[Иулиан Саба, Савва; греч. ᾿Ιουλιανὸς ὁ Σάβας/Σάββας; сир. ] (ок. 300 - 15.02. 367 (377, 380?)), прп. (пам. 18 окт.; пам. визант. 17 янв.).
Основные сведения об этом святом содержатся в «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кирского и в 24 мадрашах (гимнах) об И. С. на сир. языке, к-рые приписываются прп. Ефрему Сирину (из них скорее всего только 4 первых являются аутентичными). «Похвала Иулиану отшельнику» на греч. языке, к-рую ранее также относили к сочинениям прп. Ефрема Сирина (BHG, N 968), на самом деле посвящена другому одноименному подвижнику (Griffith. 1994. P. 189). Кроме того, существует неизданная мемра в память И. С. на сир. языке, сохранившаяся среди произведений, атрибутируемых Иакову Саругскому (Ibid. P. 185-186). И. С. также упоминается в «Толковании на Послание к Ефесянам» свт. Иоанна Златоуста.
По мнению С. Гриффита, И. С. был первым известным по имени подвижником, внедрившим в сироговорящей среде такую форму монашеской жизни, как отшельничество (Ibid. P. 186, 215-216), и по этой причине заслуженно именуемым в источниках «отцом монахов» (Nau F., ed. Un Martyrologe et douze Menologes syriaques // РО. 1912. Т. 10. Fasc. 1. Р. 84).
Свт. Иоанн Златоуст называл И. С. простым поселянином, который не имел светского образования, но был «преисполнен истинного любомудрия» (Ioan. Chrysost. In Eph. 21 // PG. 62. Col. 153). Информация о том, что святой до монашеского пострига прислуживал в доме одного состоятельного язычника в Гелиополе, восходит к «Похвале Иулиану отшельнику» и, т. о., не относится к И. С. (Griffith. 1994. P. 189).
Между 317 и 325 гг. И. С. удалился в пустыню и поселился в пещере. Блж. Феодорит Кирский не уточняет ее местоположение, говоря лишь, что святой подвизался в Осроене. Визант. синаксарные Жития локализуют место подвигов И. С. у р. Евфрат (SynCP. Col. 398). Однако исследователи считают, что пещера преподобного находилась примерно в 23 км к северо-востоку от Эдессы (Schiwietz. 1938. S. 67). Местные жители прозвали подвижника Сава, что в переводе с сирийского означает «старец». Согласно гимнам прп. Ефрема Сирина и мемре, И. С. был иереем (Beck. 1972. Bd. 1. S. 74, 79; Bd. 2. S. 81; Griffith. 1994. P. 192).
И. С. принимал пищу (ячменный хлеб с солью) раз в неделю, и «ничего земного он не замечал, днем и ночью грезя и помышляя только об одном Возлюбленном» (Theodoret. Hist. rel. II 2 // PG. 82. Col. 1308 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев, с приб. «О божественной любви» / Пер.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 154)). К нему стали собираться ученики, число к-рых вскоре достигло 100 чел. И. С. «научил братию сообща восхвалять Бога в песнях, когда все пребывали в пещере, а после утренней зари по два удаляться в пустыню, и там одному, преклонив колена, приносить Владыке подобающее поклонение, а другому стоя петь в это время пятнадцать Давидовых псалмов; потом, наоборот, первому стоя петь, а второму, припадя к земле, молиться; и это они делали постоянно с утра до сумерек» (Ibid. II 5 // PG. 82. Col. 1309 (рус. пер.: Там же. С. 156)). Нек-рые из его учеников, напр. Иаков и Астерий, стали основателями новых монастырей, а Адельфий - одним из ересиархов мессалиан.
Однажды, когда И. С. уединился для молитвы в пустыне, на него напал дракон, но подвижник умертвил его крестным знамением и призыванием имени Божия. По молитве святого, к-рый желал спасти умиравшего от жажды ученика, в безводной пустыне забил источник. И. С. отличался смирением, уступая большинству монашеской общины (как, напр., в случае со строительством домика для припасов) или не желая огорчать кого-либо из учеников (напр., приняв подаренный Астерием мешок со смоквами).
Желая избежать почестей, И. С. вместе с неск. учениками отправился на Синай, и они «пребывали там долгое время» (Ibid. II 13 // PG. 82. Col. 1316 (рус. пер.: Там же. С. 160)). И. С. построил на вершине горы Моисея небольшой храм (360-363), а затем возвратился в свой мон-рь. Во время молитвы ему была открыта гибель имп. Юлиана Отступника в походе на персов (363).
Когда при имп. Валенте (364-378) ариане стали распространять слухи, что И. С. является их сторонником, старец пришел в Антиохию и обличил еретиков. Согласно блж. Феодориту Кирскому, это произошло вскоре после изгнания свт. Мелетия, еп. Антиохийского. Свт. Мелетия трижды смещали с кафедры. П. Каниве считал, что блж. Феодорит Кирский имел в виду 2-е изгнание свт. Мелетия (365) (Canivet P. Le Monachisme syrien selon Théodoret de Cyr. P., 1977. P. 108, 114, 159-160, 164). Однако нек-рые исследователи полагают, что приход И. С. в Антиохию произошел во время его 3-го изгнания (371-378), в связи с чем пересматривают и датировку кончины преподобного.
Во время этого путешествия И. С. совершил множество чудес и исцелений, в т. ч. спас упавшего в колодец отрока, сына оказавшей ему гостеприимство женщины. На обратном пути И. С. остановился в г. Кир, где епископский престол занимал арианин Астерий. Святой призвал православных молиться вместе с ним ко Господу, «присоединив к молитве пост и подвиги» (Theodoret. Hist. rel. II 21 // PG. 82. Col. 1324 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев. С. 164-165)). После этого, проболев 1 день, Астерий умер.
И. С. скончался в 367 г., согласно Эдесской хронике (Chronicon Edessenum // Chronica minora. P., 1903. Pars. 1. P. 5. (CSCO; 2. Syr. Ser. 3; 4); рус. пер.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исслед. и пер. СПб., 1998. С. 470). Анонимная сир. хроника, доведенная до 724 г., уточняет, что это событие произошло 15 февр. (Chronicon miscellaneum ad annum domini 724 pertinens // Chronica minora. P., 1904. Pars 2. Р. 144. (CSCO; 4. Syr. Ser. 3; 4)). Нек-рые исследователи считают, что И. С. скончался позже - в 377 или в 380 г. Из гимнов прп. Ефрема Сирина известно, что И. С. был похоронен в Эдессе в ц. Гурия, Самона и Авива (Beck. 1972. Bd. 1. S. 46).
Согласно Созомену, И. С. вел «жизнь самую строгую и как бы бестелесную, так что состоял, казалось, из одних костей и кожи, без плоти», за что Господь наделил его даром изгонять демонов и исцелять людей (Sozom. Hist. eccl. III 14. 29). Созомен называет составителем Жития И. С. прп. Ефрема Сирина. Первоначально ошибочно полагали, что речь идет о «Похвале Иулиану отшельнику» Псевдо-Ефрема. Гриффит считает, что Созомен имел в виду гимны прп. Ефрема Сирина (Griffith. 1994. P. 197).
В сир. Минологиях приводится неск. дней памяти И. С.: 4 и 8 февр., 13 и 14 июня, 17 и 26 авг., 9 и 23 сент., 5 дек. (Nau F., ed. Un Martyrologe et douze Menologes syriaques // РО. 1912. Т. 10. Fasc. 1. Р. 38, 45-46, 55, 67, 79, 86, 96, 144), но эти даты не совпадают с днем смерти святого.
В визант. нестишных Синаксарях краткое Житие И. С. содержится под 17 янв., а в стишных - под 18 окт. Под 18 окт. сведения об И. С. вошли в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. В Римском Мартирологе, составленном в XVI в. кард. Цезарем Баронием, память И. С. указывается 14 янв., 6 февр., 9 июня, 18 окт.
Церковь Востока отмечает память И. С. 15 июня и в 5-ю пятницу по Богоявлении вместе с памятью «сирийских учителей», а западносир. (яковитская) Церковь - 5 дек.