen Kirchenbegriffs // ZTK. 1963. Bd. 60. S. 178-202;
Köbert R. «
(pal.-aram.) - λαός - ἐκκλησία» // Biblica. 1965. Vol. 46. P. 464;
Anderson G. W. Israel: Amphictyony:
// Translating and Understanding the OT. Nashville, 1970. P. 135-151;
Berger K. Volksversammlung und Gemeinde Gottes: Zu den Anfangen der christlichen Verwendung von «ekklesia» // ZTK. 1976. Bd. 73. S. 167-207;
Gottwald N. K. The Tribes of Yahweh: A Sociology of the Religion of Liberated Israel, 1250-1050 B. C. E. N. Y., 1979;
Ahlström G. W. Who Were the Israelites? Winona Lake, 1986;
Hanson P. D. The People Called: The Growth of Community in the Bible. San Francisco, 1986;
Milgrom J. Leviticus 1-16: A new transl. with introd. and comment. N. Y.; L., 1991. P. 242-243. (The Anchor Bible; 3); Община // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1992. Т. 6. Стб. 57-58; Community // ABD. Vol. 1. 1992. P. 1099-1107; TDOT. Vol. 12. P. 546-561.
М. Г. Калинин