(Киево-Синайский, Греческий), находился в Киеве, на территории совр. Подольского р-на. Основан в 1748 г.
В 30-х гг. XVIII в. группа монахов из Екатерины вмц. мон-ря на Синае во главе с иером. Евгением (Ɨ ок. 1752), а также купец Стаматис Николаев с греч. общиной Киева пытались получить разрешение на строительство греч. храма на территории Подола. В янв. 1733 г. архиеп. Киевский Рафаил (Заборовский) намеревался передать синайским монахам бывш. Петропавловский мон-рь на Подоле с богатыми имениями и подворьями «для жития и пристанища приходящих из стран греческих и ради научения других желающих греческого языка школу». Но мещане Подола, а также прихожане Петропавловской ц. воспротивились этому. 25 окт. 1733 г. Гос. коллегия иностранных дел предписала гетману Д. П. Апостолу осведомиться, можно ли вселить греч. монахов в Петропавловский мон-рь, но, получив отрицательный ответ Киевского магистрата, решили греч. обитель не учреждать (Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 29).
В 1736 г. в Киев с Синая опять прибыл иером. Евгений, уполномоченный Синайского архим. Кирилла, с др. группой греч. монахов. У иером. Евгения была репутация «изворотливого», «умного в практическом отношении и энергичного человека» (Петров. 1896. С. 90, 91). По его инициативе от имени 19 греков, проживавших в Киеве, в 1736 и 1737 гг. направлялись ходатайства в Синод о выделении для киевских греков земельного участка для устройства церкви и школы; свою землю и дом был готов пожертвовать для этих целей греч. купец Николаев. Решение вопроса затянулось из-за отрицательного отношения Киевского магистрата, но митр. Рафаил (Заборовский) в донесении Синоду от 7 марта 1738 г. указывал, что никаких препятствий не имеется, а магистрат противится «доброму делу» ради «партикулярной выгоды», и поэтому следует уважить ходатайство киевских греков. 16 сент. 1738 г. Синод разрешил строительство на Подоле греч. приходской ц. во имя вмц. Екатерины, но при условии, что она будет подчиняться Киевскому митрополиту (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 133. Д. 42).
С кон. 1736 г. при деревянном особняке купца Николаева действовал временный храм-часовня, к-рый в 1738 г. был официально зарегистрирован Синодом как греч. Екатерининский приход для синайских монахов. В 1739-1741 гг. при участии игум. Евгения была построена и 12 авг. 1741 г. освящена каменная Екатерининская ц. После пожара (июль 1742) храм был вновь освящен 3 авг. 1742 г. В том же году греч. община подала на имя Киевского митр. Рафаила прошение, «дабы им, грекам, на Подоле жительствующим по разным приходским парохиям, такожде и приежжающим грекам к новопостроенной на Подоле греческой церкви на богомолие ходить и всякие християнские требы от оной церкви игумена либо тамошнего священника получать». Митрополит удовлетворил эту просьбу, но, по уверению греков, настоятели соседних приходов продолжали препятствовать им, поэтому аналогичные прошения были поданы и в 1743-1744 гг.
С 1744 г. Синайский архиеп. Никифор и игум. Евгений ходатайствовали о предоставлении киевской ц. вмц. Екатерины, при которой уже проживала небольшая монашеская община, статуса самостоятельного мон-ря, напрямую подчиненного Синаю. 2 июня 1748 г. архиеп. Синайской горы Константин I, сообщая в Синод о своем вступлении на архиепископскую кафедру, напомнил и о последней воле своего предшественника, архиеп. Никифора: «Да получим совершенное чрез императорскую грамоту утверждение на монастырец наш сущий в Киеве, святой великомученицы девы Екатерины, предписанный (к Синайской горе), по бывшем изначала благословенном изволении» (Бабару. 2012). С дек. 1747 г. по благословению киево-печерского архим. (впосл. митрополита Киевского) Тимофея (Щербацкого) игум. Евгений обращался в Синод для решения вопроса о преобразовании Екатерининского прихода в мон-рь. В его прошениях отмечалось, что мон-рь вмц. Екатерины основывался с целью преподавания киевским грекам треб и погребения умерших, а также для временного пребывания здесь греч. священнослужителей и монашествующих.
8 марта 1748 г. Синод заслушал доношение покойного митр. Киевского Рафаила. В нем содержались перевод письма архиепископа Синайской горы Никифора к митр. Рафаилу и прошение игум. Евгения о преобразовании киевского греч. прихода в Киеве в мон-рь. В тот же день Екатерининская ц. была обращена в Екатерининский греч. муж. мон-рь с полным подчинением мон-рю вмц. Екатерины на Синайской горе (Иерусалимский Патриархат) (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 147. Д. 17). С 1748 г. К. м. часто именовали «Греческим подворьем». Во 2-й пол. 50-х гг. XVIII в. в нем проживало 4 насельника. По штатам 1764 г. К. м. был причислен ко 2-му классу с 16 штатными служителями. В 1770 г. в обители проживало 4 насельника, в 1775 г.- 3, в 1776 г.- 2, в 1783 г.- 3 насельника (2 иеромонаха и иеродиакон), в воскресные дни богослужения совершались на греч. языке.
К 1785 г. на территории К. м. были выстроены 3-купольная Екатерининская ц., 8 деревянных братских келий, гостиничные кельи на кирпичном фундаменте, деревянная ограда. Возможно, одно из келейных помещений было построено во 2-й пол. XVIII в. известным архит. И. Г. Григоровичем-Барским. 9 дек. 1785 г. Киевский митр. Самуил (Миславский) разрешил игум. Иакову в течение года собирать милостыню для ремонта построек с обязательством вписывать имена жертвователей в «шнурозапечатанную» книгу, выданную Духовной консисторией.
Насельником К. м. был обучавшийся в 1790-1794 гг. в Киево-Могилянской академии иеродиак. (впосл. патриарх К-польский) Констанций I. В нач. 1796 г. он был вызван в К-поль, рукоположен во иеромонаха, назначен архимандритом К. м. и оставался в этой должности до 1804 г. Он «успел усилить и упрочить монастырские доходы в пользу Синайской обители» и привел мон-рь «в лучшее устройство, внешнее и внутреннее» (К. З. Воспоминания очевидца о великом Патриархе Константии // Странник. 1860. Июнь. С. 249). «Константий был человек очень ученый и образованный... отличался кротким нравом и был исполнен многих добродетелей» (Соколов. 1901. С. 72). Вероятно, некоторое время в К. м. скрывался осужденный в 1751 г. бывш. игумен Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Иоанн (Ястрембский). Среди проживавших в обители гостей был серб. иером. Захария (Алексеев), в 1751 г. прибывший в Киев для обучения иконописи. Ок. 5 лет в К. м. прожил архим. Порфирий I (Павлидис), буд. Синайский архиепископ, отличавшийся «выдающимся умом, энергией и дипломатическим тактом» (История Христианской церкви. 1901. С. 333).
Статус архимандритии мон-рь получил 10 апр. 1786 г. и именным имп. указом 15 марта 1787 г. переведен на территорию упраздненного киевского Петропавловского муж. мон-ря. Тем же указом предписывалось «оставить тому монастырю в подворье и нынешний дом, им занимаемый, с церковью; в прочем сему греческому мон-рю быть на том основании, как Московский Греческий Николаевский мон-рь состоит; следственно, отчета в деньгах от него не требовать, и остатки оных от годового содержания оставить в пользу его в милостинное подаяние православным монастырям в варварских местах, от коих сей находится так сказать отделенным» (Там же. Оп. 182. Д. 33). Благодаря такому статусу К. м. получил возможность регулярно направлять в синайский Екатерининский мон-рь пособия и пожертвования. В частности, из Киева в Синайский мон-рь поступали иконы и утварь, созданные гл. обр. в художественных мастерских Киево-Печерской лавры (Порфирий (Успенский). Синайский полуостров. 1848. С. 169; он же. Первое путешествие. 1856. С. 152-153).
С 1787 г. братия во главе с игум. Иаковом проживала в просторном келейном корпусе Петропавловского мон-ря, а храм вмц. Екатерины с прицерковной усадьбой был объявлен «двором» (подворьем), при к-ром насчитывалось 8 келий, а к 1811 г. существовала домовая теплая ц. свт. Спиридона Тримифунтского. 19 дек. 1797 г. имп. указом мон-рю было предоставлено право на 30 дес. городских «сеножатей». В 1787 г. к обители был приписан скит прп. Симеона Столпника в с. Петропавловская Борщаговка Киевского у. (к 1811 Симеоновский храм стал приходским, но во владении К. м. осталось подворье с сельскохозяйственными угодьями, постоялым двором, водяной мельницей и прудом). С 1787 по 1826 г. обитель официально именовалась Греческим Петропавловским мон-рем.
В нач. 1811 г. при настоятеле (1804-1816) архим. Мисаиле в К. м. имелось 2 церкви: соборная апостолов Петра и Павла с 2 приделами, Захариево-Елисаветинским и Алексиевским, и небольшая церковь-колокольня с престолом вмц. Екатерины (Бабару. 2012).
9 июля 1811 г. на Подоле был сильный пожар, во время к-рого сгорели почти все здания бывш. Петропавловского мон-ря и деревянные постройки Екатерининского подворья, в т. ч. монашеский корпус с 8 кельями и домовой ц. свт. Спиридона, конюшенный двор. Уцелели лишь каменная трапезная и Екатерининская ц. с металлическими дверями и ставнями. По свидетельству очевидцев, монастырский храм не пострадал лишь потому, что настоятель не открыл мощные двери бежавшим с вещами погорельцам. Комиссия, созданная после пожара для восстановления Подольской части города, разделила землю К. м. между частными лицами, причем от обители было отчуждено более 400 кв. саж. земли, за пределами монастырских владений оказались также и 2 монастырских каменных погреба.
В 1826 г. территория бывш. Петропавловского мон-ря была отдана Киевским магистратом под строительство зданий Киевской семинарии. Т. о., в 1826-1828 гг. немногочисленная братия К. м. вернулась на монастырский двор при ц. вмц. Екатерины близ Ярмарочной пл. В 1826 г. в Екатерининском храме служили настоятель архим. Неофит, свящ. Василий Капитанский, диак. Стефан Ковровский, послушник Василий Матковский, в 1834 г.- настоятель архим. Кирилл, свящ. Феодор Белячевский (Белошицкий?), диак. Иоанн и неск. служителей.
22 апр. 1834 г. на территории Подола вновь был пожар, уничтоживший большую часть каменного келейного корпуса, 4 деревянные келии, 13 деревянных монастырских лавок. 22 февр. 1836 г. митр. Киевскому и Галицкому Евгению (Болховитинову) были направлены планы строительства новых сооружений обители. 20 дек. 1842 г. архиеп. Синайский Констанций сообщил А. Н. Муравьёву, что мон-рь «исключен из штата и уничтожен»: «Сия неожидаемая весть жестоко поразила меня, всегда преданного к России и сей ради приверженности низложенного с патриаршего престола» (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 11-11 об.). Но уже в февр. 1843 г. было получено известие, что «собственная обитель горы Синайской останется непоколебимою на горах Киевских, залогом единоверия обеих Православных Церквей, Греческой и Российской» (Там же. Картон 3. Ед. хр. 18. Л. 17-17 об.). В апр. 1850 г. Муравьёв посетил К. м., беседовал с архиеп. Констанцием, к-рому советовал «поместить там несколько братий, если будут на то средства, и представить, куда следует, прошение о пособии», выражая надежду, что «быть может, принята будет во внимание просьба маститого старца, уважаемого на Севере, как и на Востоке» (Там же. Л. 33).
В 1852-1853 гг., при архим. Хрисанфе, обитель вела судебный процесс с Киевским магистратом о возвращении земельных владений (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 876. Д. 68), следствием которого стало то, что в кон. 1853 г. до архиепископа Горы Синайской дошли слухи о «вредных будто бы действиях по управлению Киево-Греческим монастырем архимандрита Хрисанфа», и архиеп. Констанций обратился в Синод с просьбой удалить архимандрита от управления. Однако митр. Киевский свт. Филарет (Амфитеатров) на запрос Синода сообщал, что архим. Хрисанф «действиями своими принес монастырю пользу» (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 57 об.). Подозрения архиеп. Констанция относительно киевского настоятеля, вероятно, не имели оснований, поскольку за время его управления мон-рь был значительно перестроен. По проекту киевского епархиального архит. П. И. Спарро в 1848-1850 гг. возведены братские кельи, в 1852-1853 гг. сооружена 2-ярусная колокольня, в янв. 1853 г. К. м. получил разрешение на устройство магазина, в апр. 1856 г. поставлена новая ограда, в сент. того же года закончен ремонт печей в настоятельских и братских кельях; оштукатурены и побелены все корпуса и ограждения, отремонтирована Екатерининская ц.
После начала Крымской войны переписка была прервана и возобновилась лишь в 1857 г. Тем временем архим. Хрисанф обратился к Киевскому митр. Филарету с просьбой принять его в один из рус. мон-рей. 2 сент. 1856 г. митрополит в донесении в Синод сообщал, «что Хрисанф, по прибытии на его место другого настоятеля, может быть определен в какой-либо русский монастырь и что он уже при восшествии на престол Государя Императора выполнил установленную присягу» (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 57 об.).
В кон. 1856 г. новым настоятелем К. м. был назначен архим. Кирилл, вызванный из Синайской обители вмц. Екатерины. 15 июля 1857 г. Синод заявил, что «не встречает препятствия к дозволению приехать в Россию для управления Киево-Греческим монастырем архимандриту Кириллу с диаконом Порфирием... с присовокуплением, что об архимандрите Хрисанфе будет сделано особое распоряжение по получении ожидаемых о нем отзывов от Патриарха Константия и Киевского митрополита» (Там же. Л. 43, 56-56 об.).
В 1878 г. настоятель архим. Мелетий испросил у Киевской духовной консистории и Киевской городской управы дозволение построить каменный дом для сдачи его в аренду лавочникам. На 27 авг. 1885 г. было составлено более полное описание монастырской усадьбы, в которой под застройкой находилось 371 кв. саж., сад занимал 50 кв. саж., двор - 379 кв. саж. В перечне зданий К. м. названы 2 кирпичные церкви - соборная вмц. Екатерины и деревянная св. Мелетия, флигель для братии, ризница, деревянные конюшни и сараи (Бабару. 2012). К 1902 г. была пристроена каменная ц. св. Филарета Милостивого, связавшая колокольню с Екатерининским храмом. Для сдачи в аренду в 1906 г. на средства К. м. на Александрийской пл. был построен монастырский доходный дом, в 1912-1913 гг. на месте примыкавшего к обители каменного дома (1878) возведен 6-этажный доходный дом (архит. Л. Эйснер). В 1914-1915 гг. возведены новая колокольня (архит. Эйснер), келейные корпуса (архит. Ф. И. Лидваль).
29 июля 1858 г., в день памяти апостолов Петра и Павла, в К. м. был рукоположен во иерея мон. прп. Иона (Мирошниченко). С авг. 1892 по сент. 1901 г. в мон-ре подвизался иером. Амфилохий (Щур; в схиме Алексий; Ɨ 1932). В 1914 г. в братии состояло 10 чел., в т. ч. назначенный в 1903 г. настоятелем архим. Амфилохий (Аргиракис), иеромонахи Пантелеимон и Николай, иеродиакон, 6 послушников. К. м. получал из казны 746 р. 81 к.
В 1919 г. большевистские власти реквизировали доходные дома К. м. на Подоле и торговые палатки на Ярмарочной (ныне Контрактовой) пл., лишив обитель основной статьи доходов - сдачи в аренду недвижимости. В 1920 г. настоятель архим. Амфилохий обратился к Киевскому епархиальному совету с предложением перевести рус. иноков в Киево-Братский в честь Богоявления муж. мон-рь ввиду недостаточности средств на содержание всех насельников (ГА Киевской обл. Ф. Р-4752. Оп. 6. Д. 259). Вероятно, его просьба не была удовлетворена.
К нач. 1926 г. монашеская община была изгнана с территории К. м., судьба насельников во главе с архим. Амфилохием неизвестна. В монастырских зданиях был открыт Всеукраинский торговый музей. Екатерининский храм обращен в приходский, до 1928 г. в нем служил иером. Николай (Завертайло), старостой храма был представитель общины киевских греков Д. Колумбис. В 1928 г. решением президиума Киевского окружного исполнительного комитета все здания К. м. были переданы в ведение коммунального хозяйства, а общину сняли с регистрации. Екатерининский храм с примыкавшей ц. св. Филарета Милостивого в 1929 г. снесли под предлогом «аварийного» состояния здания (были незначительные трещины); тогда же разобрали верхние ярусы колокольни.
В апр. 1927 г. сотрудник Киевского Лаврского музея культов и быта П. Попов обнаружил в здании колокольни 181 том старопечатных книг из монастырской б-ки, к-рая к тому времени была частично разграблена. По его требованию 15 апр. 1927 г. была произведена опись всего имущества обители, удалось выявить 4 «старинные» иконы. Киевский окрисполком изъял коллекцию книг, а также неск. рукописей и икон, все эти ценности были перевезены в Киевский Лаврский музей культа и быта (НКПИКЗ). К 2013 г. часть рукописей находится в Центральном гос. историческом архиве Украины. В Киево-Печерском музее-заповеднике оказалась, вероятно уже после окончательного закрытия прихода, и храмовая икона вмц. Екатерины (1612) работы Иеремии Синаита. Др. реликвия - икона имп. Юстиниана I (основателя Синайского мон-ря) хранится в Национальном художественном музее Украины. Др. почитаемые святыни К. м., вероятно, утрачены. Среди них - Тихвинская икона Божией Матери в серебряной ризе (пожертвована игум. Евгению полковником гусарского серб. полка С. Витковичем (Вактовичем?) ок. 1740-1744), находившаяся в соборном иконостасе с правой стороны, и икона свт. Николая Чудотворца «древнего письма», оправленная в серебро.
5 июля 1995 г. решением Кабинета министров Украины бывш. монастырский комплекс, по формулировке постановления - «ансамбль доходных домов», был передан в ведение Управления Национального банка Украины по Киеву и Киевской обл. как коммунальная собственность.
В кон. 1995 г. была образована община правосл. греков Киева - «Греческий приход вмц. Екатерины Украинской Православной Церкви», получившая регистрацию 16 февр. 1996 г. Настоятелем и старостой прихода стал архим. Никодим (Замборский-Карафа). Ему от архиеп. Дамиана (Самардзиса), предстоятеля Синайской Автономной Православной Церкви Иерусалимского Патриархата, были переданы специальные полномочия, касающиеся устроения в Киеве подворья Синайской архиепископии. В 1995-1997 гг. на гос. средства были восстановлены келейный корпус, ошибочно именовавшийся в лит-ре как «доходный дом», и колокольня.
В июле 1999 г. между греч. приходом и Управлением НБУ по г. Киеву и Киевской обл. был подписан договор, согласно к-рому приход получил в бесплатное пользование «храмовое помещение» на 1-м ярусе колокольни и комнату для размещения церковной канцелярии. Первый молебен состоялся на престольный праздник, 7 дек. 1999 г., первая литургия - на Рождество Христово, 7 янв. 2000 г. Однако в 2001 г. руководство киевского Управления НБУ запретило совершение богослужений во временно оборудованном храме. Екатерининская община, которую с 2000 г. возглавлял свящ. Петр Зуев, по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) совершала богослужение перед закрытым храмом, а впосл. располагалась в арендуемых помещениях на Подоле и в Липском пер. В 2006 г. община устроила домовую церковь в помещении Центра богословских исследований (ул. Полупанова, 10), в к-ром также разместилась экспозиция Музея новомучеников и исповедников Российских. 2 апр. 2006 г. здесь была совершена 1-я литургия.