[сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения). Житие И. на сир. языке (BHO, N 451) было составлено католикосом-патриархом Ишоявом III на основе свидетельства Ишозехи, сына священника, обратившего И. в христианство; оно считается одним из лучших произведений сирийской агиографии. Ж. Б. Шабо опубликовал текст Жития с франц. переводом (кроме последней главы, краткое изложение к-рой см. в: Fiey. 1970. P. 9-10). По мнению издателя, Ишояв написал Житие, будучи митрополитом Арбелы (ныне Эрбиль, Ирак), т. е. в 30-40-х гг. VII в.
Согласно Житию, зороастриец Махануш, перс по происхождению, из сел. Кур в горах Адиабены (недалеко от совр. сел. Салах-эд-Дин) вступил в брак с христианкой и под влиянием жены решил перейти в ее веру. Не желая вызвать гнев зороастрийцев против местных христиан, он пришел в небольшой мон-рь Бет-Шакух, к востоку от Арбелы, и тайно крестился с именем Ишосавран. Затем он вернулся домой и после смерти супруги открыто исповедовал свою веру, за что был арестован по доносу родного брата и брошен в тюрьму в Хаззе, столице пров. Адиабена. Однако христианину Йездину, главному налоговому инспектору при шахе Хосрове II (590-628), удалось освободить И., и он вернулся на родину. Брата И. Бог покарал: он случайно порезался ножом и умер от нагноения раны. И. принял священнический сан и под видом нищего стал странствовать в горах, ночуя под открытым небом, питаясь только растениями, посещая отшельников и безвозмездно трудясь в монастырях. Затем, желая претерпеть мученическую кончину, И. вернулся в Кур. Под рук. Ишозехи, сына священника, он изучал Свящ. Писание. Демоны, искушая И., нападали на него в образе диких верблюдов, тигров и всадников. И. основал монастырь недалеко от Кура и вел строгую подвижническую жизнь: донашивал чужую одежду, питался овощами и травами, молился по ночам в горах. Во время голода, несмотря на возражения монахов, он приютил у себя в обители ок. 20 сирот и помогал нищим и вдовам. И. прожил в мон-ре ок. 2 лет, после чего зороастрийцы вновь донесли на него властям. Под конвоем его доставили к правителю Хаззы, а затем посадили в темницу в Арбеле, где И. продолжал вести строгую монашескую жизнь и совершил множество чудес. Через 4 года в городе сменился правитель. Посетив тюрьму, он приказал сковать И. цепями по рукам и ногам, так что его тело оказалось согнуто пополам, обрить голову, сбрить бороду и бросить его в каменный мешок на 7 месяцев. Когда с И. сняли цепи, он оказался неспособен двигаться; после выздоровления до конца жизни он каждую ночь во время молитвы принимал позу, в к-рой находился, будучи скованным. Цепи И. стали предметом поклонения верующих. Однажды к И. в темницу пришел монофизит Шабур и попытался убедить его в истинности своей веры. Не имея опыта в богословских спорах, И. пересказал его слова ученикам, и те разъяснили ему ошибочность монофизитства. С тех пор И. не хотел встречаться с Шабуром и ревностно следил, чтобы др. монахи не общались с монофизитами. И. раздавал милостыню бедным и помогал всем, кто обращались к нему. Через 15 лет пребывания в тюрьме И. вместе с нек-рыми знатными христианами из обл. Бет-Гармай (Гармакан) был приведен на суд. По дороге, в Киркуке, он снова встретился с Йездином, но тому уже не удалось спасти единоверца. И. предстал перед шахом и был допрошен вместе с 12 христианами. Через 6 дней их вывели из темницы и подвергли пыткам, во время к-рых один из обвиняемых скончался от удара палача. Др. мученики вместе с И. были распяты рядом с мостом на границе областей Бет-Гармай и Бет-Лашпар.
Краткая заметка об И. и о 12 мучениках имеется в «Книге целомудрия» Ишоднаха, еп. Басрского (IX в.?). В ней указан год их кончины и сообщается, что верующие обрели их мощи и построили в их честь монастырь. До 1310 г. в Эрбиле находилась церковь, посвященная И.