[Древнеевр. ], общее обозначение священнослужителей Израиля древнего . Для совокупности книг ВЗ невозможно дать единообразное определение Л. В исторических и пророческих (допленного периода и эпохи плена) книгах ВЗ Л.- это потомственные священнослужители; их отношение к Левию, 3-му сыну Иакова (см. также ст. Колена Израилевы), оценивается неоднозначно (ср.: Суд 17. 7; 3 Цар 12. 31). Л. здесь не противопоставляются священникам ( ). В Пятикнижии Моисеевом, книгах Паралипоменон и в 3-й части Книги прор. Исаии (единственном пророческом тексте послепленного периода, в котором используется термин «левиты») Л.- это все представители колена Левия, не являющиеся священниками. Последние противопоставляются Л. как потомки одного рода в колене Л.- рода Аарона. Функциональное различие священников и Л. подчеркивается неоднократно. Если священники были ответственны гл. обр. за совершение жертвоприношений и должны были выносить решение в вопросе о ритуальной чистоте или нечистоте, то на Л. лежала задача выполнения второстепенных храмовых работ. Соответственно при описании Л. как социально-религ. института в древнем Израиле целесообразно проводить различие между 2 данными текстовыми корпусами в составе ВЗ.
Самое раннее историческое свидетельство разделения функций священников и Л., к-рое при имеющихся источниках следует считать terminus post quem для данного события, относится к Книге прор. Иезекииля. Порицая Л. допленной эпохи за то, что они совершали служение перед идолами для израильтян, прор. Иезекииль объявляет, что они должны искупить свою вину, исполняя низшие работы при святилище: «Довольно вам, дом Израилев... вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь... Вы не исполняли стражи у святынь Моих, а ставили вместо себя их для стражи в Моем святилище… и левиты, которые удалились от Меня во время отступничества Израилева, которые, оставив Меня, блуждали вслед идолов своих, понесут наказание за вину свою. Они будут служить во святилище Моем, как сторожа у ворот храма и прислужники у храма; они будут закалать для народа всесожжение и другие жертвы и будут стоять пред ними для служения им. За то, что они служили им пред идолами их и были для дома Израилева соблазном к нечестию, Я поднял на них руку Мою, говорит Господь Бог, и они понесут наказание за вину свою; они не будут приближаться ко Мне, чтобы священнодействовать предо Мною и приступать ко всем святыням Моим, к Святому Святых, но будут нести на себе бесславие свое и мерзости свои, какие делали. Сделаю их стражами храма для всех служб его и для всего, что производится в нем» (Иез 44. 6-14). Привилегия совершения жертвоприношений и воскурения ладана дается потомкам первосвященника Садока - за то, что они всегда сохраняли лояльность к Иерусалимскому храму. Из текста (Иез 44. 13-14) следует, что прор. Иезекииль не считал функциональное разделение священников и Л. изначальным. Напротив, оно не существовало на протяжении истории Первого храма и его установление мыслится как наказание Л. за то, что они служили идолам. Речь не идет о том, что Л. оставили свое служение в Иерусалимском храме: в вину всему народу, а не только Л. вменяется использование труда наемников-язычников. Показателен стих Иез 44. 13, в к-ром говорится о том, что Л. не смогут «приближаться» к Богу (подразумевается доступ к сакральным предметам святилища) для того, чтобы служить в качестве священников ( по синодальному переводу - «священнодействовать»). Данные слова подразумевают, что ранее у Л. была такая возможность. Наиболее простое объяснение распределения обязанностей при храме между потомками Садока и Л. заключается в том, что первые несли служение в Иерусалимском храме как в центральном святилище, а вторые - в местных святилищах на территории древнего Израиля со своими особенностями культа, к-рые прор. Иезекииль отвергает как нелегитимные (Велльгаузен. 1909. С. 103-108). В 3 Цар 3. 3-4 говорится о существовании высот, на которых приносились жертвы Яхве (указание на «великую высоту» ( ) в Гаваоне, на к-рой Соломон вознес Богу тысячу всесожжений и жертв, конкретизировано в синодальном переводе, где идет речь о «главном жертвеннике»), при этом ничего не сказано о том, что они были уничтожены царем Соломоном по завершении строительства Иерусалимского храма; об уничтожении этих высот упоминается только в связи с религ. реформой царя Иосии незадолго до Вавилонского плена.
В исторической лит-ре допленного периода также содержатся указания на то, что Л. не противопоставляются священникам (неоднократно употребляется выражение «священники-левиты» - Нав 8. 33 ( по синодальному переводу - «священники [и] левиты»), Иер 33. 18 ( ), Иер 33. 21 ( ); тот факт, что предлог и частица не повторяются перед 2-м словом в приведенных фразах, указывает на статус 2-го слова как грамматического приложения, поэтому понять эти фразы как перечисления невозможно), равно как и на то, что в роли Л. могли выступать представители различных колен. Так, Самуил, живший при скинии, носивший левитский льняной ефод (1 Цар 2. 18) и даже спавший близ ковчега завета (1 Цар 3. 3; по всей видимости, чтобы охранять его), происходил из колена Ефремова (см.: 1 Цар 1. 1); сыновья Давида, назначенные священниками ( - «а сыновья Давида были священниками» (2 Цар 8. 18); в переводах, начиная с таргума Ионафана, слово - «священники» традиционно передается иносказательно: - «вельможи» в таргуме, «первые при дворе» в синодальном переводе и т. д., чтобы избежать очевидного противоречия с Пятикнижием), принадлежали к колену Иуды; в Книге Судей Израилевых упоминается странствующий левит из колена Иуды («Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена ( ) Иудина, левит, тогда жил там» - Суд 17. 7; слово - «семья, клан» указывает именно на родственную связь, а не на территорию). Это отсутствие жестких границ, выделявших Л. в качестве священного сословия, подтверждается многочисленными указаниями на совершение жертвоприношений светскими лицами (1 Цар 6. 14; 14. 34-35; 3 Цар 3. 4; 8. 62-64) и на возможность их доступа в святилище. Так, Анна молилась «пред Господом», т. е. в непосредственной близости от ковчега завета (данные слова имеются в Септуагинте (1 Цар 2. 9), но отсутствуют в МТ, несмотря на то что без них текст теряет связность) (Велльгаузен. 1909. С. 108-119).
Установление Л. как особой категории израильтян, выполняющей сакральные функции, связывается в Пятикнижии с их религ. ревностью, проявленной в ответ на призыв Моисея наказать израильтян, совершивших служение золотому тельцу: «Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень,- [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение» (Исх 32. 25-29). Именно в этом контексте впервые в Пятикнижии Л. упоминаются как колено, имеющее сакральный статус, хотя об их обрядовых функциях еще ничего не говорится. При следующем упоминании, в Исх 38. 21, Л. предстают уже служителями при строящейся скинии.
Посвящение Л. описано в Числ 8. Посвящению предшествовало очищение: Л. окропляли очистительной водой, а сами они должны были сбрить все волосы на теле и омыть свою одежду. На церемонию посвящения созывалась вся община ( ). Израильтяне возлагали свои руки на головы Л. в подтверждение того, что они посвящаются «пред Господом от сынов Израилевых». Затем следовал обряд, названный в кн. Числа букв. - «взмахивание». Трудность интерпретации этого обряда побудила создателей синодального перевода передать его общим понятием «посвящение» (Числ 8. 11). По мнению Ю. Велльгаузена, речь идет о движении, имитирующем прыжок в жертвенное пламя: так выражалось представление о том, что Л. были «начатком» от всех израильтян, и, хотя они не могли быть принесены в жертву в прямом смысле этого слова, вся последующая жизнь Л. была подчинена их особому, сакральному, статусу. Далее Л. возлагали руки на 2 быков, которых приносили в жертву всесожжения и в жертву за грех (Числ 8. 12). В Числ 8. 8 упоминается также хлебное приношение ( ), к-рое Л. должны взять для своего посвящения. В Числ 8. 12 оно называется среди др. совершённых жертвоприношений, однако очевидно, что «хлебное приношение» совершалось вместе со всесожжением и с жертвой за грех, подобно тому как во многих местах ВЗ оно фигурирует как сопровождающий жертву ритуал (3 Цар 8. 64; Иер 17. 26).
Обязанности Л. подробно описаны в 3-й главе кн. Числа. Л. подчинены Аарону и его сыновьям (Числ 3. 6, 9, см. также: Числ 3. 32; 8. 22), которые являются прототипом всех первосвященников и священников соответственно. Л. должны нести стражу при скинии (Числ 3; 7), которую воспринимают как прототип храма, на них лежит ответственность за всю храмовую утварь (Числ 3; 8). В кн. Числа приведен подробный список вещей, принадлежавших скинии, к-рые были распределены между 3 группами Л., происхождение которых возводится к сыновьям Левия Гирсону, Каафе и Мерари (Числ 3. 17-37). Л. приступали к работе при скинии в возрасте 25 лет и освобождались от нее в возрасте 50 лет, когда могли оказывать помощь в несении стражи при скинии, но не должны были заниматься физическим трудом (Числ 8. 24-26). В кн. Левит, несмотря на ее название в Септуагинте и христ. традиции, собственно Л. уделяется мало внимания: ее предписания обращены преимущественно к священникам и первосвященнику.
Подробный перечень обязанностей Л. содержится в 1-й книге Паралипоменон. В ней сообщается о том, как царь Давид, завещавший своему сыну Соломону построить Иерусалимский храм (1 Пар 22. 6-19), распределил семейства Л. по чередам. Как и в кн. Числа, распределение обязанностей Л. поставлено в соответствие с 3 сыновьями Левия (1 Пар 23. 6). Согласно 1 Пар 23. 3-5, из 38 тыс. Л. при Давиде 24 тыс. выполняли храмовые работы, 6 тыс. исполняли обязанности писцов и судей, 4 тыс. служили привратниками и 4 тыс. были музыкантами. Тщательному описанию обязанностей каждой из этих категорий Л. посвящены 25-я и 26-я главы 1-й книги Паралипоменон.
В отличие от представителей др. колен Израилевых Л. не имели собственного удела. Они должны были жить в городах, выделенных на территории всех колен, и пользоваться прилегающими к ним полями (размер полей, строго фиксированный, был равен 2 тыс. локтей во всех направлениях). В общей сложности Л. было выделено 48 городов (Числ 35. 1-8), 6 из них являлись городами для убежища, в к-рых должны были скрываться от кровной мести те, кто совершили убийство неумышленно (см.: Числ 35. 13-32).
Принципиальное различие между священниками и Л., которое проводит Священнический кодекс, получило выражение в постановлении о 2 десятинах (Числ 18. 21-32). Первую десятину отдавали Л. израильтяне, она должна была служить источником их содержания: «...сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ 18. 21). Предписание о выплате десятины Л. связано с тем обстоятельством, что они не имели собственного удела в земле обетованной: «...среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» (Числ 18. 23-24). Десятина как источник содержания отличала Л. от священников, к-рым полагались доли от жертвоприношений, выкуп за первенцев и все первородное от скота (см.: Числ 18. 8-19). Кроме того, Л. сами должны были выплачивать 2-ю десятину в пользу священников. Это действие имело целью очистить приношения, получаемые Л., подобно тому как выплата десятины израильтянами предназначалась для очищения собранного ими урожая (Числ 18. 26-32).