Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
58, С. 390-393 опубликовано: 21 ноября 2024г. 


ПРОНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Спасская пуст.) (Рязанской и Михайловской епархии Рязанской митрополии), находится в пос. Пронск (до 1926 город) Рязанской обл., на левом берегу р. Прони.

1640-1919 гг.

Спасо-Преображенский Пронский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Спасо-Преображенский Пронский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Спасо-Преображенский Пронский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Точное время основания неизвестно. В писцовых книгах 1640 г. воеводы кн. А. Т. Борзецова указано: «в исчислении разных угодий», принадлежащих стрельцам Старой слободы г. Пронска, сообщается, что у них был выгон общий с новыми стрельцами против «Спасского монастыря» (Добролюбов. 1885. С. 19). По именному указу имп. Петра I Алексеевича от 5 февр. 1724 г. братия П. м. «в связи с малой численностью» была переведена в скопинский Свято-Троицкий мон-рь. Согласно описям 1739 и 1749 гг., к сер. XVIII в. при возобновлении пустыни на ее территории находились 2 деревянных храма. Один был освящен в честь Преображения Господня (в нем хранились чтимые иконы Преображения в окладе, а также Казанская икона Божией Матери, «на ней венец чеховой позлащен»), другой - в честь Вознесения Господня. Мон-рь был обнесен забором, над св. воротами с калиткой «образ Спасителя с апостолами», на территории «келья строительная с сенями, в ней заслон железный и топор казенный», 4 братские кельи; «амшеник ильмовый - рублен в лапу, покрытый тесом и лубьями - ветхой, казенных 6 ульев со пчелами» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 81. Д. 209. Л. 17-18; Оп. 234. Д. 92. Св. 6). По описи поручика Неёлова 1763 г., в монастыре числилось 3 насельника: игум. Иона (?), иеродиакон и иерей Никита. Вскоре «на сборныя деньги подаянием от боголюбивых дателей» были построены каменная ц. Св. Троицы (1765) с 2 приделами «об одном апартаменте» (правым в честь Преображения Господня и левым в честь Успения Пресв. Богородицы), каменная колокольня. Колокола были отлиты в 1765 г. на средства помещика И. И. Бурцева (похоронен в пустыни). На пожертвования его сына, А. И. Бурцева, возведены каменные настоятельские и братские кельи, плетень вокруг П. м. заменен каменной оградой (Добролюбов. 1885. С. 20; ГАРО. Ф. 627. Оп. 81. Д. 209. Л. 17-18; Оп. 234. Д. 92. Св. 6).

В 1826 г. жители г. Пронска и окрестностей обратились к архиеп. Рязанскому и Зарайскому свт. Филарету (Амфитеатрову) с просьбой учредить 6 авг. ежегодный крестный ход в П. м. из городского собора и всех храмов. Положительное решение свт. Филарета по вопросу «о соизволении проведения такого крестного хода» подтвердил указ Рязанской духовной консистории (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 87. Св. 185. Л. 161).

История П. м. связана с именами архиеп. Рязанского свт. Гавриила (Городкова) и А. И. Кошелёва, предводителя дворянства Сапожковского у., землевладельца в Сапожковском и Ряжском уездах Рязанской губ. В 1853 г. свт. Гавриил писал Кошелёву, что «после их благочестивой беседы» он решил возобновить монастырь в честь Покрова Пресв. Богородицы и прп. Сергия Радонежского (упразднен в 1764), ранее находившийся близ имения Кошелёва, в с. Песочня Сапожковского у., путем перевода туда насельников Пронской пуст. Побуждением к такой инициативе святителя стали прошения строителя иером. Феодосия о срочном переводе обители на др. место в связи со слабостью грунта на высоком берегу р. Прони вслед. его подмывания в половодье. Поступали и др. предложения по переводу пустыни, в т. ч. в 1856 г. к древней белокаменной Пятницкой ц. в с. Толпине Ряжского у. В 1859 г. архиеп. Рязанский и Зарайский Смарагд (Крыжановский) при обозрении Пронского у. распорядился провести «освидетельствование пустыни еще раз», что было сделано в 1864 г., уже при архиеп. Иринархе (Попове). В акте 1864 г. отмечалось, что П. м. «находится на сухом грунте». Иером. Феодосий был назначен настоятелем рязанского Иоанна Богослова апостола мужского монастыря, а вместо него П. м. возглавил иером. Самуил. За 6 лет он восстановил пустынь на средства благотворителей, в т. ч. жителей Пронска, привел «в надлежащее устройство» сад мон-ря и лес, окружавший обитель (Там же. Оп. 234. Д. 92. Св. 6). 22 апр. 1881 г. указом Синода по ходатайству архиеп. Палладия (Писарева-Раева) пустынь стала общежительной (Там же. Оп. 240. Д. 87. Св. 185. Л. 161).

Архим. Владимир (Добролюбов; 1814-1896), благочинный рязанских мон-рей, в 1891 г., при настоятеле П. м. Мелетии (Денисове), писал в отчете, что «пустынь при малых средствах и при небольшом братстве, состоящем почти из одних неученых старцев, отличается особенным порядком в благочинии и хозяйственном устройстве... Отношения братии к настоятелю и настоятеля к братии состоят в должном порядке. Предметом особенного внимания настоятеля в отношении к братии служит сохранение порядка, согласия и благочестия между ними» (Там же. Оп. 150. Д. 6).

В «Ведомости заштатной Пронской Спасской общежительной пустыни» за 1913 г. указано, что в обители находились 3 каменные церкви: Троицкая с правым Преображенским приделом («в трапезе»), левым Успенским приделом и колокольней (с 6 колоколами), теплая во имя Трех святителей с приделом святых Софии, Веры, Надежды и Любови (возведена в 1867 «иждивением Московского потомственного почетного гражданина и кавалера» Г. С. Васильева и его супруги Любови). На 3-м этаже братского корпуса на средства помещицы В. А. Любавской и др. была устроена и 5 июля 1903 г. освящена холодная ц. Сошествия Св. Духа на апостолов.

К 1917 г. на территории П. м. также находились: каменные 2-этажный корпус с настоятельскими покоями и 12 братскими кельями, 2-этажный корпус с 4 братскими кельями и помещениями для трудников и богомольцев, корпус просфорни и хлебопекарни, корпус трапезной и кухни, деревянные 2 дома, амбар, ледник, конюшня, каретный сарай. За каменной оградой с 5 башнями располагались 2 деревянных 2-этажных дома для богомольцев. При с. Хавертове Михайловского у. на р. Жраке стояла монастырская мукомольная мельница. 12 июня 1895 г. мон-рю по завещанию мещанина А. С. Антизитрова была передана «лавка-шкаф» в С.-Петербурге, на Ново-Александровском рынке. Обитель имела земли, в т. ч. 19 дес. пахотной земли близ с. Алабина Пронского у.; 26 дес. 1588 кв. саж. близ с. Новоивановки Данковского у.; 43 дес. 33 кв. саж. пахотной земли и 687 саж. неудобной (отмежеванной взамен рыбной ловли) близ с. Петрова Ряжского у. 19 окт. 1892 г. правительство отвело пустыни лесной участок в 50 дес. 1152 саж. «дегтянской казенной дачи Ряжского лесничества» (Там же. Оп. 234. Д. 92. Св. 6).

В 1913 г. в П. м. по штату полагалось иметь: настоятеля, 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов и 2 послушников; фактически в нем пребывали 39 насельников: настоятель, схиигумен, 10 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 6 монахов и 15 послушников (Там же. Оп. 240. Д. 87. Св. 185. Л. 161 об.). Насельниками мон-ря в нач. XX в. были прмч. Филарет (Пряхин) и прмч. Сергий (Сорокин). С 1911 г. П. м. возглавлял игум. прмч. Василий (Цветков; впосл. архимандрит), с июня 1913 по 1919 г.- иером. Аполлоний (Загатин), происходивший из крестьян (Там же. Оп. 161-177. Д. 76; Оп. 240. Д. 86).

Главной святыней П. м. была икона Божией Матери «Споручница грешных». Этот образ впервые прославился чудотворениями ок. 1843 г. в Одрином во имя святителя Николая Чудотворца монастыре. В 1847 г. его настоятель (1834-1857) игум. Серапион послал точный список чудотворной иконы в Москву благочестивому подполковнику Д. Н. Бонческулу в благодарность за радушный прием одного из насельников мон-ря. В 1-й день Пасхи 1848 г. подполковник заметил, что икона мироточит. Узнав об этом, к образу приходили болящие, и многие получили исцеление. По преданию, икону Бонческул решил пожертвовать в П. м. и обратился за советом (как и когда отправить святыню в пустынь) к строителю иером. Феодосию, приехавшему по делам в Москву. Однако иером. Феодосий посоветовал подождать, «чтобы Сама Царица Небесная устроила, как потребно» задуманное благое дело. Спустя нек-рое время икона была пожертвована в московскую ц. свт. Николая в Хамовниках и стала одной из святынь города. В пустынь прибыл др. список иконы «Споручница грешных», история к-рого также связана с Бонческулом. Список-копию своей чудотворной иконы он пожертвовал в Адмиралтейскую Троицкую ц. С.-Петербурга. Во время ремонтных работ мн. иконы были вынесены из этого храма, образ «Споручница грешных» (пожертвование Бонческула), написанный на кипарисовой доске под серебряной позолоченной ризой с разноцветным шлифованным горным хрусталем, приобрел пронский купец Г. К. Томилин, поместив его в домашний иконостас, но в первую же ночь получил во сне вразумление, что святыня должна пребывать в церкви, и в июне 1893 г. лично доставил ее из С.-Петербурга в пустынь. С образом «Споручница грешных» братия совершала крестные ходы по селам и деревням, во время к-рых верующие получали помощь Пресв. Богородицы, о чем сохранились письменные свидетельства. Немало жителей г. Пронска просили приносить икону из пустыни в свои приходы, в частные дома. В 1915 г. по просьбе иером. Филарета (Пряхина) некий пронский иконописец выполнил список чудотворной иконы; во время его написания о. Филарет коленопреклоненно молился Царице Небесной о сошествии благодати Божией на иконописца, чтобы копия полностью соответствовала иконе-подлиннику. По завершении написания иером. Филарет по благословению настоятеля игум. Аполлония стал совершать с новым образом-списком крестные ходы по деревням и селам Рязанской епархии, уходил с иконой после Пасхи, а возвращался поздней осенью. Жители каждого села встречали святыню крестным ходом; в церквах служили молебны с акафистом Божией Матери, а затем обходили с иконой все дома. Зафиксированы чудотворения на всем пути следования крестных ходов в Пронском, Михайловском и Спасском уездах (Иоаким (Заякин), Мелетия (Панкова). 2012. С. 101-102).

1919-2020 гг.

31 окт. 1919 г. в уездные органы советской власти было разослано письмо зав. губ. отделом юстиции «О порядке ликвидации монастырей на территории Рязанской губернии», по которому имущество обителей передавалось в ведение уездных отделов собесов и земельных отделов (ГАРО. Ф. Р-16. Оп. 1. Д. 17. Л. 18). В том же году монастырь был закрыт, насельники изгнаны (Лука (Степанов). 2011. С. 152).

В 1919 г. игум. Филарет (Пряхин) совершил свой последний крестный ход с образом «Споручница грешных» в г. Спасск (ныне пос. Спасск-Рязанский) (ГАРО. Ф. П.-1. Д. 2821. Св. 173. Л. 15-16), а затем направился в с. Срезнево Спасского у. (ныне Шиловского р-на Рязанской обл.) и поместил икону в Казанской ц., где она пребывает и поныне. Поселившись в Срезнево, он в 1926 г. стал настоятелем Казанской ц. В день празднования иконе Божией Матери «Споручница грешных» в храм приезжали до 20 священников, до 200 монахов и монахинь, от 800 до 1,5 тыс. мирян. Авторитет игум. Филарета был так высок, что в срезневскую церковь паломники приходили не только из окрестных сел и деревень, но из Рязанской, Московской и Тамбовской губерний. Как правило, трое суток непрерывно совершались богослужения, в т. ч. молебны перед чудотворным образом. С кон. 20-х гг. XX в. в с. Срезневе фактически существовал нелегальный мон-рь: к игум. Филарету присоединились более 150 монашествующих из закрытых обителей, подвизались там и бывш. пронские насельники, в т. ч. иером. прмч. Сергий (Сорокин), во главе с игум. Аполлонием (Загатиным). Игум. Аполлоний после закрытия П. м. нес послушание у архиереев Рязанской епархии в качестве благочинного Спасского, Михайловского, Пронского и Ряжского округов. Ежегодно, проходя ок. тысячи верст, он должен был вести наблюдение в приходах благочиний за церковной жизнью священников и монашествующих, докладывать о результатах правящему архиерею; в приходах совершал богослужения, в общинах «подпольных» монастырей постригал в монашество. По воспоминаниям современников, игум. Аполлоний и игум. Филарет были очень дружны (Были верны до смерти. 2002. С. 89-93). Несмотря на гонения, в срезневской Казанской ц. совершались монашеские постриги. В Рязанский окружной комитет партии доносили, что с. Срезнево является местом «стечения богомольцев» к о. Филарету: «…и сейчас он принял к себе на правах монашки бедную местную вдову. Помимо нее у него проживают еще 3 старушонки из монашек, и частенько к нему наезжают монахи» (ГАРО. Ф. П-1. Д. 2821. Св. 173. Л. 15-16). Деятельность общины в с. Срезневе находилась под наблюдением ОГПУ; в сводках неоднократно сообщалось о ней и др. нелегальных мон-рях, «довольно значительных по количеству новых групп, имеющих своих попов» (Гераськин, Дудорова. 2016). 31 мая 1931 г. игум. Филарета арестовали. В июне арестовали еще 38 филаретовцев - монашествующих и мирян, в т. ч. игум. Аполлония (Загатина), иером. Сергия (Сорокина), инокиню преподобноисп. Агнию (Столярову; в схиме Анна), архим. Зосиму (Мусатова), настоятеля и монахов Иоанно-Богословского монастыря; большую часть братии Вышенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря во главе с иером. Дорофеем (Аникиным), саровского иером. Маркеллина (Коваленко), до 1927 г. несшего послушание гробового у мощей прп. Серафима Саровского; сестер Полунинской Крестовоздвиженской жен. общины, Чернеева во имя святителя Николая Чудотворца, Кадомского в честь иконы Божией Матери «Милостивая» мон-рей Рязанской епархии, а также Керенского Тихвинского, Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы, Серафимо-Понетаевского и коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы монастырей, окормлявшихся у о. Филарета. Всех арестованных обвинили в «создании и участии в монархической группировке церковников» (УФСБ России по Рязанской обл. Д. 12291). Игум. Филарет после 5-летнего срока заключения в концлагере вернулся в Рязань в 1936 г., по благословению архиеп. Иувеналия (Масловского) уехал в Калинин (ныне Тверь), 28 авг. 1939 г. был вновь арестован, сослан в Сиблаг в г. Мариинск Новосибирской обл., скончался 7 марта 1942 г. в заключении. Бывш. послушник П. м. иером. Сергий (Сорокин), принявший постриг в Новоафонском во имя апостола Симеона Кананита мужском монастыре, служил настоятелем Троицкой ц. в с. Заполье Спасского у. вместо арестованного прот. Василия Мрежина, с кон. 1934 г.- настоятелем срезневской Казанской ц., 22 нояб. 1937 г. арестован, 23 дек. расстрелян. Игум. Аполлония (Загатина) Коллегия ОГПУ приговорила к высылке в Казахстан на 5 лет, дальнейшая его судьба неизвестна (УФСБ России по Тверской обл. Д. С-5924; УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10913, 11071, 12291; Иоаким (Заякин), Мелетия (Панкова). 2012. С. 101-102, 105-106, 443-444).

На территории П. м. после его закрытия размещалась колония для малолетних правонарушителей, в 40-х гг. XX в.- детский дом, после 1945 г. до 13 июля 2007 г.- Пронская специальная (коррекционная) школа-интернат. У Трехсвятительской ц. снесли барабан с куполом, переоборудовав ее под жилое помещение; на месте разрушенной Свято-Троицкой ц. построили жилой дом; 3-этажный братский корпус со Свято-Духовской ц. также снесли.

После перевода школы-интерната с территории П. м. пронские жители 11 авг. 2007 г. обратились к архиеп. Рязанскому и Касимовскому Павлу (Пономарёву) с прошением об открытии обители. В авг. 2010 г. по его благословению началось возрождение мон-ря в статусе архиерейского подворья. Настоятелем подворья 24 февр. 2011 г. назначен иером. Лука (Степанов). В февр.-марте 2012 г. сохранившиеся постройки на территории подворья были переданы РПЦ на правах собственности с включением в гос. реестр. Решением Синода от 2 окт. 2013 г. был открыт самостоятельный мон-рь, настоятелем назначен игум. Лука (Степанов). К февр. 2020 г. в мон-ре проживали 14 насельников.

6 июля 2016 г. митр. Рязанский и Михайловский Марк (Головков) освятил отреставрированную Трехсвятительскую ц. Ведутся работы по восстановлению Свято-Троицкой ц., действует гостиница для паломников. Для мон-ря на Св. Горе Афон написана икона «Споручница грешных». В 2016 г. в П. м. была возвращена икона Божией Матери «Утоли моя печали», связанная с дореволюционной историей обители: в 1868 г., в день чествования этой иконы, московский почетный гражданин и кавалер Г. Васильев пожертвовал монастырю список с чудотворного московского образа «Утоли моя печали». В XX в., в годы гонений на Церковь, эта икона пребывала в г. Скопине Рязанской обл. у схим. Феодосии (Косоротихиной; ( 2014), после ее кончины образ хранился в разных домах; последние хранительницы, Зинаида и Александра, передали икону прот. Константину Гусарову, настоятелю Борисоглебской ц. в с. Корневое Скопинского р-на. 22 февр. 2015 г. он вернул святыню в обитель.

При П. м. действует негос. учреждение дополнительного образования детей Православный детский оздоровительно-образовательный центр «Святогорье». На базе мон-ря организуются летние и зимние детские лагеря, семинары для студентов теологического отд-ния Рязанского гос. ун-та и сестер милосердия Вышенского Успенского мон-ря, в школах-интернатах и детских домах Рязани и пос. Пронска проходят мероприятия, посвященные церковным праздникам и памятным датам; заключенным ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Рязанской области» читают проповеди и ведут с ними беседы.

Арх.: УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10913, 11071, 11964, 12291; УФСБ России по Тверской обл. Д. С-5924; ГАРО. Ф. 627. Оп. 1. Д. 1. Л. 93; Оп. 22. Д. 79. Л. 26; Оп. 29. Д. 109; Оп. 31. Д. 6а; Оп. 68. Д. 352; Оп. 73. Д. 20; Оп. 78. Д. 145; Оп. 81. Д. 185, 209. Л. 17-18; Оп. 88. Д. 104. Л. 19; Оп. 96. Д. 95; Оп. 114. Д. 70; Оп. 137. Д. 36; Оп. 138. Д. 55; Оп. 144. Д. 4; Оп. 147. Д. 7; Оп. 148. Д. 11; Оп. 150. Д. 6; Оп. 161-177. Д. 76; Оп. 178-233. Д. 3; Оп. 231. Д. 9. Л. 25; Оп. 233. Д. 8; Оп. 234. Д. 92. Св. 6; Д. 121; Оп. 235. Д. 208; Оп. 240. Д. 51, 61, 74, 86, 87. Св. 185. Л. 160-162; Ф. 973. Оп. 1. Д. 1. Л. 14, 24, 31, 58; Д. 1а, 2, 3, 3а, 4, 61; Ф. П-1. Д. 2821. Св. 173. Л. 15-16; Ф. Р-5. Оп. 2 (вн. 1). Д. 4. Л. 329-330; Ф. Р.-16. Оп. 1. Д. 17. Л. 1, 18.
Лит.: Ратшин. Монастыри. С. 422; Гаретовский В. И., прот. Обновление Св.-Спасской пуст. в г. Пронске // Рязанские ЕВ. 1866. № 23. Приб. С. 694-698; Добролюбов И. В., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с описанием их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. с библиогр. указ. Рязань, 1885. Т. 2. С. 19-21; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности / Примеч.: свящ. И. Добролюбов. Рязань, 1889. С. 124; Бибин И. И. Некр.: Игум. Мелетий (Денисов) // Рязанские ЕВ. 1897. № 10. С. 320-322; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 89-99, 223-225; Дамаскин (Орловский), игум. ЖНИР. Т. 2. С. 394-398; Епархия Рязанская. М., 2007. Ст. 573, 648; Лука (Степанов), игум. Строители и настоятели Пронской Спасской пуст. // Рязанский богосл. вестн. 2011. № 2(5). С. 146-159; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон., и др. Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение: Новомученики и исповедники земли Рязанской. ХХ в. Рязань, 2012. С. 100-107, 440-450; Гераськин Ю. В., Дудорова О. А. Взаимоотношения власти и РПЦ в 1917-1937 гг.: (Сквозь призму жизни и служения архиеп. Иувеналия (Масловского Е. А.)) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2016. № 9(174). С. 35-42.
Мон. Мелетия (Панкова)
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Пронский в честь Преображения Господня мужской монастырь (Спасская пуст.) (Рязанской и Михайловской епархии Рязанской митрополии),
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле