(Ключарёв Алексей Иосифович; 17.03.1820, г. Александров Владимирской губ.- 3.09.1901, Харьков), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье протоиерея
Богоявленской ц. г. Александрова. Обучался в Вифанской ДС (1834-1840), затем в МДА (1840-1844). 30 окт. 1844 г. направлен «профессором наук философских» в Вифанскую ДС, где зарекомендовал себя как прекрасный преподаватель. 26 окт. 1845 г. утвержден в ученой степени магистра и в звании профессора богословия. В 1848 г. женился на Е. С. Владимирской, дочери московского прот. Сергия Владимирского, после смерти к-рого взял на себя заботу о его многочисленном семействе. 23 окт. 1848 г. назначен священником в московский в честь Рождества Богородицы жен. мон-рь, 14 нояб. рукоположен во диакона, 17 нояб.- во священника. В нач. марта 1849 г. переведен в Казанскую ц. у Калужских ворот. С 4 марта 1864 г. протоиерей.В июне 1860 г. скончались жена и пятилетний сын А. По настоянию свт. Иннокентия (Вениаминова), митр. Московского, 7 нояб. 1877 г. А. принял монашество, 8 нояб. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Валдайского мон-ря. 15 янв. 1878 г. А. был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 6 апр. 1878 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, принимал активное участие в епархиальном управлении и деятельности Православного миссионерского об-ва.
В Москве А. приобрел широкую известность как чуткий к проблемам времени, красноречивый проповедник, его проповеди публиковались в «Московских ведомостях». А. выступал также с публичными лекциями о духовно-нравственных последствиях реформ . А. отрицательно оценивал рус. общественные течения сер. XIX в., видя в них торжество материалистического, чувственного мировоззрения, противоположного христианскому, что во многом, по мнению А., было обусловлено развитием секуляризованной науки, к-рая своей высшей целью ставит удовлетворение материальных потребностей человека. Опираясь на науку, общественная мысль, по мнению А., извратила естественные понятия, в частности представление о свободе, заменив ее вседозволенностью, представление о месте женщины в об-ве, приписав женщине несвойственные ей устремления. А. придавал большое значение христ. просвещению, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг.
А. выступил инициатором создания Об-ва любителей церковного пения (см. Общества церковнопевческие) и стал его первым председателем (1881-1885), был убежденным сторонником общецерковного пения и осуждал практику духовных концертов из «композиторской» музыки в светских залах. С этим связано вызвавшее полемику выступление А. в газ. «Русь» (1880. № 1 (3 янв.), за подписью: «Старый московский священнослужитель») по поводу премьеры «Литургии св. Иоанна Златоуста», соч. 41, П. И. Чайковского в Большом зале Благородного собрания.
22 сент. 1882 г. А. был назначен на Харьковскую кафедру, с 20 марта 1886 г. архиепископ. А. много сделал для благоустроения Харьковской епархии: требовал от священников частого совершения богослужений и чтения проповедей, ввел единообразное церковное пение по образцу напевов, употреблявшихся на севере России, открыл Высочиновский в честь Казанской иконы Божией Матери муж. и Богодуховский Свято-Троицкий жен. мон-ри, увеличил число приходов. Его усилиями «Харьковские епархиальные ведомости» в 1884 г. были преобразованы в богословско-философский ж. «Вера и разум». А. благоустраивал духовные учебные заведения, открыл новые церковноприходские школы, для борьбы с расколом и сектантством создал миссионерский совет со специальным миссионером. При А. было построено новое здание консистории с особыми помещениями для попечительства о бедных духовного звания. А. погребен в харьковском Покровском мон-ре в нижней Трехсвятительской церкви-усыпальнице.