[Греч. προεόρτια, προεόρτιον], в правосл. богослужении один или неск. дней перед праздником (обычно двунадесятым праздником), на богослужении к-рых поется полноценное гимнографическое последование (тропарь, кондак, стихиры, канон, седальны, светилен), посвященное наступающему празднику.
В Типиконе Великой церкви X-XI вв. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 24-26) нет последований, сопоставимых с понятием «предпразднство», но перед Воздвижением Креста Господня, 10-13 сент., указывается «поклонение честным древам Креста», без богослужебного последования.
В Студийском уставе и в Иерусалимском уставе разных редакций, вплоть до современных, фиксируется одинаковый набор праздников с П. и одинаковая продолжительность П. Однодневное П. характерно для праздников Рождества Пресв. Богородицы (7 сент.), Воздвижения Креста (13 сент.), Введения во храм Пресв. Богородицы (20 нояб.), Сретения Господня (1 февр.), Вознесения (в среду 6-й седмицы по Пасхе), Преображения Господня (5 авг.), Успения Пресв. Богородицы (14 авг.). Многодневное П. есть у Рождества Христова (5 дней, 20-24 дек.; в некоторых архаичных греч. Минеях П. Рождества Христова начинается раньше - 18 дек. или даже сразу после Праотец святых недели, отмечаемой в период 11-17 дек. (Paris. gr. 928. Fol. 275, XIII в.; Sinait. gr. 581. Fol. 19, XI-XII вв.; 583. Fol. 124, XII в.,- в последней ркп. с указанием, что П. Рождества начинается после Недели святых праотец)) и Богоявления (4 дня, 2-5 янв.). Имеются и исключения: напр., 13 сент. по Мессинскому Типикону 1131 г. отсутствует П. Воздвижения (Arranz. Typicon. P. 21-22). Нек-рые праздники не имеют П.: Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Пятидесятница. В студийских Типиконах изредка встречаются дни П. и у менее значимых праздников - напр., П. Зачатия Пресв. Богородицы 8 дек. в Георгия Мтацминдели Типиконе (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 243).
Дни П. Рождества Христова и Богоявления, начиная с самых ранних студийских Типиконов, выделяются особым уставом: только эти П. продолжаются больше одного дня, в эти П. полностью отменяется Октоих (в тех Типиконах, где в П. используется Октоих), количество песнопений П. больше, чем в другие П., на повечериях или паннихис (в зависимости от редакции Типикона) поются специальные каноны, в последний день П. совершается особое богослужение, включающее цикл специальных песнопений для часов, набор паремий на вечерне, вечерня в день навечерия соединяется с литургией свт. Василия Великого.
Последование П., как правило, включает цикл стихир (обычно один; в П. Рождества Христова и Богоявления - неск. циклов), неск. самогласнов (обычно 2) на вечерней и утренней стиховне, седален, канон, тропарь. Песнопения в большинстве случаев не совпадают с положенными в сам день праздника. В большинстве случаев П. предполагает службу с «Бог Господь», но иногда назначается «Аллилуия» - напр., согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю редакцию Студийского устава, «Аллилуия» назначается 21-23 дек. и 24 марта (в связи с тем, что эти дни приходятся на пост; Пентковский. Типикон. С. 305, 332); этот памятник также отмечает, что в первоначальном Студийском Синаксаре служба с «Аллилуия» совершалась в П. Воздвижения, 13 сент. (Там же. С. 281). После «Аллилуия» в эти дни указываются троичны. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г. 21-23 дек. и 24 марта назначаются «Аллилуия» и тропарь П. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 347-349, 429; Arranz. Typicon. P. 75-77, 129). Кондак в последовании П., как правило, отсутствует.
В Студийских (а также в ранних Иерусалимских) Типиконах последование П. соединяется не только с последованием святого Минеи, но и с последованием Октоиха, за исключением П. Рождества Христова и Богоявления. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, в однодневные П. Октоих поется на стиховне вечерни и утрени и на седальнах после кафизм (Пентковский. Типикон. С. 278-279, 281, 326, 357-358), кроме П. Введения, где есть канон Октоиха, и Успения, где Октоих употребляется только на вечерней стиховне (Там же. С. 296-297, 360-362). Согласно Евергетидскому Типикону (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 262-263, 269-270, 319-320, 403, 479-480, 486-487), Октоих поется на стиховне и после кафизм, кроме П. Рождества Пресв. Богородицы (только после кафизм), Введения (вообще не употребляется), Преображения (кроме стиховни и седальнов указывается канон Октоиха). Согласно Мессинскому Типикону (Arranz. Typicon. P. 17-18, 58-59, 116, 174-175, 179), Октоих используется заметно меньше - он не указывается на П. Рождества Пресв. Богородицы, Благовещения, Успения и Вознесения, в дни П. Введения и Преображения Октоих поется только на вечерней стиховне, канон Октоиха не используется в дни П.
В Студийских Типиконах распространены службы на литургии в честь П. (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, причастен): они указываются в Студийско-Алексиевском Типиконе в П. Рождества Пресв. Богородицы (Пентковский. Типикон. С. 279), Воздвижения (С. 281), Введения (С. 297), Преображения (С. 358), Успения (С. 362); в Евергетидском Типиконе такие указания есть на те же дни, кроме Преображения, а также имеются указания на службу П. на литургии 21-23 дек. и 2-4 янв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 263, 270, 320, 347, 348, 349, 373, 374, 403, 487), причем служба на литургии приводится без чтений либо, наоборот, приводятся только чтения (2-4 янв.). В Мессинском Типиконе указания на службу П. на литургии (без чтений) есть 7 сент., 20 нояб., 14 авг. (Arranz. Typicon. P. 18, 59, 179). В др. случаях на литургии назначается служба святому или же не указывается ничего - по всей видимости, имеется в виду служба дня, хотя прямо это почти никогда не отмечено (такое указание есть, напр., 1 февр. в Евергетидском Типиконе - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 403).
В отличие от Студийских Иерусалимские Типиконы всегда указывают службу с «Бог Господь» в дни П. Исключение составляет П. Благовещения (24 марта), когда служба приходится на будние дни поста, то на утрене поется «Аллилуия» и троичны гласа.
В нек-рых ранних Иерусалимских Типиконах в дни П. не используется Октоих: на «Господи, воззвах» поются стихиры П. с повторением, на стиховне - святого, на утренней стиховне - П. Такие указания есть, напр., в Типиконе 1214 г. Sinait. gr. 1097 (в дни П. Рождества Пресв. Богородицы, Преображения и Успения: Fol. 71r - 71v, 134r, 135v), однако в П. Сретения на стиховне указывается Октоих (Fol. 114v - 115r), а на П. Преображения Октоих приводится как вариант (Fol. 134r). В сир. переводе XIII в. (Sinait. syr. 136) те же указания последовательно представлены в П. Рождества Пресв. Богородицы, Сретения, Преображения и Успения, без упоминания Октоиха (Fol. 9v - 10r, 97v - 98r, 134r - 134v, 137r). В тех же ранних Типиконах встречаются указания на службу П. на литургии: 7 сент. и 20 нояб.- в Типиконах Sinait. gr. 1097 (Fol. 71v, 87r), 1101 (Fol. 116, 141); Sinait. syr. 136 (Fol. 10).
В др. ранних Иерусалимских Типиконах Октоих активно используется в дни П.- на стиховне вечерни и утрени и на каноне (см., напр., Sinait. gr. 1094, XII в.: Lossky. Typicon. P. 160, 229-230, 232-233). Этот вариант устава П. закрепился в последующих редакциях, вплоть до греч. и слав. печатных изданий Типикона XVII в., однако со временем использование Октоиха в дни П. сокращается. В греч. печатных Типиконах XVI-XVII вв., начиная с 1-го издания 1545 г., Октоих указывается лишь на Рождество Пресв. Богородицы, Преображение (без вечерней стиховни) и Успение. В греч. рукописных Минеях к нач. XVI в. появляются дополнительные песнопения для дней П. всех праздников, ранее содержащих указания на Октоих. В печатных изданиях греч. Минеи XVI-XVII вв. остается только одно указание на использование Октоиха - в каноне 7 сент. Кроме того, в печатных Минеях XVI-XIX вв. отсутствуют седальны в нек-рые П., хотя и нет указаний на использование Октоиха в этом случае. В венецианском издании греч. Минеи 1843 г. исчезает указание на канон Октоиха 7 сент. и появляются седальны П. во всех случаях, где раньше их не было,- т. о., именно в этом издании был окончательно сформирован устав П., не подразумевающий использования Октоиха.
В слав. рукописных Типиконах и Минеях последовательно указывается Октоих во все дни П., где это допустимо, т. е. кроме П. Рождества Христова, Богоявления, Воздвижения и Вознесения (см., напр., Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 35а - 35б, 60б - 61а, 89а - 89б, 118а - 118б, 120а - 120б). В П. Введения Октоих поется только на утренней стиховне, поскольку П. соединяется с последованием 2 святых (седальны в ранних Типиконах, как правило, не описываются). В печатных изданиях 1-й пол. XVII в. (1610, 1633, 1641 гг.) указания на употребление Октоиха практически те же, хотя на Введение Октоих остается только в седальнах после кафизм. В Типиконе 1682 г., в Минеях 90-х гг. XVII в., а также в последующих изданиях этих книг до наст. времени употребление Октоиха в дни П. исключается.
Согласно совр. богослужебным книгам, в дни П. праздничное последование соединяется с последованием одного или 2 святых (ср. 20 нояб.), последование П. включает: циклы стихир на «Господи, воззвах», вечерней и утренней стиховне, стихиры-самогласны на «И ныне» во всех перечисленных случаях, тропарь, канон, седальны после кафизм и после 3-й песни канона, кондак и икос, светилен (ексапостиларий). Дни П. в Типиконе нередко отмечаются праздничным знаком («шестерик», или «святой, поемый на 6» - см. ст. Знаки праздников месяцеслова), к-рый обычно относится не к святому, а именно к последованию П. (см. 7 сент., 1 февр., 24 марта, 5 и 14 авг.) - последования святых в эти дни не имеют тех особенностей, к-рые должны быть у шестеричного святого, а 24 марта не поется последование святого. 21 дек. в Типиконе описывается соединение полиелейной или бденной службы свт. Петра с последованием П., что может использоваться как образец для подобных соединений.
В храмовой гл. 24 совр. Типикона описывается соединение последований храма, воскресного дня и П., все 3 последования поются вместе - этим данное соединение отличается от совпадения храма, воскресенья и попразднства, при к-ром последование попразднства отменяется (храмовая гл. 23). Это указывает на более высокий статус П. по сравнению с попразднством.
В многодневные П. Рождества Христова и Богоявления используется 2 тропаря, 2-й поется только в последний день П. (т. е. в навечерие праздника, 24 дек. или 5 янв.). На хвалитех исполняются особые стихиры П. 6-го гласа на подобен «Ангельския предыдите силы», алфавитный цикл стихир Рождества Христова выпевается за неск. дней П., цикл приписывается прп. Роману Сладкопевцу; на каждый день П. приходится по 6 стихир: 4 поются со стихами Пс 150, 5-я - на «Славу» и 6-я - на «И ныне». В П. Богоявления поются аналогичные стихиры, составленные на тот же подобен. На повечерии в дни многодневных П. Рождества Христова и Богоявления поются полные и неполные каноны (трипеснцы, двупеснцы), составленные по образцу канонов на утренях Страстной седмицы. Поскольку дней П. меньше 6, каноны соединяются (напр., трипеснец по подобию).
Еще одним П., в к-рое используется трипеснец, является П. Преображения, 5 авг.: на утрене в этот день поется канон П., трипеснец П. (из 1-й, 8-й и 9-й песней) и канон святого.
«Особенности гимнографии П. Песнопения П. нередко содержат указания на предварительный характер празднования: « » (2-я стихира на «Господи, воззвах» 7 сент.), « » (1-я стихира на «Господи, воззвах» 20 дек.).
В большинстве случаев песнопения П. отличаются от тех, к-рые используются в дни праздника и его попразднства. Но нередко встречается и обратная ситуация, когда песнопения из праздничной службы или дней попразднства используются в последовании П. Напр., в последовании П. Рождества Пресв. Богородицы (7 сент.) самогласен на «И ныне» на «Господи, воззвах» совпадает со стихирой на малой вечерне праздника, самогласен на стиховне - с 1-й стихирой на стиховне в день праздника, самогласен на «И ныне» на утренней стиховне - с 4-й стихирой на литии праздника и т. д. Стихиры-подобны на «Господи, воззвах» и на вечерней стиховне имеют частичное совпадения (по тексту самих песнопений или набору песнопений) со стихирами 9 и 10 сент. в попразднстве.
Некоторые литургические установления в правосл. богослужении сопоставимы с понятием «предпразднство», но не называются этим термином. Во-первых, перед нек-рыми праздниками назначаются особые службы на литургии или только апостольские и евангельские чтения в субботние и недельные дни. К ним относятся: суббота и неделя перед Воздвижением, перед Рождеством Христовым, перед Богоявлением (перед Просвещением). Служба на литургии в эти дни связана с предстоящим праздником.
Во-вторых, в нек-рые дни задолго до Рождества Христова поются песнопения в честь этого праздника. Напр., 30 нояб. на «И ныне» на «Господи, воззвах», 6 дек. на «И ныне» на «Господи, воззвах», на литии и на стиховне поются стихиры, относящиеся по содержанию к празднику Рождества Христова.
В-третьих, характер предварительного празднования имеет праздничная катавасия, которая начинает использоваться задолго до начала собственно П. (см. 19-ю гл. Типикона). Напр., катавасия Рождества Христова начинается уже 21 нояб. (ст. ст.), более чем за месяц до праздника, катавасия Сретения начинается с 15 янв. (ст. ст.).