(Путная нотация), одно из названий казанской нотации - системы записи, к-рая сложилась во 2-й пол. XVI в. и равным образом использовалась для путевого распева, разных голосов раннего рус. многоголосия (строчного пения (троестрочия) и демественного пения), одноголосного демественного пения, греческого распева (Богомолова. 1992; Она же. 2007) и знаменного многоголосия. Употребление термина «путевая нотация» закономерно для тех случаев, когда речь идет о записи песнопений путевого распева казанской нотацией (Богомолова. 2005. С. 147). Несмотря на то что в целом эта нотация имеет один и тот же словарь знаков, в ее употреблении в разных распевах и разных голосах раннего рус. многоголосия есть нек-рая разница, обусловленная отличиями мелодических оборотов и их ритмическими особенностями. В рукописях эта нотация могла обозначаться как «ключевое знамя» из-за частого употребления знака «ключа» - косого креста ( ) в середине или на краю вытянутых линий основных знаков П. н. В историографии можно встретить разные названия, которые исследователи прилагали к этой нотации (демественная, казанская, демественно-путевая, путно-демественная, см.: Богомолова. 2005. С. 8-10).
Описание знаков П. н. в данной статье разделено на 3 части; основные знаки, дополнительные обозначения, сочетания знаков. Нек-рые дополнительные обозначения, такие как сорочья ножка и очки при знаках, рассматриваются в разделе основных знаков. Во многом сказанное ниже о знаках П. н. совпадает с общими положениями казанской и демественной нотаций.
Система названий знаков и дополнительных обозначений П. н. содержится в азбуках-перечислениях П. н., а также в тех редакциях Граней, которые имеют названия (см.: Богомолова. 1988. P. 111-133); эта система неполна, поскольку не все знаки или сочетания знаков с дополнительными обозначениями имеют названия; в системе есть некоторые неясности и внутренние противоречия.
Помещенные ниже нотные переводы отражают лишь часть мелодических значений знаков П. н. и приводятся для примера, поэтому данные таблиц едва ли могут использоваться для перевода песнопений путевого распева на нотолинейную нотацию.
Среди основных знаков (см. таблицу 1) можно отметить следующие группы: совпадающие по начертанию и значению со столповыми (см. Знаменная нотация) (запятая, статья простая, стопица, стопица с очком, частично - голубчик, статья светлая, стрела простая и мрачная); совпадающие по начертанию со столповыми, но имеющие свое значение (все виды крюков, включая ключевой, мечик, палка, параклит, переводка, статьи и стрелы); особые знаки П. н. (врахия, голубчик светлый и тресветлый, осока, переводка непостоянная, статья непостоянная, заножек, соколец и стопица с сорочьей ножкой). Особые знаки образованы дополнительными элементами и имеют общие особенности распева: элемент начертания стрелы, к-рый приставляется к голубчику и переводке и дает дополнительный протяжный звук в конце (врахия и осока), сорочья ножка, создающая несимметричный восходящий оборот (заножек, соколец, стопица с сорочьей ножкой).
Некоторые знаки употребляются преимущественно в рукописях посл. четв. XVI в., в XVII в. такие примеры довольно редки, впосл. они заменяются на др. знаки или их сочетания. В качестве примеров можно привести стрелу поездную, палку воздернутую (отдельно в путевых азбуках не фиксируется, название взято из знаменной нотации), переводку с 4 очками (см. таблицу 2). Палка воздернутая совпадает по значению с тем же знаком в альтернативной П. н. (см. ниже; примеры употребления палки воздернутой в этом значении: РГБ. Троиц. № 436. Л. 177 об.- 178, 80-е гг. XVI в.; РНБ. Кир.-Бел. № 618/875 Л. 198-202, 80-е гг. XVI в.; № 684/941. Л. 237 об.- 238, кон. XVI в.; ГИМ. Щук. № 767. Л. 99 об., 261 об.- 262, 310 об., 1602 г.; БАН. Тек. пост. № 280. Л. 379 об.; Грани РНБ. Тит. № 637. Л. 3 об., посл. четв. XVII в.). В остальных случаях знак палки воздернутой в П. н. сливается с др. знаками (см. ниже, в сочетаниях знаков).
В П. н. есть неск. знаков, к-рые не имеют своего азбучного значения, но используются в тайнозамкненных начертаниях (см. таблицу 3). К ним можно отнести и сложное начертание мелизматической формулы «кобыла», заимствованное из знаменной нотации,- 1-2 волнистые линии, охватывающие лицевое начертание (напр., в стихире на 1 сент. «Иже Духом Святым», на 25 дек.- «Что Ти принесем»).
К дополнительным обозначениям в П. н. можно отнести следующие знаки (см. таблицу 4).
1. 2 вертикальных штриха, указывающие на повышение мелодии. В некоторых случаях распев таких знаков не отличается от знаков без штрихов. Знамена с 2 штрихами называются «двоечельными».
2. Ключ, небольшой косой крестик, перечеркивающий основную линию крюка, скамейцы или стрелы. Он придает знаку значение пунктирного ритма, в восходящем или нисходящем направлении, в зависимости от знака и от положения ключа: а) при добавлении к крюку простому и скамейце получившийся в результате знак приобретает значение оборота в восходящем направлении, при этом ключ ставится в середине основной линии знака; б) при добавлении к скамейце, крюку светлому, мечику и др. знакам мелодическое значение получившегося знака приобретает дополнение в виде нисходящего оборота, при этом сам значок ключа должен ставиться в правой части основной линии знака (поскольку обозначает дополнительный оборот, добавляемый в конце), однако в нотации это соблюдается далеко не всегда и ключ часто помещается в рукописях в центральной части основной линии знака.
3. Крыж, указывающий на понижение мелодии. Добавляется к знаку справа внизу, иногда просто пририсовывается рядом, иногда соединяется с ним верхней частью. Длительность заключительного низкого звука может быть разной - целой, половинной, четвертной, она может заимствоваться из длительности основного знака или же добавляться к нему.
4. «Омет», или «отмет»,- термин, к-рый может указывать на 2 дополнительных обозначения с разными значениями: а) вертикальная линия в значении восходящего оборота; б) небольшая запятая в значении нисходящего оборота.
Знамена, содержащие дополнительное обозначение омета, могут называться в азбуках «ометными» или «отметными», иногда - «опашными» (от слова «опаш» - хвост). Основной вариант начертания омета - вертикальная черта в правой части, обычно сливающаяся с начертанием основного знамени (всегда в значении повышения мелодии; встречаются оба варианта названий: «стрела ометная/опашноповодная», «врахия опашная»). Второй вариант начертания этого дополнительного обозначения - небольшая запятая, пририсованная к правой части знака,- указывает на добавление нисходящего движения мелодии. По какой-то причине, возможно из-за определенного сходства начертания, знаки с этим дополнением тоже называются «ометными» (напр., «голубчик ометный»). Определенную проблему представляет знак статьи с ометом, в котором омет графически выглядит как запятая, но добавляет в конце восходящий ход, при этом в мелодии присутствует движение вниз. Можно предположить, что статья с ометом воспринималась писцами путевых рукописей как вариант стрелы простой ометной, поэтому имеет такое же значение. В рукописях встречаются промежуточные начертания стрелы ометной: основная линия рисуется очень короткой, так что знак можно принять за статью с сильно вытянутым ометом. Движение мелодии вниз объясняется тайнозамкненностью знака: стрела или статья с ометом в этом значении появляется в конце нек-рых попевок 6-го гласа (подвертка, подхват) и является мелодическим вариантом окончания со статьей закрытой (в значении 2 целых длительностей e-d).
5. Очко справа сверху знака, указывающее на повышение мелодии, а именно - добавление половинной длительности на ступень выше последнего звука. Знамена с таким дополнительным обозначением обычно называются светлыми. В определенном смысле это продолжает логику таких знаков П. н., как голубчик, голубчик светлый, врахия, потому что очко добавляет к распеву этих знаков половинные длительности.
6. Знак чашки (подчашия), указывающий на понижение мелодии. В азбуках-перечислениях П. н. (или казанской нотации) «подчашием» называется начертание крюка с пририсованной под ним чашкой; в Гранях по рукописи РНБ. Соф. № 490 (см.: Шабалин. 1991. С. 196) параклит с этим дополнением называется «[с] подчашием».
Кроме перечисленных в П. н. есть 2 специальных дополнительных обозначения, не меняющие мелодию знака, но указывающие на относительную звуковысотность. Это крыж (крест в левой нижней стороне знака) и рог (небольшой прямоугольник или черточка в левой верхней части знака), к-рые указывают на то, что знак поется ниже (с крыжом) или выше (с рогом) предыдущего знака (см. таблицу 5). В исследовательской лит-ре эти обозначения характеризуются как «признаки»; теоретические сведения об этих обозначениях часто помещаются в конце путевых азбук-перечислений (см. подробнее: Богомолова. 2007).
Сочетания знаков широко используются в П. н., при этом последний звук 1-го знака и 1-й звук 2-го знака могут сливаться.
Сочетание одного из знаков П. н. (переводки, голубчика и нек-рых др.) и палки с 2 очками (в знаменной нотации - палка воздернутая) добавляет к распеву 2 четвертные длительности в восходящем направлении (см. таблицу 6). Та же палка воздернутая образует семейство конечных сочетаний знамен, которые ставятся на последнем слоге мелодической формулы и указывают на особый мелодический оборот, соединяющий со следующей формулой. Одно из этих сочетаний фиксируется в путевых азбуках-перечислениях под именем «слогня» или «слогия». Начертание палки воздернутой в рукописях XVII в. постепенно изменяется (уменьшается длина палки), в результате этот знак начинает напоминать сложитие с задержкой.
Во 2-й пол. XVI в. получил небольшое распространение еще один вид П. н., основанный на графике знаменной нотации (см. таблицу 7). В качестве характерных графических признаков этой нотации можно назвать очень частое употребление палки воздернутой, регулярное использование голубчика с 2 очками и крюка простого с сорочьей ножкой. Впервые альтернативная П. н. фиксируется в списке 50-х гг. XVI в. евангельских стихир архаичной редакции путевого распева (РГБ. Троиц. № 425. Л. 335-351, начиная с 5-й стихиры), а наибольшую разработанность получает в автографе 80-х гг. XVI в. мон. Логгина (Шишелова) (РГБ. Троиц. № 428). С методологической т. зр. определение мелодического значения знаков этой нотации возможно после установления распева, к-рый этой нотацией фиксируется, и это именно путевой распев. Основными аргументами в пользу этого являются: попевочная структура песнопений, записанных этой нотацией, наличие знаков фит на тех же местах, где они появляются в знаменных и путевых песнопениях, употребление знака и ремарок и обозначения на полях, постоянное использование соединительных оборотов между формулами - один из ярких отличительных признаков путевого распева (Лукашевич. К прочтению нотации. 2011; Он же. Нотация. 2011; см. также ст. Путевой распев). После установления распева выявление значений знаков и выделение их характерных сочетаний в графике мелодических формул возможны благодаря сопоставлению с безлинейными и нотолинейными записями песнопений путевого распева.
Следует отметить явную зависимость альтернативной П. н. от знаменной. Большая часть знаков передает то же или близкое к столповому значение (голубчик, дербица, крюк с подчашием, палка, статья простая и закрытая, отдельные значения стрелы полукрыжной, поводной и светлой). Некоторые знаки также передают столповое значение, но с увеличенной в 2 раза длительностью (стопица с очком, крюк светлый, подчашие, скамейца, статья светлая, стрела простая). Относительно редкие крюк мрачный и крюк тресветлый имеют то же значение, что и более часто употребляемый крюк светлый - целая длительность; эти знаки применяются для передачи более низкого (крюк мрачный) или более высокого (крюк тресветлый) звука относительно рядом стоящего крюка светлого - этот принцип зависимости высоты звука от вида крюка явно заимствован из знаменной нотации.
Нек-рые из знаков альтернативной П. н. имеют особое начертание, редко или почти не встречающееся в знаменной нотации: голубчик с 2 очками (как голубчик светлый в П. н.), дербица с очком (передает тот же восходящий 4-звучный оборот, что и обычная дербица, но последние 2 звука имеют половинные длительности), стрела полукрыжная без верхнего очка и с 2 очками (иногда встречается в столповых рукописях XVI-XVII вв., но не так часто, как в альтернативной П. н.), стрела мрачная с облачком и подчашием (теоретически допустимое с т. зр. комбинаторных принципов знаменной нотации, но в столповых рукописях встречающееся очень редко - одно из частых начертаний в альтернативной П. н.), крюк с сорочьей ножкой (обычно ставится на центральной части основной диагональной линии этого знака). Мелодическое значение разных видов стрелы полукрыжной в целом основано на значении столпового знака.
Нек-рые знаки, вполне привычные для столповой нотации, имеют необычное мелодическое значение. Напр., запятая с крыжем фактически является сочетанием запятой (в значении целой длительности) и крыжа, к-рый переносит часть этого звука (четвертную длительность) на ступень вниз. Сложные значения знамени «два в челну» происходят из первоначального удлинения столпового распева этого знамени вдвое. Переводка имеет значение восходящего оборота в 3 или 4 звука, как и в обычной П. н., что является практически единственным примером явного совпадения словарей 2 нотаций.
Стопица с очком и запятая в альтернативной П. н. активно используются в качестве дополнительного обозначения до или после основного знака, добавляющего нисходящее или качающееся движение мелодии. В этом случае длительности сокращаются: запятая исполняется за половинную длительность, стопица с очком - за 2 четвертные.
Особые дополнительные обозначения П. н.- «рог» и «крыж в носе», используемые для фиксации относительной звуковысотности,- не употребляются в альтернативной П. н.
Пересечений между словарями знаков обычной и альтернативной П. н. слишком мало, чтобы можно было говорить о к.-л. взаимовлиянии. По всей видимости, обычная П. н. почти не повлияла на альтернативную П. н., к-рая сложилась на 1-2 десятилетия раньше (в 50-х гг. XVI в.). Причины совпадения значения переводки пока неясны, но можно предположить, что передача с помощью переводки восходящего оборота в 3-4 звука могла появиться до создания П. н. И наоборот, к.-л. специфические особенности альтернативной П. н. не появляются в обычной П. н., за исключением редкого употребления палки воздернутой в значении качающегося мелодического оборота в нек-рых одноголосных путевых рукописях посл. трети XVI - 1-й пол. XVII в.
Еще один вид альтернативной П. н. зафиксирован в упомянутом выше списке РГБ. Троиц. № 425, в евангельских стихирах с 1-й по 4-ю. Это архаичный вид нотации, к-рый в основном является записью путевого распева средствами знаменной нотации, но с добавлением ряда специфических знаков.