(† 22.03.1663, Вологда), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский и Белозерский. Происхождение и мирское имя М. неизвестны. В нач. 30-х гг. XVII в. М. был иноком Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря. В 1634-1635 гг.- в вологодской службе мон-ря под началом старца Илариона, впосл. создавшего Сказание о чудесах игумена Соловецкого мон-ря прп. Иринарха. В Сказании со ссылкой на рассказ самого М. сообщается, что у него было видение, в котором прп. Иринарх взял посох у действующего соловецкого игум. Варфоломея и «даде ему (М.- И. У.)… и благослови его рукою» (Панченко. 2010. С. 573). В 1640 г. М. стал игуменом Соловецкого мон-ря. Спустя 3 года, в мае 1643 г., прп. Иринарх явился монастырскому труднику Ивану. Преподобный велел сказать игумену, что «старцы живут неподобно и будет им Божие наказание» - сильный снегопад и мороз. М. сам расспросил о явлении очевидца и по наказу прп. Иринарха организовал крестный ход и молебны.
В игуменство М. в Соловецком мон-ре была возведена каменная Портная палата («швальня») с 2 нижними жилыми этажами. В 1643 г. в Вологде М. построил (в т. ч. на личные вложения) 1-е каменное подворье мон-ря.
М. активно участвовал в общецерковных и гос. делах. В 1642 г. он был на церковном Соборе, на к-ром избрали патриарха, там он в первый раз стал одним из кандидатов на Патриаршество.
16 янв. 1645 г. М. был поставлен архиепископом Вологодским и Великопермским, хиротонию возглавил патриарх Иосиф (Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т. 2. Стб. 748). После учреждения Вятской епархии в 1657 г. к ней отошли Пермь и ряд др. городов, а к Вологодской кафедре - Белозерский и Чарондский уезды. В связи с этим М. стал именоваться архиепископом Вологодским и Белозерским.
28 сент. 1645 г. М. участвовал в чине венчания на царство Алексея Михайловича, в 1648-1649 гг. был участником Земского собора, его подпись стоит под Соборным уложением. 11 марта 1649 г. М. участвовал в поставлении на Новгородскую кафедру митр. Никона (буд. патриарха) (Макарий. История РЦ. Кн. 6. Т. 11. С. 613. Примеч. 103).
9 февр. 1651 г. М. был на Соборе, на к-ром обсуждался вопрос о введении единогласия. 6 июля 1652 г. вместе с Казанским митр. Корнилием, архимандритами и игуменами, боярином кн. А. Н. Трубецким и др. встречал в подмосковном с. Воздвиженском Новгородского митр. Никона с мощами св. митр. Филиппа II (Колычева) (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 320-321). М. участвовал в чине положения мощей святителя в Успенском соборе 17 июля 1652 г., в день памяти прп. Иринарха Соловецкого. В честь этого события М. на свои средства «устроил» в местном ряду иконостаса вологодского Софийского собора «против архиепископля места» икону свт. Филиппа, обложенную «серебром басманным; венец и цата серебряные, резные, позолочены» (Суворов. 1863. С. 15). На церковном Соборе в июле 1652 г. М. во 2-й раз был выдвинут кандидатом на Патриарший престол, участвовал в поставлении на Патриаршество Никона.
М. присутствовал на церковных Соборах: принявшем реформу об исправлении богослужебных книг и обрядов (1654); рассматривавшем вопрос об одобрении книги «Скрижаль»; принявшем решение об анафематствовании Иоанна Неронова и его единомышленников (1656). Хотя М. имел близкое знакомство с Нероновым, нет оснований утверждать, что он выступал против церковной реформы. Так, в июне 1653 г. Неронов в письме М. просил отправить в столицу его сына Петра, заболевшего в Вологде. А. С. Лавров предположил, что М. оказывал Неронову и близким ему людям из Москвы «поддержку в их начинаниях, когда они касались Вологодчины». В этих условиях Неронов начал активное строительство в Ломской Игнатиевой пуст. (Спасский мон-рь) на Саре (Лавров. 2009. С. 103). Автор «Винограда Российского» Симеон Денисов (см. Денисовы) также отметил, что М. «в своем граде никаковыя нужды, ниже гонения, ни насилия никакова о древлецерковном благочестии людем содела» (Каптерев. 1909. С. 492). Еще до начала реформы М. показал себя довольно строгим пастырем, блюстителем чистоты веры. Сохранилось немало свидетельств его нетерпимости к пьянству и другим злоупотреблениям в среде духовенства (см.: ААЭ. Т. 4. С. 485-486. № 325; Черкасова. 2012. С. 354-365 и др.). В 1649 г. М. установил жесткие требования к иконописцам и штрафы за их нарушение: «...иконы на Вологде в… иконном ряду выменивать и променивать письма добрых мастеров… а плохих мастеров иконников… не меняти, и в лавках… не держати… с собою на ярманки не возити» (Старая Вологда. 2004. С. 88-89. № 103). В 50-х гг. XVII в. М. исправно проводил все церковные реформы, предписанные Соборами и патриархом.
Бо́льшую часть 1660 г. М. также провел в Москве. С 16 февр. по 14 авг. проходил Собор, где решался вопрос об оставлении Патриаршего престола Никоном; в нем участвовал М. (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 109. № 27). По указанию Собора М. вместе с архиеп. Иларионом Рязанским и архиеп. Макарием Псковским, архимандритом чудовским Павлом и игуменом Александрова мон-ря Симоном подготовил выписку из правил св. апостолов и св. отцов с целью рассмотрения вопроса «об отшествии бывшего патриарха Никона» (Макарий. История РЦ. Кн. 7. Т. 12. С. 178). Собор принял решение о правомерности избрания нового патриарха.
Одновременно в марте-авг. 1660 г. проходили заседания по делу Суздальского архиеп. Стефана, обвиненного свящ. Никитой Добрыниным в нарушении церковных правил. Подписи М. стоят на 2 сохранившихся приговорах Собора по делу Стефана (ГИМ. Син. грам. № 1082, 1083). Еще в марте 1663 г., накануне кончины, М. готовил ответ на царский запрос по этому делу (РНБ. Ф. 532. № 4533).
М. был одним из наиболее активных епархиальных архиереев своего времени. В 1649 г., во время строительства соборной каменной церкви в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова монастыре, были открыты мощи прп. Кирилла Новоезерского. По царскому и патриаршему указам М. лично отправился в обитель для их освидетельствования. Сохранился дневник, который вел М. во время своего путешествия в Новоезерскую обитель (Вологодские ЕВ. 1865. № 22. Ч. неофиц. С. 860-861). М. выехал из Вологды 1 нояб., посетил Сямский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь и 7 нояб. был в Новоезерском мон-ре. В записке патриарху Иосифу он сообщил, что в присутствии старцев монастыря велел «с гроба… землю очистить и тот гроб роскрыти и мощей и одежд досмотря перенести в древяную церковь и устроить, покаместа новая каменная церковь совершится» (Там же. С. 858-860). 13 нояб., возвращаясь в Вологду, М. посетил Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь, в котором спустя несколько месяцев (10 июня 1650) по благословению М. часть мощей прп. Иоасафа Каменского была перенесена в гробницу у юж. ворот соборной ц. в честь Преображения Господня (ИРИ. Т. 4. С. 332). Сам М. на церемонии не присутствовал, поскольку в мае-июле 1650 г. совершал с царского разрешения путешествие по обету из Вологды в Усть-Вымь для поклонения мощам Пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы (Вологодские ЕВ. 1865. № 22. Ч. неофиц. С. 862). Н. И. Суворов связывал с этим путешествием постройку М. в 1649-1653 гг. над св. вратами Вологодского архиерейского дома ц. во имя Пермских святителей.
В окт. 1649 г. М. по царской грамоте «в соборной церкви, со всем освященным собором, и на посаде, и во всей своей архиепископии в городах и в уездах, и в монастырях, и по всем церквам, велел праздновать Пречистой Богородице, явлению чудотворной иконы Казанской» (ААЭ. Т. 4. С. 61. № 40).
Осенью 1654 г. до Вологды докатилась эпидемия чумы, уже охватившая другие регионы страны. 18 окт. 1654 г. жители Вологды «обыденно» (за один день) поставили деревянную ц. во имя Всемилостивого Спаса, «от того дни мор на Вологде престал бысть» (ПСРЛ. Т. 37. С. 177). Церковь освящал сам М. В память об этом событии установилась традиция совершения 18 окт. крестного хода из Софийского собора в Спасскую ц. (Суворов. 1860. С. 35-40). В своей обетной грамоте М. предписал священнику и диакону Спасской ц. «давать из софейских и ис своих архиепископлих житных анбаров хлебную ругу» навечно (Старая Вологда. 2004. С. 136-137. № 155).
Иждивением М. в 1657-1658 гг. был построен 1-й каменный 2-этажный архиерейский дом с кладовыми и погребами. В 1654-1659 гг. М. занимался строительством новой 8-гранной шатровой каменной колокольни вологодского Софийского собора (Суворов. 1863. С. 99, 127). В 1657 г. по челобитной М. был списан его долг в Костромской четверти (600 р.) в счет строительства новой крыши Софийского собора (Черкасова. 2012. С. 361).
В 1654 г. на пожертвованные царем Алексеем Михайловичем средства в вологодском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужском монастыре (Галактионова Знаменская пуст.) были построены каменные ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, колокольня и теплая трапезная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» над мощами прмч. Галактиона (взамен деревянной). В 1655 г. М. организовал крестный ход, впосл. ставший ежегодным, к мощам прмч. Галактиона с целью избавления города от затяжных дождей.
8 февр. 1650 г. к Вологодскому архиерейскому дому была приписана Княгинина пуст. (бывш. Капитонова), к-рую предстояло «построить софейскою домовою казной». Основанием послужило челобитье М., в котором он описывал плачевное состояние обители: «...попа черного нет… братья многие… помирают без даров и без покаяния… церкви стоят без пения впусте, и у тех де церквей кровли и паперти обвалились», а в запустении пустынь «тому десять лет» (АИ. Т. 4. С. 127-128. № 37).
Много внимания М. уделял и владениям кафедры. Так, 31 марта 1647 г. М. подтвердил у царя жалованную грамоту вологодскому Софийскому собору на Никольский мон-рь (Мокрой в честь свт. Николая Чудотворца пуст.) от 20 июля 1620 г. (Там же. Т. 3. С. 84. № 84). В дек. 1647 г. М. продал свой двор в Китай-городе в Москве патриарху Иосифу (Черкасова. 2012. С. 355). В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича в ведение архиерейского дома была передана Богословская Кохтышская пуст. (Там же. С. 328).
В 1658-1659 гг. произошел спор между Вятской и Вологодской епархиями по поводу принадлежности к одной из них г. Яренска с уездом, который патриархом был передан Вятской кафедре при ее учреждении. Причиной затруднений стал, по мнению Вятского еп. Александра, поступок патриаршего дьяка Ивана Калитина, который, «норовя вологодскому архиепископу… учинил выписку неправо» (Покровский. 1897. С. 301). Две челобитные еп. Александра заставили М. действовать в защиту интересов своей епархии - он обратился к царю с просьбой не отнимать у Вологодской епархии Яренский у. В 1659 г., согласно царскому указу, спорная территория отошла к Вологодской епархии. Спор возобновился в конце 60-х гг. XVII в., когда Вологодским архиепископом был Симон. В 1645-1652 гг. М. обращался к патриарху Иосифу с просьбой о размежевании границ с Ростовской митрополией. Одной из претензий М. была выдача перехожих грамот священникам в Вологодскую епархию Ростовским митр. Ионой (Черкасова. 2012. С. 354, 358).
М. часто делал вклады в вологодские мон-ри. Напр., в завещании его преемника архиеп. Симона упомянуты «понагия золотая в ней образ вырезан на кости Воплощение... что взята из Корнильева монастыря, а дача была Маркела архиепископа... да книга в десть Никонская чиновная, взята из Корнильева ж монастыря, а дал ея Маркел же архиепископ» (АЮБДР. Т. 3. Стб. 184. № 319). В РНБ в собрании бывш. б-ки Соловецкого мон-ря хранятся 6 книг с владельческими записями М.
Сохранилось 2 завещания М. Первое было написано в нояб. 1661 г., почти за полтора года до смерти, «часа ради смертного» (Вологодские ЕВ. 1865. № 22. Ч. неофиц. С. 865-872). В «Изустной росписи» имущества М. перечислены его иконы, книги, деньги, «рухлядь». Мн. вещи М. завещал соловецкому старцу Иосифу, иером. Александру, своим приказным людям, позаботился о вдове и дочери некоего Ивана Свищева. Дал указание сделать большие вклады келейными деньгами в Соловецкий и Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь.
Основную же часть «рухляди» М. наказывал «продать, а деньги роздать нищим», «денги мои келейные достальные серебряные, что за вкладами и за росходом в остатке будут, роздать все нищим же на погребенье, и в тюрмы, и в богаделни» (Там же. С. 872). За неделю до смерти, 15 марта 1663 г., М. призвал к себе близких людей духовного и светского звания и «приказал все в кельях пересмотреть налицо». Было составлено 2-е завещание М., при этом основные распоряжения остались прежними.
Незадолго до смерти М. послал гонца к царю за разрешением принять схиму. Дозволение было получено уже после кончины святителя, к-рый 19 марта, за 3 дня до смерти, принял схиму.
Отпевание М. 2 мая 1663 г. совершил Ростовский митр. Иона, после чего тело было переправлено на судне в Соловецкий мон-рь (очевидно, погребение в этой обители соответствовало предсмертной воле М.). По сообщению соловецкого архим. Варфоломея, они с братией 5 июня 1663 г. «вышед встретили на морской пристани и принесли в соборную церковь и надгробная над ним совершили и погребли в часовне, где опочивает чудотворец Герман. А от преставления его до того времени, как ныне привезен к нам в монастырь одиннадцать недель, а тело его ничим же рушимо и лице светло, дух же исходит от тела его добровонен» (Там же. С. 873).
М. канонизирован в лике святителей, точное время начала почитания неизвестно. В июле 2003 г. во время раскопок в ц. во имя прп. Германа Соловецкого произошло обретение мощей М., на к-рое ранее было получено благословение патриарха Алексия II (Буров. 2005. С. 84-86). 19 авг. 2003 г. мощи были перенесены в домовую ц. в честь Собора Соловецких святых. Вскоре были составлены тропарь и кондак святителю, в 2004 г. была создана служба М. и написана 1-я его икона. В 2007 г. мощи свт. М. были перенесены в Спасо-Преображенский собор, где хранились в алтаре на горнем месте, а в 2008 г. ковчег с мощами был перенесен в теплую ц. во имя свт. Филиппа Московского.
святителя складывалась в нач. XXI в. в связи с возобновлением его почитания после обретения в 2003 г. его св. мощей. Первая икона М. была написана в 2004 г. и в наст. время находится в ц. свт. Филиппа, митр. Московского, у ковчега с мощами М. Образ святителя на этой иконе стал основой для последующих его изображений. Если иметь в виду систему подобий, принятую в рус. иконописных подлинниках, облик М. напоминает образ сщмч. Власия Севастийского. Святитель представлен в преклонном возрасте, седым, длинные волосы лежат по плечам, узкая, клиновидная борода (на конце разделена на 3 прядки) опускается до середины груди. Облачен в крещатый саккос, с омофором, на голове митра. В левой руке - жезл (в виде посоха), правой благословляет. Поясная прямоличная фигура святителя показана на фоне бухты Благополучия и стоящего на ее берегу Соловецкого мон-ря, среди построек к-рого угадывается Спасо-Преображенский собор. Прямолично, по пояс, на сплошном золотом фоне святитель представлен на иконе, написанной в 2005 г. (Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря). Он облачен в крещатый саккос, с омофором, голова не покрыта; волосы, расчесанные на прямой пробор, спускаются волнистыми прядями на плечи.
На иконах Собора Соловецких святых образ М. соотнесен с образом свт. Филиппа, митр. Московского (иконы нач. XXI в. в Соловецком мон-ре и на его подворьях в Москве, С.-Петербурге и др.). Так, напр., на иконе «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев» (подворье Соловецкого мон-ря в Москве) Соловецкие святые предстоят иконе Преображения Господня; М. показан в рост в левой группе святых в 1-м ряду, между преподобными Германом и Зосимой Соловецкими, симметрично образу свт. Филиппа, митр. Московского, изображенного между преподобными Савватием Соловецким и Елеазаром Анзерским. М.- в крещатом саккосе, с омофором, в митре, в руках держит Евангелие. Одежды М. совершенно идентичны одеждам свт. Филиппа, что делает фигуру М. зеркальным отображением фигуры святителя и, т. о., ставит М. в один ряд с ним. Др. композицию имеет находящаяся там же икона Собора Соловецких чудотворцев, предстоящих Божией Матери «Одигитрия» в небесном сегменте и перед поклонным крестом. М.- в левой группе святых, 1-й во 2-м ряду, диагонально к свт. Филиппу, который изображен в той же группе в 1-м ряду.