[исл. Jón Arason] (1484, усадьба Грита на побережье Эйя-фьорда, Исландия - 7.11.1550, Скаульхольт, там же), католический еп. Хоулара (Исландия), казнен во время Реформации в Исландии. Й. А. род. на севере Исландии в семье бонда. Его дед по отцу был приором монастыря августинских регулярных каноников Мёдрюведлир. Со стороны матери Й. А. состоял в родстве с Эйнаром Ислейвссоном († 1487), аббатом бенедиктинского монастыря Мункатверау, где, возможно, он учился (точных сведений об этом нет). В возрасте 24 лет, после смерти отца, был рукоположен во пресвитера и получил в качестве бенефиция небольшую церковь в усадьбе Хельгастадир, в долине Рейкьядалюр. От конкубины Хельги Сигюрдардоуттир у Й. А. было 9 детей, из них 6 достигли зрелого возраста. Хоуларский еп. Годскальк Никулассон (1498-1520) предоставил Й. А. более значительный бенефиций, а впосл. назначил его управляющим епископской резиденцией и официалом кафедры, он представлял епископа в судебных тяжбах (см.: Oleson. 1953. P. 248). В 1519 г. епископ передал Й. А. в качестве бенефиция богатую церковь в усадьбе Одди и отпустил ему грех незаконного сожительства (вероятно, с этого времени Й. А. соблюдал целибат - Diplomatarium Islandicum. T. 8. N 526).
Из Норвегии Й. А. направился в Гамбург, откуда весной 1525 г. прибыл в Исландию. Конфликт Й. А. и еп. Эгмюндюра продолжался и едва не привел к вооруженному столкновению на альтинге 1527 г. Й. А. прибыл со свитой из 900 чел., Эгмюндюра сопровождали 1400 чел. Сражение удалось предотвратить благодаря вмешательству крупнейших магнатов. Епископы заключили соглашение, в котором среди прочего обязывались не вводить «никаких новшеств, тайно или явно» (ok hvorge innleida i annars Biskupsdæmi nockra nyung leynt eda liost - Diplomatarium Islandicum. T. 9. N 342). Возможно, это самое раннее упоминание о Реформации в исл. источниках (Páll Eggert Ólason. 1944. P. 76).
Й. А. приобрел авторитет благодаря успехам в управлении еп-ством, справедливости и щедрости к беднякам (см.: Ísleifsdóttir-Bickel. 2003). Вместе с тем росло влияние членов его семейства. Один из сыновей Й. А., Ари, в 1529 г. был избран лагманом (старейшиной гл. судебного органа - лагретты), был известен честностью и неподкупностью. Др. сын, Сигюрдюр, был рукоположен во пресвитера и назначен управляющим делами епископской резиденции в Хоуларе, затем официалом кафедры. Священниками стали также 2 др. сына Й. А., Магнус († 1534) и Бьёдн. Его дочери, Тоурюнн и Хельга, вышли замуж за местных магнатов.
Протестант. учение проникло в Исландию позже, чем в др. Скандинавские страны. В письме Скаульхольтского еп. Эгмюндюра от 1534 г. говорится об иностранцах, к-рые принесли на остров «новую веру и новый закон» (nyrre Tru og nyu Lögmále - Diplomatarium Islandicum. T. 9. N 570). Мн. нем. купцы (в основном из Гамбурга), торговавшие в Исландии, были протестантами, но среди исландцев идеи Реформации почти не получили распространения. Указывая на это обстоятельство, исследователи часто определяют Реформацию в Исландии как «революцию сверху» (Ísleifsdóttir-Bickel. 1996). Кор. Кристиан III (1534-1559), твердый сторонник Реформации, вскоре после восшествия на престол арестовал католических епископов Дании (1536) и ввел в стране протестантский церковный ордонанс (1537). В Норвегии архиеп. Олав Энгельбректссон возглавил восстание (1536-1537), но потерпел поражение и бежал из страны (см.: Grell O. P. The Catholic Church and Its Leadership // The Scandinavian Reformation: From Evangelical Movement to Institutionalisation of Reform / Ed. O. P. Grell. Camb.; N. Y., 1995. P. 70-113). В 1538 г. церковный ордонанс был получен в Исландии, в ответном письме королю еп. Эгмюндюр и представители клира и мирян еп-ства Скаульхольт отказались принять вероучительные и обрядовые изменения, сославшись на исл. законы и на свою бедность и невежество (Diplomatarium Islandicum. T. 10. N 135). Епископ запретил признавать ордонанс до получения указаний от папы Римского и от имп. Карла V (Ibid. N 149, 167). В 1539 г. дат. отряд под рук. Дитриха фон Миндена разорил мон-рь Видей и изгнал монахов. На альтинге датчан объявили вне закона, еп. Эгмюндюр отлучил их от Церкви, но они, намереваясь разорить другие монастыри, прибыли в Скаульхольт, вели себя дерзко и оскорбляли епископа. На следующий день (10 авг.) их убили местные жители, а гарнизон, оставленный Дитрихом в монастыре Видей, был уничтожен. Вероятно, в связи с этими событиями еп. Эгмюндюр и Й. А. заключили соглашение о взаимопомощи (25 авг. 1539 - Ibid. N 153).
Несмотря на твердую католическую позицию еп. Эгмюндюра, в Скаульхольте сложился кружок тайных приверженцев протестантизма. Один из них, пресв. Гиссюр Эйнарссон, пользовался особым расположением епископа. Потеряв зрение, Эгмюндюр принял решение оставить кафедру и назначил преемником Гиссюра, к-рый отправился в Данию за королевским утверждением. В письме, отправленном кор. Кристиану III из Гамбурга 29 сент. 1539 г., Гиссюр открыл свои религ. убеждения и заявил о намерении следовать протестант. церковному ордонансу. После проверки вероисповедания Гиссюра в Копенгагенском ун-те король утвердил избрание и велел ему исполнять обязанности протестант. суперинтенданта (епископа) в Скаульхольте (15 марта 1540 - Diplomatarium Islandicum. T. 10. N 228).
На альтинге летом 1540 г. Гиссюр был признан «суперинтендантом Скаульхольтского епископства» (Ibid. N 242-244). Тогда же представители Сев. Исландии во главе с Й. А. и с его сыном, лагманом Ари Йоунссоном, направили королю протест против действий дат. представителей в Исландии, а также указали на невозможность принятия ордонанса, т. к. он противоречил католич. вероучению (Ibid. N 247-248). Скаульхольтский еп. Эгмюндюр выразил согласие с позицией Й. А. (Ibid. N 256), но вскоре Гиссюр отстранил его от управления диоцезом и заставил покинуть резиденцию. Осознав, что Гиссюр намерен провести церковную реформу, епископ попытался известить об этом Й. А., предложив созвать церковный суд. Однако письмо было перехвачено Гиссюром.
В мае 1541 г. в Исландию прибыл дат. наместник Кристофер Витфельд с военным отрядом, его задачей было получить согласие исландцев на уплату нового налога, а также расследовать убийство Дитриха и др. датчан. Гиссюр воспользовался этим для устранения еп. Эгмюндюра, который при известии о появлении дат. отряда попытался укрыться в отдаленном мон-ре. По указанию Гиссюра датчане задержали епископа, разграбили его имущество и увезли из Исландии (по разным сообщениям, Эгмюндюр скончался в пути или вскоре по прибытии в Данию - Páll Eggert Ólason. 1922. P. 347-348). В письме Витфельду Гиссюр утверждал, что, если епископ останется в стране, он может поднять восстание (Safn til sögu Íslands. Kaupmannahöfn, 1856. T. 1. P. 128-129).
В июне 1541 г. Витфельд передал Й. А. письмо кор. Кристиана III. Епископ созвал синод, на к-ром представители духовенства признали власть короля и согласились уплачивать налог при условии соблюдения королем законных прав и привилегий Церкви и народа Исландии (Diplomatarium Islandicum. T. 10. N 329). Вскоре епископ в сопровождении должностных лиц Сев. Исландии отправился на альтинг, но по пути узнал об аресте Эгмюндюра и вернулся в Хоулар. В письмах альтингу и Витфельду Й. А. и Ари Йоунссон заявили, что арест еп. Эгмюндюра был проведен в нарушение норвеж. и исл. законов (они ссылались на «Старый договор», заключенный в 1262-1264 жителями Исландии и норвеж. короной, и на исл. свод законов 1281 г. (Jónsbók)). Тем не менее они подтвердили, что признают власть короля, и выразили готовность принять церковный ордонанс при условии одобрения его кафедральным капитулом Нидароса (Ibid. N 330-333). Отсутствие на альтинге Й. А. позволило Гиссюру Эйнарссону, опиравшемуся на поддержку датчан, провести церковную реформу - 28 июня 1541 г. духовенство диоцеза Скаульхольт обязалось соблюдать протестант. ордонанс (Ibid. N 335-338). Однако это обязательство и соответствующее решение альтинга не имели силы для еп-ства Хоулар, к-рое формально продолжало подчиняться ликвидированному к тому времени норвеж. Государственному совету и митрополиту упраздненного католич. Нидаросского архиеп-ства.
В еп-стве Скаульхольт начали проводиться в жизнь постановления ордонанса, переведенного Гиссюром на исл. язык (Ibid. N 95). В 1542 г. кор. Кристиан III потребовал, чтобы оба исл. епископа явились в Данию. Гиссюр Эйнарссон отправился лично, а Й. А., сославшись на болезни, послал 3 представителей, в т. ч. сына Сигюрдюра. Возможно, король и представители Й. А. заключили соглашение, по к-рому епископ должен был платить дополнительные налоги, а король не вмешивался в ситуацию, сложившуюся в Хоуларе. Кристиан III полагал, что после кончины Й. А. сможет назначить на Хоуларскую кафедру своего ставленника, к-рый проведет церковную реформу (см.: Oleson. 1953. P. 261). Эту гипотезу подтверждает тот факт, что Й. А. фактически признал Гиссюра управляющим Скаульхольтской кафедрой и не вступал с ним в конфликт. Из переписки Й. А. и Гиссюра известно о заключенном ими соглашении (Diplomatarium Islandicum. T. 10. N 347; T. 11. N 118, 243-244).
Положение в Исландии изменилось после внезапной болезни и кончины Гиссюра в возрасте 36 лет (весна 1548; считалось, что это была кара за проявленное им неуважение к чудотворному распятию). В апр. 1548 г. Й. А. направил в Скаульхольт послов с предложением передать ему право на отправление церковных таинств в диоцезе, уверяя, что не будет вмешиваться в мирские дела (Ibid. N 564). В июне по указанию Й. А. 24 клирика в Скаульхольте избрали на епископскую кафедру Сигвардюра Халльдоурссона, аббата монастыря Тиквибайр. Временным администратором еп-ства был назначен Й. А. Однако его противники избрали на кафедру пресв. Мартейдна Эйнарссона, сторонника Реформации. Оба избранника отправились в Данию, чтобы получить рукоположение. Аббат Сигвардюр был задержан, Мартейдн Эйнарссон после изучения основ протестантизма был ординирован Петром Палладием (Педером Палладиусом), протестант. суперинтендантом Зеландии (апр. 1549). В письме Й. А. (авг. 1548) король потребовал, чтобы епископ прибыл в Данию и объяснил, почему он совершает католич. обряды и нарушает порядок (Ibid. N 575).
Хоуларский епископ обосновывал законность своих действий отсутствием легитимной светской (норвеж. Государственный совет) и церковной (архиеп-ство Нидарос) власти. В авг. 1547 г. он писал Римскому папе Павлу III, но точное содержание послания неизвестно. Впосл. Й. А. обвиняли в попытке установить связь с имп. Карлом V. Возможно, епископу было известно об успехах католич. партии на герм. землях после победы над протестант. князьями при Мюльберге (1547). Летом 1548 г. Й. А. во главе отряда из 100 чел. осадил Скаульхольт, но через неск. дней был вынужден отступить (Biskupa-annálar. 59). Против него выступил магнат Дади Гвюдмюндссон. Осенью 1548 г. созванный Й. А. церковный суд признал Дади виновным в захвате власти в еп-стве Скаульхольт, вооруженном сопротивлении епископу, уничтожении письма, отправленного в Рим, и др. (Diplomatarium Islandicum. T. 11. N 582). Но на судебном заседании, созванном по инициативе Дади Гвюдмюндссона, обвинения были признаны ложными. В ответ Й. А. отлучил Дади Гвюдмюндссона от Церкви (2 янв. 1549 - Ibid. N 590). Конфликт Й. А. и Дади Гвюдмюндссона обострился после получения письма кор. Кристиана III от 11 февр. 1549 г., в к-ром утверждалось, что Й. А. нарушал церковное и светское право, не повиновался королевским указам и притеснял подданных короля. Епископ был объявлен вне закона, исландцам запрещалось повиноваться ему (Diplomatarium Islandicum. T. 11. N 594). В письме, адресованном Дади Гвюдмюндссону, король приказал схватить Й. А. и его сыновей и отправить в Данию, угрожая в противном случае послать в Исландию войско (2 апр. 1549 - Ibid. N 600). Вероятно, эти письма доставил Мартейдн Эйнарссон, к-рый вернулся в Исландию к лету 1549 г. На созванном им синоде распоряжения Хоуларского епископа были объявлены не имеющими силы (Ibid. N 611). В это время Й. А. получил ответ от папы Римского Павла III (от 8 марта 1549). Понтифик посылал епископу благословение, хвалил его верность Папскому престолу и призывал защищать католич. Церковь в Исландии, собранный им денарий св. Петра предписывалось распределить среди бедных (Ibid. N 597; Mágnus Már Lárusson. 1974). Письмо папы было торжественно зачитано в кафедральном соборе в присутствии всего духовенства. Епископ велел перевести его на исл. язык и распространить среди паствы.
Осенью 1549 г. Й. А. отправил в Юж. Исландию отряд из 200 чел. во главе со своими сыновьями, лагманом Ари и пресв. Бьёдном. Им удалось схватить Мартейдна Эйнарссона и пресв. Аудни Адноурссона, официала Скаульхольтской кафедры, но попытка задержать Дади Гвюдмюндссона оказалась неудачной. На судебном заседании в монастыре Тингейрар действия Й. А. были признаны законными, поскольку Мартейдн был еретиком и не мог управлять еп-ством (20 сент. 1549 - Diplomatarium Islandicum. T. 11. N 620). На правах визитатора диоцеза Скаульхольт и «судьи по всем делам, подлежащим ведению папы» Й. А. отлучил от Церкви пресв. Гисли Йоунссона, к-рого обвиняли в непочитании Девы Марии, отрицании церковной иерархии и канонического права и т. д. (Ibid. N 637). Пресв. Гисли был вынужден бежать в Данию (впосл. он стал протестант. суперинтендантом Скаульхольта).
Дади Гвюдмюндссон и представители дат. короля во главе с Лаурицом Муле, укрепившимся в мон-ре Видей, не могли ничего предпринять против Й. А. Возможно, Дади Гвюдмюндссон намеревался помириться с епископом (Ibid. N 628). Др. противники Й. А., Пьетюр, брат Мартейдна Эйнарссона, и пресв. Оулавюр Хьяльтасон, бежали ко двору дат. короля. Вероятно, при их участии кор. Кристиан III составил письмо, адресованное духовенству еп-ства Хоулар, в котором утверждал, что Й. А. был якобы объявлен альтингом вне закона, и предлагал избрать нового епископа. В письме Дади Гвюдмюндссону предписывалось оказать помощь датчанам в задержании мятежного епископа (27 янв. 1550 - Ibid. N 639, 641). Кроме того, Петр Палладий в особом послании увещевал Й. А. уповать на Христа, а не на папу Римского, принять церковный ордонанс и прислать в Данию клирика, который мог бы затем оказать помощь в реформе Церкви (16 марта 1550 - Ibid. N 643).
Летом 1550 г. Й. А. и его сыновья, Ари и Бьёдн, прибыли на альтинг в сопровождении вооруженной свиты из 300 чел. Невзирая на присутствие дат. наместника Лаурица Муле, собравшееся духовенство подтвердило полномочия епископа как управляющего обоими исл. диоцезами в соответствии с папским посланием (Ibid. N 659). О действиях епископа говорится в письме Тоурдюра, сына Мартейдна Эйнарссона, Петру Палладию. Й. А. объявил, что является единственным христ. епископом в Скандинавских странах. Он восстановил «обряды папистов» и осудил духовенство, принявшее протестант. ордонанс (Ibid. N 663). После альтинга Й. А. вместе с Мартейдном Эйнарссоном отправился в Скаульхольт и занял его, не встретив сопротивления. По свидетельству Тоурда, епископ освятил кафедральный собор и велел выбросить из храма останки Гиссюра Эйнарссона. Й. А. рукоположил 4 пресвитеров и заставил присутствовавших клириков дать клятву верности папе Римскому и себе, как папскому представителю в Исландии. Оставив Мартейдна Эйнарссона в епископской резиденции, Й. А. проследовал на о-в Видей, изгнал датчан и восстановил обитель. Затем епископ восстановил разоренный монастырь в Хельгафедле. В авг. 1550 г. Ари и Бьёдн отправили письмо дат. канцлеру Йохану Фрису, в к-ром утверждали, что целью Й. А. было установление порядка в Исландии, тогда как Мартейдн Эйнарссон и Лауриц Муле действовали беззаконно (Ibid. N 667; Páll Eggert Ólason. 1919. P. 334-336).
В сент. 1550 г. в сопровождении Ари и Бьёдна и небольшой свиты Й. А. отправился в усадьбу Сёйдафедль в Зап. Исландии, где 2 окт. под рук. лагмана Ормюра Стюрлюсона должно было состояться заседание суда по имущественной тяжбе с Дади Гвюдмюндссоном, к-рый прибыл с крупным отрядом. Дади захватил в плен епископа и его сыновей, к-рые попытались укрыться в храме. Пленников доставили в принадлежавшую Дади усадьбу Сноуксдалюр. Вскоре туда прибыли Мартейдн Эйнарссон и секретарь дат. наместника Кристиан. На судебном заседании 23 окт. было решено, что пленение Й. А. не являлось нарушением «мира тинга» и неприкосновенности христ. святилища, т. к. Дади Гвюдмюндссон исполнил королевский указ. До альтинга следующего года пленники должны были содержаться под стражей (Diplomatarium Islandicum. T. 11. N 672). Й. А. и сыновей доставили в Скаульхольт, но из-за опасения, что сторонники епископа из Сев. Исландии нападут и освободят пленников, было принято решение немедленно их казнить. В источниках нет единого мнения о том, кто выступил инициатором казни Й. А. По нек-рым данным, казнить пленников предложил пресв. Йоун Бьяднасон, к-рый заявил: «Топор и земля устерегут их лучше» (Biskupa-annálar. 65).
Кристиан подготовил перечень обвинений против Й. А. и его сыновей: они отвергали власть короля, не подчинялись королевским указам, не платили королю налоги и были объявлены вне закона; они притесняли исландцев и незаконно удерживали протестант. еп. Мартейдна Эйнарссона, угрожали изгнать из Исландии всех датчан; находясь под арестом, вели себя дерзко и обещали отомстить; оказывали сопротивление церковной Реформации (Diplomatarium Islandicum. T. 11. N 677; см.: Oleson. 1953. P. 270-272). В речи, к-рую 6 нояб. Кристиан произнес перед собравшимися, обвинения изложены более подробно (Diplomatarium Islandicum. T. 11. N 678). Казнь назначили на следующий день, епископ всю ночь молился в храме. Пастор Тоурдюр Йоунссон († 1670) в соч. «История жизни и родословие епископа Йоуна Арасона и его сыновей» сообщал, что лагман Ари Йоунссон отверг предложение сохранить ему жизнь в обмен на клятву не мстить и был казнен первым. Пресв. Бьёдн Йоунссон просил помиловать его ради детей, но его просьбу отвергли. Последним из храма вывели Й. А., который отстранил пресв. Свейдна, пытавшегося помешать ему, и опустился на колени перед статуей Девы Марии. Свейдн сказал: «Есть жизнь и после этой, господин», на что епископ ответил: «Я знаю это, Свейдн, малыш» (Biskupa Sögur. T. 2. P. 353; впосл. эта фраза стала крылатой, обозначая констатацию очевидного факта). Перед казнью Й. А. пожелал «доброй ночи этому миру» и сказал, что готов вступить в мир иной «с прочими святыми» (Ibid. P. 449).
В янв. 1551 г. прибывшие из Сев. Исландии сторонники казненного епископа убили Кристиана и всех датчан, к-рых удалось найти. Весной пресв. Сигюрдюр Йоунссон направил в Скаульхольт 3 священников с вооруженным отрядом, к-рые потребовали выдать тела казненных. Останки Й. А. и его сыновей перенесли в Хоулар и похоронили в соборе.
В Дании не было известно о гибели Й. А., поэтому кор. Кристиан III направил в Исландию крупный военный отряд на 2 кораблях. В мае 1551 г. датчане высадились в Оддейри (близ совр. Акюрейри), где был созван тинг, на к-ром представители Сев. Исландии принесли клятву верности королю. Й. А. и его сыновья были объявлены гос. изменниками, их имущество подлежало конфискации. На альтинге 30 июня и 1 июля клятва верности дат. королю была подтверждена представителями всех частей Исландии. Датчане конфисковали ценности, хранившиеся в Хоуларе, здания и имущество мон-рей были объявлены собственностью дат. короны. Духовенство избрало на Хоуларскую кафедру пресв. Сигюрдюра Йоунссона, но король отказался утвердить избрание и назначил протестант. суперинтендантом Оулавюра Хьяльтасона (в окт. 1551 ординирован Петром Палладием). После кончины Оулавюра (1569) пресв. Сигюрдюр снова был избран и вновь не получил королевского утверждения (Oleson. 1953. P. 253). Усилиями протестант. епископов Оулавюра Хьяльтасона и Гвюдбрандюра Торлаукссона (1571-1627) в еп-стве Хоулар была проведена Реформация. В Римско-католической Церкви титулярная Хоуларская кафедра восстановлена в 1929 г.
Среди поэтических произведений Й. А. наиболее известны поэмы на религ. темы (см.: Jón orkelsson. 1888. P. 323-330; Páll Eggert Ólason. 1919. P. 415-445). «Плач о Страстях» (Píslargrátur) - поэма о Страстях Христа, основанная на Евангелии и апокрифических сказаниях, составлена по образцу поэмы «Лилия». Поэма «Стихи о Давиде» (Davísdiktur), свободное переложение 51-го псалма, известна только по печатной версии, опубликованной в 1612 г. Гвюдбрандюром Торлаукссоном. Возможно, она подверглась правке в духе протестант. учения. В рукописях XVII в. Й. А. приписываются по крайней мере еще 3 поэмы, но их атрибуция вызывает у исследователей сомнения (A History of Icelandic Literature. 2006. P. 51). Из них наиболее известна поэма «Лучи» (Ljómur), посвященная Страшному Суду и заступничеству Девы Марии и Иоанна Крестителя за грешников. Кроме исл. рукописей она сохранялась в устной традиции Фарерских о-вов, где ей приписывалось чудесное свойство отгонять китов, опасных для рыбацких лодок (Ker. 1914. P. 155; запись XVIII в. изд.: Ljómur, et færøisk, gudeligt kvad / Ed. R. Jensen // Aarbøger for Nordisk Oldkyndighed og Historie. København, 1869. P. 311-338). В «Стихах о Кресте» (Krossvísur) изложена история распятия и воскресения Христа и сошествия Св. Духа на апостолов. По преданию, человеку, знавшему поэму наизусть, явился Й. А. и благословил тех, кто вспоминали его стихи (Páll Eggert Ólason. 1919. P. 419-420). В «Стихах о сошествии» (Niurstigningarvísur) описываются сошествие Христа во ад и разрушение твердыни диавола. В лат. биографии Й. А. сообщается, что епископ составил «Песнь о слезах блаженной Девы», но эта поэма скорее всего утрачена (Ibid. P. 424-425). Й. А. принадлежит также ряд коротких стихотворений, напр. об изгнании датчан из Видея (Biskupa Sögur. T. 2. P. 568-579).
Й. А. привез в Исландию 1-й печатный станок (ок. 1530), печатником был пресв. Йоун Матиассон из Швеции (Páll Eggert Ólason. 1919. P. 394-414). В 1534 г. был издан бревиарий еп-ства Хоулар, образцом для к-рого послужил печатный Нидаросский бревиарий 1519 г. (от издания сохр. 2 листа, см.: Collijn I. Två blad af det förlorade Breviarium Nidrosiense, Hólar 1534 // Nordisk tidskrift för bok- och biblioteksväsen. Uppsala, 1914. Vol. 1. P. 11-16). Предположительно по указанию Й. А. или им самим был выполнен перевод 4 Евангелий на исл. язык, напечатанный затем в Хоуларе. В наст. время об экземплярах этого издания ничего не известно, они были редкостью уже в XVII в., когда один из них положили в могилу Бриньоульвюра Свейнссона, протестант. еп. Скаульхольта († 1675), потомка Й. А. (Páll Eggert Ólason. 1919. P. 408-414). С XVI в. в Исландии использовался протестант. перевод НЗ, выполненный Оддом Готтскаулькссоном (напечатан в 1540 в Роскилле).
В исл. традиции Й. А. оставался известным и почитаемым церковным деятелем. По преданию, во время перенесения останков епископа и его сыновей в Хоулар совершались исцеления. Когда процессия с гробами казненных приближалась к собору, большой колокол чудесным образом начал звонить, а затем раскололся. Враги Й. А. понесли наказание: секретарь Кристиан и др. датчане были убиты, пресв. Йоун Бьяднасон лишился рассудка, Дади Гвюдмюндссон умер от мучительной болезни (Biskupa Sögur. T. 2. P. 354-355; Biskupa-annálar. 69; Páll Eggert Ólason. 1919. P. 386, 449-450). Во 2-й пол. XVI в. начали составлять жизнеописания Й. А. Главной целью написания биографии Й. А. его внуком Магнусом Бьёднссоном (Biskupa Sögur. T. 2. P. 317-325) было защитить епископа от обвинений, основное внимание уделялось обстоятельствам избрания Й. А. на епископскую кафедру и его выступлению против протестантизма. В 1594 г. Оулавюр Тоумассон, приемный сын епископа, составил «Песнь о епископе Йоуне Арасоне и его сыновьях» (Minningarkvæi um Jón biskup Arason og syni hans - Biskupa Sögur. T. 2. P. 485-498), в к-рой упрекал церковных реформаторов, опиравшихся на иноземную власть. Ок. 1600 г. некий протестант. клирик составил биографию Й. А. на лат. языке. Автор оправдывал действия епископа тем, что он родился в «несчастливое время», когда в Исландии царило невежество и суеверие подменяло благочестие, а стихи, которые сочинял епископ, были исполнены «папистского вздора» (Ibid. P. 421-430). Еп. Бриньоульвюр Свейнссон имел обыкновение произносить тост за упокоение Й. А. и его сыновей, претерпевших мученичество (Ibid. P. 451-452). В стихотворении пастора Йоуна Арасона († 1673) Хоуларский епископ назван блаженным и достойным служителем Бога (Ibid. P. 508).
В исл. историографии господствовало представление о Й. А. как о патриоте, отстаивавшем права исландцев от посягательств иноземной власти. Значительный вклад в формирование образа Й. А. внесли Йоун Сигюрдссон, назвавший епископа и его сыновей «последними исландцами» (Safn til sögu Islands. 1856. T. 1. P. 15), и Паудль Эггерт Оуласон, автор наиболее полной научной биографии Й. А., к-рый считал его символом сопротивления гнету иностранцев (Páll Eggert Ólason. 1919. P. 454). По мнению исследователя, Й. А. боролся за свободу Исландии, тогда как протестант. иерархи, напротив, поддерживали власть датчан (Idem. 1944. P. 300-305, 433-434; Oleson. 1953. P. 254-256, 277-278). Й. А. были посвящены драмы К. Н. Янсона (Janson K. N. Jon Arason: Syrgespil i 5 aktar. Bjørgvin, 1867) и Маттиаса Йохумссона (Matthías Jochumsson. Jón Arason. Reykjavík, 1900), исторические романы Гюннара Гюннарссона (Gunnar Gunnarsson. Jón Arason. København, 1930. Reykjavík, 1980) и Торфхильдюр Хоульм (Torfhildur orsteinsdóttir Hólm. Jón biskup Arason. Akureyri, 1950).
В 1912 г. в Скаульхольте был установлен памятник Й. А. В 1918 г. при археологических раскопках в Хоуларе обнаружили сильно поврежденное захоронение с останками 3 чел., к-рое Гвюдбрандюр Йоунссон идентифицировал как могилу Й. А. и его сыновей (Gubrandur Jónsson. Dómkirkjan á Hólum í Hjaltadal: Lýsing íslenskra mialdakirkna // Safn til sögu Íslands. 1919-1929. T. 5/6. P. 216-222). Останки епископа были захоронены под колокольней, сооруженной к 400-летию гибели Й. А. (1950). В 1959 г. памятник Й. А. был установлен на месте мон-ря Мункатверау.
Исследователи подчеркивали также деятельность Й. А. как «могущественного вождя... жаждавшего власти, богатства и славы» (Ker. 1914. P. 154). Епископ был магнатом, заинтересованным в укреплении политического влияния, защитником интересов крупных землевладельцев (Gunnar Karlsson. 1999, 2000). Этот образ получил отражение в романе Оулавюра Гюннарссона «Топор и земля» (Ólafur Gunnarsson. Öxin og jördin: Söguleg skaldsaga um Jón biskup Arason og syni hans. Reykjavík, 2004). При этом совр. исл. историки, начиная с Паудля Оуласона, склонны приуменьшать религ. мотивы выступления Й. А., к-рые нередко сводятся к консерватизму и слепой приверженности старине. Католич. авторы указывали на то, что подобные взгляды определяются конфессиональной протестант. позицией мн. исследователей. Несмотря на то что Й. А. выступал против дат. господства и участвовал в междоусобной борьбе исл. магнатов, его основной целью было защитить католич. Церковь от посягательств реформаторов (Gubrandur Jónsson. 1950; Oleson. 1953; Gunnar F. Gumundsson. 1997).